Содержание

история, направления, картины, абстракционизм в интерьере

[contact-form-7 404 «Not Found»]

Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

История

Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) – художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича.

В. Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

20 век и современность

После 1-й мировой войны 1914-18 годах тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма; вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декороративном искусстве, дизайне (эксперименты группы Стиль» и «Баухауза»). Несколько групп абстрактного искусства («Конкретное искусство», 1930; «Круг и квадрат», 1930; «Абстракция и творчество», 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939–45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы 

Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом «чистый психический автоматизм» и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний.

Во второй половине 50-х годов в США зародилось искусство инсталляции, поп-арта, несколько позднее прославившее Энди Уорхола с его бесконечным тиражированием портретов Мэрилин Монро и банок собачьего корма – коллажный абстракционизм. В изобразительном искусстве 60-х стала популярна наименее агрессивная, статичная форма абстракции – минимализм. Тогда же

Барнет Ньюмен, основоположник американского геометрического абстракционизма вместе с А.Либерманом, А.Хельдом и К.Ноландом успешно занимались дальнейшим развитием идей голландского неопластицизма и русского супрематизма.

Еще одно течение американской живописи получило название «хроматического» или «постживописного» абстракционизма. Представители его в какой-то мере отталкивалось от фовизма и постимпрессионизма. Жесткий стиль, подчеркнуто резкие очертания работ

Э.Келли, Дж.Юнгермана, Ф.Стеллы постепенно уступали место живописи созерцательного меланхолического склада. В 70-е – 80- е годы американская живопись вернулась к фигуративности. Более того, широчайшее распространение получило такое крайнее ее проявление, как фотореализм. Большинство искусствоведов сходятся на том, что 70-е – это момент истины для американского искусства, поскольку в этот период оно наконец-то освободилось от европейского влияния и стало чисто американским. Впрочем, несмотря на возвращение традиционных форм и жанров, от портрета до исторической живописи, не исчез и абстракционизм.

Картины, произведения «неизобразительного» искусства создавались по прежнему, так как возвращением к реализму в США был преодолен не абстракционизм как таковой, но его канонизация, запрет на фигуративное искусство, которое отождествлялось прежде всего с нашим соцреализмом, а значит, не могло не считаться одиозным в «свободном демократическом» обществе, запрет на «низкие» жанры, на социальные функции искусства. При этом стилистика абстрактной живописи приобрела некую мягкость, которой ей не доставало прежде, – обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие цветовые решения (Е.Мюррей, Г.Стефан, Л.Риверс, М.Морли, Л.Чезе, А.Бялоброд).

Все эти тенденции заложили основу для развития современного абстракционизма. В творчестве не может быть ничего застывшего, окончательного, так как это было бы смертью для него. Но какими бы путями ни шел абстракционизм, каким бы ни подвергался трансформациям, сущность его всегда остается неизменной. Она в том, что абстракционизм в изобразительном искусстве – это наиболее доступный и благородный способ запечатлеть личное бытие, причем в форме, самой, что ни на есть адекватной – подобно факсимильному оттиску. Вместе с тем, абстракционизм – это прямая реализация свободы.

Направления

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм

Авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм)

Направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм

Обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917–1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм

Василий Кандинский

Направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм

Направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм

Georges Mathieu

Течение в западноевропейском абстракционизме 1950–60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстрактный экспрессионизм

Движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Абстракионизм в интерьере

В последнее время абстракционизм начал переходить с полотен художников в уютный интерьер дома, выгодно обновляя его. Минималистический стиль с использованием четких форм, порой достаточно необычных, делает помещение необычным и интересным. Но переборщить с цветом очень просто. Рассмотрим сочетание оранжевого цвета в такой стилистике интерьера.

Белый лучше всего разбавляет насыщенный оранжевый, и как бы остужает его. Цвет апельсина заставляет комнату стать жарче, поэтому немного ; не помешает. Акцент должен быть на мебели или оформлении ее, например, оранжевое покрывало. В таком случае белые стены заглушат яркость цвета, но оставят комнату красочной. Прекрасным дополнением в таком случае послужат картины той же гаммы — главное не переборщить, иначе будут проблемы со сном.

