Содержание

Что такое шрифты — их виды и классификация с примерами

Узнаете, что такое шрифты и каких видов они бывают. Разберем их классификацию и анатомию строения.

Покажу, какими лучше пользоваться, а какими нет.

Также будет много примеров того, как выглядят шрифты и чем они отличаются.

Содержание:

  • Что это такое
  • Характеристики
  • Типы
  • Шрифты для компьютера

Что такое шрифты

Шрифт является основным элементом типографики. Здесь часто возникает путаница. Потому что шрифтами люди называют, как сами шрифтовые файлы на компьютере, так и шрифтовые семейства, которые доступны в редакторах.

Шрифты для компьютера и печатных изданий

Шрифт — это некая совокупность знаков. То есть букв, цифр, символов, знаков препинания и так далее. Все они были спроектированы для совместного применения.

А то, что мы видим на своей рабочей странице правильно называть не шрифтом, а гарнитурой.

Гарнитура — это шрифт определенного рисунка. Или говоря иначе семейства шрифтов. На английском это определение называется «typeface». Что в переводе на русский — «лицо шрифта».

А вот комплект букв и знаков (то есть шрифтовой файл) — это физическое воплощение гарнитуры шрифта в компьютерных кодах.

Гарнитура шрифта на бумаге

По английски шрифтовой файл называется «font».

В общем, шрифт — это то, чем печатают.

В классической типографике это были металлические или деревянные буквы. А гарнитура, это то, что мы видим на бумаге или экране.

Хотя здесь сложно избежать путаницы. Потому что в графических редакторах меню шрифтов называется именно словом «font».

Это неправильно!

Ведь там отображаются не шрифтовые файлы, а их начертания. То есть семейства шрифтов или гарнитура.

Характеристики шрифта

Первое важное понятие, это базовая линия. Нетрудно заметить, что в строках текста, буквы расположены на невидимой линии.

У разных шрифтов высота положения этой линии может различаться.

Интерлиньяж и базовые линии шрифта

Базовая линия шрифта нужна чтобы управлять интерлиньяжем (межстрочным расстоянием).

Интерлиньяж выражается в пунктах. Он измеряется от базовой линии одной строки, до базовой линии следующей.

Единица измерения шрифта

Еще нужно сказать о системе измерения, которой пользуются в типографике.

Независимо от основных единиц измерения, которые приняты в стране (дюймы или метрическая система), в типографике принято пользоваться типометрической системой.

Не нужно путать ее с метрической!

В типометрической системе используется не миллиметр, а типографический пункт. Это такая единица измерения шрифта.

В российской типографии принят французский типографический пункт. Он составляет 0.376 мм. Еще существует англо-американский пункт. А в программе верстки используется пункт от компании Adobe. Он равен 1.72 дюйма или 3.352 мм.

Именно по этой причине текст современных печатных изданий может отличаться по размеру текста, набранного тем же кеглем и шрифтом, но в докомпьютерную эру.

Кегль

Кегль — это размер шрифта. Изначально он определялся высотой кегельной площадки литеры.

Кегельная площадка литеры служит основой для относительных единиц измерения в типографике.

Ее понятие идет из докомпьютерной эры. Тогда каждая буква отливалась в виде отдельной металлической литеры.

Металлическая литера

Прямоугольная площадка, на которой находилась буква на торце литеры, называлась кегельной площадкой. А сама буква (ее отпечаток) называется очком литеры.

По бокам от него находились правый и левый полуапроши. Они задавали промежуток между знаками.

И хотя в компьютерном наборе, литеры, как таковой не существует. Все же понятие кегельной площадки сохранилось.

Когда мы выбираем букву в графическом или текстовом редакторе, то выбирается не сама буква, а место под кегельную площадку.

Кегельная площадка

На рисунке, это прямоугольная площадка.

Она гораздо выше средней строчной буквы. Это потому, что высота кегельной площадки приблизительно равна сумме высоты строчных букв. А также верхних и нижних выносных элементов.

Кегль шрифта или сам размер тоже измеряется в пунктах.

Размер шрифта

Помимо кегля, впечатления о размере шрифта создается размером его строчных букв. По английски эта величина называется «X-Height».

Это потому, что этот размер определяется, как расстояние от базовой линии шрифта до вершины строчной английской буквы «X».

А линия, проведенная на высоте этой буквы и параллельные базовые линии шрифта, называется средней линией (Main Line).

Но здесь нужно понимать, что при одном и том же значении кегля, физический размер строчных букв у разных гарнитур может отличаться.

Можно написать одно и тоже слово два раза. К примеру, один шрифтом Times New Roman, а второй Helvetica.

Мы выставили одинаковый размер кегля. Но тем не менее, визуально размер этих шрифтов отличается.

Виды шрифтов

Теперь давайте вспомним, какие бывают виды шрифтов. Как они делятся, на какие группы и категории. Все шрифты делятся по разным признакам. Ниже мы их и рассмотрим.

По назначению

Самое основное деление, это классификация шрифтов по назначению. То есть, для каких целей используется.

Шрифты для текста

Чаще всего читатели и пользователи графических редакторов используют обычные шрифты для текста.

Они предназначены для набора сплошных текстов. Это первичная и самая простая группа шрифтов.

Главное назначение, сообщать читателю большие объемы информации.

Поэтому такие текстовые шрифты должны быть максимально привычными и незаметными.

Это нужно для того, чтобы не акцентировать на себе слишком много внимания. А также не отвлекать от содержания.

Шрифты для заголовков

Следующая группа носит название заголовочных или титульных шрифтов. Ими выделяют заголовки, подзаголовки и другие фрагменты, к которым нужно привлечь внимание.

По своему рисунку заголовочные шрифты мало чем отличаются от текстовых. Но они предназначены для более крупных кеглей (начиная с 14).

Как правило, начертание более жирное. Либо наоборот, более светлое или контрастное, чем это необходимо для набора сплошного текста.

Акцидентный шрифт

Третья группа классификации по назначению, это акцидентные шрифты. Название происходит от слова «акцент».

Этими шрифтами акцентируется зрительское внимание на текстовых фрагментах.

Главная задача, это привлечь внимание читателя. Точно также, как и заголовочные шрифты, их обычно используют в крупных кеглях.

А вообще, для того чтобы классификация была понятной, представьте, что все шрифты (за исключением не алфавитных) можно разделить на две группы:

  1. Шрифты для чтения текста (текстовые и заголовочные)
  2. И те, которые привлекают внимание и делают текст более заметным

Запомните

Акцидентные шрифты не предназначены для набора текста!

Вот, как выглядит шрифт, когда его используют не по назначению.

Плохой пример использования акцидентного шрифта

Их задача привлекать внимание.

Делается это путем отказа от привычной формы букв. Или переключением внимания со смысла текста на что-то другое.

Например, на орнамент вокруг буквы.

Поэтому эти шрифты используют только для заголовков и других фрагментов, к которым нужно привлечь внимание.

Ни в коем случае не используйте их для набора сплошного текста.

Когда люди без понятия о типографике говорят о красивом шрифте, то чаще всего они имеют ввиду акцидентные декоративные шрифты.

Но дело в том, что красота шрифта не определяется необычностью его формы или декоративными элементами.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы увидеть эту неброскую красоту и умело ее использовать.

Что же касается текстовых шрифтов, то в отличие от акцидентных, они не должны отвлекать читателя от смысла текста.

Поэтому текстовый шрифт должен быть незаметным. То есть максимально привычен нашему глазу.

Пример текстового шрифта
Имитационные

Итак, это были три основные группы шрифтов. Но кроме них существуют различные подгруппы.

К примеру, есть имитационные шрифты. Сюда входят рукописные, стилистические, технические и другие типы.

К сожалению, среди них очень мало тех, которые стоит использовать в работе. Поэтому большинство из них можно смело удалить со своего компьютера.

Хотя иногда возникает необходимость оформить какой-либо фрагмент таким стилизованным шрифтом.

Например, в открытке или свадебном приглашении.

Но в этом случае нужно очень внимательно, тщательно подбирать и тестировать. И ни в коем случае не набирайте таким стильным шрифтом сплошные и длинные тексты.

По строению шрифта

Следующее деление основано на строении шрифта. Сейчас я снова буду грузить типографическими терминами.

Ведь нужно знать терминологию типографики. А также уметь извлекать пользу из основных шрифтовых характеристик.

Строение шрифта

Например, управляя одним только межбуквенным расстоянием можно создать целую креативную концепцию.

Тоже самое можно сказать о междустрочном расстоянии.

Интересное использование междустрочного расстояния

В принципе вы можете и не знать, что межбуквенное расстояние называется апрошами, а междустрочное интерлиньяжем. Самое главное, это уметь ими управлять.

