Конспект урока по МХК на тему «Художественная культура барокко»(11 класс)

Мировая художественная культура

Класс 11

Дата:

Урок № 1

 

Тема: «Художественная культура барокко»

 

Типология урока: урок — эвристическая беседа.

 

Цели и задачи урока:

-формирование целостного представления о мире и формах искусства;

-формирование исследовательских, коммуникативных, информационных умений;

-развитие умения определять стилевые особенности искусства барокко и соотносить его с определенной исторической эпохой; умения выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи; темы, образы и проблемы в искусстве барокко;

-формирование уважения и осознания ценности культуры эпохи барокко.

 

Методы обучения:                                                                                                                       эмоционально-образное погружение;                                                                                               активизация восприятия воображения, творческого мышления;                                                   создание проблемной ситуации.

Зрительный ряд: Презентация “Барокко” с произведениями Боттичелли «Весна», Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах», Джорджоне «Юдифь», Брунеллески «Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции», Микеланджело «Давид», Караваджо «Обращение Савла» и «Юдифь», Борромини «Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме и фрагменты декора», Бернини «Давид», Рубенс «Похищение сабинянок»

Видео. Барокко: https://www.youtube.com/watch?v=UyIk5vNQQZ4

Музыкальный ряд: произведение  А. Вивальди «Времена года»

Оборудование:  Компьютер с мультимедийным  проектором.

 

Ход урока

Звучит концерт А. Вивальди «Лето. Гроза» (Presto) из цикла «Времена года»

-Какое настроение рождает эта музыка? Назовите автора этого произведения? Ответы учащихся.

 

Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха   не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный  мир причудливых  образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться  творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.

Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «карти­ной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

 

На экране слайд с изображением: Боттичелли «Весна», Леонардо да Винчи «Мадонна в

скалах», Джорджоне «Юдифь», Брунеллески «Собор Санта Ма-рия дель Фьоре во Флоренции», Микеланджело «Давид».

 

-Созвучны ли эти изобразительные и музыкальный образы? Ответы учащихся.

На экране слайд с изображением: Караваджо «Обращение Савла» и «Юдифь», Борромини «Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме и фрагменты ее декора», Бернини «Давид», Рубенс «Похищение сабинянок».

— Созвучны ли эти изобразительные и музыкальный образы?

-В чем заключается различие образов эпохи барокко и Ренессанса? Ответы учащихся. Динамичность, эмоциональность, драматизм, обилие декора — признаки нового стиля.

— Почему период XVII–XVIII вв. называют в мировой истории Новым временем?

В            это время изменилась политическая карта Европы, изменились представления человека о себе, своем месте в мире.

Ключевой вопрос. В чем заключаются исторические предпосылки, эстетическая концепция и особенности стиля барокко?

Работа с текстом. Прочитайте и прокомментируйте строки Джона Донна об эпохе.

 

Перемены и трагические конфликты этой эпохи образно за­печатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

                                    Перевод О. Румера

 

Работа с тесктом. Прочитайте и прокомментируйте строки А.

Грифиуса о человеке.

«Удивляться я привык, как безмерно мир велик» — так говорил о своей эпохе испанский драматург Кальдерон.

 

Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,

Арена всех скорбей, превратностей поток,

Фортуны лёгкий мяч, болотный огонёк,

Снег, тающий весной, мерцанье свеч, не боле.

                         А. Грифиус Перевод Л. Гинзбурга

— Назовите выдающихся деятелей этой эпохи в различных областях науки, открытия, которые повлияли на мировоззрение своей эпохи. Воспользуйтесь ресурсами Интернета.

Ответы учащихся. Г. Галилей — изучение небесных светил с помощью оптики, У. Харви — открытие кровообращения человека, Торричелли — ртутный барометр, К. Хейгенс (Гюйгенс) — волновая теория света, часы с маятником, Р. Декарт — аналитическая геометрия, Б. Паскаль — основы гидростатики, Р. Кук — клеточная структура тканей, А. Левенгук — микроорганизмы, И. Ньютон — основоположник классической физики.

— Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микро­скопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессанс­ного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек.

 

Работа с текстом. Прочитайте строки А. Силезиуса.

Ты смотришь в небеса? Иль ты забыл о том,

Что Бог — не в небесах, а здесь, в тебе самом?..