Сочетание оранжевого и голубого цветов пагубно для любой комнаты, если это не касается детской. Если подобрать не яркие оттенки, то они будут удачно гармонировать друг с другом, добавят настроения, и не будут пагубно влиять даже на гиперактивных детей.

Оранжевый отлично сочетается с зеленым, создавая эффект мандаринового дерева и шоколадным оттенком. Коричневый — цвет, который варьируется от теплого к холодному, поэтому идеально нормализует общую температуру комнаты. Кроме того, такое сочетание цветов подойдет для кухни и гостиной, где нужно создать атмосферу, но не перегрузить интерьер. Оформив стены в белый и шоколадный цвета, можно спокойно поставить оранжевое кресло или повесить яркую картину с насыщенным мандариновым цветом. Пока вы в такой комнате, у вас будет прекрасное настроение и желание сделать как можно больше дел.

Картины известных художников-абстракционистов

Василий Кандинский

Кандинский был одним из пионеров абстрактного искусства. Свои поиски он начинал в импрессионизме, а уже потом пришел к стилю абстракционизм. В своем творчестве он эксплуатировал взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который бы охватывал одновременно и видение, и эмоции зрителей. Он считал, что полная абстракция дает простор для глубокого, трансцендентного выражения, а копирование реальности только мешает этому процессу.

Живопись была глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, который превзошел бы физические и культурные границы. Он видел абстракционизм как идеальный визуальный режим, который может выразить «внутреннюю необходимость» художника и передать человеческие идеи и эмоции. Он считал себя пророком, чья миссия – делиться этими идеалами с миром, на благо общества.

«Композиция IV» (1911)

«Композиция IV» (1911)

Скрытые в ярких цветах и четкие черные линии изображают несколько казаков с копьями, а также лодки, цифры и замок на вершине холма. Как и во многих картинах этого периода, она представляет собой апокалиптическое сражение, которое приведет к вечному миру.

Для того, чтобы облегчить разработку беспредметного стиля живописи, как описано в его работе «О духовном в искусстве» (1912), Кандинский уменьшает объекты до пиктографических символов. Благодаря удалению большинства отсылок ко внешнему миру, Кандинский выразил свое видение более универсальным образом, переведя духовную сущность предмета через все эти формы в визуальный язык. Многие из этих символических фигур были повторены и уточнены в его поздних работах, став еще более абстрактными.

Казимир Малевич

Идеи Малевича о форме и значении в искусстве так или иначе приводят к концентрации на теории стиля абстракционизм. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве. Благодаря своим контактам на Западе Малевич был в состоянии передать свои идеи о живописи друзьям-художникам в Европе и Соединенных Штатах, и таким образом глубоко воздействовать на эволюцию современного искусства.

«Черный квадрат» (1915)

Культовая картина «Черный квадрат» была впервые показана Малевичем на выставке в Петрограде в 1915 году. Эта работа воплощает в себя теоретические принципы супрематизма, разработанные Малевичем в его эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».

На полотне перед зрителем находится нарисованная на белом фоне абстрактная форма в виде черного квадрата – она является единственным элементом композиции. Несмотря на то, что картина кажется простой, на ней присутствуют такие элементы, как отпечатки пальцев, мазки кистью, проглядывающие через черные слои краски.

Для Малевича квадрат обозначает чувства, а белый – пустоту, ничто. Он видел черный квадрат как богоподобное присутствие, икону, словно она могла стать новым священным образом для беспредметного искусства. Даже на выставке эта картина была размещена на том месте, где в русском доме обычно располагают икону.

Пит Мондриан

Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Он довольно радикально упрощал элементы своих картин, чтобы отображать то, что он видел, не напрямую, а образно, и создавать четкий и универсальный эстетический язык в своих полотнах. В своих наиболее известных картинах с 1920-х годов Мондриан сводит формы к линиям и прямоугольникам, а палитру – к самой простой. Использование асимметричного баланса стало основополагающим в развитии современного искусства, а его культовые абстрактные работы сохраняют свое влияние в дизайне и знакомы популярной культуре и в наши дни.

