Материалы к уроку МХК «Изобразительное искусство барокко», 11 класс
УРОК
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО БАРОККО
Цели: ознакомить учащихся с основными чертами живописи скульптуры эпохи барокко; сформировать понимание единства всех видов искусства.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока. (Слайд 1 )
Изобразительное искусство (Слайд 2)
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.
В живописи эпохи барокко кристаллизуются жанры (пейзаж, портрет, натюрморт) — в своем самом определившемся виде — в Голландии. Крупнейшими живописцами барокко были: Рубенс и Ван Дейк во Фландрии, Халс и Рембрандт в Голландии, Гверчино, Пьяцетта, Лука Джордано, Алессандро Маньяско, Гварди, Тьеполо в Италии, Маульберч в Австрии и др.
Живопись отличатся красочностью, декоративностью, эффектами светотени. Большое значение приобрели эмоциональное ритмическое и колористическое единство целого, непринуждённая свобода мазка. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реалистичность с фантазией, религиозность с подчёркнутой чувственностью.
Рубенс Питер Пауль 1577-1640, фломандский живописец, рисовальщик. Глава фломандской школы живописи барокко. Его живописи присуща уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, точность красочных градаций. (Слайд 3)
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.
(Слайд 4) Картина «Автопортрет с женой Изабеллой Брант». Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Посмотрите на его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия.
(Слайд 5) Картина «Снятие с креста». Немало прекрасных полотен создано Рубенсом на темы Священного писания. Одно из лучших его произведений – алтарная картина «Снятие с креста», блестяще описанная французским писателем, художником и искусствоведом Э. Фромантеном В книге «старые мастера»:
«…здесь страдание представлено благородное и величаво-тихое. Тут все сдержанно, сжато, лаконично, как на страницах Священного Писания. Ни искривленных тел, ни криков, ни мук, ни лишних слез. Христос – одна из наиболее прекрасных фигур. В нем неуловимо гибкое, утонченное изящество, передающее мягкость тела и изысканность. …Обратите особое внимание на то, как осторожно его поддерживают, как бессильно изогнуто оно, покрытое длинным саваном, с какой любовью и тоской принимают его себе на руки женщины. Есть что – нибудь более трогательное?»
(Слайд 6) Картина «Союз Земли и Воды». Рубенс никогда не замыкался в рамках одного жанра живописи. Он писал многочисленные картины-аллегории, посвященные важнейшим проблемам современной жизни, обращался к древним античным мифам, наполняя их содержание глубоким символическим смыслом.
В этой аллегорической картине прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду — бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды. Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий — Земли и Воды — это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.
В 1609 году Рубенс был назначен придворным живописцем, а это в свою очередь поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Не имея возможности быстро выполнять многочисленные заказы, Рубенс создал огромную мастерскую, куда стекались лучшие молодые художники Фландрии, среди которых были знаменитые Антонис Ван Дейк (1599—1641), Якоб Йордане (1593—1678) и Франс Снейдерс (1579—1657). (Слайды 7-9)
Скульптура (Слайд 10)
Скульптура барокко отличается патетикой жестов, выразительностью ракурсов, сочной пластикой, живописной текучестью формы, ощущением изменчивости образа. Скульптурные произведения в этом процессе размягчения превращаются как бы в живописные импровизации.
(Слайд 11) Бернини Джованни Лоренцо 1598-1680, итальянский художник, виртуоз скульптуры и архитектуры, один из законодателей вкуса эпохи барокко.
Джованни Лоренцо Бернини (7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим)
Бернини переехал в Рим в 1605 году. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Лаврентия». Увидев эту скульптуру кардинал Скопион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Бернини занимался также рисованием и драматургией. В 1624 году, Бернини был избран для строительства купола церкви святого Петра. Позже Лоренцо было заказано установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать башни побольше. Церковь стояла на болотистой почве и это было очень рискованно. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и перестал есть. Трещины увеличивались. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Папа принял решения уничтожить башни. Уничтожение заняло 11 месяцев. Видя это, Бернини тяжело переживал. Он стал получать заказы от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя ему дал знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу. Интерес к Бернини вновь вырос.
(Слайд 12) Скульптура «Экстаз святой Терезы» посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе.
Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках, стоящий рядом ангел направляет в ее сердце золотую стрелу.
(Слад 12) Скульптура «Давид». Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид» (1623 г.). Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян — народа, воевавшего с иудеями.
В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
(Слайд 13) Скульптура «Похищение Прозерпины». Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос.
Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.
Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
(Слайд 14) Скульптура «Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
Статуя расположена в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Это последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, создана в 1674 году по заказу кардинала Плуазье. Кардинал являлся дальним родственником Людовики, канонизированной в 1671 году. Умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа. Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: фигура из белого мрамора, покрывало из красного с белыми прожилками.
(Слайд 15) «Фонтан четырех рек». В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана. питается водой из древнего акведука Аква Вирго.
Фонтан «Тритон». Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо.
Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары.
Вопросы для закрепления.
Перечислите основные черты стиля барокко, его отличие от стиля ренессанса.
Назовите художников, скульпторов, архитекторов барокко.
Вывод.
Феодальная знать и католическая церковь, завладевшие несметными богатствами стремились утвердить своё влияние необыкновенной роскошью дворцов и храмов.
Удивить – вот цель этого стиля.
Для стиля Барокко характерны следующие черты:
новый грандиозный размах,
усложнённость композиции и пространственных построений,
бурная динамика,
изощренная декоративность,
использование эффектов светотени.
Барокко является, несомненно, феноменом общеевропейской культуры, имеющим свои национальные особенности.
Домашнее задание: записи
МХК и ИЗО / 43 стр.
Сортировка: новинки, темы Класс: любойДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе «Маски и мы» 2008
Автор: Евтюхина Марина Владимировна
Во втором классе ученики знакомились с красотой родной природы, получали первоначальные представления о месте искусства в жизни и элементах его языка. В третьем классе, опираясь на эти знания, необходимо приобщить ребенка к представлениям о красоте материального мира — » второй природы», создаваемой руками человека.
Конспект урока по изобразительному искусству в 3-м классе на тему: «Посуда в твоем доме» 2007
Автор: Вильчинская Лариса Станиславовна
Урок-восхождение предполагает формирование самосознания у школьников средствами целостного художественного представления о роли посуды в жизни человека и стремления сделать окружающий предметный мир красивым. Предлагаемый материал урока демонстрирует формирование у школьников навыков художественного обобщения. Таким образом реализуется девиз: «Через самосознание к художественному обобщению».
Конспект урока по изобразительному искусству в 9-м классе на тему «Изобразительный язык и содержание синтетических искусств» 2008
Автор: Воротникова Надежда Алексеевна
Представленный урок является составной частью общей темы «Изобразительное творчество и синтетическое искусство» по программе Б. Неменского. Сегодняшний человек существует в насыщенном мире и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных искусств, являются господствующими во всей системе современной культуры. Формирование оценочных критериев произведений синтетических видов искусств — одна из основных задач этого урока.
Конспект урока по изобразительному искусству в 9-м классе на тему «Театр кукол» 2010
Автор: Коровкина Клавдия Юрьевна
Данная тема рассчитана на два урока, в заключение, как подведение итогов на третьем уроке, – театрализованный показ кукольного представления. Урок знакомит учащихся с историей возникновения кукольного театра и разновидностями театральных кукол, расширяя и обогащая словарный запас детей; развивает эстетический и художественный вкус.
Конспект урока по изобразительному искусству во 2-м классе на тему «Новогодняя елка» 2008
Автор: Шляпова Елена Михайловна
В ходе занятия дети знакомятся с разными формами изображения новогодней елки, используя различные технические приёмы, а так же развивается эмоциональное восприятие цвета, как средства передачи настроения, праздничной обстановки, своего отношения к изображаемому образу.