Постой! Что значит «Бог»? Не дух, не плоть, не свет,

Не вера, не любовь, не призрак, не предмет,

Не зло и не добро, не в малом он, не в многом,

Он даже и не то, что именуют Богом,

Не чувство он, не мысль, не звук, а только то,

О чём из всех из нас не ведает никто.

                               А. Силезиус Перевод Л. Гинзбурга

— Как выражает поэт отношение человека своего времени к Богу? Есть ли в этих представлениях связь с другими эпохами?

-Как все эти изменения получили свое выражение в новом искусстве барокко? Как появился этот термин и почему он возник?

Термин «барокко» переводят как «причудливый, странный, вычурный».  Происхождние  его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой логики, то ли от слова, означающего жемчужину неправильной формы. Слово «барокко» французского происхождения. «Словарь Академии» впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях. 

Небольшой группе учащихся предлагается сравнить «Давида» Микеланджело и «Давида» Бернини. Дается время на подготовку.

-Какое толкование термина «барокко» вам более убедительно?

Работа с текстом. Прочитайте строки поэта Поупа, а также Дж. Марино, итальянского поэта XVII в.:

 

Поэта цель — стихами поражать.

Не о смешном — о славном сочиняю.

Кто удивлять не в силах, брось писать.

В  чем оба автора видят предназначение поэта?

 

Выступление группы учащихся со сравнительным анализом образа «Давида» Микеланджело и «Давида» Бернини.

— Как Бернини отразил мироощущение своей эпохи, какими художественными средствами?

Вновь звучит концерт А. Вивальди «Лето. Гроза» (Presto) из цикла «Времена года».

 

Как вы думаете, почему в наше время на концертной эстраде так часто звучит музыка эпохи барокко? Чем произведения этого стиля созвучны нашему времени?

 

Ключевой вопрос. В чем заключаются исторические предпосылки, эстетическая концепция и особенности стиля барокко?

 

Изменения затронули все стороны жизни человека религию, науку, политику, экономику, которые получили отражение в сложном и противоречивом искусстве барокко, энергичном и драматичном. Но развитие человеческой индивидуальности будет единым ориентиром для культуры этого времени.

 

 

Рефлексия.

— Что изучали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

-Что понравилось на уроке?

-Что получилось?

-В чём были проблемы?

Домашнее задание: выбрать тему проекта или презентации из «Темы проектных исследований или презентаций».

«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко»;
«Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII в. »;
«Эстетические принципы барокко»;
«Кризис идеалов Возрождения и искусство барокко».

«Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.».
«Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»;
«Достижения итальянского барокко»;
«Лоренцо Бернини — гений барокко»;
«Рим — столица архитектурного барокко»;
«Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»;
«Петербург Ф. Б. Растрелли»;
«Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».

 

Разработка урока по МХК «Эпоха барокко» | Методическая разработка по МХК (11 класс) по теме:

Использование метода проектов в процессе изучения мировой художественной культуры.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современной школы. Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления, которого является компьютер. Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в уче6ный процесс, и  повышающий эффективность изучения учебных предметов, в том числе и мировую художественную культуру. И учителя, использующие в образовательной деятельности  компьютерные технологии, с полной уверенностью говорят о  необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

Мои первые шаги работы с компьютером (владение ПК сводились к умению работать с текстами) и были сделаны на курсах в Нижегородском региональном центре Федерации Интернет Образования. Занятия вызвали желание глубже познакомиться с опытом, накопленным по этой проблеме,  заняться разработкой уроков с использованием компьютерных технологий, а затем и внедрение в процесс обучения метода проектов.

Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не только усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ, но и реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников — работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

  «Искусство эпохи барокко ».

(XI класс).

Урок-презентация.

Тема, посвященная барокко, в курсе мировой художественной культуры является одной из центральных. Она максимально насыщена материалом, хотя дело не только в обилии вводимой на уроке информации, но также и в важности тех последствий, которые имело барокко на дальнейшее  развитие искусства. Между тем, преподаватель и учащиеся при изучении материала оказываются в крайне жестких условиях: учителю необходимо за четыре учебных часа доступно и интересно изложить большое количество информации, а учащиеся при этом должны ее усвоить. Кроме того, для знакомства с шедеврами этой эпохи необходимо более подробно ознакомиться с творчеством многочисленных авторов.  Для активизации ранее полученных знаний на уроках МХК и  истории, развития  познавательных и творческих способностей учащихся, и выстраивания логической последовательности, систематизации материала используется метод проектов. Учащимся предлагается создать портфолио и мультимедийные презентации, составленные в программе Power Point, включая в нее иллюстративный ряд, фрагменты из источников, исторической литературы  художественных и культурологических изданий.