«Серое дерево» (1912)

«Серое дерево» (1912)

«Серое дерево» является примером раннего перехода Мондриана к стилю абстракционизм. Трехмерное дерево сокращается до простейших линий и плоскостей, с использованием всего лишь только серых и черных оттенков.

Эта картина является одной из серии работ Мондриана, созданных с более реалистичным подходом, где, к примеру, деревья представлены натуралистично. В то время как более поздние произведения становились все более абстрактными, например, линии дерева уменьшаются до тех пор, пока форма дерева не станет едва заметной и вторичной по отношению к общей композиции вертикальных и горизонтальных линий. Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана.

Робер Делоне

Делоне был одним из самых ранних художников стиля абстракционизм. Его творчество повлияло на развитие этого направления, основываясь на композиционном напряжении, которое было обусловлено противопоставлением цветов. Он довольно быстро попал под нео-импрессионистское колористическое влияние и очень внимательно следил за цветовым строем работ в стиле абстракционизм. Цвет и свет он считал главными инструментами, с помощью которых можно повлиять на предметность мира.

К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета. Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников. В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.

«Эйфелева башня» (1911)

«Эйфелева башня» (1911)

Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне – знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг. Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки. Как привидение, башня возвышается над окружающими домами, в переносном смысле потрясая сами основы старого порядка. Картина Делоне передает это чувство безграничного оптимизма, невинности и свежести времени, которое еще не стало свидетелем двух мировых войн.

Франтишек Купка

Франтишек Купка – чехословацкий художник, рисующий в стиле абстракционизм, окончивший Пражскую академию искусств. Будучи студентом, он, прежде всего, рисовал на патриотические темы и писал исторические композиции. Его ранние произведения были более академическими, однако, его стиль развивался на протяжении многих лет и в итоге перешел в абстракционизм. Написанные в очень реалистической манере, даже его ранние произведения, содержали мистические сюрреалистические темы и символы, что сохранилось и при написании абстракций. Купка верил, что художник и его творчество принимают участие в продолжительной созидательной деятельности, природа которой не ограничена, как абсолют.

«Аморфа. Фуга в двух цветах» (1907-1908)

Начиная с 1907-1908 гг., Купка стал рисовать серию портретов девушки, держащей шар в руке, как будто она собиралась играть или танцевать с ним. Затем он разработал все более схематические ее изображения, а в конечном счете, получил серию полностью абстрактных рисунков. Выполнены они были в ограниченной палитре красного, синего, черного и белого цветов. В 1912 году, в Осеннем салоне, одна из таких абстрактных работ была впервые публично выставлена в Париже.

Современные абстракционисты

С начала двадцатого века художники, в том числе Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Каземир Малевич, Василий Кандинский — экспериментируют с формами предметов и их восприятием, а также ставят под сомнение существующие в искусстве каноны. Мы подготовили подборку  самих известных современных художников-абстрационистов, решивших раздвинуть свои границы познания и создать свою собственную реальность.

Немецкий художник Дэвид Шнел (David Schnell) любит бродить по местам, в которых раньше царила природа, а сейчас они нагромождены постройками людей — от игровых площадок до заводов и фабрик. Воспоминания об этих прогулках и рождают его яркие абстрактные пейзажи. Давая волю своему воображению и памяти, а не фотографиям и видеозаписям, Дэвид Шнел создает картины, которые напоминают компьютерную виртуальную реальность или иллюстрации к книгами по фантастике.

Создавая свои  крупномасштабные абстрактные картины, американская художница Кристин Бэйкер (Kristin Baker) черпает вдохновение из истории искусств и гонок Наскар и Формулы 1. Снала она придает своим работам объем, накладывая несколько слоев акриловой краски и обклеивая силуэты скотчем. Затем Кристин аккуратно сдирает его, что позволяет увидеть нижние слои краски и делает поверхность её картин похожими на многослойный разноцветный коллаж. На самом последнем этапе работы она соскабливает все неровности, делая свои картины похожими по ощущениям  на рентгеновский снимок.