Конспект урока по изобразительному искусству и художественному труду «Мы рисуем зимние деревья» (система Б.М. Неменского) 2009
Автор: Коростелёва Елена Александровна
Уроки «ИЗО и ХТ» — это уроки творчества, помогающие детям развить воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для ребёнка младшего школьного возраста является своеобразной реализацией. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика.
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Хохломская роспись» 2010
Автор: Гвоздикова Галина Викторовна
На данном занятии учащиеся знакомятся с техникой хохломской росписи и приемами её выполнения. В процессе урока у учеников формируются навыки работы с художественными материалами, они осваивают основные виды хохломского орнамента: травка, пряник, роспись под фон, кудрина.
Конспект урока по истории искусства по программе ФГТ для детских школ искусств и художественных школ по теме «Мир искусства» 2018
Автор: Захарова Елена Епифановна
Урок является частью большой темы по русскому искусству XIX–XX вв. Его целью является формирования представлений о художественном объединении «Мир искусств» как о крупном эстетическом явлении русской культуры рубежа эпох.
Конспект урока по композиции на тему «Сказочное дерево».
Автор: Гусарова Юлия Геннадьевна
Цель урока: развивать творческие способности учащихся при создании образа сказочного дерева.
Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» в 5-м классе на тему «Живет повсюду красота» 2009
Автор: Антипенко Ирина Петровна
Данный урок позволяет противопоставить труд ремесленный труду творческому. Материал хорошо известный и доступный – пластилин. Но технология и способ его обработки является для детей новым, а результат – неожиданным. На уроке пересекаются ИЗО, музыка, литература, природоведение.
Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» на тему: «Здравствуй, птица Счастья!». 8-й класс 2006
Автор: Беседина Ирина Владимировна
Основной вопрос урока – познание истории народных промыслов, в частности архангельской щепной птицы, в технике оригами. Этот способ работы с бумагой очень древний, позволяет моделировать из бумаги, развивать воображение, способствует активности творческого процесса.
Конспект урока по предмету «Изобразительное искусство» на тему: «Плакат» 2007
Автор: Филянова Татьяна Александровна
Основные задачи урока — познакомить учеников со средствами художественной выразительности, композицией в плакате; раскрыть мощность пропагандистской роли плаката в военное и мирное время; познакомить учащихся с произведениями художников-плакатистов; обогатить знания учащихся об истории Отечества.
Конспект урока по предмету «Культура народов Севера» с применением ИКТ. Тема: «Прямолинейный (геометрический) хантыйский орнамент». 6-й класс 2013
Автор: Самосюк Светлана Васильевна
Конспект урока по предмету «культура народов Севера» с применением информационных компьютерных технологий 6 класс. Занятие с целью знакомства с орнаментальным искусством хантыйского народа.
Конспект урока по теме «Герб моей семьи» 2012
Автор: Яковлева Ирина Валентиновна
Тема рассчитана на 2 урока. На первом уроке обучающиеся знакомятся с искусством геральдики, историей ее возникновения, символикой цвета. Выполняют всю подготовительную работу по составлению герба своей семьи. На втором уроке после анализа домашнего задания учащиеся заканчивают работу по составлению герба своей семьи. Подводятся итоги и защита полученных гербов. Проходит просмотр – в форме выставки. Обсуждение и защита каждого герба.
Конспект урока по теме «Декоративно-прикладное искусство» 2012
Автор: Сафина Нина Ивановна
Урок воспитывает интерес к народному искусству (вышивке, вязанию, резьбе по дереву и лоскутному шитью), уважительное отношение к национальным традициям; развивает творческие способности; художественный вкус; воспитываются нравственные и духовные качества.
Конспект урока по теме «Древнерусская икона Богоматери» 2008
Автор: Ивакина Лариса Владимировна
План-конспект урока ИЗО завершает разговор о Библии. Знакомство с общехристианскими традициями иконографии на примере икон Богоматери и Иисуса Христа. Сравнение иконы с картиной.
Конспект урока по теме «Компьютерная графика. Графический редактор. Назначение и основные возможности» 2007
Автор: Пырьева Вера Владимировна
Не каждому ребенку от природы даны способности рисовать. Средства компьютерной графики предоставляют учащимся такую возможность. Используя стандартные инструменты и встроенные возможности графических редакторов, учащиеся учатся создавать компьютерные рисунки. Урок направлен на знакомство учащихся с основами компьютерной графики. При выполнении практической работы «Рисование флагов» устанавливается взаимосвязь информатики с историей и географией.
Конспект урока по теме «Олень – серебряное копытце». 4-й класс 2013
Автор: Самосюк Светлана Васильевна
Занятие с целью способствовать воспитанию уважения, чуткого отношения к традициям (на примере истории игрушки) северных народов страны. Вызвать интерес к культуре народов региона.
Конспект урока технологии с элементами Дальтон — технологии. Тема урока: «Русская народная живопись XVII—XX веков. Приемы росписи» 2007
Автор: Шкуренкова Елена Викторовна
На представленном уроке рассматриваются история русского народного искусства, основные школы росписи, технология росписи масляными красками. Урок включает в себя технологическую обработку изделия с художественной росписью. Данный урок является неотъемлемой частью комплекса уроков с применением Дальтон-технологии и базируется на основных ее педагогических принципах. Урок соответствует задачам образования, воспитания и развития школьников, соответствует учебной программе по технологии.
Конспект урока-исследования по МХК по теме: «Уроки Герники» Пабло Пикассо 2007
Автор: Козлова Татьяна Викторовна
Имя Пабло Пикассо давно уже ассоциируется с самим понятием XXвека. Творчество художника — выражение триумфов и трагедий, жизненной силы и беспокойных исканий. Мало кому из художников удавалось столь емко и метафорично отвечать на исторические события «века-волкодава» и давать им свою беспощадную оценку. «Герника» Пабло Пикассо не столько рассказ о событиях 1937 года, сколько осмысление этих событий. Реконструкция «послания» великого мастера в творческом содружестве учителя и одиннадцитиклассников — уникальная возможность исследовать природу тотального зла, поразившего человечество в XX веке, способов победы над ним.
Конспект урока: «Барокко и рококо. Основные признаки стиля, стилевые особенности формы» 2010
Автор: Мехонцева Елена Владимировна
Урок разработан для учащихся 8-х классов. Содержит лекцию, опрос, экскурсию-погружение, тест на определение, творческую работу. Урок проводится с просмотром фильма. Рассматриваются европейские художественные стили барокко и рококо. Учимся находить в предметах искусства форму и линию, применять это на практике.
Конспект уроков по английской литературе «Английская литература XVIII-XX веков (9-й класс) 2009
Автор: Анпилогова Тамара Викторовна
Представленная на конкурс разработка серии уроков по английской литературе, прежде всего, основной целью ставит воспитание любви к книге и чтению в целом. Поэтому учитель в общеобразовательном классе (не в предпрофильном или профильном, где отводится больше часов) при 3-х часах в неделю должен посредством различных методов и приемов поддерживать и развивать интерес к чтению художественной и научно-популярной литературы.
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР по теме «Древние образы в современном декоративном искусстве». На примере декоративно-прикладного искусства республики Башкортостан «Агидель» 2010
Автор: Матвеева Валентина Анатольевна
Урок построен в виде урока-презентации, где учащиеся узнают о декоративно- прикладном искусстве республики Башкортостан. Учащиеся должны воплотить работу в технике аппликация, используя башкирский орнамент, сочетая золотистый (желтый) цвет на черном, зеленом, красном или коричневом фоне (силуэта круга).
Конспекты занятий по изобразительной деятельности для дошкольников 2008
Автор: Рязанцева Светлана Николаевна
Представлен конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Радужкин вернисаж». Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Наша дружная семья».