Описание урока.

   Данный урок – это защита мультимедийных проектов по теме «Барокко». Проекты готовились  учащимися 11 «Б» класса МОУ СОШ № 130. Данный класс второй год участвует в   апробации УМК Л.Г. Емохоновой МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

    Цель работы не только углубить и систематизировать ранее полученные знания, но и создать учебно-наглядное пособие, которое может использоваться учителем как во время традиционных форм проведения урока, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы.

Структура урока

  1. Организационный момент (Здороваюсь, выясняю кто отсутствует, сообщаю тему, цели и задачи урока) — 3 минуты.
  2. Активизация знаний учащихся (Вводная часть урока: активизирую ранее полученные знания. Настраиваю класс на рабочий лад) -7  минут.
  3. Защита проектов — 7-8  минут на проект, включая блиц — опрос – 49-60 минут.
  4. Постановка итогового проблемного задания – 7 минут.
  5. Подведение итогов – 2минуты.
  6. Запись домашнего задания – 1 минута.

Продолжительность урока – 80 минут.

Тип урока — практическое занятие (защита проекта).

Опережающее задание:

  1. ознакомиться с материалом учебника по данной теме;
  2. подобрать дополнительный материал и иллюстрации;
  3. составить мультимедийную презентацию;

Цель урока:

  1. углубление и систематизация ранее полученных знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
  2. формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов 
  3. разработка электронного учебно-наглядного пособия.

Задачи урока:

  1. выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  1. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  2. формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
  3. способствовать развитию творческих навыков;
  4. стимулировать развитие способностей к самообразованию.

План урока: 

               1.Периодизация и особенности барокко.

               2.Архитектура и скульптура.

                     3.Живопись.

                     4.Наука.

                     5. Литература.

                     6.Музыка и театр.

                     7. Русское барокко.

Оборудование:  

1. Учебник.

 2. Компьютеры или компьютер с мультимедийным  проектором.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

/сл.№1/

 Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве – эпохе барокко. Эта эпоха   не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный  мир причудливых  образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться  творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день. А помогут нам в этом ребята, которые и работали над этим  мультимедийными презентациями, используя метод проектов. Наш сегодняшний урок будет проходить по следующему плану. Запишите, пожалуйста, его себе в тетради.

/сл. №2/

  1. Введение.

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление. 

 Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же   знаний, полученных при работе над проектами поработать с безоценочными тестами и сформулировать ответы на поставленные вопросы:

/сл.№3/

  1. пояснить термин «Барокко»
  2. объяснить когда и почему он возник
  3. В чем заключается особенность стиля?

/сл. № 4-8/

 Эти слайды дают комментарии к поставленным вопросам и

  систематизирует знания учащихся об особенностях стиля.

    /сл. № 9-13/  

Данные слайды являются введением к защите проектов.  

  1. Защита проектов.

Защиту мультимедийного проекта проводит один  из учащихся группы работавшей над его созданием. Во время защиты остальные учащиеся класса заполняют таблицу по теме «Искусство эпохи барокко». После защиты, для осуществления рефлексии учителем (учащимися) проводится блиц-опрос. Защита проектов оценивается жюри.

  1. Архитектура и скульптура эпохи барокко.

/презентация №1/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися шедеврами архитектуры этой эпохи и авторами их создавшими. Кроме того, учащиеся знакомятся с приемами, используемыми  в этих видах искусства.

Блиц-опрос:

  1. Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение свойственное эпохе  барокко?
  2. Почему Рим называют Вечным городом?
  1. Живопись эпохи барокко.

/презентация №2/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися шедеврами живописи барокко, ведущими жанрами – бытовой живописи, пейзажа, портрета, натюрморт (мертвая природа). Рассказывает о сюжетной линии применявшейся живописцами. Во время просмотра присутствующие погружаются в мир образов Франца Халса, Рембранта, Рубенса, Караваджо и др.