В своих работах художница греческого происхождения из Бруклина, Нью-Йорк, Елеанна Анагнос (Eleanna Anagnos) исследует аспекты повседневной жизни, которые часто ускользают от взгляда людей.  В ходе её «диалога с холстом» обычные понятия обретают новые смыслы и грани: негативное пространство становится позитивным и малые формы увеличиваются в размерах. Пытаясь таким образом вдохнуть «жизнь в свои картины», Елеанна старается пробудить человеческий разум, который перестал задавать вопросы и быть открытым к чему-то новому.

Рождая на холсте яркие брызги и подтеки краски, американская художница  Сара Спитлер (Sarah Spitler) стремится отобразить в своем творчестве  хаос, катастрофы, дисбаланс и беспорядок. Её привлекают эти понятия, так как они не поддаются контролю со стороны человека. Поэтому их разрушающая сила делает абстрактные работы Сары Спитлер мощными, энергичными и захватывающими. Кроме того. получившийся на холсте образ из чернил, акриловых красок, графитовых карандашей и эмали подчеркивает эфимерность и относительность происходящего вокруг.

Черпающий вдохновение из области архитектуры, художник из Ванкувера, Канада, Джефф Дэпнер (Jeff Depner) создает многослойные абстрактные картины, состоящие из геометрических фигур. В созданном им художественном «хаосе» Джефф ищет гармонию в цвете, форме и композиции. Каждый из элементов в его картинах связан друг с другом и ведет к последующему: «Мои работы исследуют композиционную структуру [картины] через взаимоотношения цветов в выбранной палитре…». По мнению художника, его картины – это «абстрактные знаки», которые должны перенести зрителей на новый, бессознательный уровень. 

Видео


Источники

Самые дорогие картины в… — Абстракционизм — abstract art

Самые дорогие картины в мире

БАРНЕТТ НЬЮМАН
Черный огонь I. 1961 год. Холст, масло. 289,5 × 213,3 см. Christie’s, Нью-Йорк. 13.05.2014. Лот 34. Цена: $84 165 000.

Рекорд работы Барнетта Ньюмана «Черный огонь I» стал полной неожиданностью торгов Christie’s 13 мая 2014 года. То есть не сам по себе факт рекорда, а то, до какой суммы сумели дойти претенденты в битве ставок. Предыдущая самая дорогая работа этого абстрактного художника, «Onement VI» стоила $43,8 млн (Sotheby’s, 14.05.2013; эстимейт $30–40 млн), т. е. новый рекорд оказался почти вдвое выше. Эстимейт «Черного огня», к слову, не разглашался, так что нам не узнать точнее, насколько он был превышен. Одно ясно: абстракции Ньюмана на арт-рынке вышли на один ценовой уровень с работами его ближайшего соратника в группе художников, получившей название «живопись цветовых полей», — Марка Ротко.

Ньюман относится к тому первому поколению американских абстрактных экспрессионистов, которое стояло у истоков огромного числа новых течений. Такие художники, как Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Клиффорд Стилл или Джексон Поллок, — это корни ветвистого дерева американского послевоенного искусства, для американцев они значат то же, что для нас Малевич и Кандинский. Поэтому, наверное, и покупают их работы за такие деньги. Не удивительно, если через пару лет в этом рейтинге появятся соответствующие результаты для Поллока или Стилла — достаточно выставить на торги их шедевр соответствующего уровня.

Барнетт (Барни) Ньюман родился в 1905 году в Нью-Йорке в семье польских евреев, эмигрировавших из Российской империи в начале ХХ века (задержись они немного, и был бы у нас сегодня еще один художник орбиты русского искусства). Барни учился живописи лет с восемнадцати (в Художественной студенческой лиге Нью-Йорка у Дункана Смита, Гарри Вики и Джона Слоана), но все свои работы за первые сорок лет жизни он уничтожил, в том числе работы 1930-х, когда Ньюман делил мастерскую с Адольфом Готлибом. В 1930-х же Ньюман сдружился с Маркусом Ротковичем (впоследствии ставшим Марком Ротко), вместе они ходили на занятия живописью и поэзией к модернисту Мильтону Эвери. На раннем этапе Барнетта больше занимала общественная и журналистская деятельность — он выдвигал свою кандидатуру на пост мэра Нью-Йорка, вместе с другом Александром Бородулиным сочинил манифест «О необходимости политических инициатив со стороны людей искусства» и даже издал первый и единственный номер журнала «Ответ», посвященный правам государственных служащих вроде учителей, уборщиков или пожарных.