Дизайн типографики

Дизайн типографики начинается не тогда, когда мы пытаемся сделать что-то из ничего.

Например, создать необычный эффект, который никак не связан с объектом дизайна. Прилепить к тексту какой-нибудь эффект, тень, обводку, свечение и так далее.

Он начинается тогда, когда действует изнутри!

Для этого используем только шрифтовые и текстовые характеристики. Вмешиваемся в порядок и характер текстовых фрагментов и заставляем их говорить на языке дизайна.

Вот тогда начинается настоящий графический дизайн типографики.

Поэтому прежде чем пытаться сделать с типографическим шрифтом из ряда вон выходящее, нужно внимательно изучить текст.

Посмотрите, можно ли извлечь какую-либо пользу из его базовых характеристик или анатомии.

А теперь вернемся к анатомии шрифтов.

Каллиграфия

Терминология, которой пользуются для описания форм букв берет свое начало как в типографике, так и в каллиграфии.

Причем здесь каллиграфия?

Дело в том, что образцы для современного шрифта первоначально были написаны ширококонечным пером.

Когда мы пишем пером, то получаются штрихи переменной толщины. Все зависит от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге.

К примеру, если широким пером нарисовать окружность, то толщина линии будет изменяться от тонкого штриха до более широкого.

И изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов букв.

Кстати, величина наклона оси, это очень важная характеристика стиля шрифта.

Анатомия шрифта

Она состоит из основных штрихов (вертикальных линий). А также из соединительных штрихов (горизонтальных).

На рисунке выделено красным.

Каждая буква в шрифте состоит из печатающихся (1) и пробельных элементов (2). Пространство между штрихами буквы называется внутрибуквенным просветом (4).

Справа и слева от знака находятся полуапроши. Два полуапроша у соседних букв создают апрош.

Это межбуквенный пробел.

Вообще, на профессиональном языке буква или любой другой знак, расположенный на кегельной площадке называется глиф.

Он имеет свою структуру и принципы построения. Именно эти принципы и позволяют относить разные глифы к одной и той же гарнитуре.

Давайте рассмотрим буквы и поймем в чем состоят принципы их построения.

В верхней строке видим, что буквы имеют засечки. Это такие короткие штрихи (расширения) на конце основного или дополнительных штрихов.

Некоторые строчные буквы вмещаются целиком в строке. А некоторые не вмещаются и выдаются на строку или наоборот свисают.

Например, в русском языке свисающие элементы имеют ножки буквы «д», «ц» и «щ».

У буквы «у» хвостик свисает гораздо ниже базовой линии. А у буквы «б» наоборот, выдается над строкой.

Все эти хвостики называются верхними и нижними выносными элементами.

На самом деле членение букв на составные элементы можно продолжать еще долго. Но если вы не занимаетесь дизайном букв, то вам это не понадобится.

Гораздо важнее уметь различать основные шрифтовые характеристики.

Самые важные, это наклон оси букв. Именно по ней определяется стиль шрифта. Следующая характеристика, это контрастность шрифта. А также наличие или отсутствие засечек.

Что касается последней, думаю все вы знаете, что в зависимости от их наличия или отсутствия шрифты делятся на две большие категории:

  1. Шрифты с засечками или в профессиональной терминологии — антиква (antiqua)
  2. И шрифты без засечек — гротеск (grotesk)

На западе шрифты с засечками называют сериф (serif). А без засечек санс сериф (sans serif).

Шрифты с засечками

Для чего нужны засечки?

Это не просто декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии. Поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и упорядочить горизонтальную текстуру шрифта.

Засечки как бы создают дорожку, которая ведет глаз вдоль строки.

Поэтому считается, что у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости. Это позволяет читать текст быстрее и легче. Во всяком случае, так написано в учебниках по типографике.

Но на самом деле проводились исследования, которые не подтвердили это утверждение.

Поэтому скорее всего человек легче и быстрее читает тот текст, к которому привык. Это не зависит от наличия и отсутствия засечек.

Засечки бывают разной формы. Многие названия шрифтов были сформированы с учетом особенностей засечек.

Самый распространенный тип, это засечки со скруглением. Именно они используются в большинстве наборных шрифтов.

Засечки со скруглением

Также существуют засечки без скругления. Они образуются основным штрихом резкий угол и в целом создают впечатление общей угловатой формы.

Засечки без скругления

Существуют еще и брусковые засечки. Такие шрифты называют брусковыми. У них минимальный дизайн без особой детализации и декоративности.

Используются в основном для набора текста.

Брусковый шрифт

Вообще, у брусковых шрифтов существует несколько названий.

В России их называют брусковыми, а на западе Slab Serif. Также их еще называют египетскими шрифтами.

Существует еще несколько типов засечек. Например, выносные, клиновидные и так далее. Но об это подробнее рассказывают в книгах по типографике.

Шрифты без засечек

Вторая основная группа по шрифтовым характеристикам, это шрифты без засечек. То есть гротеск. По другому их еще называют рубленные шрифты.

Самый известных из них, это Helvetica.

Давайте посмотрим и сравним образцы шрифтов с засечками и без. Возьмем Times New Roman и сравним его с Helvetica и Arial.

Если внимательно вглядеться в форму букв, то кроме наличия и отсутствия засечек, оба шрифта отличаются варьированием толщины линий их штрихов.

Антиква и гротеск

У штриха без засечек толщина штрихов мало изменяется. Тексты шрифта без засечек следует набирать более разреженно. Иначе буквы просто сольются.

А вот тексты со шрифтами с засечками могут набираться несколько более плотно. Потому что засечки как бы визуально удерживают минимальные промежутки между буквами.

Как уже говорилось, шрифты с засечками в основном используют для набора текстов. Поскольку считается, что их легче читать.

А без засечек в основном используют для заголовков, подзаголовков и других крупных надписей.

Шрифты без засечек (то есть гротески) делятся на дополнительные категории.

Бывают геометрические гротески. В них толщина штрихов букв практически не изменяется.

Геометрический гротеск Helvetica

Есть еще гуманистические гротески.

Форма букв тут более интересна, чем в геометрическом виде. Потому что их рисунок был вдохновлен античными и ренессансными шрифтами.

Гуманистический гротеск Optima

Если посмотреть, то черты Optima чем-то напоминают шрифты с засечками.

Обратите внимание на варьированную толщину штрихов. Тут толщина штрихов меняется.

Такое впечатление, что буквы были написаны широким пером.

И среди геометрических гротесков тоже существуют различные вариации по форме, букв и характеру штриха.

К примеру, если сравним ту же Helvetica и шрифт Futura и посмотрим на строчную буква «а», то увидим, что они выглядят по-разному.

Во-первых, они отличаются по форме. А во-вторых, по характеру дуги полуокружности.

Нужно сказать, что в современном дизайне шрифты без засечек более популярны.

Почему дизайнеры любят работать именно с этими шрифтами?

На мой взгляд, это происходит потому, что рубленные шрифты — это удобный строительный материал.

Это как кирпичи, которые можно прикладывать друг к другу и создавать разные конструкции.

А антиквенные шрифты гораздо сложнее для построения контрастных текстовых блоков или логотипов.

Кроме того, предпочтение рубленных шрифтов обусловлено еще определенной культурной традицией.

Дело в том, что большинство популярных шрифтов без засечек пришли из работ дизайнеров Bauhaus.

Это немецкая дизайнерская школа, которая сильно повлияла на развитие современного дизайна.

Существовала она в период между первой и второй мировыми войнами.

Одним из кредо этой школы было максимальное упрощение объектов вплоть до их функционального минимума.

Дизайнеры Bauhaus искали новую форму знаков алфавита. Как результат этих поисков появились многие современные шрифты.

Итак, мы выяснили, что все шрифты делятся на гротески и антиквы. Но кроме этого существуют и промежуточные формы шрифтов.

Не всякий шрифт с засечками, это Antiqua!

Например, русский шрифт Baltica хоть и с засечками, но это не антиквенный шрифт, а брусковый. У него засечки имеют форму прямоугольных штрихов.

Baltica

В свою очередь брусковые шрифты еще делятся на две группы в зависимости от контрастности и формы засечек.

Контрастность шрифта

Следующая очень важная характеристика, это контрастность шрифтов. Она определяется соотношением толщины основных и соединительных штрихов.

Типографический шрифт может быть не контрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.

В зависимости от контрастности и формы засечек, антиквенные шрифты также делятся на несколько видов. Существует:

  • Antiqua старого стиля (по английски Old Style)
  • Переходная антиква (Transitional)
  • Нового стиля и так далее

Антиква старого стиля зародилась в конце 15 века. Она продолжала свое развитие до 18 века.

У старинной антиквы довольно слабо выраженный контраст между основными и вспомогательными штрихами.

Но зато есть ярко выраженный наклон оси овальных элементов.