    Блиц-опрос:

  1. Какие качественные изменения произошли в живописи эпохи        

     барокко?

  1. Каких художников называли «малыми голландцами»? В чем своеобразие их образного мира?
  1. Наука эпохи барокко.

/презентация №3/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися учеными XYII столетия, их судьбами; повествует о великих открытиях и изобретениях прославивших эпоху и положивших начало формированию науки Нового времени.

    Блиц-опрос:

1.Докажите, почему открытия в науке XYII столетия совершили прорыв, который принято считать первой научной революцией?

  1. Литература эпохи барокко  

/презентация №4/

Данная презентация знакомит нас с выдающимися литераторами и философами того времени. Знакомит с наиболее интересными произведениями.

       

 Блиц-опрос:

  1. Какой способ оформления поэтических произведений является визитной карточкой эпохи барокко?
  2. Какие литературные жанры характерны для того времени?
  1. Музыка и театр эпохи барокко.

/презентация №5/

Данная презентация знакомит нас с музыкальным творчеством великих европейских  композиторов XYII века. Во время просмотра презентации звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»). Кроме того в презентации рассказывается о развитии театрального искусства

 Блиц-опрос:

1. Когда и где родилась опера? Кто из великих композиторов оказал

     влияние на ее развитие?

2. Как развитие театрального искусства отражало эпоху барокко?

  1. Русское барокко.

/презентация №6/

Данная презентация рассказывает о развитии барокко в России. При работе над презентацией были рассмотрены фактически все виды искусства, развивавшиеся в России.

              Блиц-опрос:

              1. В XYII веке в России зародилась светская живопись. Можно ли                

                   порсуну считать портретом?

               2. В архитектуре русского барокко существуют два термина –

                    «нарышкинское» и «растреллинское» барокко. Объясните, что

                     это значит.

4. Постановка итогового проблемного задания:

  1. Неправильность, странность, причудливость – все это изначально есть в новом искусстве. Но если мы говорим о «неправильности», так что же было образцом? Свой ответ обоснуйте.
  2. Каким образом стиль барокко повлиял на дальнейшее развитие искусства. Свой ответ аргументируйте.

Классу предлагается  обсудить данные вопросы  в группах   в течение 3-5 минут. В это время звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»), которая помогает отразить атмосферу урока.

 5. Заключительный этап работы

  1. Разбирается проблемное задание.
  2. Представители групп делают сообщения о целях и результатах работы над проектами.
  3. В конце занятия подводятся итоги.

6. Домашнее задание

  1. Творческое задание. Выяснить где применяются

     барочные элементы современными дизайнерами и

     архитекторами.

  1. Подготовить презентацию на тему:
  2. «Барокко в современном дизайне и архитектуре.
  3. Индивидуальное задание. Продолжить работу

    над созданием мультимедийного пособия по теме

«барокко»

Данный урок разработан учителем МХК МОУ СОШ № 130 г. Нижнего Новгорода Лежниной Натальей Сергеевной, в соавторстве с учащимися 11 «Б» класса данной школы.  

                               Самоанализ урока

Тема урока: «Искусство эпохи барокко ».

Тип урока – урок-презентация (углубление и систематизация  ранее полученных знаний используя метод проектов).

Данный урок занимает центральное место в изучении культуры XYII века.

11 «Б» общеобразовательный класс. Образовательный уровень учащихся средний, но при определенных усилиях педагога можно создать довольно высокую мотивацию к обучению.  В частности этого можно достичь, используя метод проектов.

При разработке данного урока мной были поставлены следующие цели и задачи, которые формировались с учетом особенностей класса.

Цель урока:

  1. углубление и систематизация ранее полученных знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
  2. формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов 
  3. разработка электронного учебно-наглядного пособия.

Задачи урока:

  1. выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  1. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  2. формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
  3. способствовать развитию творческих навыков;
  4. стимулировать развитие способностей к самообразованию.

При подготовке и проведении урока мной были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.

  1. Технология проблемного (дифференцированного) обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

  1. Технология проектного  обучения (метод проектов)

Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

  1. Технология группового обучения

В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей,  а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

В соответствии образовательным уровнем учащихся перед ними были поставлены различные задачи, которые они должны были решить в ходе работы над проектами. Учащиеся с высокой и средней мотивацией к обучению работали над подбором материалов, созданием и защитой проектов. Учащиеся с более низкой мотивацией к обучению тоже занимались подборкой материалов для презентации, но их основная задача была создание портфолио по видам искусств эпохи барокко.