Конспекты занятий с использованием нетрадиционных форм работы 2011
Автор: Карпова Жанна Валерьевна
В статье представлены конспекты занятий изобразительной деятельности в подготовительной группе по темам: «Декорирование рамки под картину» и «Зимний пейзаж», техника – обрывная аппликация.
Конспекты уроков по художественному труду 2003
Автор: Дибина Светлана Валентиновна
Детское творчество — это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Конструирование и украшение солонки из бумаги «Без соли, без хлеба худая беседа» 2008
Автор: Рукосуев Александр Аркадьевич
На занятии по теме «Конструкция и декор предмета быта» учащиеся знакомятся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Рассматривая разнообразные по форме и декору предметы крестьянского быта, более подробно останавливаемся на форме, конструкции солониц, украшений их резьбой и росписью. Урок можно начать со старинного предания и раскрыть понятие слова «промысел», а также отношение русского крестьянина к соли.
Конструкция головы человека 2012
Автор: Говорухина Ирина Семеновна
Материал предназначен для изучения на уроках изобразительного искусства в 6–7-х классах. В материале содержатся основные моменты, которые должен знать школьник: форма лица, расположение глаз, носа, рта, ушей, брови…
Конструкция, декор предметов народного быта 2009
Автор: Ковалева Валентина Дмитриевна
Урок воспитывает любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к памяти предков.
Контроль уровня подготовки учащихся на уроках мировой художественной культуры в педагогическом колледже 2003
Автор: Казанцева Светлана Владимировна
В предлагаемой статье представлен опыт работы по уровневому контролю качества подготовки студентов, который позволяет не только объективно оценить степень обученности студентов, но и мотивирует их к изучению мировой художественной культуры на уровне, превышающем требования образовательного стандарта.
уроки, презентации, конспект занятия, планирование, факультативы, оценка знаний
Добавить публикацию
Опубликовать и скачать методические разработки педагога средней школы по предмету мировая художественная культура.
Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.
Для поиска материала выберите предмет и направление:
Выберите направление Все направленияДошкольное образованиеНачальная школаСредняя школаДополнительное образованиеПолезностиСценарии праздников
Выберите предмет Все предметыАдминистративная работаАлгебраАстрономияБиологияВнеклассная работаГеография, краеведениеГеометрияГПДДокладыЕстествознаниеИзоИноеИностранный язык Английский язык Испанский язык Казахский язык Китайский язык Немецкий язык Татарский язык Французский языкИнформатикаИсторияКлассному руководителюКлассный часКоррекционное обучениеКраеведениеЛитератураМатематикаМузыка и пениеМХКОБЖОбобщение опытаОбществознаниеОсновы религиозных культурОткрытые урокиПедагогическая мастерскаяПодготовка к ГИАПодготовка к ЕГЭПраздники и досугРабота с родителямиРусский языкСоциальная педагогика, психологияТехнология, трудФизикаФизическое воспитаниеФизкультминуткиХимияЧерчениеЭкономика
Тест по МХК «Маньеризм и барокко»
Тест по теме: Маньеризм и Барокко. Ф.И. __________________________________________________ 1. В произведениях маньеризма человек: а) Владыка и творец б) Сторонний наблюдатель за происходящим вокруг в) Малая песчинка в мировом хаосе 2. Главная цель …
147 0 1 24.05.2022
Тетрадь по мхк
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательное школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы» Тестовые проверочные работы по Мировой художественной культуре в 10 классе Тема «Искусство первобытного общест …
124 0 1 24.05.2022
Буддийский храм Борободур
В презентации представлен один из крупнейших памятников буддизма — храм Борободур данный материал может быть использован для подготовки уроков изобразительного искусства, МХК, ОДНКНР. Храм Борободур находится на острове Ява в Индонезии, расположенный на …
80 0 11.05.2022
Технологическая карта урока МХК «ЖИВОПИСЬ БАРОККО»
Технологическая карта урока МХК 11 класс на тему «Живопись барокко». Освоение нового понятия – барокко Освоение метапредметного способа – сравнение Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений искусства
154 0 2 10.03.2022
Презентация по Мировой художественной культуре «Идеи Просвещения в изобразительном искусстве Англии. Уильям Хогарт».
Презентация по Мировой художественной культуре «Идеи Просвещения в изобразительном искусстве Англии. Уильям Хогарт» раскрывает сатирическую направленность английского Просвещения на примере творчества английского живописца Уильяма Хогарта (1697-1764), . ..
205 0 24.01.2022
Презентация по Мировой художественной культуре «XVIII век — век Вольтера»
Презентация по Мировой художественной культуре «XVIII век — век Вольтера» предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы. В этой работе автор сконцентрировал многолетний опыт наработок по этой теме. Он провел параллели между Веком …
47 0 1 24.01.2022
Творческий проект «Искусство Востока»
Цели урока: развивающая: развивать фантазию, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности; нравственная: воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры, дух толер . ..
62 0 21.01.2022
Сценарий образовательного события «Искусство глазами детей»
Творческая викторина «Искусство глазами детей» проводится в декаду дисциплин художественно-эстетического цикла учениками начальной школы, учителями ИЗО, музыки, литературы и МХК для команд учащихся 10-11 классов. Викторина проводится в течение 1 дня. Прод …
80 0 21.12.2021
Рабочая программа по «Искусству», 9 класс.
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (приказ Минобрнаук …
69 0 13. 12.2021
Рабочая программа по «Искусству», 68 класс.
Статус документа Настоящая рабочая программа по искусству для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 год …
155 0 13.12.2021
Материал к уроку 9 класса «Синтетические виды искусства»
Презентация для первого урока в 9 классе по учебнику Г.Даниловой. Презентация. Можно использовать как для дистанционного обучения так и для работы в классе. Материал рассчитан на 45 минут урока. Данная презентация предполагает работу учеников как самост …
238 1 1 08.12.2021
Язык древнерусской архитектуры
Презентация «Язык древнерусской архитектуры» предназначена для обучающихся 7 класса. Школьники получат сведения о типах храмов, устройстве, религиозной символике. Презентация выполнена с использованием авторского шаблона.
310 0 16.11.2021
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Презентация к уроку «Изобразительное искусство классицизма и рококо» для 11 класса по программе МХК Даниловой Г.И. на уроке учащиеся знакомятся со стилями классицизм и рококо в искусстве Западной Европы.
343 1 15.11.2021
«Рабочая программа по мировой художественной культуре. 10-11 классы»
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 классов составлена на основе авторской программы Емохоновой Л.Г. Рассчитана на 0,5 часа в неделю, т.е. на 18 и 17 часов в год. Имеется графа «Деятельность учителя с учетом программы воспитания . ..
291 0 1 13.10.2021
Знаки и символы искусства
Знаки и символы управляют миром, а не слово и не закон. Конфуций. Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можн …
305 0 12.08.2021
Архитектура — это застывшая музыка
Красота здания может поражать воображение не меньше, чем живопись или поэзия. А если человек окружен гармонией, то физическое и духовное его состояние улучшается. Выражение «Архитектура — это застывшая музыка» стало крылатым. Оно не является результатом с …
303 0 12. 08.2021
Искусство вокруг нас
По словам Льва Николаевича Толстого, искусство должно создать определенные эмоциональные связи между художником и аудиторией, которые «заражают» зрителя. Таким образом, настоящее искусство требует способности объединить людей по каналу связи (поэтому важн …
261 0 1 08.08.2021
Великий дар творчества
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления, — уникальность его результата. В творчестве имеет ценность не тольк …
278 0 08.08.2021
Иллюстративный тест «Классицизм в архитектуре России». 8 класс
Иллюстративный тест для проверки знаний по теме «»Классицизм в архитектуре России» для 8 класса. Представлен в виде презентации. Понятен и доступен для обучающихся 8-х классов.Удобно использовать на уроке и в режиме дистанционного обучения.