В это же время Ньюман не раз пытался сдать экзамен, чтобы получить постоянное разрешение преподавать живопись, но все попытки заканчивались провалом. Все это вылилось в протестную выставку «Can We Draw? The Board of Examiners Says — No!» («Мы можем рисовать? Экзаменационная комиссия говорит — нет!»), где были собраны отвергнутые комиссией работы. Выставка вызвала шумиху в прессе, Ньюману разрешили пересдать экзамен, но снова безуспешно. В общем, взаимоотношения с представителями официального искусства складывались с переменным успехом. В 1943 году Ньюман вместе с Ротко и Готлибом сочинил ответ на критику New York Times выставки американских модернистов. «Эстетические убеждения» этого трио сводились к следующему: «Не бывает хороших картин ни о чем. Мы считаем, что тема играет ключевую роль и что только суть имеет силу, она трагична и вечна».

Через несколько лет, примерно в 1947–1948, Ньюман, как он сам считал, достиг творческой зрелости. Художник выработал собственный узнаваемый стиль — масштабные плоские поля чистого цвета, разделенные вертикальными тонкими полосками (он называл их «zips» — «молниями»). Эти «молнии» определяют пространственную структуру полотна, они одновременно делят и объединяют композицию. Его холодные и строгие, но по-своему эмоциональные работы кажутся обманчиво простыми. Как только ни называли картины Ньюмана критики — и «философскими высказываниями без художественного мастерства», и «чистой живописью без темы». Сам же Барнетт Ньюман настаивал на глубоком содержании своих работ. Он называл их именами библейских персонажей или, например, вымышленным понятием «Onement» (как считают искусствоведы, название серии «Onement» произошло от слова «Atonement» — «искупление») и хотел, чтобы на них смотрели исключительно с близкого расстояния.

Самая дорогая работа Ньюмана — «Черный огонь I» была написана в 1961 году, тогда же, когда создавался его знаменитый цикл «Крестный путь», в котором впервые появилась строгая черно-белая палитра. Но в отличие от более ранних работ из «Крестного пути» в «Черном огне» поле черного цвета словно бы вторгается на территорию белого поля, оно доминирует. Как раз в это время неожиданно умер младший брат Ньюмана Джордж. Живопись помогала художнику бороться с горечью утраты, свои эмоции он выразил языком абстракции.
Источник — https://artinvestment.ru/invest/rating/top_world_artists_auction_prices.html

Абстракционизм | Абстракция | Абстрактное искусство | Abstract art — https://www.1abstractart.com/

#abstractart #art #abstract #абстракционизм #абстракция #абстрактноеискусство

Ба́рнетт Нью́ман, альбом — https://www.facebook.com/pg/1abstractart/photos/?tab=album&album_id=496142383773052

Абстракционизм. Зарождение и философия | И зачем?

Абстракционизм. Зарождение и философия

Одним из непростых, довольно спорных течений в сегодняшнем искусстве является абстракционизм. Нужно заметить, что у большинства абстрактное искусство никогда не пользовалось почитанием. Это течение было в стороне от проблем общества того времени. Абстрактная живопись не показывает действительности — людей, предметы, пейзажи, события. Для создания живописи применяются: точки, линии, плоскости, цвет. В их связи мастера иногда добиваются живописных образов. Абстракционисты не считают свои картины набросками для ковров — всегда они стараются придать сочетаниям пятен, линий, цветов уникальные значения, соответствующие настроениям и чувствам художника, передающие его отношение к миру и философские принципы. Это особенно непростая философия. Абстракционисты применяли одно из явлений уже в эпоху Возрождения — что различно проведённые линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя конкретные настроения. Об этом воздействии говорит еще и то, что каждый человек воспринимает и видит цвета по-разному: теплыми, холодными, мрачными, нежными, грубыми и т.д. Существует множество видов абстрактного искусства под различными названиями; общепризнанное название «абстракционизм» нечеткое, символическое и ни как реальной сути данного действия. Очень часто его называют «беспредметное искусство».