Структура урока

  1. Активизация знаний учащихся.
  2. Защита проектов.
  3. Проверка усвоения изученного материала во время блиц — опроса и постановке итогового проблемного задания.

Мне кажется, что   структура урока   выдержана. Все его части  взаимосвязаны между собой. Цели и задачи реализованы довольно полно, а именно:

  1. Данная тема изучена в более полном объеме, чем предусмотрено программой.
  1.  Все учащиеся класса, принимали активное участие в работе над проектами, изучая при этом необходимый материал.
  2. В процессе работы над проектом учащиеся получили новые знания, умения и навыки.
  3. Создана основа для создания мультимедийного учебного пособия по принципу электронного учебника.

Исходя их этого считаю, что урок при использовании приведенных выше методик был успешен и его можно считать развивающим.

Искусство барокко, введение – Smarthistory

Джан Лоренцо Бернини, Вид на Кафедру Петри (или Кафедру Святого Петра), 1647-53, позолоченная бронза, золото, дерево, витраж (Апсида собора Святого Петра, Ватикан, Рим) (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2. 0)

Рим: от «Вавилонской блудницы» до великолепной невесты Христа

Когда Мартин Лютер прикрепил свои 95 тезисов к дверям Виттенбергского собора в 1517 году протестуя против коррупции католической церкви, он инициировал движение, которое изменило религиозный, политический и художественный ландшафт Европы. В следующем столетии Европа будет в смятении, поскольку будут определяться новые политические и религиозные границы, часто в результате кровавых военных конфликтов. Лишь в 1648 г., с подписанием Вестфальского мира, конфликты между протестантами и католиками в континентальной Европе утихли.

Мартин Лютер сосредоточил свою критику на том, что он считал жадностью церкви и злоупотреблением властью. Он называл Рим, резиденцию папской власти, «вавилонской блудницей», украшенной дорогими произведениями искусства, грандиозной архитектурой и роскошными банкетами. Церковь отреагировала на кризис двумя способами: внутренним решением проблем коррупции и защитой доктрин, отвергнутых протестантами. Таким образом, в то время как первые два десятилетия 16-го века были периодом щедрых расходов папства, средние десятилетия были периодом строгой экономии. Как заметил один посетитель Рима в 1560-х годах, весь город превратился в монастырь. Благочестие и аскетизм правили днем.

Вид на капеллу Черази в Санта-Мария-дель-Пополо в Риме с алтарем Аннибале Карраччи, Успение Богородицы , 1600-01, холст, масло, 96 × 61″, и картины Караваджо на боковых стенах ( Распятие св. Петра слева и Обращение Павла справа)

 

К концу XVI века католическая церковь снова была настроена оптимистично, даже торжествующе. Она вышла из кризиса с новой силой и ясностью цели. Центральное место занимало пастырство верующих — обучение их католическим учениям и воодушевление на добродетельное поведение. Стремясь восстановить репутацию Рима как святого города, папство приступило к обширным кампаниям по строительству и украшению, направленным на то, чтобы подчеркнуть его древнее происхождение, его верования и его божественно санкционированную власть. В глазах верных католиков Рим был не неверной блудницей, а чистой невестой, прекрасно украшенной для союза со своим божественным супругом.

Искусство убеждения: наставлять, восхищать, двигать

В то время как протестанты жестко критиковали культ образов, католическая церковь горячо восприняла религиозную силу искусства. Церковь утверждала, что изобразительное искусство играет ключевую роль в руководстве верующих. Они, безусловно, были так же важны, как письменное и устное слово, и, возможно, даже более важны, поскольку были доступны как ученым, так и неученым. Чтобы быть эффективным в своей пастырской роли, религиозное искусство должно было быть ясным, убедительным и мощным. Он должен был не только учить, но и вдохновлять. Это должно было побудить верующих ощутить реальность жертвы Христовой, страдания мучеников, видения святых.

Караваджо, Терновый венец , 1602-04, холст, масло, 165,5 x 127 см (Художественно-исторический музей, Вена)

Акцент церкви на пастырской роли искусства побудил художников экспериментировать с новыми и более прямыми средствами воздействия зритель. Такие художники, как Караваджо, обратились к мощному и драматическому реализму, подчеркнутому смелыми контрастами света и тьмы и резко обрезанными композициями, которые усиливают физическую и эмоциональную непосредственность изображаемого повествования.