Перед вами пример шрифта старинной антиквы. Это шрифт Italian Oldstyle.

Видите, отличие между основными и соединительными штрихами довольно слабая. Значит этот шрифт малоконтрастный.

Зато у него сильный наклон оси овальных букв. Посмотрите на букву «о».

Внутри группы старинных антикв также есть деление на подгруппы. Одна их подгрупп называется итало-французские антиквы или гаральды.

Эта группа появилась где-то в 16 веке.

Если внимательно посмотреть на строение букв, то можно заметить изменения.

Обратите внимание на перемычку буквы «е». В старинной Antiqua она находится под наклоном. А в шрифте Garamont она уже выпрямилась.

Затем после старинных антикв появились переходные антиквы.

Классический пример, это шрифт Baskerville.

На примере его гарнитуры можно наблюдать, какие изменения произошли в процессе развития шрифта.

В этой гарнитуре наблюдается более сильный контраст в насыщенности штрихов. Особенно это заметно по букве «м».

Также изменилась ось наклона овала буквы. Она стала более вертикальной.

Ну и самая современная группа антикв носит название новой антиквы.

По английски их называют New Style. Хотя новыми их можно назвать весьма условно. Им более 250 лет.

Но в типографике понятие новый как раз относится к шрифтам 17 века и тем, что были созданы по их образцам.

В новой Atiqua мы видим еще больше изменений формы.

К примеру, посмотрите на гарнитуру Bodoni. Здесь контраст штрихов стал еще более заметным.

Пожалуй, это максимально возможный контраст.

А засечки утратили свое скругление. Они стали прямыми и образуют прямые углы с основными штрихами.

А если посмотреть на вертикальную ось в округлых буквах, то увидим, что здесь она как бы подчеркнута контрастом штрихов.

Вообще, этот шрифт создает ощущение новизны, четкости и официальности.

Одно время шрифт Bodoni был весьма популярен.

Но потом он вышел из моды в наборе текста. В настоящее время он применяется в качестве акцидентного шрифта.

Компьютерный шрифт

Итак, мы рассмотрели, какие типы шрифтов существуют и чем они отличаются друг от друга. Теперь давайте разберемся, как ими управлять на компьютере.

Компьютерные шрифты существуют в трех основных форматах. Это PostScript или Type1, TrueType и OpenType.

PostScript

Еще несколько лет назад дизайнеры в основном пользовались шрифтами PostScript. Это было что-то вроде стандарта в издательской отрасли.

И действительно, по сравнению с другими шрифтами они обладали рядом преимуществ.

Главное из этих преимуществ заключалось в том, что большинство фотонаборных автоматов и других предпечатных устройств снабжены PostScript интерпретаторами.

Они лучше всего работают именно с PostScript шрифтами.

TrueTupe

Второй тип шрифта называется TrueType. Он тоже широко использовался в графическом дизайне. Однако считался менее надежным по сравнению с форматом PostScript.

Со временем шрифты формата TrueType были улучшены.

Сегодня с ними справляются любые растровые процессоры. Поэтому уже не существует серьезных различий между PostScript и TrueType.

OpenType

И третьим самым новым шрифтовым форматом является OpenType. Он одинаково подходит как для Windows, так и для Macintosh.

Проще говоря, шрифт OpenType — это тот же самый формат TrueType, только с добавлением данных формата PostScript.

Поэтому он объединяет лучшие стороны обоих.

Еще несколько лет назад шрифты OpenType были достаточно редкими. Они поставлялись в ограниченном количестве вместе с программами Adobe.

Сегодня они достаточно распространены. Поэтому все производители шрифтов выпускают в этом формате.

Кроме того, OpenType дают дополнительные возможности для дизайнера.

Неслучайно в программах Adobe (например, InDesign) существует меню с операциями для работы со шрифтами OpenType.

Где находятся шрифты на компьютере

В операционной системе Windows, шрифты находятся в системной папке «Fonts». Для этого зайдите на диск «С» в папку «Windows». Там вы ее и найдете.

Если вы работаете на своем домашнем компьютере, а не в профессиональной студии, то скорее всего, у вас установлены шрифты TrueType.

В старых версиях Windows шрифты в папках обозначались определенным значком. Он позволял отличать PostScript от TrueType и OpenType.

Компьютерные шрифты в Windows XP

В новых версиях Windows уже есть специальная утилита для предпросмотра шрифта. Иконка каждого шрифта отображает его начертание.

Предпросмотр шрифтов Windows 10

Как ими управлять

Тем не менее я рекомендую пользоваться специальными программами для управления и просмотра шрифтов. Они называются шрифтовыми менеджерами или диспетчерами шрифтов.

Профессиональные дизайнеры всегда ими пользуются.

Для чего это нужно?

Основное назначение менеджера, это легко сводить к минимуму число активных шрифтов.

Когда все ваши многочисленные шрифты загружены в системную папку, то это замедляет работу компьютера. Также создает слишком длинный список в меню «Font».

Длинный список шрифтов в Adobe InDesign

А вот когда мы пользуемся менеджером шрифтов, то в любой момент можно включать или отключать тот или иной шрифт.

Кроме того, такой софт помогает упорядочить шрифты.

Можно создавать отдельные наборы для определенной работы. Причем папки со шрифтами могут находится в любом месте компьютера.

То есть вам не нужно загружать все эти шрифты в системную папку.

В таком случае менеджер шрифтов просто определяет путь от графического редактора или от любой другой программы, которая использует шрифты, к папке, в которой эти шрифты находятся.

На этом все!

Теперь вы знаете, как для определенных задач использовать разные шрифты. Причем делать это правильно.

Для этого мы рассмотрели их классификацию и некоторые важные особенности.

какие бывают и как выбрать

В статье рассказывается:    

  1. Понятие шрифта в дизайне
  2. Основные виды шрифтов для дизайна
  3. 5 советов по выбору шрифта для дизайна
  4. Популярные шрифты для дизайна
  5. Программы для работы с шрифтами в дизайне

Шрифты для дизайна имеют первостепенную важность, ведь именно через них передаются настроение и голос любого креатива. Качество и изысканность дизайна во многом определяются выбранными шрифтами. К тому же не стоит забывать и об их прямой задаче – донесение информации до окружающих.

Таким образом, необходимость верного выбора шрифта очевидна, но для этого важно знать определенные правила. В нашей статье мы расскажем, какие их виды существуют и определим критерии, по которым стоит выбирать шрифты для проекта.

Понятие шрифта в дизайне

Термин «шрифт» в сфере дизайна применяется довольно часто. Чтобы лучше разобраться в данной теме, необходимо выделить три понятия: шрифт, гарнитура и вид шрифта.

Понятие шрифта в дизайне

Давайте подробно это рассмотрим.

  • Гарнитура – это семейство начертаний шрифта, которые имеют общие стилевые особенности. Например, популярные Arial и Garamond – это гарнитуры, в которых присутствует набор различных вариантов: жирные, полужирные, курсивные и другие шрифты.
  • Шрифт – это определенное начертание в рамках гарнитуры, а также файл со специальным разрешением, который нужно скачать на компьютер и установить в операционную систему. К примеру, Arial Italic и Garamond Bold являются шрифтами.
  • Чтобы вам легче понять разницу в терминах, можете использовать такую аналогию: гарнитура – это фамилия, а шрифт – имя.
    К примеру, Helvetica – это общая фамилия одного семейства шрифтов, а Helvetica Neue Light будет именем конкретного шрифта.
  • Начертание – это внешний вид шрифта, который определяет контраст и наклон написания букв. Часто дизайнеры используют один шрифт в его разных вариациях: обычный, жирный, легкий или курсивный, а также комбинируют с оттенками – легкий курсив или наоборот, супер жирный в обычном начертании.
  • Вид шрифта – это группа из нескольких гарнитур, которую подбирает дизайнер по общим признакам. Например, несколько похожих гарнитур могут использоваться для написания заголовков, а декоративные шрифты – для красивого оформления текста.

Шрифты в дизайне можно разделять на виды и подвиды разными способами. Например, по времени их появления, по стилю написания букв, цели использования и многим другим параметрам.

Основные виды шрифтов для дизайна

Шрифты с засечками

К ним относятся шрифты, у которых буквы на конце имеют засечки — небольшие палочки. Этот вид шрифтов в дизайне представлен разнообразными стилями. Для примера можно взять известный Times New Roman. Профессиональный дизайнер или специалист в сфере типографики способен мгновенно определить, является ли шрифт с засечками классическим, или это современный вариант.

И здесь нет ничего удивительного: чтобы заметить разницу между ними, достаточно взглянуть на шрифты Sabon(классический) и Didot (современный).

Благодаря шрифтам с засечками текст в печатных материалах хорошо смотрится и его удобно читать. То же самое можно сказать о ситуациях, когда используется большое количество цифр.