Абстрактное искусство с его отказом показывать видимые формы действительности возникло не на пустом месте. Его предшественники — кубизм, в особенности творчество Робера Делоне, а также футуризм, дадаизм. Все эти направления далеки от природы, но все-таки сохраняют с нею хоть слабую связь. Абстрактное искусство уничтожило эту связь совсем.

В 1910 гг. к абстракционизму почти одновременно пришли живописцы в Мюнхене, Амстердаме и Москве. Наиболее известным это направление стало в 1930-х гг. в Париже и Нью-Йорке, куда выехали, спасаясь от фашизма, многие европейские живописцы.

«Отцом абстракционизма» является русский художник Василий Кандинский (1866-1944). В 1910 г. он написал первые акварели, в которые входят одни только цветные пятна и не показывающие никаких настоящих вещей. В то время Кандинский был участником мюнхенской группировки «Синий всадник», о ней упоминалось ранее  в связи с экспрессионизмом. Одним из первых Кандинский, объяснял концепцию абстракционизма в своих работах. При создании абстрактных композиций, Кандинский практически поменял природу живописи — искусства, которое связано с повествованием, — и приблизил ее к музыке, которая призвана не изображать, а выражать более трудные искренние состояния.

Одни ответвления абстракционизма возникли в России; разнообразные геометрические формы писал Казимир Малевич (1878-1935). Изображая на плоскости картины прямоугольники и квадраты в видимом беспорядке, он хотел, таким образом, к примеру, передать перемещение. Известные эталоны живописи Малевича его «Черный квадрат на белом фоне» и «Белый квадрат на белом фоне».

Голландец Пит Мондриан (1872 -1944) тоже относится к числу основоположников абстрактного искусства. В ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плотности живописец заключал в жесткую черную сетку, добиваясь при этом впечатления сияния, свечения. Он делил плоскость картины вертикальными и горизонтальными полосами на квадраты и прямоугольники — одни он красил в белый цвет, иные — в красный, синий и жёлтый. В конечном итоге возникают декоративные поверхности — как бы увиденные с высоты разделённые каналами цветочные поля Голландии, хотя сам Мондриан сначала желал уладить, таким образом, совершенно иные трудности. Искусство художника во многом воздействует на живопись, архитектуру и дизайн.

Позже абстракционизм развивался основным образом по трём основным направлениям. Первое идёт от Малевича и Мондриана и ставит ударение на применение чётких геометрических фигур и уравновешенное построение целого. Это направление представляет также возникший в 1960-х гг. т.н. «оп-арт», который применяет воздействие геометрических форм и цветовых контрастов на человеческий глаз, создание различных оптических иллюзий (отсюда и его название). Знаменитый представитель оп-арта — проживающий во Франции венгр Виктор Вазарели (р. 1908).

2-ое главное направление абстракционизма начинается с Василия Кандинского и его товарища по «Синему всаднику» Пауля Клее. «Цвет захватил меня, — записал Пауль Клее в дневнике. — Мне незачем бегать за ним. Это пришло ко мне в счастливую минуту: я и цвет едины, я — художник». И, правда, что нежные цветовые гаммы стали природным местом обитания для чудесных геометрических структур Клее. Его необыкновенные композиции, кажется, рождены новым познанием, новым восприятием связей мира, его устройства. Художник всегда знал, что изобразительное искусство» не передает лишь видное, а делает видимым тайно постигнутое». На картинах этого рода при возможности можно найти какие-то намёки на реальность, но тяжело заявить, что хочет выразить создавший их живописец.

Третье основное направление абстракционизма — одно из самых известных и сильно вызывающих.  Живописцы категорически отказались от данного сознательного построения картины и от какого-либо философского объяснения собственных деяний. Их картины состоят из одних только неопределённой формы цветовых пятен, неаккуратных мазков, густых и шершавых слоев краски. К примеру, картины француза Пьера Сулажа (р. 1919) состоят из непоследовательно перекрещивающихся широких, как будто нанесённых широким ножом, чёрных либо синих мазков.

Нервные чёрные штрихи и каракули покрывают плоскость картин живописца немецкого возникновения Ханса Хартунга (р. 1904).  Выбор расцветки здесь призван передать настроение художника, и время от времени немного получается. А некоторые абстракционисты этого рода превращают появление картины в цепь случайностей. Очень серьезным является показать чувства и безразличное отношение к тому, как эти «взрывы чувств» будут изображены. Всевозможные различные методы они используют  для нанесения на холсты краски и различных других материалов — песка, осколков стекла. Одним из чрезмерных был американец Джексон Поллок (1912-1956). Не используя подрамников и, раскидывая холст на полу, он хаотично набрызгивал на него краску из тюбиков и банок. Он любой ценой пытался выбиться в люди. В его творчестве было много рекламных трюков. Подъем абстрактного искусства в прошлом — он пришёлся на середину 20 века. Теперь в этом направлении внедрить что-нибудь новое практически нереально. Ну и абстракционизм на протяжении всего времени был не очень понятен большинству людей, его сменили другие направления, доступные зрителю.

Пример художников данного направления:

Виллем де Кунинг, Конрад Марка-Релли, Морис Луис, Пол Джексон Поллок, Сай Твомбли, Уильям Базиотис, Элен (Хелен) Франкенталер, Роберт Мотеруэлл, Теодорос Стамос, Жан-Поль Риопель.

Абстракционизм. Зарождение и философия

Картины абстрактного экспрессионизма на продажу

Картины абстрактного экспрессионизма обычно характеризуются своими абстрактными формами, нанесением краски с помощью выразительных жестов, а также большим физическим размером. Если вы поклонник работ таких художников, как Джексон Поллок или Марк Ротко, мы приглашаем вас ознакомиться с международной коллекцией абстрактных экспрессионистских картин Saatchi Art, выставленных на продажу. Хотя абстрактный экспрессионизм никогда не был формальным или единым движением, он стал термином, используемым для обозначения ряда художников Нью-Йорка в 1940-х и 1950-х годах, чьи работы были заметно уникальными, но схожими в их выражении сильных эмоций и исследовании универсальных тем.

Абстрактный экспрессионизм зародился в послевоенном Нью-Йорке, когда художники стремились отойти от традиционных техник и сюжетов. Послевоенный период был временем цензуры, поэтому акцент движения на абстрактных предметах считался аполитичным, безопасным и авангардным. Абстрактные экспрессионисты не следовали единому стилю, их объединял интерес к выражению сильных эмоций. Большие картины, связанные с движением, рассматривались как следы присутствия художника, подчеркивая реальный процесс творчества над законченной работой.Первое поколение абстрактных экспрессионистов практиковало с 1943 до середины 1950-х годов и привлекло международное внимание движения. Более поздние поколения и художники сегодня продолжают выражать себя в том же духе.

Джексон Поллок известен своими рисунками, написанными каплями, такими как «Номер 1A, 1948» (1948) и «Full Fathom Five» (1947). Поллок разбрызгивал домашнюю краску на большие холсты, разложенные на земле, и часто включал в свои работы посторонние предметы и влияния, начиная от сигаретного пепла и кончая отпечатками ладоней.Виллем де Кунинг также известен своими жестовыми работами, такими как «Женщина, я» (1950-52), в которых проводится грань между абстракцией и фигурацией. Марк Ротко выразил себя через его работы с большим цветовым полем, такие как «Оранжевый, красный, желтый» (1961). Барнетт Ньюман также использовал большие области цвета для связи со зрителем в таких композициях, как «Vir Heroicus Sublimis» (1951). Другие художники, известные своими абстрактными экспрессионистскими картинами, включают Франца Кляйна, Марка Тоби, Агнес Мартин, Ли Краснера, Роберта Мазервелла, Адольфа Готлиба, Клиффорда Стилла и Уильяма Базиотеса.

Для создания своих абстрактных экспрессионистских картин художники использовали несколько техник. Хотя абстрактный экспрессионизм не относится к единому стилю, художники, как правило, подчеркивали драматические жесты или открытые поля цвета. Движение подчеркивало действие и спонтанность, поэтому многие художники черпали вдохновение из автоматических практик сюрреализма. Другие черпали из архаического и незападного искусства, добавляя биоморфные и пиктографические мотивы в свои композиции. Знаменитый метод капельного полива Джексона Поллока требовал, чтобы он разбрызгивал краску на большие участки холста без кисти.Такие художники, как Франц Клайн, продолжали использовать кисти, но в своих работах они использовали толстые жесты мазки. Абстрактные экспрессионисты цветового поля, в первую очередь Марк Ротко, уделяли пристальное внимание деталям, чтобы сбалансировать оттенки на своих обширных полотнах. Какой бы метод они ни использовали, эти художники стремились наполнить свое искусство своими эмоциями.

Абстрактные картины на 1stDibs

Проведите смелые эксперименты с цветом и текстурами в своей гостиной, столовой или домашнем офисе.Абстрактные картины, большие или маленькие, будут выделяться в вашем пространстве, побуждая к разговору и создавая подобную музею атмосферу, гостеприимную и способствующую созданию незабываемых собраний.

Абстрактное искусство берет свое начало в Европе 19 века, но в 20 веке оно приобрело свое значение как значительное движение. Среди первых практиков абстракции был Василий Кандинский, хотя художники изучали нефигуративное искусство до того, как влиятельный русский художник начал заниматься музыкой и религией.Художники-абстракционисты стремились создавать работы, которые не фокусировались на обычных предметах внешнего мира, и даже когда художники изображали реалистичные предметы, они работали в абстрактном режиме, чтобы сделать это.

В Нью-Йорке 1940-х годов группа художников, работающих в абстрактном стиле, создала радикальные работы, ориентированные на европейских художников-авангардистов, а также на искусство древних культур, отдавая приоритет импровизации, непосредственности и прямому личному выражению. Хотя они никогда официально не были связаны друг с другом, сегодня мы знаем их как абстрактных экспрессионистов.

Мужской контингент абстрактных экспрессионистов, в который входят Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Роберт Мазервелл, часто упоминается при обсуждении ведущих фигур этого всемирно влиятельного послевоенного художественного движения. Однако женщины абстрактного экспрессионизма, такие как Хелен Франкенталер, Ли Краснер, Джоан Митчелл и другие, были в равной степени вовлечены в мир искусства того времени. Сексизм, семейные обязательства и социальное давление способствовали тому, что на протяжении долгой истории их игнорировали, но абстрактные экспрессионисты-женщины энергично экспериментировали, разрабатывали свой собственный стиль и создали значительный объем работ.

Нарисуйте своих гостей абстрактными картинами маслом разных эпох и стран происхождения. На сайте 1stDibs вы найдете широкий выбор абстрактных картин, а также руководство по оформлению ваших замечательных новых настенных рисунков.

Если вы работаете с небольшим жилым пространством, красочная, крупногабаритная работа может создать глубину в данной комнате, но нет необходимости перегружать ваш интерьер обширным pièce de résistance. Красочные абстракции любого размера могут выделяться на белой стене в вашей гостиной, но если вы работаете с цветным фоном, вы можете использовать цвета, которые дополняют декор, уже присутствующий в помещении.В качестве альтернативы, позвольте своей картине заявить о себе самостоятельно, независимо от ее окружения, или сгруппируйте ее в стиле галереи с другими работами.

IdeelArt | Интернет-галерист

    • Войти
    • Зарегистрироваться
  • 0

      Ваша корзина пуста

  • £ GBP

  • см

  • Работы
  • Художники
  • Журнал
  • Контакты
  • Работы
  • Художники
  • Журнал
  • Контакты
    • Логин
    • Регистрация
  • 0

      Ваша корзина пуста

  • £ GBP

  • см

  • Работы
  • Художники
  • Журнал
  • Контакт
  • Счет
  • Список желаний
  • Валюта (£ GBP)
  • Размер (см)
    • Назад
    • Логин
    • Регистр
    • Назад
    • Назад
    • см
    • дюйм

Переключить навигацию