Другие художники, такие как Аннибале Карраччи (который также экспериментировал с реализмом), в конечном итоге остановились на более классическом визуальном языке, вдохновленном яркой палитрой, идеализированными формами и сбалансированными композициями Высокого Возрождения (см. изображение выше). Третьи, такие как Джованни Баттиста Гаулли, обращались к смелым подвигам иллюзионистов, которые стирали не только границы между живописью, скульптурой и архитектурой, но и между реальным и изображаемым мирами. При этом божественное стало физически присутствовать и осязаемо. Будь то шокирующий реализм, динамичное движение или буйный орнамент, искусство семнадцатого века должно впечатлять. Он направлен на то, чтобы убедить зрителя в истинности своего сообщения, воздействуя на чувства, пробуждая эмоции и активируя, даже разделяя пространство зрителя.

Джованни Баттиста Гаулли, также известный как il Baciccio, Триумф имени Иисуса , 1672-1685, потолочная фреска Иль Джезу (Рим, Италия)

Католические монархи и их территории

Монархи Испании, Португалия и Франция также использовали более богато украшенные элементы искусства семнадцатого века, чтобы прославить католицизм. В Испании и ее колониях правители вкладывали огромные средства в сложные церковные фасады, потрясающие, покрытые золотом часовни и дарохранители, а также поразительно реалистичные полихромные скульптуры.

В Испанских Нидерландах, где священное искусство ужасно пострадало в результате протестантского иконоборчества (уничтожения искусства), гражданские и религиозные лидеры уделяли первоочередное внимание украшению церквей по мере того, как регион восстанавливал свою католическую идентичность. Ремонт алтарей церквей Антверпена на протяжении многих лет занимал мастерскую Питера Пауля Рубенса. Европейские монархи также использовали этот художественный словарь, чтобы заявить о своей власти и статусе. Людовик XIV, например, заказал великолепные здания и сады Версаля как визуальное выражение своего божественного права на власть.

Питер Пауль Рубенс, Воздвижение Креста , 1610, дерево, масло, 15 футов 1-7/8 ″ x 11 футов 1-1/2 ″ (первоначально для Святого Вальпургиева, Антверпен (разрушен), сейчас в Антверпене Собор)

Протестантский Север

В протестантских странах, и особенно в новой независимой Голландской республике (современная Голландия), художественный климат радикально изменился после Реформации. Два самых богатых источника покровительства — монархия и церковь — исчезли. На их месте возник все более процветающий средний класс, стремящийся выразить свой статус и свое новое чувство национальной гордости посредством покупки произведений искусства.

К середине 17 века появился новый рынок, отвечающий художественным вкусам этого класса. Теперь спрос был на картины меньшего размера, подходящие для демонстрации в частных домах. Эти картины включали религиозные сюжеты для личного созерцания, как это видно на пронзительных картинах Рембрандта и гравюрах с библейскими повествованиями, а также портреты, документирующие индивидуальные сходства.

Джудит Лейстер, Автопортрет , ок. 1630 г., холст, масло, 651 х 746 см (Национальная художественная галерея, Вашингтон)

Но самым большим изменением на рынке стал резкий рост популярности пейзажей, натюрмортов и сцен из повседневной жизни (известных как жанровая живопись). Действительно, распространение этих сюжетов как самостоятельных художественных жанров было одним из самых значительных вкладов XVII века в историю западного искусства.

Во всех этих жанрах художники проявили большой интерес к воспроизведению наблюдаемой реальности — будь то свет в голландском пейзаже, мгновенное выражение лица или разнообразные текстуры и материалы предметов, которые голландцы собирали во время сбора урожая. преимущества своей расширяющейся торговой империи. Эти произведения демонстрировали такую ​​же художественную виртуозность и физическую непосредственность, как и величественные украшения дворцов и церквей католической Европы.