Шрифты без засечек

Шрифты с засечками помогают информационным материалам передавать атмосферу новизны. Это свойство активно используют в рекламе, чтобы сделать акцент на проявлении чувств. А шрифты без засечек способны показать аудитории силу, стабильность и серьезность.

Чтобы в этом убедиться, можете взглянуть на традиционные шрифты News Gothic, Helvetica, Century Gothic и популярный Calibri. Их первоначальная форма содержала простые, толстые линии. По мере развития графического дизайна эти шрифты приобрели изящный, утонченный вид.

Брусковые шрифты

Говоря простыми словами, эти шрифты содержат очень маленькие и тяжелые засечки.

Как и шрифты без засечек, брусковые часто можно встретить в моноширинных шрифтах (когда каждая буква имеет одинаковую ширину). Ими люди активно пользуются на компьютерах и печатных машинках. Например, набор текста с клавиатуры, часто производится в брусковых шрифтах Courier или Lucida Console.

Рукописные шрифты

Шрифты для дизайна появились не сами по себе — фактически, это имитация написания текста от руки. Классический рукописный шрифт имеет утонченный вид. Как правило, его буквы идут под наклоном. Новые рукописные шрифты смотрятся более красноречиво и содержат жирные начертания внутри гарнитуры.

Декоративные и акцидентные шрифты

Акцидентные шрифты в дизайне принято использовать, чтобы сделать текст как можно более заметным. Для написания основного контента они не подходят из-за громоздкости. Но для выделения некоторых слов и небольших заголовков акцидентный шрифт вполне уместен.

Декоративные шрифты присутствуют во всех гарнитурах. Они есть в шрифтах с засечками и без, рукописных и брусковых. Их основная особенность — это яркая выразительность и творческий подход.

Типичные представители этого вида — декоративные шрифты Broadway, Bauhaus и Windsor. Как и в случае шрифтов с засечками, в графическом онлайн редакторе VistaCreate вы можете найти множество декоративных шрифтов и к каждому подобрать пару. Используя их в своем дизайне, можно передать аудитории любое настроение.

5 советов по выбору шрифта для дизайна

Шрифты в дизайне имеют большое значение. Неправильный подбор может сильно испортить качество контента в целом, даже если другие его элементы находятся в полном порядке. Читатели вашего сайта, группы в социальных сетях или любого другого веб-ресурса не смогут полностью воспринять то, что вы хотели передать, если шрифты подобраны неудачно.

Как правило, аудитория просто не читает такой текст. Поэтому при выборе шрифтов нужно руководствоваться пятью правилами.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 14771

Учитывайте содержание текста и настроение шрифта

Разнообразие шрифтов дает возможность применять их в различных сферах. Например, антиква хорошо подходит для распечатанного текста, гротески – для внутреннего содержимого сайта, а рукописные и акцидентные шрифты уместны везде, где нужно акцентировать внимание в определенном месте. Такое разделение может показаться примитивным, но в целом на него можно опираться при выборе шрифтов для графического и веб-дизайна.

Все это относится и к передаче настроения в тексте. Большое количество шрифтов в современном дизайне позволяет вызывать у читателей различные чувства и эмоции. Один и тот же текст может произвести противоположное впечатление, если использовать разные гарнитуры. Поэтому перед тем, как выбрать для своего текста один или несколько шрифтов, определитесь с настроением, которое нужно передать вашей аудитории.

Создайте свой стиль

Каждый день вы сталкиваетесь с большим количеством шрифтов. Чтобы со временем решать задачи быстрее и качественнее соберите свою коллекцию. Например, шрифты для дизайна с кириллицей предоставляются бесплатно на сайте fonts.google.com. По желанию их можно скачать на компьютер и постоянно использовать в работе. Таким образом вы сможете создать свою коллекцию и собственный дизайнерский стиль.

Используйте сочетания шрифтов

Современные дизайнеры не ограничиваются использованием одного шрифта. Они стараются подбирать разные сочетания, чтобы сделать материалы максимально интересными для аудитории. В работе специалистов каждая шрифтовая пара имеет конкретные цели.

Пример такого подхода: для заголовка выбран гротеск, а основной текст написан шрифтом антиква. При выборе сочетаний следуйте простому правилу: старайтесь использовать не более двух шрифтов, иначе согласовать разные варианты в рамках контента будет трудно.

Беспроигрышный способ сочетать две шрифтовые пары в тексте – это применять в своем дизайне виды шрифтов, у которых разный стиль и начертание. Благодаря универсальности пар, контент будет выглядеть гармонично. От вас потребуется лишь задать основному тексту нейтральное начертание (например, Regular), а в заголовке сделать акцент (например, полужирным).

Используйте сочетания шрифтов

Не используйте неудачные шрифты

Для создания хорошего дизайна подходят не все виды шрифтов. Люди с опытом в данной сфере даже сделали черный список их тех вариантов, которые рекомендуется вообще не использовать для работы. Причинами такого отношения к шрифтам могут быть разными. Например, некоторые применялись слишком часто, поэтому вызывают отторжение у аудитории, а какие-то просто трудно воспринимать при чтении. Вот самые распространенные виды неудачных шрифтов:

  • Arial,
  • Brush Script,
  • Comic Sans,
  • Courier,
  • Souvenir,
  • Times New Roman.

Вместо них лучше использовать такие современные варианты, как Helvetica, Garamond, Uni Sans, Futura и Verdana. По сравнению с вышеперечисленными эти шрифты смотрятся стильно и современно.

Учитесь на работах профессиональных дизайнеров

Если вы будете периодически просматривать проекты, которые выполнили специалисты с опытом, у вас начнет развиваться такое важное качество как насмотренность. Можете смело заимствовать идеи в работах профессиональных дизайнеров – в этом нет ничего плохого. Мы, конечно, не имеем в виду копировать их материалы, не задумываясь.

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.

При регистрации вы получите в подарок:

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

Тест «Есть ли у вас синдром самозванца?»

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и смотрите интенсив:

Только до 26 сентября

Осталось 17 мест

Но крайне маловероятно, что у вас будет одна и та же задача, что и, например, у дизайнера из Парижа. Если вы встретите хорошее дизайнерское решение, то можете его адаптировать под свои материалы.

В итоге может получиться что-то совершенно новое и интересное. Поэтому ищите вдохновение в работах у признанных специалистов по дизайну.

Популярные шрифты для дизайна

  • Garamond

Уникальность гарнитуры Garamond в том, что засечки на ее буквах напоминают о классических шрифтах. Основой для ее создания послужили рисунки известного дизайнера Клода Гарамона. Этот шрифт широко используется в печатных изданиях с 1532 года.

Garamond выделяется на фоне других гарнитур широкими буквами и умеренной контрастностью. Его вертикальные и круглые символы пересекаются под маленьким углом, поэтому пространство между ними кажется светлым и свободным. Если использовать в тексте небольшие кегли, то он легко воспринимается аудиторией.

  • Uni Sans

Гарнитура Uni Sans отличается полным отсутствием засечек. Этот шрифт был разработан создателем компании Fontfabric Светом Симоновым при содействии типографов Василия Станева и Ани Петровой.

Семейство имеет 14 разных начертаний, 7 из которых относятся к вертикальным, и еще 7 — к курсивным. Благодаря большому выбору стилей Uni Sans считается одним из лучших шрифтов для дизайна печатной продукции, оформления веб-сайтов и страниц в социальных сетях.

  • Open Sans

Особенность гарнитур семейства Open Sans заключается в шрифтах с прямыми штрихами без засечек. Его создателем является Стив Мэттисон, который разработал данный шрифт по заказу компании Гугл. Open Sans легко читается, поэтому он хорошо подходит для дизайна мобильных приложений, веб-сайтов и печатных материалов.

Гарнитура внешне очень похожа на Droid Sans. Различие между ними только в курсивных вариантах и ширине символов. Open Sans предоставляется пользователям по открытой лицензии. Это один из самых популярных шрифтов в веб-дизайне.

  • Fira Sans

Этот шрифт без засечек был создан Эриком Шпикерманном для использования на мобильных устройствах в операционной системе Firefox.

Семейство предоставляется в свободном доступе. Благодаря присутствию 16 начертаний разной жирности Fira Sans активно применяют в написании заголовков и обычных параграфов.

  • Avenir Next Cyr

Гротескный вид шрифта, который представляет гарнитуру Avenir. Его разработал дизайнер из Японии Акира Кобаяси в 1988 году. Avenir Next Cyr часто можно увидеть на логотипах, печатной продукции и в мобильных приложениях. Некоторые мировые бренды применяют его в создании баннеров и логотипов. Например, гаджеты фирмы LG создаются с участием шрифта Avenir Next Cyr.

Семейство содержит в себе разнообразные стили, в которых можно использовать курсив. Толщина у символов тоже может быть различной. Стили содержат большой выбор глифов, среди которых есть подстрочные и надстрочные элементы, лигатура и минускульные цифры. В Avenir Next Cyr предусмотрена поддержка кириллицы, латиницы и греческих символов.

Программы для работы со шрифтами в дизайне

Чтобы сделать вашу работу со шрифтами максимально комфортной и эффективной, рекомендуем использовать специализированную программу для дизайнеров. Выбор софта зависит от целей, с которыми вы будете создавать дизайн. Это может быть подбор шрифтовой пары для определенного проекта или разработка новых шрифтов в типографике.

Например, графические редакторы дают возможность быстро управлять шрифтами и дизайнерским проектом. Одним из самых востребованных является редактор CorelDRAW. У этой программы простой интерфейс, в котором легко освоиться, и большой выбор рабочих инструментов.

Программы для работы со шрифтами в дизайне

Другой редактор — FontCreator, отлично подходит для работы со шрифтами на профессиональном уровне. Его используют многие создатели гарнитур для быстрого и удобного чтения. Программу можно эффективно использовать в паре с графическим редактором Adobe Illustrator, в котором создаются чертежи букв. А производство нового шрифта выполняйте в FontCreator.

Если вам нужно отредактировать шрифт и корректно его сохранить, используйте редактор BirdFont. Поле, в котором происходит работа с буквами, позволяет вносить изменения предельно точно и аккуратно. Также здесь предусмотрен импорт картинки с вычерчиванием по шаблону.

FontLab Studio – еще одна программа для профессиональной работы со шрифтами в дизайне. Есть возможность использования бесплатной версии, которой хватит для решения многих задач. Недостаток у нее только один – нет возможности сохранить работу в формате .ttf.

Создание любого дизайна имеет определенную цель. Если вы разрабатываете рекламные материалы, то главной задачей будет эффективно преподнести информацию. Грамотный подбор шрифта оказывает большое влияние на итоговый результат в маркетинговой кампании. В ситуации, когда у вас есть сомнения по поводу выбора, сделайте ставку на простоту дизайна. Тогда аудитории будет легко прочитать текст и понять смысл, который вы в него заложили.

Продвижение блога — Генератор продаж

Рейтинг: 4

( голосов 2 )

Поделиться статьей

Шрифты для сайта — правила выбора и основные варианты сочетания

Если вы уже познакомились с основами типографии и знаете, где можно найти подходящие для вас шрифты, то самое время познакомиться с классификацией шрифтов и их типами. В наше время существует достаточно большое количество самых разнообразных шрифтов. Они бывают как платные, так и бесплатные.

Основные группы шрифтов

Сейчас существует очень много различных шрифтов. Все они имеют специфические характеристики, благодаря которым их можно разделить на группы:

Serif (с засечками)

Такие шрифты обычно применяют в печати. Причиной этого является удобство их чтения, которое и делает их очень популярными. Этот тип шрифтов привлекателен небольшими линиями на концах букв. Свое применение он получил в книгах, разных журналах и газетах. В свою очередь, шрифты с засечками помогут вашему сайту приобрести некую элегантность и сделать внешний вид веб-дизайна более утонченным.


Slab serif (прямоугольные засечки)

Использование такого типа шрифтов придаст вашему сайту уникальности и сделает его внешний вид довольно стильным. Прямоугольные засечки тяжело читаются и поэтому их не рекомендуют использовать в тексте, которым вы наполняете тело сайта. Лучшего всего их использовать при оформлении заголовков, что придаст им более интересный вид и визуально отделит их от основной части текста.


Script (пропись)

Лучше всего эти шрифты используются для дополнения декоративных элементов вашего дизайна. Применяя шрифты прописью, будьте особо осторожны, эксплуатируя их в своих заголовках, а также в тексте тела сайта, потому как их чтение является довольно затруднительным процессом для посетителей.


Blackletter (готический шрифт)

Этот шрифт имеет декоративный вид. Если вы хотите разбавить ваш веб-дизайн чем-нибудь старинным, то вам следует воспользоваться именно этим шрифтом. Зачастую эти шрифты используют различные рестораны на своих вывесках.


Sans serif (без засечек)

Буквы не будут иметь засечек. Они довольно схожи со шрифтами, которые имеют засечки и будут замечательно смотреться в тексте любого интернет ресурса или в заголовках. Обычно их применяют на компьютере, потому как читать их намного удобней, когда шрифт имеет мелкие размеры. Эти шрифты могут помочь сделать ваш проект более простым, а его дизайн — более минималистичным. На сегодняшний день San serif — это самый популярный шрифт, который дизайнеры используют для текста статей, размещаемых на своих веб-сайтах.


Handwriting (рукописный шрифт)

С применением шрифта такого типа ваш текст будет выглядеть так, будто его кто-то написал своей рукой. Он может послужить для веб-проекта неплохим декоративным дополнением, что в свою очередь сделает его уникальным и неповторимым. Лучше всего использовать шрифт только для выделения информации, на которую вы хотите обратить внимание читателя.


Decorative (декоративный)

Эти шрифты включают в себя все существующие типы забавного характера и являются довольно оригинальными. Небольшой их минус заключается в том, что их очень трудно прочитать. Если вы хотите, чтобы ваш веб-проект имел необыкновенное оформление текста, то можете смело их использовать.


Подборка и совмещение шрифтов

Разнообразие шрифтов огромно, а значит комбинаций их совмещения еще больше. Поэтому правильная подборка шрифтов занимает очень много времени. Это довольно непростой процесс, при котором вы всегда должны основываться на стиле вашего интернет проекта и на предпочтениях ваших посетителей.

Во-первых, в начале этого процесса вы должны определиться с выбором шрифта, который будете использовать в тексте тела сайта, он же станет основным для всего вашего проекта. Зачастую для тела сайта выбирают шрифт с засечками или же без них. Это даст вам уверенность в том, что ваш сайт будет читабельным, и поэтому поиск шрифтов следует проводить непосредственно именно в этих двух группах.

Обратите свое внимание и на то, чтобы шрифт, выбранный вами, имел разнообразные стили. Это позволит вам быть более гибкими при использовании их в веб-проекте. Хорошим способом понять, подходит ли вам тот или иной шрифт, будет его тестирование на больших блоках, например в заголовках, параграфах и т.д.

Во-вторых, вам обязательно нужно определить еще один шрифт, который вы будете использовать в некоторых заголовках. Определенных правил такого выбора не существует, но опытные дизайнеры рекомендует подбирать такой шрифт, который будет отличаться от основного, используемого вами для тела сайта. Таким образом, вы сможете сделать заголовки на вашем сайте более привлекательными для пользователей. Лучше использовать шрифт для тела сайта слегка измененный, например, сделав его полужирным.

Неплохим вариантом оформления текста является смешивание и соединение группы шрифтов заголовков с засечками с основным текстом сайта, который будет без засечек. Провидите этот эксперимент, и вы увидите, что эти две группы очень гармонично сочетаются друг с другом, создавая красивый дизайн типографии.

В-третьих, если вы хотите обратить внимание ваших пользователей на какие-то определенные элементы текста и сделать их более видимыми, то вам следует внести еще один шрифт в дизайн. В этом случае поэкспериментируйте с рукописным и декоративным шрифтом, так как именно они позволяют привлечь внимание посетителей веб-сайта.

Как смешивать и использовать шрифты в тексте

Рассмотрим несколько принципов совмещения шрифтов, которые позволят добиться красивого оформления текста.

Сайт должен быть читабельным

Подбирая шрифт для текста тела сайта или заголовка, обязательно следует помнить то, что он должен быть легко читаем пользователем. Конечно, читаемость некоторых шрифтов напрямую зависит от правильных их настроек: необходимо следить за тем, чтобы был выбран соответствующий размер шрифта, высота строк, цвета. Перед применением в веб-дизайне каких-либо шрифтов проверьте, как они будут смотреться в разных цветах. Таким образом, вы сможете понять, подходит ли вам тот или иной цвет.

Это правило имеет пару исключений, о которых следует помнить всегда. К примеру, вы разрабатываете веб-дизайн для детского интернет-проекта и, возможно, вам захочется применить один из видов декоративного шрифта, который понравится детям. В этом случае старайтесь придерживаться шрифта с засечками и без засечек. Соблюдать это правило необходимо, потому как проведенные исследования доказали, что эти шрифты намного легче читаются, поэтому выбор декоративных шрифтов будет не самым лучшим вариантом в данном случае.

Не используете большое количество разных шрифтов

Создавая дизайн проекта, старайтесь не использовать большое количество шрифтов. Оптимальным количеством для использования будет три шрифта. Этому есть несколько причин:

  1. При использовании сервисов шрифтов каждый шрифт, добавленный вами, будет способствовать увеличению скорости загрузки страницы сайта.

  2. Присутствие большего количества шрифтов на страницах сайта отвлекает посетителей, из-за чего им будет тяжелей сконцентрировать свое внимание на чтении контента.

  3. Применяя не более трех шрифтов, вы экономите свое время, но при этом веб-сайт выглядит отлично.

Не используйте неподходящие сочетания

Комбинирование нескольких шрифтов при написании заголовков сайта или соединение большого количества различных шрифтов – это очень плохая задумка. Такие комбинации являются рискованными и могут принести вам много проблем.

Просматривая шрифты на веб-сервисе Typekit, вы имеете возможность устанавливать необходимые для вас фильтры, которые помогут разобраться в том, какие шрифты лучше применять для заголовков или параграфов, что будет очень полезным инструментом во время разработки дизайна.

Примеры объединения шрифтов

Для примера рассмотрим страницы нескольких сайтов, где грамотно подобраны шрифты.

Заголовки:
Sentinel (serif slab)

Параграфы:
Gotham Narrow (sans-serif)

На этих примерах мы можем наблюдать, что заголовки и подзаголовки имеют шрифт с прямоугольными засечками. Он выступает в качестве контраста к основному тексту сайта и является простым и легко читаемым шрифтом. Этот дизайн имеет единообразность. От него можно добиться многого, лишь изменив цвет и его стиль.

Заголовки и параграфы:
Freight Text Pro (serif)

Остальное:
Freight Sans Pro (san-serif)

На этом примере мы можем наблюдать, как используют только один шрифт для заголовков и параграфов. Это выглядит довольно здорово, потому как заголовки имеют более жирный и крупный вид.

Так же здесь мы можем наблюдать и один шрифт без засечек, который автор использует на кнопках сайта и информации о сообщениях.

Заголовки:
PMN Caecilia (slab serif).

Параграфы:
Gill Sans (sans-serif)

Дизайнеры этого сайта создали очень утонченный и красивый дизайн своего веб-ресурса. Здесь отсутствуют какие-либо раздражители и жирные шрифты. Они остановили свой выбор на тонком шрифте для заголовков и простом шрифте для текста тела сайта.

Присутствующие на этом ресурсе оба семейства шрифтов имеют отличное сочетание, что позволяет посетителю с легкостью читать весь текст.

Заголовки и параграфы:
Skolar (serif)

Дизайнеры этого сайта используют только один шрифт с засечками. Но, несмотря на такое неординарное решение специалистов, заголовки и параграфы между собой имеют видимую разницу. Все это благодаря тому, что здесь используются специфические стили, цвета и размеры шрифта.

Типографика. Виды гарнитур (шрифтов). | by Vadim Granich

​​​​​​​Это текстовая версия моего урока с Ютуба:

При этом, иногда в уроке, я буду путать эти понятия
и говорить и так и так. ​​​​​​​

Перед тем как мы отправимся в это приключение, я хочу провести некоторые границы.

Гарнитуры можно классифицировать, например, по целям. Если идти по такой классификации, то в рамках этого урока я не буду рассматривать декоративные, потому что вообще не уверен можно ли классифицировать все виды таких гарнитур.

Если рассматривать гарнитуры по времени то на этом уроке не буду затрагивать рукописные шрифты. Потому что у меня не так много опыта в каллиграфии.

Есть ещё vox классификация и если смотреть через её призму, то на уроке я не буду затрагивать script, graphic, gaelic и non latin гарнитуры.

Vox-ATypI classification
https://en.wikipedia.org/wiki/Vox-ATypI_classification

Ну всё, мы утвердили с вами границы этого урока и давайте приступать к делу. Начинаем с засечек.

Логичным образом шрифты с засечками я изучаю по видам засечек. На данный момент выделяю 10 штук. Уверен, что можно найти ещё, однако, даже этих 10 нам сейчас будет предостаточно.

Пройдемся подробно по каждой.

Fraktur, Blackletter, Gothic шрифты. Разумеется, у них есть уйма деталей, которые мы не будем разбирать. Это вообще можно в отдельную лекцию помещать. Следует понимать, в рамках этого урока я буду отмечать самые ключевые показатели формы гарнитур.

PT — такие буквы в начале названия — это сокращенное название словолитни. PT — Paratype, TT — TypType, FF — FontFont, ITC — International Typeface Corporation.

В данном случае это ромб. Причем в какой то момент он может совершенно размазываться и превращаться в пьяный параллелепипед. Мы не будем подробно останавливаться на этом виде гарнитур. Здесь важно отметить, что это переходное звено. Дело в том, что изначально Фрактур писался от руки. Но в какой то момент объявился Гутенберг.

Это был первый человек, по крайней мере в Европе, который напечатал книгу. Это была Библия Гутенберга. В ней как раз использовался фрактур.

Вдобавок, фрактур мы всегда можем увидеть у немцев, в каком-нибудь Швабском домике. Ну и в какой-то момент фрактуром заинтересовались Beyonce, Snoop Dogg и вообще куча латиносов, которые стали набивать себе татухи с этим шрифтом.

Вскоре стало понятно, что пользоваться фрактуром для печатных изданий это ну такое, и поэтому форму начали упрощать. В этот момент появилась антиква старого стиля. здесь я выделяю два вида засечек. Начнем с мятой.

Её ещё называют венецианской, гуманистической или антиква ренессанса. В форме этих букв мы видим каллиграфическое наследие.

Мы видим эти грубые повороты формы, также, если смотреть на засечки то они чаще всего скругленные, но при этом клиновидные.
То есть ощущение, будто их промяли вовнутрь.
Ещё очень характерным акцентом считается наклон буквы “е”.
Иногда у неё дополнительно вылезает ещё небольшой нарост.

Для лучшего понимания масштабов формы того или иного вида гарнитуры, я буду приводить вот такие небольшие кусочки текста, набранные исследуемым образцом.

Также, для вашего удобства буду приводить такие крупные образцы, чтобы вы могли разглядеть все мелкие детали. Названия этих образцов я подписываю. Также, светло-серым я подписываю дополнительные, похожие гарнитуры.

Я прямо не могу отделаться от ощущения что венецианская антиква это идеальные шрифты для фильмов Тима Бертона. Я надеюсь, вы понимаете о чем я 🙂

Ну и этот шрифт прекрасно подходит чтобы показать старые-добрые времена. Например, в Ирландии.

Перед тем как мы продолжим изучение гарнитур необходимо отметить два термина: основной штрих и соединительный штрих. Я буду их в дальнейшем упоминать. В общем, эти два термина сами за себя говорят, мне лишь было важно визуально их обозначить.

Ну а теперь продолжим 🙂

Второй подвид антиквы старого стиля получил большее распространение. Это так называемые Гаральды. Гаральды это сочетание фамилии Клода Гарамонда и имени Альдуса Манутиуса. Самый хит этой категории это, разумеется, гарнитура Гарамонд.

EB Garamond (Google Fonts)

Характерная черта причем как для Гаральдов так и венецианской антиквы это наклоны. Все овальные формы будут обладать наклоном в той или иной степени. Также, мы видим, что остается клиновидная форма засечки — эта вмятина. Но с другой стороны, у Гаральдов появляется характерная оплавленность формы. Всё очень мягкое. Ни о какой выточенности, резкости формы речи здесь не идет.

Еще стоит отметить разницу между основным и соединительным штрихом. Да, она здесь есть. Однако эта разница считается слабым контрастом. Кстати, о контрасте я говорил в прошлом уроке по типографике в ткани текста:

Так вот, у старых антикв слабый контраст. У последующих видов антиквы вы увидите усиление контраста.

Кстати, буква “е” здесь идет с горизонтальным штрихом. А еще, если вы с легкостью хотите определить Гарамонд, то запомните форму буквы “а”. Она очень характерная благодаря своему пузику и вот такой не оформившийся капле.

Хорошо, от антиквы старого стиля мы переходим
к переходной антикве.

В отличие от старого стиля переходная антиква обладает невероятной точностью.

Переходная антиква, еще ее можно звать неоклассическая, рационалистическая антиква. В ней мы видим что овалы обретают строгую вертикаль, при этом клиновидность еще может оставаться, но уже не факт. Но самое главное, появляется очень резкая точеная форма на краях. Ни о какой оплавленности или помятости уже речи не идет.

Касательно контраста, он постепенно усиливается. Он уже сильнее чем в старой антикве. На букве “ц” в примере ниже я указал ширину соединительного штриха старой антиквы для сравнения. И вы наглядно видите что постепенно штрих становится тоньше. Кстати, при этом основной штрих остается той же самой толщины.

Характерным человеком брендом в этой категории антикв можно назвать Баскервиля. Чаще всего именно его гарнитуру приводят как идеальный образец. Кстати, Баскервиль бесплатно идет по умолчанию и на windows и на mac. Так что с ним можно поиграться.

Следующий шаг в развитии антикв был современной гарнитурой, эпоха модерна. Очень утонченная.

Это гарнитуры, у которых остается строгая вертикаль, но при этом засечки становятся не просто точными, они становятся утонченными. В прямом смысле могут быть толщиной буквально с волос. Поэтому их называются волосные засечки.

Параметр контраста значительно усилился. Снова на примере буквы “ц” у нас старая антиква, в середине переходная, и слева мы видим текущую толщину соединительного штриха. При этом основные штрихи стали жирнее. Горизонтальные штрихи — нижнее значение это толщина основного штриха с переходной старой антиквы. Таким образом параметр контраста это очень характерная черта, когда мы хотим определить с каким видом гарнитуры имеем дело. Также, в антикве нового стиля появились очень жирные оформившиеся капли.

У такого вида антикв тоже есть человек бренд — это Бодони. Кстати, если кому интересно, именно таким пером, как под образцом, можно от руки рисовать антиквы нового стиля. Модерн антикв очень популярен в различных чувственных мелодрамах, или например в стильных женских журналах.

Частным случаем волосной засечки будет так называемые fat face.

Лучшим образом это можно назвать современной антиквой на стероидах. То есть это чаще всего начертание Ultrablack. Иногда делают отдельные начертания которые называются Poster. Стоит отметить, что ультра жирные шрифты не обязательно обладают волосными засечками. Иногда это могут быть высеченные засечки, о которых мы дальше поговорим.

Кстати, еще мне очень нравится этот подвид, потому что у них очень красивые цифры, которые можно очень удачно использовать для фактоидов в журналах.

А сейчас мы переходим из одной крайности в другую крайность.

Итальянский подвид гарнитур с обратными контрастом.

Этот переход очень красиво виден на букве “о”. Большинство из нас привыкли, что по умолчанию в букве “о” проходит строгая вертикальная ось. Так вот, обратный контраст — это когда все меняется местами. То, что было тонким становится толстым, что было толстым стало тонким. Выглядит это довольно забавно. Потому что буквально ощущение что буква “о” легла набок.

Важно понимать, итальянский подвид гарнитур работает как с засечками так и без засечек, то есть с гротесками.

Если будете как нибудь в Питерском метро вы можете воочию увидеть это на Достоевской и Новочеркасской. А еще на второй сцене БДТ.

Ну ладно, хватит говорить о всяких крайностях ультра жирных или обратных. Давайте поговорим о естественном психологическим отскоке. Дело в том, что после супер утонченных волосных засечек современной антиквы в какой-то момент появился грубый ответ в виде брусковых засечек.

Брусковые гарнитуры являлись лейтмотивом первого рекламного бума в XIX веке. Брусковые засечки могут надеваться на антикву, а могут надеваться на гротеск. О гротеске мы дальше поговорим. Перед вами два примера брусковых надетых на антикву:

Как понять что они надеты на антикву? У них может быть наклонная ось. У них может присутствовать контраст между штрихами. И еще характерно присутствие капель. Помимо этого, обозначу, что нехорошо путать волоснуюзасечку и брусковую. Волосная она очень тонкая. Брусковая же засечка может быть толщиной и в соединительный штрих буквы, и с основной штрих.

Если посмотреть на букву “ц”, то вот он основной штрих, вот он соединительный. Здесь мы видим, что брусок размером с соединительный штрих. По умолчанию, брусковые засечки обладают строгими углами под 90 градусов. Ну, то есть это в прямом смысле брусок. Однако есть подвид этих засечек, где переход между штрихом и засечкой скругляется. Это так называемые клариндоны. А вот как выглядят бруски одетые на гротески:

Нет наклонов осей, контраст между штрихами практически отсутствует. Кстати, присутствует оптическая компенсация в месте соединения. Это другая история, она может присутствовать даже в гарнитурах, в которых нулевой контраст.

Вообще брусковые на гротесках любят экспериментировать. Например, они могут быть ассиметричные. То есть на примере PF Centro Slab Pro брусок на букве “ц” уходит только в левую сторону, с правой стороны нету. Хотя здесь брусок полноценный. Так же бруски могут получать скругления. А в примере Memphis Cyr, это знаменитая буква “а” из футуры. Вот так она выглядит в брусовом виде. Ну о футуре мы дальше поговорим обязательно.

Возвращаясь к переходной антикве, представьте, что если бы эту точную засечку посадили еще дополнительно на диету, заставив её стать еще утонченнее.

Это шрифты, которые высекались в камне греками, римлянами … римлянами, греками. Вот эти вот ребята, да 🙂

Пожалуй, самая популярная гарнитура в этом виде это Trajan. Но, если быть откровенным, trajan в сегодняшних реалиях выглядит каким-то неуверенным, чересчур помятым. Поэтому я больше уважаю Monumenta.

Обратите внимание, как далеко выпрыгивают ее засечки. Кстати, исследуя glyphic подвид гарнитур, я заметил интересную тенденцию, что эти засечки могут очень плавно переходить в основной штрих. И когда эта трансформация завершается, то мы получаем так называемый Semi Sans. Это довольно хитрый и редкий микс, мы еще его рассмотрим.

Так как об этом виде гарнитур довольно мало информации, я здесь решил привести все 6 образцов. Причем от самого классического, к более отдаленным видам:

Отдельный образец такой гарнитуры Berlingske Serif:

How one typeface took over movie posters

Мне очень нравится он, как характерный представитель с плавными, высеченными, вылетающими засечками. Интересный момент, что именно этот вид гарнитур очень популярен в постерах для фильмов.

Кстати, если будете в Питерском метро, зацените Лиговский проспект и Технологический институт. Недавно видел, что Теремок тоже использовал этот шрифт, чтобы добавить нотку премиальности. Еще этот вид часто встречаю в сфере красоты, в косметологии или в парфюмерии.

Идём дальше 🙂

Надеюсь, вы еще помните из начала урока старую антикву с мятыми засечками, потому что треугольные засечки, в так называемой латинской антикве — считаются переосмыслением, обновленной формой как раз таки старой антиквы.

PT Serif (Google Fonts)

Здесь расположил образцы в порядке усложнения. Вот он наш самый классический пример латинской антиквы. Вот эта треугольность засечки. Если идти дальше, у нее могут появляться скругления. Или эта засечка может становиться скошенной. А иногда она бывает ассиметричной с разными треугольниками. Кстати, благодаря своей грубой форме, латинская антиква хорошо отображается на экранах.

В связи с тем, что об этом виде гарнитур довольно мало информации в интернете, я решил здесь привести побольше образцов:

Посмотрите как варьируется каждая буква.

И почувствуйте это ощущение, как будто Тим Бертон здесь тоже был :). А еще, обратите внимание, что капли исчезли. Теперь это такие, трапеции.

Кстати, как вам такая идея: замиксовать треугольные засечки латинской антиквы и высеченные засечки glyphic гарнитур.

В итоге мы получаем вот такой результат:

Кстати, к идеи миксования различных видов гарнитур мы еще вернемся подробно в гротесках.

А теперь заполируем все то, что мы тут наобсуждать успели. Рекомендую тут прям немного залипнуть.

Отлично, первая часть урока пройдена. Засечки разобрали.

Переходим дальше, к гротескам.

В случае с антиквами было понятно, что нужно рассматривать виды засечек. Но вот с гротесками все немного хитрее. Здесь я предпочитаю брать букву “е”.

Потому что, во-первых, она близка по форме к кругу (букве “о”). И это будет полезно в геометрических гротесках. Во-вторых, у буквы “е” можно исследовать вот это окончание штриха, его характерную форму. Еще это называется “терминал”. Ну и в-третьих, параметр апертуры здесь хорошо виден. То есть, вот эта степень открытости рисунка. Поэтому буква “е”.

Старые гротески. Первая попытка отказаться от засечек и сделать чистую форму. Попытка не увенчалась успехом, потому что тогда еще не было понимания как должна выглядеть чистая форма буквы, и допускались ошибки.

Самые очевидные, наверное, это вот такая противная буква “и”. Или вот этот странный выход в букве “к”. Вот эти кривые терминалы в букве “с”. Или слишком задранное контр пространство у буквы “м”.

Все эти недочеты в итоге складываются в довольно противную картину. Поэтому на старых гротесках нет смысла акцентироваться. Они скорее остались для истории.

Но вот следующий вид гарнитур — геометрические гротески. Это жир, это то, что сейчас очень популярно. Если вы зайдете на MyFonts топы продаж, то вы увидите что там очень много именно геометрических круглых гротесков.

Самой характерной гарнитурой этого вида считается Futura Пауля Ренера.

По букве “о” прекрасно видно, что она стремится к кругу. Также у футуры очень характерная буква “а”, которая позволяет еще сильнее продвигать идею круга. И особенно важным становится момент контраста. Дело в том, что практически во всех видах гротесков контраст — нулевой. Правда дальше увидим гуманистические гротески, там будет контраст. До этого дойдем. Еще очень хочу очень отметить характерную остроту букв у футуры. Можно сказать что это ее визитная карточка.

Продолжаем геометрические гротески. Кстати, важно отметить, что они являлись следствием промышленной революции в 20 веке.

Гарнитура Din это тоже характерный представитель своего направления. Геометрия стадиона или прямоугольника. Если мы посмотрим на стадион сверху, то вот она эта форма. В этом подвиде происходит интересная трансформация. Мы можем встретить очень мягкие, практически овальные стадионы. Но чем дальше мы двигаемся, тем более жесткие стадионы мы можем получать. И в какой-то момент будут прямо прописываться вот эти дополнительные грани. В гарнитуре Din хорошо видно как все буквы стремятся к этой форме стадиона.

Ну а вот это классика. Helvetica неогротески. Представьте, что взяли старые гротески и наконец-то сделали их по уму.

Следует понимать, что в отличии от геометрических гротесков, неогротески очень нейтральны. То есть форма их буквы ни на что не намекает. Она просто буква. Неогротески это довольно консервативная история.

Достаточно посмотреть на степень открытости рисунка, на апертуру у буквы “е”, “а”. Увидеть, что она практически закрыта. И если уж говорить про Helvetica, для меня было открытием, что эта гарнитура прекрасно идет в заголовке, но довольно противно в наборном тексте. Из-за того, что у нее очень плотный кернинг. То есть буквы друг к другу стоят близко.

В этом плане достаточно сравнить набортный текст Helvetica с наборным San Francisco от компании Apple. Почувствуйте насколько воздушнее, легче здесь идут буквы. Кстати, San Francisco можно бесплатно скачивать на Mac. С Windows все намного сложнее. А еще есть Inter Ui, бесплатная альтернатива. И я постоянно рекомендую посмотреть презентацию шрифта San Francisco. Между прочим, у Helvetica недавно вышла уже третья реинкарнация, но ее нет на кириллице.

WWDC Introducing San Francisco, the New System Fonts

Гарнитура PT Root UI (4 начертания free)

Гарнитура Inter (free)

Гарнитура Object Sans (Free, 4 начертания)

Как понять что неогротеск хороший? Достаточно посмотреть на окончание штрихов, на терминалы. Они должны быть строго горизонтальные. Это характер буквы. Почему многие смеются над Arial? Да потому что он, во-первых, слизан с Helvetica, а во-вторых, даже это у них хорошо не получилось. Потому что терминалы получились бесхарактерные абсолютно.

От геометрии и нейтральности переходим к гуманистическим гротескам.

У них принципиально другая позиция. Одним из первым гум гротесков считается Gill Sans.

Посмотрите на кардинальное изменение терминалов. Эта вертикальность окончания штрихов в дальнейшем становится визитной карточкой гумгротесков. Полная противоположность Helvetica. Ну конечно, это не единственная разница формы. Посмотрите на букву “р”. Если у Helvetica чистый спокойный овал, с оптической компенсацией в прилегании. То здесь это совсем иное.

Вы еще помните высеченные засечки? Глифик вид гарнитур. Там был разговор о так называемом переходе этих высеченных засечек в основной штрих.

Раннее, я очень уверенно сказал, что у гротесков практически не бывает контраста. Но что происходит, если все таки у гротеска есть контраст? Происходит так называемый Semi-sans. Здесь также есть наследие вертикальных терминалов. Это редкий вид гарнитур, хотя уверен что в дальнейшем он еще получит свою популярность.

И вот наконец то перед нами самая чистая гуманистическая форма гротеска.

Забавная история получается. Мы начинали с того что в антиквах изначально рисовали буквы пером, но потом ушли от этого. И вот сейчас мы опять к этому приходим. Мы рисуем гротески пером. Делаем их мягкими, человечными, гуманистическими.

Вот например зачем здесь у буквы “р” часть уходит в сторону? Особой причины нет, можно же вверх сделать. Но это специально, потому что это человечно. Это более естественно. Никто не совершенен. Кстати, здесь есть небольшая разница контраста. Вот эта буква “а” очень напоминает старую антикву — Гаральд. Посмотрите еще раз на это характерное пузико. Здесь также могут встречаться строго вертикальные терминалы, но не обязательно. А еще касательно окончания штрихов прекрасно высказался Эрик Шпикерман в своей гарнитуре Meta Pro:

Посмотрите, как у нее сколоты верхние окончания штрихов. Это тоже гуманистический подход. Так как гуманистические гротески очень теплые, открытые, у них и аппретура такая же. Уверен что в дальнейшем даже большие корпорации перейдут на подобного рода шрифты. Потому что сейчас мы видим полное засилье крупных геометрических гротесков.

А теперь материал для самых отважных. Это миксы видов гарнитур. В данном случае мы соединениям геометрическую круглую и гуманистическую. И получаем что то среднее.

Для демонстрации этого вида я обожаю использовать Muller:

Montserrat (Google Fonts)

Давайте вспомним как это было в круглых гротесках. То есть, во первых буква “а” — наследие Futura. Здесь её нет. Хотя если посмотреть на буквы “о”, “б”, “р” мы видим этот круг. Казалось бы, ну вот почти Futura но нет, меняется буква “а”. Буква “з”, которая вообще-то в идеале состоит из двух кругов, начинает вытягиваться. И терминалы у нее становятся вертикальные. Она уже более гуманистическая. А буква “е”, она из круглой формы, получает вот эту вдавленность носа.

Этот вид гарнитур очень современен. Ну ведь действительно, это лучшее из двух миров, аккуратно соединенное. Это как с музыкой, знаете, то есть вы сейчас не услышите чистый рок, рэп или хаус. Это все обязательно миксуется. То же самое происходит со шрифтами. То есть шрифты отражают идею нашего времени. Идею метамодернизма. Что все можно, все хорошо. Просто бери и комбинируй. Без ненужной циничности от постмодернистов, нет. Здесь происходит любовь ко всем крайностям ❤​​​​​​​

А что произойдет если замиксовать нейтральные гротески и геометрические круглые?

А получится многими любимая Proxima Nova:

Она уверенно занимает тонкую нишу. То есть она как-бы такая нейтральная, но в то же время с геометрическими нотками. Если посмотреть на букву “з”, тут еще гуманистические нотки прочитываются. Получается Proxima Nova такая мудрая, и не зря она стоит в топе продаж на MyFonts.

Вот еще более безумный микс. Собираем круги, вертикали и бруски.

Мы получаем гротеск, в котором присутствует и легкая контрастность, и гуманистичность, и закругленность, и какие то вот непонятные засечки :). Их даже тяжело обозначить, это не брусок. Вы понимаете да, к чему все идет? Чистую форму шрифтов в действительности сейчас очень редко найдете. То, что я показываю вам в этом уроке, это такие классические образцы. Но если посмотреть на современность, классика переосмысляется.

Есть еще целое направление для исследования это гротески по параметрам.

Что модно в типографике сегодня и что будет модно через год (И. Штанг)

Дело в том, что благодаря своей более чистой форме, с гротеском можно сильнее играться. Ну например очень сильно их расширять. Или полностью скруглять, вытягивать, текстурировать. И еще много чего. Но в этом уроке я уже не буду покрывать все виды гротесков по параметрам.

Затрону только один сейчас популярный. Это Expanded, Extended, широкие версии. Причем обычно это отдельные версии классических гарнитур. Редко когда проектируют гарнитуру только широкой, без нормальной версии начертания. Благодаря ярко выраженным параметрам этот вид гарнитур еще сильнее привязывается к определенным нишам бизнеса, настроениям, сферам человеческой деятельности. И это еще один дополнительный пласт для исследования.

Однако, для этого урока информации достаточно. Если вы хорошенько осмыслите вот эту итоговую картинку с антиквами и гротесками, вы уже получите сильный фундамент в понимании гарнитур:

Ну и если вы понимаете что вам интересен графический дизайн, приходите ко мне учиться на курс
Осознанный Графдизайн: granich.ru

Если же времени на обучение сейчас нет, то можно подписаться на блог:

VK-паблик Granich, инстаграм granichgram, телеграм granichannel

Энциклопедия Графдизайна: на Pinterest

А еще посмотреть плакаты выпускников тут: Pinterest

и многостраничные экзамены здесь: Behance

Рад что вы со мной были до финала. До новых встреч! Обнимаю. ❤

Как выбрать шрифт для сайта