258 0 20.05.2021
Иллюстративный тест «Барокко в архитектуре России». 8 класс
Иллюстративный тест для проверки знаний по теме «»Барокко в архитектуре России» для 8 класса. Представлен в виде презентации. Понятен и доступен для обучающихся 8-х классов.Удобно использовать на уроке и в режиме дистанционного обучения.
83 0 20.05.2021
Повышение квалификации
- «Реализация требований ФГОС НОО от 2021 года в работе учителя начальных классов»
Продолжительность: 108 часов
- «Методы и технологии преподавания русского языка и литературы в соответствии с ФГОС ООО от 2021 года»
Продолжительность: 108 часов
- «Содержание и особенности реализации ФГОС НОО, утверждённого приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года»
Продолжительность: 72 часа
- «Реализация ФГОС ДО: основные направления развития и образования детей дошкольного возраста»
Продолжительность: 72 часа
- «ИКТ и современные педагогические технологии в организации цифровой образовательной среды»
Продолжительность: 108 часов
- «Цифровая образовательная среда: особенности организации учебного процесса в соответствии с ФГОС»
Продолжительность: 72 часа
- «Заместитель директора по АХР: особенности управления административно-хозяйственной работой образовательной организации»
Продолжительность: 108 часов
- «Делопроизводство и документооборот в профессиональной деятельности секретаря учебной части»
Продолжительность: 108 часов
- «Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Продолжительность: 108 часов
Рецензия на методическую разработку
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Сейчас обсуждают
Первая помощь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Все, что вам нужно знать об искусстве барокко
03 апреля 2019 г.
|
Древнее искусство мозаики
Все, что вам нужно знать об искусстве барокко
Кэндис Осмонд 6004 0 0 0 Доля
Барокко, которое часто путают из-за его пересечения с периодом Возрождения, — это художественное течение, оставившее огромный след в искусстве. Искусство барокко имеет очень экстравагантные влияния. Их легко узнать благодаря мелким элементам и деталям, которые сосредоточены на эмоциях, а не на логике и геометрии.
Все, что связано с барокко, наполнено страстью и интерпретацией, так как большинство картин и скульптур, которые мы видим сегодня, являются ориентирами для искусствоведов, обсуждающих эволюцию искусства. В то время как барокко — это эпоха, давно спящая, и при этом царившая недолго, произведения, дошедшие до наших дней, являются безупречными представлениями одного из самых любимых художественных течений всех времен.
Все, что касается течения Барокко, было немного драматичным. История искусства определила, что барокко зародилось где-то примерно в 17 веке. Он зарегистрировал непрерывную эволюцию до 18 века. Это художественное течение впервые зародилось в Риме. Но в течение следующих десятилетий он быстро распространился по Европе.
В качестве общего термина барокко используется для описания чего-либо со сложными деталями и очень сложными сценами. Судя по деталям каждой формы искусства барокко, стало ясно, что главной целью было обращение к человеческим эмоциям через драматизм и преувеличение.
Одним из терминов, наиболее часто ассоциируемых с эпохой барокко, является «светотень». Это техника, которая сочетает светлые и темные декорации для создания драматических сцен, некоторые из которых плохо освещены. Переплетая свет и тьму, художники смогли запечатлеть лучшее из каждой сцены, воссоздав чувство отчаяния.
Барокко также наложило отпечаток на архитектуру. Каждое здание, созданное под этим влиянием, имеет очень сложные детали с элементами величия, заставляющие посетителя чувствовать себя ошеломленным количеством элементов, которые необходимо тщательно проанализировать, чтобы действительно понять влияние этого течения.
Нередко люди путают барокко с ренессансом. Это и понятно, поскольку барокко заимствовало много ренессансной лексики, но придало ей более театральную окраску.
Италия действительно является центром всего барокко. Италия дала миру несколько важных архитекторов и зданий в стиле барокко, таких как Пьетро де Кортона, Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и Франческо Борромини.
Из Италии течение барокко перешло в Испанию в конце 17 века. По сравнению с Северной Европой элементы барокко, используемые в испанской архитектуре, были больше ориентированы на человеческие эмоции, а не на удовлетворение интеллекта. Самыми известными достопримечательностями архитектуры барокко в Испании являются Университет Вальядолида и фасад собора Сантьяго-де-Компостела.
Изображение из Собора Сантьяго-де-Компостела
Когда барокко переместилось в Англию, наиболее распространенным именем, связанным с этой эпохой, было Иниго Джонс. Он принес палладианскую архитектуру в Англию, дав им представление о симметричных стилях, разработанных римлянами и греками.
Однако самое популярное имя, связанное с английским барокко, — сэр Кристофер Рен. Он был архитектором, восстановившим множество церквей, разрушенных во время Великого лондонского пожара в 1666 году. Самая известная его реконструкция — собор Святого Павла.
Изображение Собора Святого Павла
Архитектура английского барокко характеризуется тяжелыми конструкциями с замысловатым декором, в отличие от влияния континентального европейского барокко, которое сосредоточено на классических элементах.
Тема архитектуры барокко не может быть завершена без обсуждения того, как этот стиль повлиял на французов. Все в мире слышали о Версальском дворце, который является результатом лучшего французского барокко. Версаль — архитектурный шедевр с изогнутыми формами, внушительными куполами и очень сложными формами.
Изображение Версаля
Луи Ле Вау является архитектором, создавшим великолепие этого дворца, Шарль Ле Брун работал над внутренним убранством, а Андре Ле Нотр отвечал за ландшафтный дизайн. Интерьер дворца украшен золотыми тканями, мрамором, резными бортиками, зеркалами и другими внушительными элементами, но такими богатыми деталями!
Барокко также оказало большое влияние на скульптуру. 3D-скульптура, получившая его влияние, сумела изобразить человеческие эмоции и движения вплоть до того момента, когда статуи действительно шокировали. Главной характеристикой скульптур в стиле барокко являются их 360 углов обзора, предназначенные для размещения в месте, где ими можно любоваться со всех сторон, а не размещать их у стены.
Джан Лоренцо Бернини — самое тяжелое и самое популярное имя в итальянской барочной скульптуре. Он создал скульптуру Людовика XIV (которой сейчас можно любоваться в Версальском дворце), изображающую французские правила в позе, которая будет впечатлять людей на протяжении веков.
Изображение конной статуи короля Людовика XIV работы Джан Лоренцо Бернини
Картины в стиле барокко действительно легко узнать, так как они включают в себя элементы драмы, контраста света и тьмы, насыщенных цветов и акцента на осанке и выражении лица. Вероятно, одной из самых знаковых фигур, связанных с живописью в стиле барокко, является Караваджо, создавший вневременной шедевр, такой как «Призвание святого Матфея» или «Терновый венец».
Изображение «Терновый венец»
Другими известными художниками эпохи барокко, оказавшими большое влияние на эпоху итальянского барокко, были Джованни Ланфранко, Питер Пауль Рубенс и Доменико Дзампиери. Однако имя Пьетро да Кортона связано с периодом римского высокого барокко. Ему было заказано много картин для семьи Саккетти, и влияние барокко отчетливо видно во всех его работах.
Изображение «Похищение сабинянок» Пьетро да Кортона
Что касается испанской живописи, то отчетливо видно, как мистицизм повлиял на жанр. Еще в 1492 начался расцвет испанского Золотого века, а также литературы и искусства. Одно из имен, связанных с картинами испанского барокко, — Диего Веласкес.
Его влиятельное искусство сделало его живописцем короля Филиппа IV, а затем сделало его известным и востребованным аристократами по всей Европе. Его визитная карточка — «Менины», шедевр с элементами и сложными деталями, которые и по сей день интерпретируются искусствоведами со всех уголков мира.