В контексте европейской истории период с ок. 1585 г. по ок. 1700/1730 часто называют эпохой барокко. Слово «барокко» происходит от португальского и испанского слов, обозначающих большую жемчужину неправильной формы («barroco» и «barrueco» соответственно). Критики восемнадцатого века были первыми, кто применил этот термин к искусству 17 века. Это не было выражением похвалы. В глазах этих критиков, предпочитавших сдержанность и порядок неоклассицизма, произведения Бернини, Борромини и Пьетро да Кортона казались причудливыми, абсурдными, даже болезненными, другими словами, уродливыми, как несовершенная жемчужина.

Франсиско де Сурбаран, Святой Франциск Ассизский Согласно Видению Папы Николая V , c. 1640 г., холст, масло, 110,5 х 180,5 см (Museum Nacional d’Art de Catalunya, Барселона, Испания)

«Барокко» – слово, стиль, период

К середине XIX в. утратил свое уничижительное значение и использовался для описания богато украшенных и сложных качеств, присутствующих во многих образцах искусства, музыки и литературы 17-го века. Со временем этот термин стал обозначать исторический период в целом.

В контексте картины, например, строгий реализм запрестольных образов Сурбарана, спокойная интимность домашних интерьеров Вермеера и сдержанный классицизм пейзажей Пуссена — все это «барокко» (теперь с большой буквы «Б», чтобы обозначить исторический периода), независимо от отсутствия стилистических признаков, изначально связанных с этим термином.

Ученые продолжают спорить о правильности этого ярлыка, признавая полезность ярлыка для этого отдельного исторического периода, а также признавая его ограниченность в характеристике разнообразия художественных стилей, существовавших в 17 веке.

 


Дополнительные ресурсы:

Рим в стиле барокко на Хронологии истории искусств в Хейльбрунне Метрополитен-музея

Аннибале Карраччи на Хронологии истории искусств в Метрополитен-музее в Хайльбрунне

Ресурсы


Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:

Больше изображений Smarthistory…

Ссылайтесь на эту страницу как: Д-р Эсперанса Камара, «A-Level: Искусство барокко, введение», в Smarthistory , 17 июля 2017 г. , по состоянию на 17 февраля 2023 г., https://smarthistory.org/a-beginners-guide-to-baroque-art-2/.

Средневековое искусство – искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Раннее средневековье началось с падением Римской империи и закончилось в начале 11 века; его искусство охватывает обширные и разнообразные формы средств массовой информации.

 

  • Определите и опишите форму, содержание и контекст ключевых средневековых произведений
  • Дайте определение критическим терминам, перечисленным ниже, и тому, как они относятся к раннесредневековому искусству
  • Опишите животных по стилю I и по стилю II
  • Опишите четырех евангелистов и их символы
  • Обсудите важность евангельских книг
  • Определите различные библейские сцены на бронзовых дверях епископа Бернворда
  • Различать англо-саксонские, гиберно-саксонские, каролингские и оттонские произведения

Средние века европейского мира охватывают примерно 1000 лет истории искусства в Европе и иногда простираются на Ближний Восток и Северную Африку. Раннее средневековье обычно датируется от падения Западной Римской империи (476 г. н.э.) примерно до 1000 г., что знаменует собой начало романского периода. Он включает в себя основные художественные движения и периоды, национальное и региональное искусство, жанры и возрождения. Историки искусства с некоторым трудом пытаются классифицировать средневековое искусство по основным периодам и стилям, поскольку средневековые регионы часто отличались различными художественными стилями, такими как англосаксонский или скандинавский. Однако общепринятая схема включает раннехристианское искусство, искусство периода миграции, византийское искусство, островное искусство, каролингское искусство, оттонское искусство, романское искусство и готическое искусство, а также многие другие периоды в рамках этих центральных эстетических стилей.

Сокращение населения, переселение в сельскую местность, нашествия и миграции начались в поздней античности и продолжились в раннем средневековье. Крупномасштабные перемещения периода Великого переселения народов, включая различные германские народы, сформировали новые королевства на том, что осталось от Западной Римской империи. На Западе большинство королевств включали в себя несколько сохранившихся римских институтов. Монастыри были основаны по мере продолжения кампаний по христианизации языческой Европы. Франки под властью династии Каролингов ненадолго основали Каролингскую империю в конце восьмого и начале девятого веков. Он охватывал большую часть Западной Европы, но позже уступил давлению внутренних гражданских войн в сочетании с внешними вторжениями — викингов с севера, венгров с востока и сарацинов с юга.

