Как простые рисунки на доске могут полностью изменить урок
Анастасия Селезнёва преподавала английский в классе, где был либо бардак, либо «педагогический террор». Из
помощников только мел, маркер и скучные, почти без картинок учебники. В какой-то момент она начала рисовать на доске темы уроков. Дети стали приходить на занятия с горящими глазами и хорошо выполненными домашними заданиями, а главное — с интересом. Анастасия рассказывает, зачем педагогу осваивать Pinterest, что такое учительский кайф и для чего взрослым «быть как дети».
Москва, 2011 год, средняя общеобразовательная школа среднего спального района. Я даю урок английского языка в кабинете химии по учебнику, который вызывает недоумение при любой попытке соблюсти базовые методические принципы в работе. Каждый новый урок связать с предыдущим, чтобы ученики были в каком-то комфортном лексико-грамматическом пространстве, а не получали обрывочную информацию из разных областей. В учебнике катастрофически не хватает текстов. Шестой класс. В группе двадцать детей. Из них половина едва знает алфавит и не реагирует ни на что, кроме педагогического террора, потому что на всех уроках у них или террор, или бардак.
На частичный переход от бардака, когда я носила в школу колонки, ноутбук, дополнительные задания на карточкам, чтобы два ряда что-то делали, пока одному из них я показываю London Eye и прочее, чем славен град на Темзе, к формату «вот задание на сегодня: это читаем, это слушаем, это говорим, это пишем, поехали, кто не сдаёт работу в конце урока — тому два, Иванов, дневник мне на стол», уходит полгода. На уроке сидит директор, поскольку компетенции мои в этом классе под большим вопросом, класс притих, всё получается.
Урок закончен, «всё хорошо, только наглядности не хватает». В кабинете висит проектор, но он давно сломан, и никто его не чинит. Наглядности вообще не хватает: в учебнике, кроме текстов, очень мало картинок.
И дополнительные бумажные рисунки именно в эту группу не принести никак: порвут. И меня, и картинки
Какую наглядность дать в учебных группах, где часть детей выдаёт звериные реакции, а класс не оборудован ничем, кроме доски и мела или маркера? В какой-то момент я начала рисовать.
Я рисую на очень любительском уровне, но даже такие рисунки на доске приводят абсолютно всех детей в состояние восторга. Во-первых, учитель всю перемену трудился именно для их класса, «хорошего» или «плохого». Это очень важно, дети не могут понять, что для их класса ты трудился не переменку, а полтора часа дома, проверяя тетради, выписывая ошибки, подбирая упражнения из дополнительных источников для их исправления, вписывая то, что нужно именно этой группе, в канву учебного плана. Это понимают взрослые. Для ребенка именно на него ты потратил эти 15 минут, создавая на доске пейзаж со всеми знакомыми словами из прошлого урока или выписывая по-особенному выражения, чтобы он смог назвать предметы, задать вопросы, составить рассказ и написать предложения. И за это они светятся от благодарности. Я пишу каждую тему по возможности иначе, и в начале урока они всегда ждут сюрприз. Что на этот раз? Часто после дети предлагают помочь в оформлении доски к началу следующего дня, и это успех. Сухим языком теории, это развивает навыки межличностной коммуникации, воспитывает нравственные качества и уважение к труду — вот это вот всё. Оставить айпады, предложить помощь, организоваться в работу самостоятельно, разделить обязанности, соблюдать границы в общении друг с другом и со мной — когда я не размахиваю перед носом стопкой проверочных работ по «презент континиусу» — осознавая масштаб происходящего, чувствуешь особенный педагогический кайф. Который подстегивает делать и придумывать больше, лучше и чаще.
Несколько раз мы договаривались во время работы над доской после урока говорить только по-английски, и я видела, как это работает. После занятий у ребенка исчезает зажатость, которая бывает во время, и можно увидеть, как далёкая теория о сильных учениках, поддерживающих тех, кто слабее, и вытягивающих их во время диалога, развиваясь и помогая расти, работает.
В другой день мы рифмовали все слова, которые приходили на ум, пока раскрашивали доску. Chalk — talk, fork — pork, park — lark и так далее. Море безумных слов, которые мне бы в голову не пришли. Те, кто придумали рифму, рассказывают перевод слова остальным, и оно запоминается. Описывать, кто во что одет, повторяя Present Continuous, рассказывать по-английски о планах на остаток дня, повторяя будущее время — после урока дети легко подхватывают любую активность. Они приходят за вниманием, при этом сами приносят его гораздо больше, чем хотят получить. За эти полчаса у доски после урока я получаю полную наглядность того, зачем люди приходят работать в школу.
Каждый дополнительный навык, который учитель подключает, чтобы сделать свою работу интереснее, возвращается человеческой благодарностью в самой горячей и искренней её форме
Откройте для себя Pinterest, если класс хорошо оборудован, и тема с наглядностью на уроке будет решена. Можно раздавать карточки с отдельными рисунками в рамках темы каждому ребенку и не беспокоиться о списывании. Подбирать новые иллюстрации на одну и ту же тему, чтобы рассказ о планах на завтрашних день получился у каждого ребенка. Научитесь петь и подберите классные песни под темы уроков — они есть не только в учебниках. Превратите часть слов в пропуски, пусть слушают и записывают. Спойте вместе — и увидите, как сработает. Присмотритесь к леттерингу — это самое горячее, что может быть, и есть в конце тетрадки каждого школьника. В старших классах уже и на запястьях встречается. И серьёзных навыков рисования не требует совсем. Работайте над образом мышления, выходите за рамки привычного, сохраняйте гибкость физическую, интеллектуальную и эмоциональную. Не останавливайтесь на том, что однажды сработало — придумывайте новое. Постоянно учитесь сами.
«Будьте как дети» — цитате чуть больше двух тысяч лет, но относительно педагогов она особенно актуальна сейчас, когда ученики раньше взрослеют и разбираются во многом лучше взрослых. Нам важно не отставать и где-то играть на опережение. Ведь учитель — то ещё ненаглядное пособие. Дети смотрят на нас каждый день в течение долгого времени, и поддерживать в них желание учиться именно у нас — это и здоровая профессиональная амбиция, и в чем-то долг — перед ними. Перед собой. Мы не в силах резко взять и сделать идеальными условия работы в отдельной стране, школе, группе учеников. Но каждый день мы должны тянуться к идеалу сами.
Анастасия Селезнева, редактор онлайн-школы Bang Bang Education
как сочетать креатив с академизмом
Для одних учеников урок изобразительного искусства — это островок отдыха и возможность выразить себя. Для других — шаблонное рисование геометрических фигур, а у третьих оценки получают родители, которые вместо своих чад рисуют пейзажи и натюрморты. Разбираемся, как проходит урок ИЗО в современной школе, и чему должны научиться будущие Пикассо и Дали.
От шаблона к креативу
Уроки сейчас и уроки 15 лет назад — абсолютно разные по содержанию и форме. Если раньше учителю достаточно было прикрепить на доску одну картину и показать ученикам технику в которой она выполнена, то сейчас программа стала разнообразней, насыщенней и глубже. Дети узнают много теории, учатся анализировать работы известных художников, различают жанры.
Артем Петров, учитель ИЗО в московской школе № 2065, отмечает, что основные изменения — это не техники рисования, а сама цель урока:
«Я стараюсь через искусство, как через фильтр, пропускать все предметы. Интегрировать их в урок, чтобы образовательное пространство было цельным» — рассказывает педагог.
Например, узнав что по истории ребята проходят геральдику, Артем предлагает ученикам нарисовать герб своей семьи, школы. Или поговорив с учителем литературы, как бы случайно предлагает проиллюстрировать книгу, которую именно сейчас изучает класс. Или включает в уроки ИЗО элементы геометрии — юные художники рисуют пирамиды и конусы, ищут геометрические фигуры во всех предметах. Так школьники находят практическое применение всем предметам, даже не покинув класс.
Выставка работ после урока ИЗО в школе № 2065
Академизм — это основа
Тем не менее, традиционные, академические знания никто не отменял.
Татьяна Гилева, учитель изобразительного искусства столичной школы № 2120:
«Без азов не получится креатива. Даже самые известные художники-абстракционисты, такие как Сальвадор Дали или Казимир Малевич, начинали свой творческий путь именно с традиционной школы».
Цветоведение, смешение цветов, законы перспективы — все это неотъемлемая часть уроков в школе № 2120. Но каждая академическая тема это и пространство для творчества. Например, после того как школьники прошли строение человека и научились рисовать фигуры, Татьяна предлагает создать выставку шаржей и в шуточной форме нарисовать своего соседа по парте. Кроме того, в школе существует традиция — на последнем уроке перед каникулам ребята рисуют чек-лист в виде комикса, в котором строят планы на предстоящие дни.
Чтобы сохранить баланс между академизмом и свободным творчеством, педагоги советуют всему уделять свое время.
«В возрасте до 10 лет детей надо только поддерживать, а потом, когда ребенок начинает изучать академические азы, их легкая смелость уже исчезает, начинаются штампы. Тогда стоит начинать учить свету и теням, а пока они не боятся быть смелыми в искусстве, надо просто дать им такую возможность», — объясняет учитель школы № 1354 (Москва) Инна Егорова.
Урок ИЗО в школе № 1354 «Вектор»
Сеть гипермаркетов для хобби и творчества «Леонардо» предлагает педагогам присоединиться к партнерской программе.
Все участники получают индивидуальный промокод, который дает скидку:
— 10% на товары для художников прочих торговых марок;
— 5% на прочие товары хобби-гипермаркета «Леонардо».
Промокодом можно делиться со своими учениками и коллегами! Количество промокодов ограничено.
Зарегистрироваться
Как развить креативность
Чтобы муза посещала учеников чаще, если не постоянно, педагоги советуют придерживаться таких правил:
- Задавать тему.
Татьяна Гилева говорит, что для ее учеников нет ничего хуже, чем свободная тема. А как только даешь хоть какой-то вектор или ограничиваешь творчество определенными условиями, мозг сразу начинает генерировать идеи.
- Не ждать вдохновения.
В искусстве, как и в еде — аппетит приходит во время еды. Поэтому не стоит сидеть и ждать музу, лучше брать в руки кисть или карандаш и начинать творить, а вдохновение подтянется в процессе.
- Носить с собой блокнотик.
Инна Егорова советует всегда иметь при себе блокнот, куда можно записать, а лучше зарисовать внезапно пришедший образ.
- Ограничить просмотр мультфильмов.
О вреде мультфильмов для фантазии и творчества рассказывает педагог-психолог Марина Озерова в своей книге «О детском рисовании».
- Смеяться и смешить детей.
Смех снижает уровень кортизола и стимулирует те зоны коры головного мозга, которые отвечают за креативность.
Материалы по теме:
- 5 нестандартных заданий для урока ИЗО в классе и на пленэре
- Как развивать эмоциональный интеллект детей на уроках ИЗО
- Интегрированные уроки: как и зачем объединять музыку с ИЗО
Подписаться
ВОЗРАСТ 9-12: ПОСЛЕ ШКОЛЫ ОНЛАЙН ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ УРОК РИСОВАНИЯ: КАК РИСОВАТЬ ПОРТРЕТЫ И РИСУНКИ
Преподаватель: TBD
0 Сессии
, —
Места открыты: 0
Распродано
Присоединяйтесь к листу ожидания!
ПРИМЕЧАНИЕ : это онлайн-класс по искусству. Наши инструкторы будут работать с вами над высококачественным видео в прямом эфире и научат вас творить, не выходя из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ
Преподаватель: TBD
Нажмите здесь для БЕСПЛАТНОГО ПРОБНОГО ЗАНЯТИЯ!
*Эта еженедельная сессия уже началась, но творить никогда не поздно! Когда это возможно, мы оставляем открытой регистрацию на наши уроки рисования, чтобы вы могли присоединиться к классу, который уже начался. МЫ СООТВЕТСТВУЕМ СТОИМОСТИ, ЧТОБЫ ОТРАЖАТЬ КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬ, ОСТАВШИХСЯ В КЛАССЕ .
Приглашаем всех начинающих художников, которые любят РИСОВАТЬ! Присоединяйтесь к художественной студии The Art Studio NY, которая занимает первое место в рейтинге Нью-Йорка, и примите участие в этом увлекательном, познавательном и увлекательном уроке рисования. На этом интерактивном и веселом уроке рисования дети узнают, как рисовать все, осваивая приемы рисования, такие как затенение, композиция, детализация, 3D-эффект, контраст, создание меток, личное выражение и многое другое.
Дети в этом классе:
- Получат пошаговые инструкции по рисованию и научатся рисовать портреты, фигуры, а также акцентировать внимание на определенных чертах лица, таких как глаза, руки и волосы.
- Наслаждайтесь индивидуальными рекомендациями по художественному рисованию от первоклассного преподавателя искусств
- Изучайте и практикуйте новые техники рисования на каждом уроке
- Участвуйте в вдохновляющих и увлекательных групповых дискуссиях об искусстве, рисовании и самовыражении
- Получайте удовольствие, экспериментируя с рисованием, пока общение со сверстниками
- Узнайте интересные факты из истории искусства и поэкспериментируйте с различными стилями рисования, вдохновленными известными художниками
- Развлекайтесь с сюрпризом на «групповых онлайн-выставках искусства»
- Связь с друзьями, старыми и новыми
- Почувствуйте возможность выразить себя через творчество.
- Поделитесь с учителем тем, что они больше всего хотят рисовать, и получите специальные инструкции о том, как рисовать предметы, которые им больше всего нравятся
- Создайте портфолио рисунков, которыми можно гордиться
- Получите преимущества для здоровья, хорошего самочувствия и учебы, которые предлагают уроки искусства, в том числе более высокие академические достижения, снятие стресса и беспокойства, повышенную концентрацию, лучшие навыки решения проблем и многое другое!
Для этого занятия вам понадобятся следующие материалы: бумага для рисования, карандаш, ластик, цветные карандаши
Art Class Материалы:
Приобретите наш набор для творчества со скидкой или просмотрите наш онлайн-список материалов.
⭐ Осталось 0 сеансов. Мы надеемся, что вам понравилось. Мы предлагаем эксклюзивную раннюю регистрацию для существующих студентов, чтобы вы сохранили свое место в следующей серии занятий. Пожалуйста, найдите минутку, чтобы нажать на , запишитесь на следующий урок рисования сегодня!
Classrooms — Draw Together
DrawTogether Classrooms — это некоммерческая программа, которая позволяет преподавателям и учащимся развивать любознательность, творческие способности, уверенность и общение с помощью высококачественных и доступных материалов и материалов, основанных на рисовании.Исследования показывают (и мы все знаем), что искусство имеет решающее значение для развития творческого мышления, успехов в учебе и эмоционального благополучия. DrawTogether Classrooms предоставляет преподавателям бесплатные и недорогие ресурсы, инструменты и поддержку для объединения социально-эмоционального обучения с художественным образованием в любой учебной среде. Наша команда педагогов и дизайнеров создала гибкую и простую в реализации программу, которая объединяет развитие социально-эмоциональных навыков с художественным исследованием с помощью цифровых видео, подкастов и мероприятий, а также легкодоступных материалов для рисования. Уроки и ресурсы DrawTogether связывают творчество с миром и развивают важные навыки, необходимые детям (и взрослым!)
Хотите узнать больше? Отправьте нам свою контактную информацию сейчас!
DT Classrooms Регистрация
Пилотная программа 2021–2022
В 2021–2022 годах мы поддержали 100 классов в более чем 30 штатах, охватив тысячи детей. Сюда входят начальные, средние и старшие школы, внешкольные программы, некоммерческие организации, детские больницы и многое другое! Большинство школ и программ в нашем пилотном проекте обслуживают малообеспеченные и исторически маргинализированные сообщества. Следите за нашим отчетом о воздействии, который выйдет летом 2022 года.
Мы создали руководство для преподавателей Amazing DT, полное обзоров эпизодов, важных вопросов и множества заданий для углубления обучения.
Программа также предоставляет бесплатную подписку на информационный бюллетень DrawTogether, набор специально разработанных плакатов для занятий от знаменитых иллюстраторов, ежемесячные встречи для совместной работы, персонализированные проверки и поддержку, а также бесплатные материалы для рисования и печатные материалы.
Что такое преподаватели говоря:
«Мне нравится социально-эмоциональный аспект этих упражнений по рисованию. Школьникам это сейчас очень нужно. Мне нравится иметь ресурсы Draw Together, чтобы помочь поддержать эмоциональные потребности моих учеников в дополнение к предоставлению искусства».
«Используя DrawTogether, я вижу конкретные улучшения в том, как мои ученики взаимодействуют друг с другом.