Изображение «Менины»
История французского искусства также не чужда барочным картинам. Симон Вуэ — одно из ключевых имен, художник, который привнес этот стиль во французскую живопись. Он обучал технике живописи в стиле барокко Шарля Лебрена, который затем стал художником при дворе короля Людовика XIV. Благодаря своей удивительной работе он украсил Версальский дворец.
Николя Пуссен – еще одно французское имя, связанное с эпохой барокко. Он известен благодаря использованию классических элементов в картинах барокко, где доминируют логика и порядок. Он стал очень популярен благодаря своим пейзажным картинам.
Барокко — течение, внесшее большой вклад в искусство и архитектуру, какими мы их знаем. В то время как произведения искусства многочисленны и чрезвычайно проработаны в деталях, мы хотели показать вам лишь парочку шедевров, которые люди помнят по сей день.
1. «Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа» – РембрандтImage Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа
Каждый, кто знаком с историей искусства, ассоциирует имя Рембрандта с искусством барокко. Эта конкретная картина является эталоном искусства голландского барокко, так как это сцена, богатая деталями, и при этом довольно шокирующая. На картине изображено вскрытие, сделанное Амстердамской гильдией хирургов. Казненный преступник лежит на столе в окружении драматических бородатых фигур в ужасной сцене, которую Рембрандт нарисовал еще в 1632 году.0003
2. «Аполлон и Дафна» – Джан Лоренцо БерниниИзображение: «Аполлон и Дафна» – Джан Лоренцо Бернини
Скульптура Аполлон и Дафна – еще один шедевр, приданный словам эпохи барокко. Скульптура изображает Дафну, превращающуюся в дерево, а выражения лиц и напряженность, изображаемые двумя статуями, поражают. Напряжение и отчаяние, подчеркнутые работой Бернини, созданной в 1625 году, сделали «Аполлона и Дафну» одной из самых важных форм искусства барокко в истории.
3. «ул. Собор Святого Петра» – Микеланджело, Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Донато БрамантеИзображение «Св. Собор Святого Петра»
В итальянском искусстве барокко нет ничего более известного, чем Собор Святого Петра. В настоящее время это самая известная римско-католическая церковь в мире, возникшая в результате влияния барокко и ренессанса. Но при анализе элементов, украшающих это замечательное произведение архитектуры, влияние барокко становится все яснее и яснее.
Когда вы впервые входите в базилику, вы замечаете, что облицовка стен напоминает об объятиях, которые католическая церковь дарит каждому, кто проходит мимо их порога. Дизайн интерьера был сосредоточен на том, чтобы обеспечить как можно больше естественного света, а библейские сцены, разбросанные по всему зданию, богаты деталями.
4. «Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане» — Франческо БорроминиИзображение: «Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане»
Погружаясь глубже в архитектуру барокко, мы обнаруживаем Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане, еще одну итальянскую церковь в Риме. . Это здание, построенное в 1634 году, было первым независимым заказом архитектора Франческо Борромини. Это одна из главных достопримечательностей Рима с пышным фасадом и высокими колоннами.
Прогуливаясь внутри церкви, посетители обнаруживают сложность барокко во всей ее красе. Все в интерьере церкви богато деталями, демонстрируя, как хорошо Борромини справился с таким небольшим свободным пространством. Через скрытые окна свет проникает в самые неожиданные уголки, а геометрические формы и игривость добавляют еще больше величия этому и без того эффектному месту.
5. «Бленхеймский дворец» — Джон ВанбруИзображение: «Бленхеймский дворец»
Ни один список барочной архитектуры не может быть полным без ссылки на дворец Бленхейм. Предложенный в качестве подарка Джону Черчиллю, 1-му герцогу Мальборо, это был способ короны вознаградить его за победу в битве при Бленхейме. По сей день это считается памятником британской победы.
Более того, это, наверное, лучший пример того, как барокко повлияло на британскую архитектуру. Кроме того, дворец украшают замысловатые линии крыши, декоративные колонны, картины и статуи, передающие утонченность стиля барокко.
6. «Призвание святого Матфея» – КараваджоИзображение: «Призвание святого Матфея»
Караваджо был противоречивой фигурой на протяжении всей истории. Но он, вне всякого сомнения, знаковое имя в искусстве барокко. На этом произведении под названием «Призвание святого Матфея» изображена темная таверна с толпой мужчин, обращенных лицом к Христу. Также Христос указывает на святого Матфея. Чрезвычайно заметны барочные элементы этой картины: от темных ракурсов, переходящих в свет, падающий на мужские фигуры, от жестов до мимики, указывающей на драматизм сцены.
Существует множество терминов, которые использовались для описания характеристик искусства барокко. От роскоши до величия, от утонченности до драматизма, от театральности до мистики — варианты безграничны. Независимо от терминологии, барокко оказало большое влияние на процветание искусства и архитектуры. Он подарил миру несколько картин, которые анализируются и обсуждаются по сей день.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Фрида Кало: женщина, вошедшая в историю
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Помпеи и Геркуланум: славное прошлое сохранено благодаря мозаичному искусству
Назад в блог Купить сейчас
Искусство барокко в Голландской республике – искусство 109 От эпохи Возрождения до современности
Карта Европы 1648 года после Вестфальского договораТридцатилетняя война закончилась Вестфальским договором, который предоставил свободу религиозного выбора в Европе. В то время как южная Фландрия оставалась под контролем католической Испании, северные провинции отделились и образовали независимую республику, названную Соединенными провинциями Нидерландов или Голландской республикой. Управляемая преуспевающим средним классом, Голландская республика процветала благодаря торговле. Амстердам стал одним из крупнейших в мире торговых центров, а на его складах хранились специи, золото, шелк, слоновая кость, сахар и фарфор. Хотя большинство населения составляли протестанты, к другим религиозным конфессиям относились терпимо, что делало такие города, как Антверпен, привлекательным убежищем для евреев, столкнувшихся с преследованиями в менее терпимых католических странах.
Питер Сенредам, Интерьер церкви Св. Баво, Харлем, 1660Художественный музей Вустера
Большинство протестантских церквей выглядели так, как на картине голландского художника Питера Сенредама, который специализировался на росписях церковных интерьеров. Протестантский запрет на религиозные изображения лишил художников прибыльных церковных комиссий, которые были опорой профессии. Поэтому художникам, работавшим в протестантских странах, приходилось искать новые сюжеты для привлечения клиентов.
Квиринг ван Брекеленкам, Мастерская портного, 1661Rijksmuseum
Из-за протестантского запрета на религиозные изображения голландские художники специализировались на написании жанровых сцен, — то есть сцен из повседневной жизни.
«Художники теперь используют термин жанр, французское слово, означающее «тип» или «вид», для описания сцен, изображающих людей за работой, игрой или отдыхом. Голландцы XVII века, сделавшие больше, чем любой другой народ, для популяризации таких изображений, не рассматривали их как единую категорию, а говорили о «веселых компаниях», «пикниках», «сценах в борделях» и тому подобном. Независимо от термина, цель жанровой живописи заключается не в том, кто люди, как в портретной живописи, а в том, что они делают».
Йоханнес Вермеер и голландские сцены повседневной жизни 1600-х годов (NGA)
Картины, как правило, были небольшого размера — поскольку они были созданы для домов среднего класса, а не для грандиозных церквей и дворцов — и банкиры и торговцы не т единственные, кто покупает искусство! Мелкие лавочники, мясники и портные также покупали картины для украшения своих домов, как это видно на этой картине портновской мастерской. Картины уже не были «сделаны на заказ», как это было в прошлом; вместо этого художники массово производили картины, которые впоследствии покупались заказчиками (конечно, портреты по-прежнему делались на заказ). Чтобы облегчить этот подход к массовому производству, художники специализировались на определенных жанрах. Типичные жанровые сюжеты включали портреты, пейзажи, натюрморты и сцены повседневной жизни среднего класса.
Протестантская этика и дух капитализма
Как голландцы стали такими богатыми? Немецкий социолог Макс Вебер попытался ответить на этот вопрос в знаменитой серии эссе под названием «Протестантская этика и дух капитализма », опубликованной в 1930 году. что тяжелая работа была «призванием» и моральным долгом, а накопление богатства было знаком Божьего благоволения:
«Кальвинисты верят в предопределение — что Бог уже определил, кто будет спасен, а кто проклят. По мере развития кальвинизма возникла глубокая психологическая потребность в подсказках о том, действительно ли человек был спасен, и кальвинисты искали эти подсказки в своих успехах в мирской деятельности. Таким образом, они стали ценить прибыль и материальный успех как знаки Божьего благоволения».
http://www.sparknotes.com/philosophy/protestantethic/summary.html
Голландские жанровые сцены по-разному отражают эти ценности. Сцены из жизни процветающего среднего класса прославляли достоинства трудолюбия, а праздность осуждалась в сатирических картинах, предостерегающих от пороков лени. Натюрморты прославляли накопление богатства, изображая дорогие предметы в мельчайших деталях, но протестантские лидеры также предостерегали от расточительных расходов на простые предметы роскоши. символа Vanitas , которые напоминали зрителям о быстротечности всех земных владений, доносили до сознания, что такие удовольствия временны.
Питер де Хох, Бельевой шкаф, 1665Рейксмузеум
Голландский мастер Питер де Хох специализировался на домашних сценах, которые дают представление о повседневной жизни голландского среднего класса. На ней изображены две хорошо одетые женщины, кладущие стопку свежевыстиранного и выглаженного белья в шкаф. Дом хорошо обставлен (хотя и не слишком эффектно) и безупречно чист (пол буквально блестит!). На заднем плане тихо играет воспитанный ребенок. Похож на популярные 19Сериалы 50-х годов, в которых изображалась «идеальная семья» (например, « Отец знает лучше»), бытовых сцен, подобных этому, служили уроками достоинств чистого и упорядоченного дома.
Ян Стен, In Luxury Look Out (Остерегайтесь роскоши), 1663Художественно-исторический музей, Gemäldegalerie, Вена, Австрия аналог популярных комедий, таких как Симпсоны и Гриффины) . На этой картине Яна Стена изображено домашнее хозяйство в полном беспорядке. Хозяйка дома уснула, и в доме начался хаос. Слева ребенок на высоком стульчике швыряет еду на землю, а собака ест пирог на столе; позади спящей матроны еще один маленький ребенок курит трубку, а третий исследует шкаф, который обычно держится под замком. В центре сидит молодая девушка (которая выглядит довольно навеселе) с молодым человеком, кокетливо закинувшим ногу на ногу. Позади них квакер с уткой на плече (предполагая, что квакер — «шарлатан»), который вяло пытается навести порядок, читая Библию. Тем временем пол усеян остатками еды, что привлекло свинью, которая пробирается через дверь справа. Для голландцев все это послужило бы восхитительным предупреждением об опасностях «роскоши» и излишеств. Джейкоб Ван Рейсдал, Вид на Харлем, ок. 1670
Самым популярным жанром на сегодняшний день была пейзажная живопись. На этом портрете Джейкоба ван Рейсдала изображен вид на Харлем с собором Святого Бавона вдалеке. Горизонт усеян ветряными мельницами, а на переднем плане выбеливается на солнце белье. Сосредоточив внимание на возделанном ландшафте — природе, преобразованной промышленностью и производительным трудом, — голландская пейзажная живопись отражает чувство гордости за национальную промышленность и производительность, а также веру в то, что процветание голландцев было знаком божьей милости.
Фра Андреа Поццо, Прославление св. Игнатия, 1691-94Как и во многих пейзажах Рейсдала, три четверти картины занимает небо, а темнеющие облака указывают на приближающуюся бурю. Это внимание к метеорологии (изучение атмосферы и погодных процессов) отражает научную точку зрения, резко контрастирующую с католическими художниками эпохи барокко, такими как фра Андреа Поццо, которые до сих пор представляли небо местом для чудесных явлений!
Питер Клас, Натюрморт Vanitas, 1630-еТакже были популярны натюрморты с изображением различных предметов, расставленных на столе. Они часто включают в себя дорогие предметы роскоши, такие как серебро, хрусталь и экзотические предметы, привезенные из далеких стран. Голландские натюрморты отражают стремление среднего класса к материальным благам, но часто содержат напоминания о «суете земных владений», против которых предостерегали протестантские служители. На этой картине череп — очевидный символ vanitas — напоминание о том, что всем земным удовольствиям когда-нибудь придет конец. Но другие напоминания о скоротечности жизни включают часы, треснувший грецкий орех и опрокинутое стекло.
В глобусе отражается образ художника за работой (напоминает отражение в вогнутом зеркале портрета Арнольфини Ван Эйка) и представляет собой противоречивое желание со стороны художника увековечить себя среди всего этого символы, намекающие на быстротечность жизни!
Рембрандт ван Рейн, Товит и Анна с ребенком, 1626Рейксмузеум
Рембрандт ван Рейн
Одним из величайших мастеров голландской живописи в стиле барокко был Рембрандт ван Рейн, который работал в различных темах и был известен своими офортами и гравюры, как и его картины. Рембрандт продолжал рисовать религиозные сюжеты, несмотря на протестантские взгляды. Тем не менее его подход к религиозным темам оставался в соответствии с протестантскими ценностями: Лютер и Кальвин подчеркивали важность чтения Библии, а религиозные темы Рембрандта отражают его глубоко личную интерпретацию историй из Ветхого и Нового Заветов.
Караваджо t энебризм можно увидеть в темных, ночных сценах Рембрандта; как и Караваджо, он использовал реальных людей в качестве моделей для своих религиозных сюжетов. Иногда он изображал членов семьи (а также себя) в образе религиозных святых и пророков, чтобы выразить свою глубокую веру в то, что святость можно найти в каждом человеке и что красота исходит изнутри.
Рембрандт ван Рейн, Голова Иисуса Христа, ок. 1648-54Детройтский институт искусств
Рембрандт часто использовал еврейские модели для своих ветхозаветных сцен, признавая, что исторические персонажи Библии сами были евреями и ближневосточными по происхождению:
«Для Рембрандта работа по еврейской модели была бы средством вернуться к исторической правды, изображения Иисуса в чистом виде, как еврея, которым он был, — форма реализма, высмеивающая традицию».
Лувр
Питер Пауль Рубенс, Снятие с креста, 1612-1614 | Рембрандт ван Рейн, Снятие с креста, 1634 |
Подход Рембрандта к религиозным темам сильно отличался от подхода его католических современников, как видно из этого сравнения. Хотя картина Рембрандта « «Снятие с креста» была основана непосредственно на этой более ранней версии Рубенса, различия между двумя работами говорят сами за себя: в то время как работа Рубенса оперна, полна величественных жестов и великолепно одетых фигур, версия Рембрандта, кажется, избегает всякого величия. , чтобы более интенсивно сосредоточиться на нежных человеческих эмоциях сцены. Как Искусство Гарднера на протяжении веков наблюдает:
«Изображения Рембрандта — это не роскошное, подавляющее искусство Италии в стиле барокко. Скорее, его искусство — это искусство убежденного кальвиниста, который хотел интерпретировать библейские повествования в человеческом (в отличие от возвышенных богословских) терминах. Духовная тишина религиозного искусства Рембрандта — это обращенное внутрь созерцание, вдали от хоров, труб и небесного грохота Бернини или Поццо. . . ».
Искусство Гарднера сквозь века, с. 310
Психология света
Если картины Рембрандта и «тихие», то они не менее психологически интенсивны, и одним из его основных способов передачи эмоций и психологии является использование света. В картинах Рембрандта освещение несет в себе всю эмоциональную напряженность:
Рембрандт, Христос с больным (печать в сто гульденов), 1649«Рембрандт обнаружил, что, манипулируя направлением, интенсивностью, расстоянием и текстурой поверхности света и тени, он мог передать самые тонкие нюансы характера и настроения. . ».
Искусство Гарднера сквозь века, с. 303
Рейксмузеум
Мы можем видеть, как Рембрандт использовал освещение для передачи психологии и эмоций на этой гравюре, изображающей Христа среди больных. Как и Альбрехт Дюрер, Рембрандт был мастером печати. Эта конкретная гравюра была продана за рекордную сумму в 100 гульденов, поэтому ее прозвали «Печать в сто гульденов».
Изображение отражает глубоко гуманистическую интерпретацию Рембрандтом истории жизни Христа. В этой сцене Христос предстает тихим, нежным и безмятежным, а не героическим и величественным. Фигуры, которые его окружают, — изгои общества — больные, слепые, хромые и молодые — все они изучены с натуры. Христос жестом приглашает людей собраться возле него, поскольку лучи света окружают его, принося свет из мрака и надежду и спасение страждущим. Рембрандт использует освещение, чтобы усилить человеческую нежность сцены и подчеркнуть послание любви Христа ко всему человечеству, независимо от его богатства.
Рембрандт, Портрет Германа Думера, 1640Метрополитен-музей
Основным источником дохода Рембрандта были портреты. Фактически, он стал одним из самых востребованных портретистов в Голландии, вероятно, потому, что точно знал, чего хотят его голландские покровители. Служители-кальвинисты призывали свою паству остерегаться тщеславия мирских владений, а голландцы намеренно одевались в приглушенные цвета, чтобы избежать ярких нарядов, которые были распространены в других странах. Но голландцы также хотели отпраздновать свое богатство, и в своих портретах Рембрандт знал, как заставить своих натурщиков выглядеть «богатыми», но при этом казаться «скромными». Как говорит Саймон Шама, он знал, как позволить им «хвастаться, но не хвастаться».
Франс Хальс, Лучники Святого Адриана, 1633 Корнелис Антонис, Банкет членов гражданской гвардии Амстердама, 1533 Исторический музей Амстердама,Самые престижные заказы на портреты поступали от голландских ополченцев, которые регулярно заказывали групповые портреты в ознаменование своих ежегодных банкетов. Традиционно эти портреты были очень жесткими и формальными — очень похожими на фотографию класса 5 — но Франс Хальс, который специализировался на этом жанре, привнес новую живость, изобразив участников в момент откровенного веселья. Несколько натурщиков смотрят на зрителя, заставляя нас чувствовать, будто мы только что присоединились к вечеринке. Такого рода «зрительское участие» связывает Хальса с художниками католического барокко, даже если цели очень разные.
Рембрандт ван Рейн, Компания Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рейтенбурха («Ночной дозор»), 1642Рейксмузеум
Рембрандт сделал еще один шаг вперед в этом подходе к групповому портрету, показав свою роту ополченцев в действии, когда они выстраиваются в ряды, чтобы приветствовать приезд королевы Франции.
Посмотрите следующее видео и послушайте обсуждение Саймоном Шамой портретов Рембрандта и провала его Ночного дозора:
youtube.com/embed/zJYlzyNQjpc?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»> Поздняя работа
Меценату Рембрандта Ночной дозор работа не понравилась, и они отказались ему платить. Мы можем только догадываться о их причинах, но неудача была лишь одной из многих, которые пережил Рембрандт в это время: в 1642 г. умерла его жена Саския, а в 1656 г. он был объявлен банкротом (Рембрандт был печально известным расточителем и испытывал большие трудности). распоряжаться своими деньгами). Именно в этот момент его религиозные сюжеты стали более интроспективными и созерцательными (как говорит Саймон Шама, «он уменьшил громкость мира и переключился на внутреннее, тихое сияние»), но и стиль его живописи также резко изменился.
Национальная галерея, Лондон
По сравнению с его более ранними работами, эта картина женщины, купающейся в ручье, удивительно схематична и написана небрежно. Рембрандт использовал различные техники, такие как набросок, импасто и сграфитто. Современникам этот стиль казался небрежным и незавершенным, но Рембрандт понимал, что эта схематическая манера письма придает его предметам непосредственность, которой нельзя было бы достичь с помощью более детализированного и реалистичного стиля. Как Искусство Гарднера сквозь века объясняет, что на самом деле художник пытался добиться еще более натуралистичной передачи мимолетных эффектов света:
Рембрандт, Автопортрет, 1659-60«Эта техника ближе к реальности, потому что глаза воспринимают свет и темноту не как статичные, а как всегда тонко меняется.
Искусство Гарднера сквозь века, с. 309
Рембрандт на протяжении всей своей жизни написал много автопортретов, и они дают глубокое представление о душе художника и человека. Подобно Леонардо, Рембрандт стремился передать нематериальные нюансы настроения и психологии:
«Ни один из его портретов не является наблюдаемым документом внешности человека. Каждый вопрос о том, что значит существовать. Каждый пытается добраться до незримого разума, души, характера — как ни назови внутреннего человека, его рисует Рембрандт».
Джонатан Джонс, «Автопортрет в возрасте 63 лет, Рембрандт», The Guardian
наносил свои краски в свободном «живописном» стиле, жертвуя деталями в пользу выразительности. Характер и личность, которые проявляются в его автопортретах, настолько убедительны, что мы чувствуем, что находимся в присутствии самого человека. Как выразился Джонатан Джонс: “ Это не то же самое, что смотреть на картину. Это как встреча с Рембрандтом. Ты понятия не имеешь, что ему сказать, и боишься того, что он собирается сказать тебе.
В автопортретах Рембрандта мы наблюдаем кульминацию ренессансного гуманизма и его пробуждающееся самосознание — здесь мы сталкиваемся с индивидуумом в современном понимании этого термина.
com/embed/rFMFH8Nf0Zw?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»> Ян Вермеер, Кухарка, 1658Государственный музей
Другим великим голландским художником был Ян Вермеер, который зарабатывал на жизнь трактирщиком и торговцем произведениями искусства. За свою жизнь он написал лишь несколько картин, большинство из которых представляли собой внутренние сцены, подобные этой, с единственной фигурой в интерьере, освещенной светом из окна слева. Атмосфера спокойная и безмятежная, как будто время остановилось:
«Картины Вермеера всегда освещены ровным дневным светом, в отличие от контраста темного и светлого в работах Рембрандта. Свет Вермеера не предназначен для создания драматического эффекта. Скорее, это помогает создать спокойную атмосферу».
Rijksmuseum
Крошечные точки света
Как нарисовать «блики» на предмете, который уже имеет светлый цвет? Вермеер добился яркого света на этой картине, нанеся крошечные белые пятна на желтый корсаж доярки, края кувшина и миски, а также на хлеб. Вблизи это может выглядеть как тяжелая форма перхоти, но с нормального расстояния белые точки создают впечатление яркого света.
Камера-обскура
Широко распространено мнение, что Вермеер использовал камеру-обскуру в качестве вспомогательного средства для своих картин. Камера-обскура представляет собой коробку (или комнату) с точечным отверстием, создающим апертуру. Объекты вне коробки проецируются на внутреннюю стену и инвертируются. Эта теория подтверждается «кругами нерезкости», которые появляются на картинах Вермеера. Они похожи на размытые части изображения, которые немного не в фокусе.
Подробнее: http://www.nga.gov/exhibitions/verm_4. shtm
Ян Вермеер, «Молодая женщина с кувшином», 1662Музей Метрополитен
Научные исследования Вермеера свойств света также можно увидеть в это изображение молодой женщины, остановившейся у открытого окна. Атмосфера спокойная, а бледный чистый свет, заливающий комнату, напоминает мягкое тепло утреннего солнца. Яркость картины можно объяснить тем, как Вермеер рисовал тени. Он обнаружил, что тени не бесцветны, а на самом деле отражают цвет окружающих их предметов. Тени на белом покрывале женщины не серые и тусклые, а с фиолетовым и синим оттенком, отражаясь от голубого неба за окном. Точно так же кувшин улавливает синеву одежды, висящей на спинке стула, а поднос улавливает мириады цветов ковра, покрывающего стол.
Свет Вермеера
Как мы уже видели, свет был центральным элементом искусства барокко. Бернини использовал его для драматического эффекта в своих работах, а Караваджо использовал его, чтобы намекнуть на таинственное присутствие Бога. Рембрандт манипулировал светом, чтобы передать нюансы психологии, настроения и эмоций, но Вермеер использовал свет совершенно иначе: он изучал свет, как ученый, и применял его, как поэт!
_______________________________________
Интернет-ресурсы:
Жанровая живопись в Северной Европе, Хайльбрунн Хронология истории искусства
http://www. metmuseum.org/toah/hd/gnrn/hd_gnrn.htm
Голландские натюрморты и пейзажи 1600-х годов (NGA)
http://www.nga.gov/collection/gallery/gg47/gg47-main1.html
Государственный музей
http://www.rijksmuseum.nl/meesterwerken?lang=en
Автопортреты Рембрандта
http:/ /www.rembrandtpainting.net/rembrandt_self_portraits.htm
Рембрандт Ван Рейн, Хронология истории искусства в Хайльбрунне
http://www.metmuseum.org/toah/hd/rmbt/hd_rmbt.htm
Гравюры Рембрандта Ван Рейна, Хронология истории искусств
http://www.metmuseum.org/toah/hd/rembp/hd_rembp. htm
Йоханнес Вермеер, Heilbrunn Timeline of Art History
http://www.metmuseum.org/toah/hd/verm/hd_verm.htm
Йоханнес Вермеер и голландские сцены повседневной жизни 1600-х годов (Национальная художественная галерея)
http://www.nga.gov/collection/gallery/gg51/gg51-main1.html
Йоханнес Вермеер, Искусство живописи, Национальная художественная галерея
http://www. nga.gov/exhibitions/verm_4.shtm
Следующая лекция
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 3.0 Unported License.
Нравится:
Нравится Загрузка…
1.7 Искусство барокко в Италии и Испании – ИСКУССТВО 188
Семнадцатый век в Европе в основном называют периодом «барокко» в искусстве. Сегодня этот термин означает драматический, сиюминутный и даже эмоциональный характер искусства этого периода. По сравнению со сбалансированными композициями и идеальными пропорциями эпохи Возрождения, большая часть искусства барокко была динамичной и казалась почти движущейся.
Smarthistory: искусство барокко и введение
Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) был одним из самых успешных художников своего времени и, возможно, первым итальянским скульптором, соперничающим со славой и репутацией Микеланджело. Его скульптура Давида — один из лучших способов понять, как стиль барокко отличается от того, что было до него.
Smarthistory: Джан Лоренцо Бернини, Давид
Чем эта скульптура отличается от более ранних итераций Донателло и Микеланджело? Учитывайте конкретные формальные элементы и контекст повествования.
Бернини также принимал участие в реконструкции Рима в 17 веке. Реконструкция началась в 16 веке и, наконец, завершилась драматической площадью перед собором Святого Петра в разгар периода барокко.
Дополнительно: Музей Метрополитен: Рим в стиле барокко
Smarthistory: Площадь Святого Петра (см. также видео о кафедре Петри и Балдаккино (ссылки слева))
Как эти вклады в собор Святого Петра связаны с понятие «драма» в искусстве барокко? Можете ли вы связать эти проекты с идеей Бернини о bel composto или «прекрасное целое» и объединение искусств?
Еще одна знаковая работа Бернини, в которой также используется концепция bel composto , — «Экстаз святой Терезы». Эта работа снова связана с популярностью мистицизма в католической церкви во время Контрреформации. Посмотрите на обе скульптуры Бернини и прочитайте рассказ святой Терезы о ее встрече с ангелом (предмет скульптуры Бернини).
Smarthistory: Экстаз святой Терезы
Основной источник: отрывок из жизни святой Терезы
В каких терминах Тереза описывает свой духовный восторг? Чем это может шокировать или удивить современного читателя? Как скульптура Бернини передает слова Терезы? Какие формальные элементы и стилистические характеристики барокко особенно хорошо подходят для этой истории?
Живопись в стиле барокко Италия развивалась в нескольких направлениях: классицистические тенденции семьи Карраччи и их последователей, драматические и иллюзионистские потолочные росписи Гвидо Рени и Франческо Борромини и интенсивный натурализм Караваджо. Влияние Караваджо (1571-1610) широко ощущалось по всей Европе, породив множество последователей его драматически освещенных и чрезвычайно естественных композиций, которые радикально рассматривали как религиозные, так и светские темы.
Smarthistory: Caravaggio and the Caravaggisti
Опционально: Национальная галерея (Великобритания): Биография Караваджо
Караваджо Призвание святого Матфея и 9077 и 90777 особенно символизируют его стиль и являются прекрасным примером тенебризм .
Умная история: Караваджо, Призвание святого Матфея
Какие элементы этой картины особенно «натуралистичны»? Как это отличается от того, как этот предмет был бы представлен в эпоху Возрождения? Как эта картина пытается вовлечь зрителя в драму?
Одной из самых преданных последовательниц Караваджо была Артемизия Джентилески (1593-1653), художница, которая смогла сделать успешную карьеру, несмотря на все институциональные и культурные барьеры, препятствовавшие становлению женщин художниками, существовавшие на протяжении 17 века. Она наиболее известна своими драматическими изображениями ветхозаветной истории Юдифи, убивающей Олоферна, сюжетом, который часто связывали с ее собственным травмирующим опытом.
Smarthistory: Джентилески, Юдифь, убивающая Олоферна
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599–1660) стал придворным художником испанской королевской семьи, создав одни из самых драматичных и загадочных портретов в истории искусства. В некоторых из его ранних работ вы можете заметить влияние реализма Караваджо, а также его собственный особый стиль.
Умная история: Веласкес, водонос Севильи
Какие элементы этой картины напоминают стиль Караваджо? Как эта, казалось бы, простая жанровая сцена рассказывает нам о классовой структуре Севильи XVII века?
По мере того, как карьера Веласкеса шла вверх, он получал больше королевских заказов, в том числе эту картину битвы, изображающую очень специфическую форму политической власти.
Умная история: Веласкес, капитуляция в Бреде
Искусство Веласкеса нашло возможности не только рисовать политическую пропаганду для власть имущих, но и создавать достойные портреты людей, которые в то время обычно не рисовались. Его портрет его порабощенного помощника является одним из таких примеров и ключевым напоминанием о вопиющем неравенстве и эксплуатации, которые сопровождали большую часть Эпохи Великих географических открытий.
Музей Метрополитена: портрет Хуана де Парехи
Эта картина была завершена как демонстрация таланта художника, когда он собирался написать портрет папы.
Дополнительно: WGA: Портрет Иннокентия X (читать не обязательно, но посмотрите на изображение для ответа на вопрос ниже)
Сравнивая эти две картины, с какими людьми вы чувствуете себя наиболее связанными? Какие проблемы власти и репрезентации возникают между натурщиком, художником и зрителем в каждом из них?
Сложная динамика отношений художника, натурщика и зрителя еще глубже исследуется в самой известной картине Веласкеса Менины , возможно, одной из самых значительных и влиятельных картин периода барокко и всей западной живописи.