По мере того, как грамотность снижалась и печатные материалы стали доступны только монахам и монахиням, которые копировали , искусство стало основным методом передачи повествований (обычно библейского характера) в массы. Передача сложных историй имела приоритет над созданием натуралистических образов, что привело к переходу к стилизованным и абстрактным фигурам для большей части раннего средневековья. Абстракция и стилизация также появились в изображениях, доступных только для избранных общин, таких как монахи в отдаленных монастырях, таких как комплекс в Линдисфарне у побережья Нортумберленда, Англия.

Искусство раннего средневековья существует во многих средствах массовой информации. Произведения, которые остаются в большом количестве, включают скульптуру, иллюстрированные рукописи, витражи, изделия из металла и мозаику, все из которых имеют более высокий коэффициент выживаемости, чем фресковые настенные росписи и работы из драгоценных металлов или текстиля, такие как гобелены. В период раннего средневековья декоративно-прикладное искусство, в том числе обработка металлов, резьба по слоновой кости и вышивка драгоценными металлами, вероятно, ценилось выше, чем картины или скульптуры. Металлические и инкрустированные предметы, такие как доспехи и королевские регалии (короны, скипетры и т. д.), входят в число самых известных раннесредневековых произведений, сохранившихся до наших дней.

Искусство раннего средневековья в Европе выросло из художественного наследия Римской империи и иконографических традиций раннехристианской церкви. Эти источники были смешаны с энергичной «варварской» художественной культурой Северной Европы, чтобы создать замечательное художественное наследие. Историю средневекового искусства можно рассматривать как продолжающееся взаимодействие между элементами классического, раннехристианского и «варварского» искусства. Помимо формальных аспектов классицизма, в византийском искусстве Восточной Европы на протяжении всего периода существовала непрерывная традиция реалистического изображения. На Западе периодически появляется реалистическое изображение, сочетающееся, а иногда и конкурирующее с новыми экспрессионистскими возможностями. Эти экспрессионистские стили развивались как в Западной Европе, так и в северной эстетике энергичных декоративных элементов.

Монахи и монастыри оказали глубокое влияние на религиозную и политическую жизнь Раннего Средневековья, в различных случаях действуя как земельные фонды для влиятельных семей, центры пропаганды и королевской поддержки в недавно завоеванных регионах, а также базы для миссий и прозелитизма. Они были главными, а иногда и единственными региональными форпостами образования и грамотности. Многие из сохранившихся рукописей латинских классиков были скопированы в монастырях в раннем средневековье. Монахи также были авторами новых работ, в том числе по истории, теологии и другим предметам, написанных такими авторами, как Беда (умер в 735 г.), уроженец северной Англии, писавший в конце седьмого и начале восьмого веков.

В средневековом искусстве постоянно используются ценные материалы. Большинство иллюминированных рукописей раннего средневековья имели роскошные обложки, украшенные драгоценными металлами, слоновой костью и драгоценными камнями. Одним из лучших образцов изделий из драгоценных металлов в средневековом искусстве является украшенная драгоценными камнями обложка Codex   Aureus of St. Emmeram (ок. 870 г.). Кодекс , происхождение которого неизвестно, украшен драгоценными камнями и золотым рельефом. Золото также использовалось для создания священных предметов для церквей и дворцов, в качестве сплошного фона для мозаики и применялось в качестве сусального золота для миниатюр в рукописях и панно. Названный в честь Эммерама Регенсбургского и богато освещенный, 9-й0011 Кодекс является важным образцом каролингского искусства, а также одним из очень немногих сохранившихся переплетов с сокровищами конца девятого века.

Между Константиновскими базиликами четвертого и восьмого веков было построено несколько больших каменных зданий, хотя в шестом и седьмом веках было построено много меньших. К началу восьмого века династия Меровингов возродила базиличную форму архитектуры. Одной из особенностей базилики является использование трансепта, «рук» крестообразного здания, перпендикулярных длинному нефу. Другие новые черты религиозной архитектуры включают перекрестную башню и монументальный вход в церковь, обычно в западной части здания.

 

  • «Средневековое искусство» относится к различным средствам массовой информации, включая скульптуру, иллюминированные рукописи, гобелены, витражи, изделия из металла и мозаику.
  • Раннесредневековое искусство Европы представляет собой сплав художественного наследия Римской империи, раннехристианской церкви и «варварской» художественной культуры Северной Европы.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *