Живопись барокко — кратко
Новый XVII век прошёл под знаком нового стиля – барокко. На протяжении XVII-XVIII вв. все виды искусства были ему подчинены: от декора одежды и интерьеров до музыки.
Своё триумфальное шествие барокко начало с Италии в конце XVI в., а затем распространилось по всей Европе. Но каждая страна привнесла в барокко свои национальные особенности.
Термин произошёл от итальянского baroсco («причудливый, странный»).
Особенности стиля
Стилю барокко было присуще стремление к пышности и величию. Этот стиль был динамичным, он привлекал внимание контрастностью цветовой гаммы и этим отличался от гармоничного искусства эпохи Возрождения.
В барочной культуре были очень популярны развлечения: маскарады, фейерверки. Женщины создавали высокие вычурные причёски, сооружая на голове целые пирамиды. В моде были корсеты, юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики. Естественная жизнь и одежда отвергались как дикость.
Барокко в живописи (баро́чная живопись)
Живописи барокко были присущи те же особенности: своеобразность сюжетов, динамичность, броская яркость красок.
Искусство барокко не располагало к созерцаниям и раздумьям, оно вызывало эмоции. На барочных картинах персонажи открыто выражали свои чувства. Важной особенностью также было изображение движения, порыва: костюмы людей развевались или уносились ветром. Другой особенностью живописи барокко был его аллегорический смысл, скрытый символом, который понимали образованные зрители.
Живопись Италии
Самым известным художником эпохи барокко в Италии был Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. По его имени назван стиль барокко – караваджизм. Его последователи и подражатели продолжили изображение на картинах буйных чувств, используя натурализм.
Каким бы незамысловатым ни был сюжет картин караваджистов, они были подчёркнуто реалистичны. Большое внимание уделялось объёму, контрастному освещению фигур, игре света и тени.
Например, картина Караваджо «Οтдых на пути в Εгипет» (1597).
Другие художники итальянского барокко – Джованни Тьеполо, Каналетто, Гварди, Беллотто.
Живопись Испании
Стиль барокко в Испании воплотился в более строгой форме. Самыми яркими представителями испанского барокко были Диего Веласкес, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран, а также испанский художник греческого происхождения Доменико Теотокопули (Эль Греко). Все эти художники, кроме Веласкеса, в основном писали картины на религиозный сюжет. Диего Веласкес (1599-1660) вывел испанскую живопись из «стен» храмов. Он был мастером психологического портрета, живописцем характеров. Его полотна сложны и многофигурны, они отличаются детализацией, владением цветом.
Например, известная картина Веласкеса «Менины» (1656-1657).
Фламандская живопись
Расцвет фламандского барокко приходится на первую половину XVII в. – это творчество Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса.
Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640) – фламандский художник, обогативший живопись барокко динамикой, безудержной жизненностью и чувственностью. Его картины отличают исключительное разнообразие, особенно это выражено в композиции. Палитра Рубенса наполнена яркостью и богатством красок. Женщины на его полотнах (их называют «рубенсовскими») выглядят тяжеловесными, но отличаются своими формами.
Примером может служить картина П. Ρубенса «Пοхищение дοчерей Левкиппа» (1618), которая иллюстрирует миф о сыновьях Зевса и Леды, похитивших дочерей царя Левкиппа. Картина ярко передаёт динамику движения.
Охотничьи сцены в изображении Рубенса также отличаются неожиданной композицией, динамикой и сочностью красок.
Русское барокко
Пётр I приложил много сил для приобщения России к европейской культуре. Барокко в России задержалось надолго, но особенно ярко проявилось в архитектуре. Пётр I приглашал мастеров барочной архитектуры, а также посылал своих молодых художников и архитекторов на учебу за границу. Первый этап развития барокко в России получил название «петровское барокко».
Живопись этой эпохи освобождается от церковных сюжетов и активно переходит к светским жанрам: портретам, пейзажам, жанровым сценам. Первым русским живописцем, побывавшим за границей, был портретист Иван Никитин (1680-ок.1742). Он 3 года провёл в Италии, но в его портретном творчестве выражены только некоторые элементы стиля барокко.
Успехов в создании барочного портрета достиг русский художник Иван Адольский (Одольский, 1686-ок. 1758).
Например, его Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком.
Заключение
Начавший зарождаться еще в эпоху Возрождения в Италии, стиль барокко постепенно распространился по всей Европе и был преобладающим в европейском искусстве до XVIII в.
Главные его черты – торжественность, парадность, пышность и размах, динамичность, вычурность, обилие деталей, но самое важное в этом стиле –его жизнеутверждающий характер.
Картины в стиле барокко, даже вполне реалистические, отличаются сложностью композиции, обилием фигур и напряженностью сюжета.
Художники барокко обогатили искусство новыми приемами пространственной формы, жизненной динамикой. Вся человеческая жизнь с её чувственно-телесной радостью бытия и с трагическими конфликтами выражена в живописи барокко.
Стиль барокко в русском искусстве, архитектуре, литературе и музыкеВладышевская Т. Ф. Древнерусская музыка в своем развитии на протяжении XI—XVII вв. была монолитна. Она вся находилась в рамках единого стиля, выработанного в эпоху Средневековья. То новое, что возникало в процессе ее развития, не вносило существенных изменений, отличавших ее от существовавшей системы. Минуя стадию разработки полифонического контрапунктического многоголосия, подобную итальянскому и нидерландскому мотетному стилю эпохи Возрождения, русское музыкальное искусство конца XVII в. осваивает формы, типичные для западноевропейского барокко, но применительно к своим, местным условиям. С развитием партесного концерта формируется первое новое стилевое направление в русском музыкальном искусстве — стиль барокко. Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру конца XVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве. Д. С. Лихачев отмечает, что литература в Древней Руси была однородна, она подчинялась стилю эпохи того времени, но в XVII в. Древнерусская литература не знает литературных направлений вплоть до XVII в. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, — барокко1. Существенной особенностью развития русского барокко надо признать историческое совмещение стилей. Как отмечает А. А. Морозов, …в России, в силу ускоренного развития страны, вызванного петровскими преобразованиями, на одном историческом этапе как бы совместились несколько исторических периодов художественного развития, наслоившихся друг на друга… в тесном взаимодействии с особенностями национальной культуры страны В изобразительном искусстве, как и в литературе и в музыке, расцвет стиля барокко относится к концу XVII — началу XVIII в., но период, предшествующий ему (XVII в.), был временем подготовки классических форм барокко, отмеченным взаимодействием западных и древнерусских традиций. В результате такого взаимодействия рождались оригинальные формы национального русского барокко: в архитектуре — нарышкинское барокко, очень яркое в цветовом отношении, с затейливыми формами; в иконописи — школа царских мастеров, ушаковская школа; в литературе — придворная поэзия Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева; в музыке — троестрочное пение и партесные четырехголосные гармонизации песнопений знаменного, киевского, греческого, болгарского распевов. Барокко как широкое историко-культурное понятие охватывает значительный круг явлений, связанных общностью эстетических воззрений. Развитие средств выражения, выработанных в одних родах искусства, порождает своеобразные соответствия в других. Если сопоставить характер развития литературы, музыки и разных видов изобразительного искусства в России конца XVII — начала XVIII в., то можно заметить определенную синхронность их развития, в котором наиболее яркой гранью является рубеж XVII—XVIII вв. Начало века открывает новую эру в искусстве. Изменившаяся социальная и политическая атмосфера XVIII в. повлияла на характер развития искусства. Меняется язык литературы, музыки, архитектуры, живописи. Особенно отчетливо эта грань прослеживается в музыке. Развитие музыки стиля барокко складывается из двух этапов: раннего, второй половины XVII в. Очень сходна картина развития архитектуры эпохи барокко. Период московского зодчества с его декоративным убранством — карнизами, кокошниками — в 1670-х гг. сменяет заключительный аккорд древнерусской архитектуры — нарышкинское, или московское, барокко, представляющее собой переходную ступень от древнерусской культуры к европейскому стилю барокко. Нарышкинское барокко совмещает в себе декоративные черты древнерусского московского зодчества с планировкой, свойственной западноевропейской барочной архитектуре. В начале XVIII в. Петр I специально выписывает итальянских мастеров для застройки Петербурга, русская архитектура XVIII в. подражает западной архитектуре. В истории русского изобразительного искусства общепризнанным фактом является переход на рубеже XVII—XVIII вв. В XVII веке на Руси атмосфера так насыщена западными мотивами, что даже чудесные видения облекаются в западноевропейскую форму. Рождается новая порода людей. Внешней подвижностью и беспокойством проникнуты их позы и жесты, повороты и наклоны голов… Святые словно бегут мелкими шажками, подчиненные ритму какого-то своеобразного менуэта. Одновременно и жесты становятся более разнообразными и выразительными. Вместо спокойно протянутых рук начинает чувствоваться пафос Это характеризует и школу царских мастеров, и ушаковскую школу, а в начале XVIII в. процесс быстрого движения навстречу западноевропейской культуре ускоряется. В России появляется портретная живопись на манер голландских и немецких портретистов Кнеллера, К. Литературу XVII в. характеризует процесс, аналогичный развитию музыкальной культуры. Она отличается необыкновенным разнообразием и пестротой жанров и стиля. Зарождается светская лирическая поэзия любовного содержания — виршевая поэзия с характерным силлабическим ритмом, появляются повести и даже романы авантюрного содержания. Постепенно она сближается с западноевропейской литературой. Д. С. Лихачев пишет: Никогда еще ни до XVII в., ни после русская литература не была столь пестра в жанровом отношении. Здесь столкнулись две литературные системы: одна отмиравшая, средневековая, другая зарождающаяся — нового времени… Литературная система русского XVIII в. ничем уже не отличается от литературной системы передовых западноевропейских стран… образование новой литературной системы не было простым результатом Петровских реформ. Эта система подготовлялась в русской литературе, и ее появление не явилось неожиданностью Нетрудно заметить параллелизм развития во всех видах искусства эпохи барокко. В конце XVII в., последнем этапе, завершающем древнерусские традиции, уже активно сказывается западное влияние, которое проглядывает через оболочку древнерусских форм. Безусловно, веяния с Запада были и раньше (взаимодействие Руси с Европой началось уже в XVI в.), но с такой рельефностью они отразились лишь в XVII в., зерно упало на плодородную почву и дало пышные всходы. В XVIII в. «струя европеизма захлестнула старую культуру… произошел некий перерыв непрерывности» В таком же состоянии находилось и музыкальное искусство во второй половине XVII в. Новые западные веяния вступили в борьбу со старыми, еще очень крепкими традициями. Угасание древнерусского искусства не было результатом его внутреннего оскудевания. Конец ему положили общие исторические условия, сделавшие невозможным дальнейшее изолированное развитие русской культуры в русле старой традиции. На русской почве барокко приобрело своеобразные национальные черты, отличающие его от западноевропейских барочных форм. Хотя барокко явилось в Россию из Европы через Польшу, Украину, здесь оно приобрело иное значение, чем на Западе. Национальное своеобразие стиля барокко проявляется в музыке — так же как в литературе и изобразительном искусстве. Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного, она проникает даже в стихосложение. «Орнамент курчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшает его. Литературные сюжеты многопредметны», — отмечает Д. С. Лихачев. Даже внешний вид стихов приобретает барочные формы, они строятся в виде орнамента или фигур в виде креста, ромба, орла, звезды и т. д. «Стихи напоминают строгановские или царские письма в иконописи — та же орнаментальность, та же мелкопись, драгоценность, украшенность. В литературу так же как и в музыку входит авторское начало, усиливается личная точка зрения автора. «Рост самосознания автора был одним из симптомов осознания в литературе человеческой личности»7. Музыке эпохи барокко свойственна орнаментальность, декоративность письма, изукрашенность мелодики и фактуры; однако при всей динамичности сопоставления хоровых массивов, концерты не достигают той силы напряжения образных контрастов, которая характеризует музыку И.-С. Баха, Г. Генделя, А. Габриели, Г. Шютца. Партесные концерты в эпоху барокко В эпоху барокко впервые в России появляются профессиональные композиторы, начинается процесс индивидуализации авторского стиля. В партесных рукописях встречаются десятки имен композиторов. В сочинениях лучших из них можно заметить стремление к индивидуальной, самостоятельной выразительности. Эпоха барокко дала русской музыке огромную музыкальную литературу. В России появилась целая плеяда русских композиторов — создателей духовных концертов, кантов, служб, обработок. По подсчетам С. В. Смоленского, число их доходит до 36 имен8. В. В. Протопопову удалось расширить этот список до 46 имен9 — свидетельство огромной активизации творчества русских музыкантов. Среди них можно выделить имена Николая Дилецкого, Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина, Степана Беляева. В текстах партесных концертов преобладают сюжеты духовного содержания, но встречаются и концерты на светские тексты, а также посвященные царственным или духовным особам. Выделяются виватные концерты, прославляющие победы Петра, а в 40-е гг. XVIII в. появляются концерты даже пародийного характера10. Так, Дилецкий советует композиторам в концертах использовать известные канты и светские мелодии «мирских песен». Он пишет: «И сие есть не последнее художество ко слаганию, егда песнь мирскую, или ини превращаю на гимны церковныя». Он рекомендует использовать русские, украинские, польские напевы. В качестве примера Дилецкий приводит известный кант «Радуйся, радость твою воспеваю», который перекладывает на богослужебный текст. Мелодии песен и кантов часто звучали в партесных концертах В. Титова, Н. Бавыкина. Большую роль в развитии искусства эпохи барокко сыграло учение об аффектах, проникшее в Россию в конце XVII в. Эта направленность отразилась и в практике, и в теории эпохи барокко. Многие идеи «Мусикийской грамматики» Дилецкого заимствованы из западноевропейских трактатов. Главные среди них — теория подражания, названная «естественным» правилом композиции. Музыкальное воплощение различных аффектов было связано с определенными универсальными средствами, испытанными приемами, активно воздействовавшими на слушателей, — так называемыми музыкально-риторическими фигурами. В партесных концертах вырабатывается определенная система признаков, воплощавшая разные эмоциональные состояния. Наиболее яркие музыкально-риторические фигуры концертов связаны с имитацией движения на таких словах, как «побежé», «скакаше», «играя», изображающие бег. Например, на словах «Море виде и побежé, Иордан возвратися вспять» в концерте Василия Титова «Днесь Христос» волнение моря и обращение реки вспять переданы сложнейшими полифоническими приемами — двенадцатиголосной канонической имитацией (называемой в XVII в. фугой), постепенными нарастаниями звучностей путем присоединения одного за другим трех хоров. Радостные чувства передаются плясовыми мотивами и ритмами, «трубными» оборотами. В этих эпизодах в партесных концертах преобладают светлые мажорные тональности, господствуют консонансы, обычно быстрый темп, метрическая четкость. Черты гимна характеризуют праздничный партесный концерт «Веселися, Ижерская земле», написанный в честь завоевания Петром I Ижорской земли в 1702 г. Характерно использование в басовых партиях мелодических формул, называемых «тиратами». Чувства печали, горести, страдания передавались минорным ладом, медленным темпом, интонациями вздоха, как, например, в концерте «Плачу и рыдаю». Нередко музыкально-риторические фигуры носят звукоподражательный характер, особенно в тех случаях, когда в тексте говорится о трубном гласе, златокованой трубе, используется «золотой ход» валторн (последовательность трех интервалов — сексты, квинты и терции). В партесных концертах выработался новый особый музыкальный язык типизированных формул, изображающих определенные чувства, действия, выражавшиеся определенными формулами, музыкальными эпитетами, которые повторялись в сходных смысловых и текстовых ситуациях в соответствии с риторикой. Несмотря на то что риторика не имеет непосредственного отношения к музыке, будучи связанной с литературой, с проповедью, красноречием, законы, на которых она основывается, отражаются и в законах музыкального развития и творчества, тем более что все жанры XVII—XVIII вв. были вокальными. С риторикой связаны важнейшие стадии сочинения музыки, к которым относятся inventio — изобретение, dispositio — расположение и decoratio — украшение. Все они нашли конкретное воплощение в «Мусикийской грамматике» Дилецкого и широко применялись в практике. Страница
1 — 1 из 2 © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru |
Культурология Конец XVI — первая половина XVII в. относятся до самых сложных периодов в истории европейской литературы и искусства. В Англии, Испании и Польши именно в этот период достиг своего расцвета припізнілий Ренессанс. В Италии же кризис гуманизма и культуры Возрождение проявилась уже в середине XVI в., и на этой почве возник маньеризм, который во второй половине XVI в. приобрел значительный распространение и в самой Италии и за ее пределами. Хотя нередко это искусство и рассматривают как
«вторичный стиль» Ренессанса, естетико-художественная основа у него все-таки была не
и, что в Ренессанса и классицизма. В отличие от представителей этих направлений, которые
выходили из міметичного понимание природы искусства и главное его назначение
усматривали в подражании природе, маньеристы в своем творчестве перенесли акцент
на субъективное. Уже около 1600 г. маньеризм начинает сходить со сцены, уступая
место новым художественным направлениям — барокко, классицизма и реализма. XVII ст. — это особая эпоха в культурном жизни европейского общества. По-своему оно противоречиво: неся на себе ярко выраженный отпечаток кризиса гуманистических идеалов эпохи Возрождения, оно, в то же время, мучительно ищет способы сохранения важнейших достижений Ренессанса. И главное, что определяет верность XVII ст. предыдущий эпохе — это рационалистичность. Даже в противоречиях барокко четко прослеживается мысль о невозможности отказа от крупнейшего завоевания Возрождение — веры в непобедимую силу человеческого разума. Бурные события политического и социального жизнь, научные достижения и открытия, возникновения новых философских систем не могли не вызвать определенных процессов в художественной культуре, способствовать зарождению новых направлений и методов творчества. В XVII в. в культуре Западной Европы господствуют два главных направления — барокко и классицизм. Барокко было связано с прогрессивными явлениями
и процессами эпохи, выступало их порождением и специфическим художественным выражением. Этот термин был введен швейцарскими учеными —
историком и философом культуры Якобом Буркхардтом (1818-1897),
искусствоведом и культурологом Генрихом Вельфліном (1864-1945) в конце XIX —
в начале XX ст. Барокко охватило различные сферы духовной и культурной жизни:
архитектуру и музыку, живопись и литературу, декоративное искусство, философию,
историографию, церковную проповедь. В искусстве барокко отразились
представление о безграничности, многообразие и вечную изменчивость мира, интерес к
среды, окружения человека, природной стихии. Это искусство тяготело к
торжественного, патетического «большого стиля», потрясающих эффектов и отмечалось
великолепием, декоративным размахом, бурной динамикой. Художественный стиль барокко, зародившись в Италии, распространился в Испании, Португалии, Франции, Фландрии, которая осталась под властью Испании, потом в Германии, Австрии, Англии, Скандинавии, Польше, Литве, Украине, Беларуси. В XVIII в. барокко приобрело своеобразного и блестящего развития в России. Барокко открыло новые возможности для развития искусства. Архитектура. Наиболее ярко этот художественный метод проявился в архитектуре. Архитектура барокко тяготела к ансамбля, к организации пространства. Это площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны и т.д. В городских и загородных резиденциях архитектура и скульптура имеют единственное решение: преобладают пластическое отделка с тревожной игрой тени и света, парадные интерьеры с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, позолотой, разрисованными плафонами, которые создают иллюзию розверзнутих сводов. Раннее барокко не создало новых типов дворцов,
вилл, церквей, но предоставило им различных декоративных элементов. В это время возникают новые формы в архитектуре. Архитектура барокко не терпит прямых линий и четко очерченных статических плоскостей. Отказывается от прямых линий и полукругов ренессанса, но и не возвращается к сочетание прямых линий в остром углу, характерном для готики, — в ее сооружениях доминируют изогнутые и волнообразные линии, плоскости стен маскируются украшениями и тоже начинают изгибаться или же тонут в полумраке. Барочные фасады подобные волнообразной линии, благодаря чему стираются четкие очертания здания, она словно растворяется в пространстве. Высокие и величественные купола барочных храмов стремятся создать иллюзию бездны звездного неба. В храмовой архитектуре зрелого барокко (вторая
половина XVII в. В практике градостроительства сформировались тип
площади, пространство и застройка, которые подчинялись одной монументальном здании
как композиционной доминанте. Вследствие этого площадь превращалась в своеобразный
открытый вестибюль перед храмом. Лучше всего такую задачу решил в период
зрелого барокко итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини
(1598-1680), когда строил колоннаду св. Петра в Риме (1657-1663). Это
главный его творение. Глубина майдана — 280 м; в центре высится обелиск,
фонтаны у него подчеркивают поперечную ось, а самый майдан образован
мощной колоннадой из четырех рядов с 284 колонны тосканского ордера высотой
19 м, украшенных 96 статуями, что образует строгое незамкнутый круг. Бернини обращался к античных и христианских сюжетов в скульптуре. Он стал создателем барочного портрета — парадного, театрализованного, декоративного, который, однако, отражал реальное лицо; был автором многих произведений, благодаря которым католическая столица и получила барочного характера. Характерным для светской архитектуры барокко является дальнейшее развитие городского дворца. Интересными образцами этого типа является церковь Сан-Лоренцо (1624-1683), палаццо Каріньяно в Турине, которые соорудил большой мастер позднего барокко, архитектор и ученый Гваріно Гваріні (1624-1687). Привлекает внимание фасад этого дворца с эффективно изогнутой центральной частью, увенчанной сложным криволинейным фронтоном, и украшен оригинальными украшениями в центре. Он производит впечатление насыщенной и изысканной архитектурной декорации. В эпоху барокко было создано много впечатляющих
своей красотой зданий: церковь Санта-Мария делла Виктория в Риме, церковь
Санта-Мария делла Салюте в Венеции, дом Рубенса, Иезуитская коллегия в
Саламанке, церковь святого Карла Борромея в Вене, палаццо Пезаря в Венеции,
дворец Бельведер в Вене, дворец Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в
Санкт-Петербурге и ансамбли Царского Села (архитектор Растрелли Варфоломей
(1700-1771)). Тесно с архитектурой была связана скульптура. Динамизм скульптуры барокко, в отличие от ренессансной скульптуры покоя, вызывает не оптимистическое ощущение могущества, величия, возможностей человека, а захват легкостью, изяществом, некой нереальностью, неземным очарованием. Одним из интересных жанров барочной скульптуры
был портрет. Прежде всего, это — работы, образное воплощение которых не выходило за пределы
односторонне истолкованной торжества, сословной принадлежности. Однако и среди них было
немало ярких и выразительных образов (портреты герцога Моденського Франциско
Д’Єсте и Людовика XIV, выполненные Бернини). Значительное место в светской скульптуре
эпохи барокко заняли статуи для городских фонтанов (фонтан Треви в Риме) и
садово-парковая пластика. Живопись. В европейском живописи эпохи барокко значительного развития достигают бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, портрет. Новые образы требовали новых способов изображения реальных объектов через язык и организацию живописного произведения. На материале жанров реальной действительности развивается позаміфологічна концепция картин мира. Мифологическая картина мира на основе христианской (Рембрандт) и античной традиции (Пуссен) сосуществуют в равновесии с позаміфологічною концепцией, что принципиально отличает XVII в. от XVIII ст., и XIX вв., когда мифологемы уступили место образам реальной действительности. Выдающимися представителями барокко в живописи
были итальянец Микеланджело Караваджо (1573-1610) и голландец Питер Пауэл
Рубенс (1577-1640). В начале века они оба работали в Риме. Караваджо
получил хорошее художественное образование. Примерно 1590 г. едет в Рим — центр культуры
Италии. Сюда съезжались художники, архитекторы, скульпторы. Там судьба сделала
первый шаг навстречу Караваджо, когда довольно известный художник Джузеппе Чезаре
д’Арпино взял его помощником в свою мастерскую. Постепенно Караваджо тяготеет к монументальных
произведений. В конце 90-х гг. художник написал такие монументальные работы, как
«Жертвоприношение Авраама», «Мария Магдалина раскаивается», «Отдых по пути в
Египетского». Главным требованием Караваджо стало обращение к реальной действительности:
простого человека, персонажей типа картежников, шулеров, гадалок и т.д. В цикле
картин, посвященных деяниям апостолов, Караваджо изображает их простоватой,
народными типами, морщинистыми, неуклюжими. Он любил все настоящее,
неприкрашене, телесное, ми-цне. Его герои жизненно достоверные: святые часто похожи
на ремесленников, крестьян. Изображая этих людей, художник положил начало глубоко
реалистичном бытовой живописи («Лютняр», «Игроки»). Караваджо первым в
европейском искусстве начал писать станковые натюрморты. В последние годы жизни
художник написал картины: «Мадонна пилигримов» — перед мадонной на коленях
стоят босые, нищие старики с палками, а она сочувственно наклонена к ним,
«Успение Марии», «Муки св. Рубенс Питер Пауэл — великий фламандский живописец, непревзойденный колорист и рисовальщик, глава фламандской школы живописи в стиле барокко. Он же архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. Начальное художественное образование получил в Рубенс местных художников. В 1600 г. Питер Пауэл едет в Италию совершенствовать свою художественное образование. Останавливается при дворе герцога Мантуанського Винченцо И Гонзанга, где сначала копирует картины великих мастеров. С 1605 г. по 1608 г. Рубенс учится в Риме. Осенью 1608 г. он получает из дома письма — тяжело больная мать. Спешно покидает Италию и, как выяснилось, навсегда. Восемь лет, проведенных Рубенсом в Италии, не
только определили его живописную манеру, но и принесли ему успех и признание,
закрепили веру в собственные силы. Они были периодом формирования его искусства.
Мастер пытался объединить разные школы, как античные, так и современные, и на таком
синтезе творить свое, собственное художественное видение. Удивительная работоспособность и большое трудолюбие Питера Пауэлла были, как свидетельствуют его современники, невероятными. Рабочий день всегда начинался в четыре утра и продолжался до вечера с короткой перерывом на обед. Рубенс был разноплановым художником. Картины на религиозные и античные темы, пейзажи, аллегории, бытовой жанр, портреты — все он писал прекрасно. К какой бы темы художник не обращался, он непременно возвеличивал и воспевал родную Фландрию с ее многострадальным народом, прославлял национальный тип красоты. Его живопись очень характерный для барокко, но
имеет свои национальные особенности: в первую очередь преобладание чувства над
бесстрастен, полная отстраненность от мистики, физическая сила,
почуттєвість, восхищение природой («Герцог Лерма на коне»), грандиозные полотна
для антверпенского собора — «Поднятие креста» и «Снятие с креста», «Персей и
Андромеда», «Поклонение волхвов» и др.). Все композиции будто в движении. Даже
античные сюжеты художник выбирал динамические. Рубенс на заказ королевы написал более два десятка картин для Люксембургского дворца — сцен из жизни французского королевы Марии Медичи, в которых исторические лица изображены рядом с античными божествами, реальные события уживаются с аллегориями. В последнее десятилетие музой художника стала его юная жена Елена Фоурмент. Питер Пауэл пишет ее в виде библейской Версавії, богини Венеры («Суд Париса»), включает ее изображение в картину «Сад любовь», создает более 20 портретов. Он рисует ее на прогулке вместе с собой, в саду с детьми, одетой и обнаженной. В юной Фоурмент Рубенс нашел идеал женщины. ее портреты принадлежат к лучшим из тех, что он написал. Рубенс славит женщину как символ жизни. В этот период живопись мастера становится интимным и задушевным, наполнен большой силой личного переживания. Рубенс создал особый жанр живописи, в
котором исторические, реальные образы сочетались с аллегорическим уславленням героев в
античном стиле. Рубенс был мастером портрета и, в то же время, пейзажа; в ряде
картин он дал замечательные образцы крестьянского быта. У Рубенса был любимый ученик — Антонис
Ван-Дейк (1599-1641). Родился в богатой купеческой семье. Антонис получил
хорошее образование. Кроме фламандского языка он владел испанским, французским,
итальянском, английском, знал историю, богословие и мировую культуру. Первые уроки
рисование Антонис получил от матери, а художественное образование (с 10 лет) в мастерской
Хендрика ван Балена, известного антверпенского художника. Там он легко и быстро
овладел основами живописной техники. Свидетельством этого является первый «Автопортрет»
Ван-Дейка, написанный около 1615 г. В 19 лет юноша становится самостоятельным мастером.
Работы этого периода написаны под влиянием Питера Рубенса, который надолго станет не
только учителем, но и другом молодого художника. В юности он был под сильным
влиянием своего учителя, работал в его мастерской. Художник стремится к
монументальных многофигурных композиций религиозной и мифологической тематики.
Удачными среди них были «Поцелуй Иуды», «Св. Мартин». Но в те годы становится
очевидно, что призванию художника является портретная живопись. С 1621 г. Ван-Дейк путешествует по Италии (Рим, Неаполе, Турине, Палермо, Флоренции, Венеции, Генуи) до 1627 p., где завоевал неожиданный успех как портретист, особенно в Генуе, среди генуэзской аристократии. В портретах и автопортретах художник подчеркивал аристократизм, нежность, элегантность, изящество форм. Они психологически выразительными и одновременно декоративно насыщенными. Своих героев он показывает в богатых интерьерах, эффектных позах, ярком и богатом наряде. Ван-Дейк вернулся на родину уже знаменитым. Писал большие картины на мифологические и религиозные темы, но они слишком театральные и уступают портретам. Последнее десятилетие он жил в Англии, где Карл
И пожаловал ему звание главного королевского живописца, дал рыцарское
звание. На отплату Ван-Дейк создал галерею парадных портретов английского
придворной аристократии: 35 портретов Карла И, 20 портретов королевы и их детей
и портреты членов двора. Годы, проведенные художником в Англии, были наполнены огромным трудом. За это время он написал около 400 полотен. Умер незадолго до начала английской буржуазной революции. Продолжателем фламандской живописной школы был Якоб Йордане (1593 — 1678). Знаменитый живописец родился в большие бюргерзькій семьи в Антверпене. Художественное образование получил в местного живописца Адама ван Ноорта, известного в основном тем, что был учителем Рубенса. Первые картины Йорданса отражали жизнь реального мира. Даже в религиозных сюжетах художник изображал правдивые жизненные ситуации и персонажи («Святое семейство со Св. Анной», «Святое семейство», «Святое семейство с пастухами», «Четыре Евангелиста», «Бегство в Египетского»). Йордане написал большое количество портретов на
заказ фламандских бюргеров, а также семейные («Портрет четы Зурпель»,
«Семейный портрет»). ты — «Сатир в крестьянина» и «Король пьет»: он их писал много раз в разных вариантах. Первый — самобытный сплав мифологического барочного жанра с чисто бытовым и юмористическим. Второй — традиционное фламандские праздник «Бобового короля». В 1638 г. Йордане создал мифологические сцены в охотничьем павильоне Торре де ла Парада, а в 1648 — серию декоративных композиций на заказ шведской королевы Кристины. Среди многочисленных произведений конца 40-х гг. («Блудный сын», «Св. Павел в Листре», «Диоген ищет человека») — последняя вспышка самобытного таланта жизнелюбивого фламандца. В 1652 г. Йордане выполнил грандиозный цикл монументально-декоративных работ в замке вдовы принца Оранского, Амалии Холмс. Огромная аллегорическая композиция (8,5 х 8,2 м) «Триумф принца Фредерика Хендрика Нассауського» поражает количеством персонажей и предметов. Знаменитым фламандским художником-живописцем,
большим мастером натюрморта, анімалістом был Франс Снейдерса (1579-1657). Учился живописи у знаменитого Питера Брейгеля Младшего, а также в Хендрика ван Балена, учителя Ван-Дейка. Картинам молодого Снейдерса присущи яркие краски, четкие, точные линии изображения («Птичий концерт»), натюрморты с плодами и цветами. Такая манера исполнения роднит их с произведениями Яна Брейгеля Бархатного — пейзажиста, мастера натюрморта и анімалістичного живописи, к которому Снейдерса был очень близким в ранний период творчества. Художественную совершенствовал мастерство в Италии в течение
двух лет (1608 — 1609). Все следующее жизни было связано с родным городом
Антверпеном. Много лет работал в мастерской Рубенса как помощник, рисуя в
его картинах цветы, фрукты и животных. В 1610-х гг. Франс Снейдерса на заказ Филиппа III Испанского выполнил серию «охот». Кисти живописца принадлежат и мастерски написанные анималистические этюды («Птичий концерт», «Три охотничьи собаки», «Собака и кот», «Кот и дичь» и др.). Мастерство в передаче разнообразие живой природы, страстность в воспевании земных щедрот, жизнерадостность ставят работы Франса Снейдерса в один ряд с лучшими произведениями выдающихся фламандских живописцев. Одним из виднейших портретистов XVII ст. считался Франс (Хальс, Халс) Гальс (1585-1666), имя которого смело можно поставить рядом с именами Рембрандта, Веласкеса, Рубенса, Ван-Дейка. Ему присущ особый талант непосредственной, яркой характеристики человека. В раннем периоде своего творчества он создал
большое количество групповых портретов. Первые работы художника — групповые портреты
членов стрелковых организаций — одно из крупнейших достижений мирового
искусства. Новое в жанровая живопись вносит Ян Вермеер
(1632-1675), известный в истории искусства как Вермеер Дельфтский. Художник своим творчеством прославил родной
город. Вермеер с натуры рисовал виды Амстердама, писал бытовые сценки из жизни:
«Молочница», «Лютнистка», «Урок музыки», «Концерт», «Офицер и улыбающаяся
девушка». До первого периода творчества принадлежит «Христос в доме Марфы и Марии»,
«Диана с нимфами», которые изображены в виде образов своих современников. Эти работы
выдержаны в традициях караваджистів. Индивидуальность стиля проявилась в
удивительных интерьерах и портретах, полных света. Для них характерна
вдосконаленість и завороженная легкость. Свет и его отражение становятся в
большинства картин художника главными действующими лицами. Атмосфера спокойствия и тишины
в композиции «Девушка, что спит», лучи света заливают профильную фигуру
«Девушки с письмом», живет солнечный свет переливается на лице «Молодой дамы
возле окна» и др. Шедеврами его остаются «Вид Дельфта», «Улица в Дельфті» — безграничная преданность в любви к своему городу. Художник умел создать иллюзию растворения предметов в світлоповітряному среде, что и определило его славу уХІХст. Вермеер Дельфтский занимает особое место среди голландских жанристів благодаря своеобразной тематике и исключительном качестве выполнение. Вершиной голландского барочного искусства XVII в. стала творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669), создателя многих шедевров в портретном и жанровой живописи, «чародея света и теней», самого великого реалиста, который с любовью изображал в своих произведениях народные типы. Художественному ремеслу сначала учился в
местного лейденского живописца Якоба Сваненбрюха (Сваненбурха), а продолжил
обучение в Амстердаме у знаменитого живописца Питера Ластмана. Там он овладел
основами анатомии, научился писать обнаженную натуру, освоил граверну дело.
Творчество Рембрандта имеет несколько этапов, они связаны со степенями
мастерства и событиями жизни. В 1625 г. Рембрандт возвращается в родной Лейден, дев’ятнадцятилітній юноша становится независимым художником. Вместе со своим земляком Яном Лівенсом открывает мастерскую, набирает учеников, принимает заказ. Каждую работу молодого художника лейденского периода без преувеличения можно назвать шедевром. Это полотна — «Избиение Святого Стефана», «Притча о глупого богача», «Христос в Эммаусе», «Плач Иеремии в разрушенном Єрусалимі», «Портрет матери», «Иуда возвращает тридцать сребреников», «Варлаамська ослица». В Амстердам Рембрандт возвращается после
смерти отца, в 1631 г. В столице он вместе со своим новым другом Гендріком ван
Ейленбюрхом основывает так называемую академию живописи, реставрации и торговли
картинами. В первые годы амстердамского жизни художник работает преимущественно как
портретист. Среди десятков портретов, Написанных живописцем с 1631 по 1635, pp.
наиболее интересными являются «Портрет Бургграфа», «Портрет корабельного мастера и его
жены», «Портрет Мартина Дай», «Портрет Мартена Соольманса», «Портрет
художника Жака де Гейна». Вершиной портретного искусства художника становится картина «Урок анатомии доктора Тульпа», написанная по заказу корпорации хирургов. Того счастливого периода в живописца пришло все, о чем только мог мечтать: вера в собственные силы, слава, материальное благосостояние и …любви. Бракосочетание с очаровательной и жизнерадостной Саскией ван Эйленбюрх, покупка двухэтажного дома в центре города, коллекционирование произведений изобразительного искусства, редких вещей, одежды, быта, украшений и т.д. Саския становится его постоянным и любимой моделью. Его картины счастливого периода жизни — любовь к юной жены, написанные в стиле барокко — (романтические портреты Саскии и автопортреты в роскошном наряде: «Автопортрет с Са-скією на коленях», «Портрет жены в 21 год», написанный на третий день после свадьбы). Знаменитое полотно художника «Даная», написанное
1636 г. и переписано ним после смерти Саскии 1645 г. Творчество второго периода — период высокой мастерства художника. В произведениях этого времени он изображает повседневную жизнь всеми его прелестями. В сюжетах, взятых из Священного Писания, обрисовал обычный быт, простых людей, глубоко раскрыв их психологическое состояние («Святое семейство», «Жертвоприношение Авраама», «Пир Валтасара», «Ослепление Самсона филистимлянами» и др.). Последний период в жизни Рембрандта был
сложным и даже трагическим, но это пора его шедевров. Образы этих лет
монументальные и величественные, глубоко философские и высокопоэтические («Пейзаж с
руинами на горе», «Пейзаж с мельницей», «Отречение апостола Петра», «Аман, Ассур и
Есфирь», «Евангелист Матфей», «Апостол Варфоломей», «Портрет Иеремии Деккера»,
«Еврейская невеста» и др. Графическая наследие Рембрандта не менее значимая, чем живописная. Это в основном библейские и евангельские сюжеты, но рисунки часто жанровые. Офорты полны философского содержания, посвященные тайнам бытие, трагизма человеческой судьбы. В них часто звучит сочувствие обездоленным («Слепой Товит», «Снятие с креста» «Поклонение пастухов» и др.). Как офортист Рембрандт не имеет себе равных в мировом искусстве. Творческое наследие составляет свыше 600 картин, 300 офортов и около 2000 рисунков. Рембрандт оставил около ста автопортретов, выполненных в различных техниках. Рембрандт считается вершиной голландского
реализма. Произведения Рембрандта по содержанию полны внутреннего драматизма и
философских обобщений, эмоциональные за колоритом. Главное достижение голландского искусства XVII ст. — станковая живопись. Объекты наблюдения и изображения художников — человек и природа. Мастера кисти находят поэтическую красоту в обычном, обыденном, умеют одухотворить мир материальных вещей. Корни испанского духовной культуры «золотого
возраста» уходит в эпоху суток реконкисты — национально-освободительной борьбы испанцев
с арабами. Еще на заре средневековья весь Пиренейский полуостров был завоеван
арабами. Коренные испанцы не могли противостоять завоевателям. Маленький клочок
земли в горах на севере Пиренеев — единственный оставшийся в VIII в.
незавойованим, самостоятельным, стал цэт-ром упрямой, устойчивой, которая длилась более
семь веков, реконкисты, то есть обратной реконкисты в Испании мавров (так
называли арабов). Двигаясь с севера на юг, освоенные территории росли,
и, наконец, осталась последняя цитадель арабов — Игра-надський халифат, которая тоже
упала в конце XV ст. Таким образом, вся средневековая история Испании, все становления этой нации проходило в постоянной борьбе против ига чужеземцев. Народ, который проникся сознанием своего достоинства и своей значимости, в центре внимания должна находиться человек — реальная и в то же время героїзована. Объединение страны как завершение реконкисты произошло в конце XV ст. С начала XVI в. Испания — мощнейшее государство Европы, а во второй половине XVI в. — форпост общеевропейского контрреформаторского движения. В самой стране свирепствовала инквизиция, которая делала страшные жестокости. Такой была Испания в период «золотого века». И при этом — взлет национального художественного гения в конце XVI — первой половины XVII вв., не виданный ранее и в дальнейшем не пережитый испанской культурой. Основоположником «золотого века» испанского
живописи считают Доменико Теотокопулі (Доменикос Теотокопулос), прозванный
Эль Греко (был греческого происхождения) (1541-1614). Родился художник на острове
Крит. В 1577 г. Эль Греко неожиданно покидает Италию
и едет в Испанию, которая стала, по сути, второй родиной. Рассчитывая
получить заказ от Филиппа II на оформление аскетично-строгого
дворец-монастырь Эскориал, он поселяется в Мадриде. Но мечты его не
осуществились. Эль Греко едет в Толедо, становится основателем толедської школы и
выполняет заказы преимущественно местных монастырей и церквей. Он рисует религиозные
сюжеты («Моление о чаше», «Троица», «Воскресение Христа», «Вознесение Марии»,
«Святое семейство»), чаще всего алтарные образы, реже античные («Лаокоон»), виды
Толедо, много портретов, один из них — «Рыцарь с рукой на груди». В глубоко своеобразном и выразительном искусстве Эль Греко, что родилось в среде старого дворянства и кастильский фанатичного монашества, много мистики, экзальтированности, исступления, даже ложной патетики и надлома, что дает основание некоторым исследователям отнести его творчество к художников маньєристичного направления. Следующим представителем испанской живописи и
одним из лучших офортистів Европы эпохи барокко был испанец Хусепе де Рибера
(1591-1652). В 1615 г. Сведения об детские и юношеские годы имеем очень скупые. В 40-х годах Рибера работает не так интенсивно, как в предыдущие годы, в выполнении заказов часто принимает участие мастерская. Последние годы жизни знаменитый живописец провел в своем доме в Позіліппо (пригород Неаполя), всеми забытый, больной. Творчество Риберы легла в основу всего испанской живописи. Современником Риберы был живописец, один из самых ярких
представителей севільської школы, мастер монументальных композиций — Франсиско
Сурбаран (1598-1664). Художественное образование Сурбаран получил в малоизвестного художника
Педро Вильянуэва в Севилье. Живя в Севилье, Сурбаран пишет много картин на
заказ доминиканского монастыря Сан-Пабло Эль Реаль. Самым выдающимся представителем испанского
живописи «золотого века» был Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660).
Детство и юность будущего мастера прошли в Севилье. Художественный мастерства
учился в мастерской известного художника Франциско де Эрреры в Севилье. Впоследствии
родители переводят его на учебу в талантливого художника и теоретика
искусства Франсиско Пачеко. В 1622 г. Веласкес переезжает в Мадрид. Знакомится с картинной галереей, в то время одной из самых богатых в Европе, копирует работы Леонардо да Винчи, Веронезе, Рафаэля, Рубенса, Тициана. Знаток и ценитель искусства Филипп IV назвал севильского художника прекрасным портретистом и выразил желание позировать ему. Веласкес сорок лет служил придворным художником при Филиппа IV. Но это не помешало ему идти творческим путем в искусстве. Новаторской (в композиции) была его картина «Сдача Бреды», посвященная победной события в безславній для испанцев войне с голландцами: победители и побежденные представлены достойно, на равных. Религиозные сюжеты первых лет творчества
меняют портреты. Благородство и мера, присущие художнику, проявились в портретах королевского карлика Эль Примо (любимого шута Филиппа IV), который задумался над исполинским в его маленьких руках фолиантом; разряженный, словно принц. Одновременно с портретами придворной знати художник создал серию пейзажей («Аллея в королевском саду», «Фонтан в королевском саду» и др.). Творчества Веласкеса присуща ярко
выраженная светская направленность. Он считается одним из создателей жанра парадного
портрета. Изображение его монументальные и лаконичные, полны барочного
психологизма. Завершает период «золотого века» во второй половине XVII в. один из найвидатні-ших художников Мурильо Бартоломео Эстебан (1618-1682), мастер религиозного и жанровой живописи. Родился в Севилье, рано стал круглым сиротой, воспитывался в семье тетки по матери. Супруги отдал его в ученики Хуану де Кастильо, художнику, который работал в духе испанских романистов XVI ст. 1640 г. Мурильо на пять лет отправляется в Мадрид. Там судьба свела его с большим Веласкесом, который помог молодому художнику получить разрешение на копирование в королевских дворцах полотен Тициана, Рубенса, Ван-Дейка. В 1645 г. художник выполнил первое важное
заказ — серию картин для дворика монастыря Сан-Франциско в Севилье. Для свободной продажи им были написаны разные варианты мадонн — «Мадонна с младенцем», «Мадонна с младенцем и мальчиком Иоанну», «Мадонна с яблоком». Отрадно, что матерь Божия в Мурильо — всегда прекрасная андалузька, смуглая девушка с красивыми глазами. Позже написал цикл полотен для главного алтарю и боковых капелл церкви монастыря капуцинов. Среди самых популярных сюжетов — дети, зафиксированные в естественных позах и ситуациях. В зрелые годы стал одним из основателей, а затем и первым президентом академии Севільської искусств. С конца XVII в. изобразительное искусство
Испании приходит в упадок, лишь в конце XVIII ст., после появления Гойи, вновь приобретает
общеевропейской славы как родины великих художников. Вообще XVII в. вошло в историю как «золотое века» живописи. Эти великие мастера живописи воплотили в своем творчестве новые поиски. Музыка. Важную веху оставили XVII-XVIII. века в истории музыки. Это было время возникновения новых музыкальных жанров. Италия в то время была источником новых явлений в музыкальной жизни Европы. В течение XVI-XVII вв. в Италии развивается и достигает развития опера, синтетичность которой позволяет наиболее полно отразить многомерную картину действительности и сложные внутренние переживания человека. Во второй половине XVII в. опера достигает расцвета во Франции. В Германии и Австрии развивались такие формы музыкальных произведений, как оратория, месса и концерт. Виднейшие тогдашние композиторы Италии —
Александре Скарлатти (1660 — 1725), во Франции — Жан-Батист Люлли (1632-1682), в
Германии — Генри Шютц (1585-1682), а в Англии — Генри Перселл (1658-1695). Это
действительно национальные художники, прекрасно выразили себя и эпоху в своих произведениях. В Англии опера имела короткую историю. После буржуазной революции театр и музыка считались воплощением образа жизни королевского двора и феодальной аристократии. Поэтому музыку ограничивали в ее правах в церкви и в быту, и это серьезно помешало развития национальной музыкальной культуры Англии. Рождению оперы Англия обязана Генри Перселлу. Наиболее известна его опера — «Дидона и Эней», сюжет которой композитор взял с «Энеиды» Вергилия. Позже в Англии получила развития балладная опера — разновидность комической оперы. Постоянный оперный театр был открыт в Париже в 1669 г. Создателем французской оперы был Жан Батист Люлли. Свои оперы называл «лирическими трагедиями». Самые известные из них — «Альцеста», «Психея», «Армида». Сюжеты опер написаны преимущественно на основе античных мифов. Один из виднейших представителей французской оперы XVIII в. был также Жан Филипп Рамо. В Германии в этот период царила итальянская
опера. 1678 г. в Гамбурге — крупнейшем культурном центре Германии —
открылся оперный театр. Во всех операх упомянутых композиторов узакониваются античные мотивы. Одновременно с оперой развивается и оратория кантата — вокально-инструментальные жанры (для солистов, хора и оркестра) на религиозные, библейские, а иногда и на светские сюжеты. Бурно развивается также инструментальная музыка для органа, клавесина, смычковых инструментов. Жанр оперы завоевал благосклонность и в столице
католического мира — Риме. Церковь увидела в ней возможности влияния на прихожан.
В первой половине XVII в. в Риме был построен большой оперный театр. Почти
одновременно во Флоренции и Риме возник другой жанр — оратория (говорю, молю). Оратория
— это большое музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра на библейские сюжеты,
который сначала выполнялся в ораториях — специальных помещениях при церкви, где
собирались верующие. Во второй половине XVII — начале XVIII вв. опера обогатилась таким видом как опера-серіа (буквально — серьезная опера). Для нее характерны помпезность, пышное оформления, изображения батальных сцен, стихийных бедствий. ее героями были боги, императоры, полководцы. Центром оперного искусства становится Неаполь. Самым крупным представителем оперной школы был Александре Скарлатти. Кроме этого возникает новый жанр — опера-буффа (комическая опера). ее первый автор — Джованни Баттиста Перголези, который написал оперу «Служанка-хозяйка». Инструментальная музыка эпохи барокко впечатляет
разнообразием жанров, форм и др-струментальних ансамблей. Из прошлых веков в XVII
в. перешел орган — клавішно-духовой инструмент. Главным жанром органной
музыки стала фуга (бег, быстрая течение) — наиболее развитая форма полифонической
(многоголосой) музыки. Во многих европейских странах появились талантливые
композиторы и исполнители органной музыки. Итальянские, французские, немецкие,
нидерландские церкви временем превращались в концертные залы, где слушатели с
восторгом воспринимали виртуозную игру музыкантов. Популярным инструментом эпохи барокко были также клавікорд и клавесин — предшественники фортепиано. В репертуаре клавірному большое место занимали танцы, которые объединялись в сюиту (последовательность). Это одна из разновидностей многочастных форм инструментальной музыки. Параллельно с сюитой возникает соната (звучать) — один из основных жанров сольной или камерно-инструментальной музыки. Наряду с этими жанрами рождается также концерт (соревнования) — произведение для многих исполнителей, в котором меньшее количество инструментов или голосов, или один солист противостоит большинству. Камерная музыка предусматривала выполнение вне церковью. Позже этим термином стали называть произведения, в которых каждая партия поручалась определенном инструмента. Если Италия славилась струнными инструментами
— скрипкой, альтом, виолончелью, то во Франции инструментом был господствующим
клавесин. Уже в XVI в. он пользовался популярностью и у горожан, и при
королевском дворе. Вершиной клавесинного искусства считается Франсуа
Куперен. Стиль барокко, развивает и углубляет перерабатывает самый крупный представитель эпохи, немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Изменяя тематику, трактовка форм, средства музыкальной выразительности, он создает собственный стиль, не похожий на пышную, тяжелую манере старых мастеров, возносится к вершинам искусства полифонии, наполняя свои многочисленные произведения гуманистическими идеями, живыми образами, жанровыми эпизодами. Великий немецкий композитор и органист создал сотни музыкальных произведений для церковного хора и индивидуального пения, концертов для оркестров, пьес для органа, скрипки, флейты, клавесина. Величественная и, в то же время, простая, мелодичный, и в то же время строгая, музыка Баха стала вершиной всего предыдущего опыта музыкальной культуры. Всю жизнь композитора сопровождал любимый
инструмент — орган. Органное искусство было очень распространенным в Германии, поскольку
протестантизм, который сделал церковный обряд скромным и простым, одновременно поднял
значение в нем музыки. На протяжении всей жизни Бах писал музыку для предшественника современного фортепиано — клавесина. Этот инструмент был распространен в домашнем музикуванні как среди музыкантов-профессионалов, так и среди любителей. Немало произведений композитор написал для различных составов оркестров. Творческое наследие Баха составляет огромную
количество произведений разных жанров и разных направлений — это сотни композиций для
органа — фуги, токкати с фугамы, хоралы; для клавесина — сюиты, вариации,
фантазии. В жанре вокально-инструментальной музыки Бах дал миру 200 кантат,
связанных с протестантским религиозным культом, 24 светских кантаты
подчеркнуто юмористического содержания, цикл из 48 прелюдий и фуг. Оркестровая
наследие состоит из многих инструментальных концертов для клавесина,
скрипки, виолончели, флейты и др. Разнообразная его творчество в камерном и
вокальном жанрах. Титаническая наследие его занимает около 1700 произведений во всех
жанрах музыки, за исключением оперы. К сожалению, при жизни никто не заметил его гениальных творений. Он умер одинокий, непонятный и непризнанный, оставив большое наследство, которую оценили только через 80 лет после его смерти. Его творческий вклад остается краеугольным камнем в мировой музыкальной культуре. Творческая индивидуальность большинства мастеров
того времени состояла в недрах барокко. Барочными были обиды и коллизии опер,
которые создал немецкий композитор и органист Георг Фридрих Гендель (1685-1759),
его инструментальная музыка. Однако сила фантазии, чувств, зримость создаваемых образов в
сочетании с эпической величием и героическим оптимизмом зрелого этапа его творчества
создали классическую уравновешенность концепции целого, не характерную для барокко.
Творческое наследие Генделя огромная. Она занимает 40 опер, 24 оратории на
библейские сюжеты, восхваляющие человеческое достоинство, силу и доблесть;
инструментальная музыка (сюиты, сонаты, пьесы для органа, клавесина, флейты,
скрипки и других инструментов). Музыка Генделя, в которой особенно глубоко синтезированные на основе немецкой элементы английского, итальянского и французской мелодики, отличается широким дыханием, мощным звучанием, благородным изяществом. Определяющими в музыке барокко становятся возвышенные, величественные образы, сильные чувства и эмоции. Поэтому ведущими являются монументальные, масштабные жанры, в которых человеческий голос сочетается с возможностями оркестра и хора — опера, оратория, месса и т.д. В центре музыкальной культуры становится композитор, исполнитель, непосредственно обращаются к слушателю. Продолжается процесс его профессионального становления, развертывание музыкальной жизни, образования, нотодрукування. Интенсивно развивается инструментальная музыка. Назад |
Visions of Grandeur (Getty Exhibitions)
Образование | ||
Выставки | ||
Исследуйте искусство | ||
Исследования и сохранение | ||
Книжный магазин | ||
Игры | ||
О музее Дж.![]() | ||
Общественные программы | ||
Дом-музей Прошедшие выставки Видения величия: рисунок в эпоху барокко |
Видения величия: рисунок в эпоху барокко
1 июня – 12 сентября 2004 г. в Центре Гетти
Эпоха барокко была одним из самых творческих периодов в западном искусстве. С конца 16 века до конца 17 века в Европе, особенно в Италии, Франции, Фландрии и Голландии, появились художники необычайного таланта. Рисунок как вид искусства процветал в эпоху барокко. Художники экспериментировали с яркими цветами, драматическими образами и сильными контрастами света и тени. Они исследовали новые подходы к предмету, включая аллегорию, деревенские сцены и религиозные темы Контрреформации. | ||||||||||||||||||||
Вдохновленные классической скульптурой и последними достижениями в области анатомических исследований, художники эпохи барокко добились больших успехов в натуралистическом изображении движущихся тел. На приведенном выше рисунке Питер Пауль Рубенс представляет анатомические наброски содранной мужской фигуры с трех разных точек обзора. Преувеличенная мускулатура субъекта и поза выпада передают большую физическую силу и энергию. | ||||||||||||||||||||
Многие рисовальщики XVII века использовали не только перо или мел, но и акварель (прозрачная водорастворимая краска), гуашь (непрозрачная водорастворимая краска) и даже масляные краски. Красочные работы Яна Бекхорста стирают границы между рисунком и живописью. Эта мифологическая сцена, основанная на древней сказке Овидия, изображает, как Дафна превращается в лавровое дерево, чтобы избежать заигрываний влюбленного бога Аполлона. Художник рисовал с натуры, сделав своих Аполлона и Дафну праздником силы и плодородия. | ||||||||||||||||||||
Светотень , использование различных тонов для имитации света и тени, зародившееся в раннем Возрождении как средство создания объема для отдельных форм. Голландский художник Николаус Кнюпфер использовал светотень для создания этого монументального рисунка Пилата, моющего руки после решения толпы распять Христа. Белые блики на груди Христа привлекают внимание к нему и его уязвимости. Затемненные спины фигур на переднем плане и низкая точка обзора усиливают драматизм и заставляют зрителя почувствовать себя частью толпы. | ||||||||||||||||||||
Пейзаж стал самостоятельным предметом в 17 веке. Художники изображали случайные сцены, такие как солнечная поляна или изгиб дороги, а также знаменитые памятники и руины Древнего Рима. Они стремились к натуралистическим эффектам, таким как пятнистый солнечный свет и движение ветра сквозь лиственные деревья. Руины и сады Тиволи были одними из любимых сюжетов Клода Лоррена. Здесь он использовал чернильные размывки для создания мерцающих эффектов света и тени. Путешественники на тропинке на переднем плане словно приглашают зрителей отправиться в визуальное путешествие по сельской местности. | ||||||||||||||||||||
Искусство сыграло решающую роль в Контрреформации и использовалось католической церковью для вдохновения прихожан после протестантской Реформации. Церковь поручала художникам создавать произведения, которые стимулировали бы религиозный пыл. В этой сцене распятия Пьетро да Кортона переносит божественное в сферу человеческого опыта, изображая крайние страдания и горе. Богородица и святой Иоанн устремляют свой взор на страдающего Иисуса, а Мария Магдалина целует его ноги. | ||||||||||||||||||||
Аллегории — это истории или изображения, в которых используются символы для передачи скрытого значения. Художники 17 века часто использовали человеческие фигуры, животных и предметы как символы абстрактных понятий. На этом рисунке Карло Маратти, созданном в честь папы Иннокентия XI, аллегорические фигуры придают человеческую форму понятиям справедливости (слева) и веры (справа). | ||||||||||||||||||||
Натуралистические изображения повседневной жизни стали популярными в Европе, особенно в Голландии, в 17 веке. Часто появлялись определенные фигуры, позы, декорации и предметы, устанавливающие набор деревенских типов и тем. Изображение молодого пастуха Германа Сафтлевена Младшего передает бедность мальчика и его тихое достоинство. Его развевающаяся одежда, негабаритные туфли и рваная шляпа горько подавляют его крохотную фигуру. houlette , инструмент, используемый для выкапывания комков земли, чтобы бросить их в животных, чтобы направить их в нужном направлении, способствует созданию деревенского эффекта. | ||||||||||||||||||||
Искусство и архитектура барокко | Европейские художники
- Дом
- Поиск
- Алфавитный указатель тем
- Темы и рабочие листы для печати
- Интерактивные упражнения по грамматике и словарному запасу
- Больше английских новостных статей
- Связаться с
- Политика конфиденциальности
Барокко — стиль искусства , существовавший с конца 1500 — х до середины 18 века века . произведения искусства были богатыми, драматичными и имели множество деталей. Барокко было контрастирует с Ренессансом , который доминировал в большей части европейской жизни в период до этого. Искусство эпохи Возрождения было 90 532 упорядоченным 90 533 и 90 532 сбалансированным 90 533. В ней часто использовались геометрические фигуры и формы. Художники и архитекторы эпохи барокко сосредоточились на кривых и арках.
Многие европейские правители хотели показать, насколько могущественными они были в эпоху барокко. Они платили архитекторам за строительство дворцов с большими садами в стиле барокко. Примерами такой архитектуры являются Версаль под Парижем и Бельведер в Вене.
Версальский дворец — Марк Вассал
Здания в стиле барокко не были одинаковыми во всей Европе. В Австрии, Испании и Латинской Америке внутренняя часть этих зданий была покрыта множеством украшений . Барочная архитектура Франции была более классической и упорядоченной. В Англии сэр Кристофер Рен был главным архитектором того периода. Он восстановил лондонский собор Святого Павла после того, как он сгорел во время пожара в 1666 и 1669 годах.0532 заменил старую готику на новый стиль барокко.
Барокко Скульптура характеризуется движением . Самым известным представителем был Джованни Бернини из Италии. Он создал мраморные скульптуры, спроектировал фонтаны и изготовил алтаря . Он также сыграл важную роль в восстановлении базилики Святого Петра в Риме. В 1650-х годах он спроектировал большую площадь перед самым важным собором католического мира.
Картины в стиле барокко славились своими крупными формами. Итальянские художники расписали потолка церквей массивными красочными фигурами. Микеланджело Караваджо считался первым великим художником эпохи барокко. Работали в основном в Риме, где он писал сцены из Нового Завета на больших холстах . Он выбрал библейские сюжеты и поместил их в современные декорации .
Во Фландрии, на территории современной Бельгии, Питер Пауль Рубенс был девятым0532 главный барочный художник. Он писал величественные сцены рождения Христа, а также запрестольные образы и другие религиозные предметы. Все они были огромными и выраженными динамичными движениями. В Голландии Рембрандт был великим художником эпохи. Он писал портреты отдельных лиц, групп, а иногда и самого себя. Ян Вермеер специализировался на росписи интерьеров комнат домов среднего класса.
«Поклонение» Пауля РубенсаВ Испании Веласкес создавал сцены из повседневной жизни, а также портреты испанской королевской семьи и других исторических личностей.
Похожие темы
- Соборы
- Лувр — знаменитый парижский музей
Купить тексты и рабочие листы в формате PDF
- Искусство и архитектура барокко – текстовые и рабочие листы
Слова
- алтарь = картина или скульптура за алтарем
- арка = что-то с изогнутой вершиной и прямыми сторонами
- сбалансированный = здесь: правильное количество всего
- холст = ткань, на которой вы рисуете
- потолок = верхняя стена комнаты
- век = сто лет
- контрастность = разница
- обложка = иметь что-то на всем протяжении
- создать = сделать
- украшение = милые и красивые предметы, которые вы рисуете на чем-то, чтобы сделать его более привлекательным
- дизайн = план, создание
- экспресс = показать
- фонтан = сооружение, из которого вода выбрасывается в воздух
- огромный = очень большой
- внутренняя часть = внутренняя часть
- основной = самый важный
- мрамор = твердый камень, который становится гладким при полировке; используется для изготовления зданий и статуй
- движение = здесь: сделать что-то динамичное, живое
- упорядоченный = упорядоченный, по порядку, логический
- период = время
- простые =самые важные
- Ренессанс = Европа между 14 и 17 веками; время, когда искусство, литература и философия приобрели большое значение
- заменить = сделать вместо чего-то другого
- представитель = типичный художник этого периода
- правитель = человек, управляющий страной
- скульптура = предмет, сделанный художником из камня, дерева или другого материала
- настройка = местоположение
- форма = форма
- работа = штука
- Дом
- Искусство и архитектура
- Биология
- Культура и традиции
- Текущие события
- Эконом
- Образование
- Развлечения
- Окружающая среда
- География
- Правительство и политика
- Здоровье и медицина
- История
- Хобби
- Литература
- Математика
- СМИ
- Музыка
- Люди
- мест
- Религия
- Наука
- Общество
- Спорт
- Технология
- Туризм
- Путешествие
- Арт
- Бизнес и экономика
- Образование
- Развлечения
- Окружающая среда
- Здоровье и медицина
- История
- Жизнь
- Люди
- Религия
- Наука
- Спорт
- Технология
- Путешествия и достопримечательности
- Мир
- Мир
- Бизнес и экономика
- Окружающая среда
- Здоровье и медицина
- Люди и знаменитости
- Спорт
- Путешествие
Что такое искусство барокко и как его распознать?
Давайте вернемся во времени в период 1530 года, когда религиозная напряженность витала в воздухе. Сама ткань общества менялась и переделывалась религиозными лидерами протестантской и католической конфессий. Протестанты открыто бросили вызов католической церкви религиозными реформами, которые угрожали католической власти. По мере роста популярности протестантской религии католическая церковь хотела определить и восстановить свое господство, что привело к созданию контрреформы.
Часть этой контрреформы включала ввод в эксплуатацию произведений искусства, и из этого родилось барокко. Искусство эпохи барокко было построено на ренессансном стиле и было прямым отходом от простых вкусов протестантов. Католическая церковь во многом вдохновила и заказала это новое художественное движение. Который начался в Риме и распространился со скоростью лесного пожара по всей Европе, а церкви и религиозные лидеры были его основными покровителями. Искусство периода барокко было наполнено богатством, величием, яркостью, яркостью и экстравагантностью.
Искусство должно было следовать указаниям, которые изображали религиозные предметы и сцены из Библии . Но только сцены, которые были эксклюзивными для католической церкви, такие как непорочное зачатие, вознесение Богородицы и т. Д. Хотя художники обладали определенным творческим авторитетом, они также должны были следовать строгому набору руководящих принципов, утвержденных советом по контрреформе. Эти руководящие принципы должны были соответствовать католическому видению этой творческой пропаганды.
Согласно Википедии, название «барокко» произошло от португальского термина Barroco, который означает бракованную жемчужину . Однако некоторые ученые утверждают, что оно, скорее всего, происходит от итальянского слова «барокко», означающего препятствие для логики. Где бы ни происходило название, в обоих случаях слово имело отрицательную коннотацию. Но со временем оно утратило свое значение и стало известно только как название художественного направления.
Популярное с конца 1500-х до начала 1700-х годов, Искусство барокко можно охарактеризовать как красивое и несовершенное. Его можно увидеть выраженным в барочной живописи, барочной архитектуре, барочной музыке, барочной опере, барочной литературе, барочном танце и барочной скульптуре.
Позвольте Superprof помочь вам найти лучшего репетитора по искусству здесь.
Давайте сделаем шаг назад во времени, в период 1530 года. Источник фото: UnsplashЛучшие репетиторы по изобразительному искусству
Поехали
10 характеристик и идей стиля барокко поклоняться обратно в общественную среду. Однако он также использовался для нерелигиозного искусства.


Узнайте больше от репетитора по искусству на Superprof.
Стиль, объединяющий все работы, — это подразумеваемое плавное движение. Источник фото: UnsplashСамые известные художники эпохи барокко
Караваджо
Микеланджело Меризи родился в Караваджо, городке на севере Италии. Он переехал в Рим, чтобы следовать своей страсти к живописи и после того, как несколько лет продавал свои работы на улицах. Его талант был наконец вознагражден, когда у него появились первые покровители. После чего он быстро приобрел известность и писал картины для высокочтимых меценатов.
Хорошо известен тем, что использует технику светотени (свет и тьма), чтобы добавить драматизма своим изображениям. Творчество Караваджо было таким же драматичным, как и история его жизни, которая состоит из славы, богатства, борьбы, тюрьмы, убийства, рыцарства и уклонения от закона. Он умер в возрасте 38 лет от лихорадки.
Лучшие произведения: Вакх, Ужин в Эммаусе (Караваджо), Лондон, Призвание святого Матфея, Медуза,
Место рождения: Милан, Италия
Линия жизни: 1571 — 1610
Стиль искусства: барокко
Искусство Живопись
Rembrandt
Rembrandt Harmenszoon van Rijn родился в Нидерландах и происходил из скромного происхождения, но с мудрым отцом, который отправил его в очень хорошую школу . Найдя страсть к искусству, Рембрандт бросил школу и стал учеником нескольких местных художников. После чего открыл собственную студию живописи и изучения итальянского искусства. Вскоре после этого он нашел свой стиль в стиле Караваджо, сосредоточив внимание на светлом и темном.
Рембрандт известен как мастер искусства, владеющий живописью, рисунком и печатью в равной мере.
Популярные произведения: Ночной дозор, еврейская невеста, возвращение блудного сына
Место рождения: Нидерланды
Линия жизни: 1606 — 1669
Стиль: барокко
Виды искусства: Живопись и гравер
Вермеер 809072 80907 Йоханнес Вермеер был в значительной степени самоучкой, и мало что известно о том, как он решил стать художником и живописцем или о его пути к этому. Но мастера того периода вдохновили бы его работы. выразительность Караваджо интенсивность Рембрандта стиль Утрехтской школы — все это можно увидеть в крупномасштабных картинах Вермеера.
Вермеер хорошо известен своими работами, изображающими повседневную жизнь Делфта, где он жил. Он также преуспел и определил светящиеся интерьеры сцены с женщинами, сидящими у окон. Работа художника была полна цвета, яркости и, как и многие картины в стиле барокко, кажется, что вы вуайеристски смотрите на частную сцену.
Top Artworks: Девушка с жемчужной сережкой, искусство живописи, молочница, Диана и ее нимфы
Место рождения: Нидерланды
Lifeline: 1632 — 1675
Art Style: Baroque
Art Forms: Painting
Барокко искусство служит вернуть образы католического богослужения в общественную среду. Источник фото: Unsplash.0533 , то есть фигурки в натуральную величину. Сразу же вас приглашают в образ с невероятно искусной композицией. Пространство у края стола — это место, где вы стоите, когда вас пригласили пообедать. История в том, что Христос был распят, и его ученики идут по дороге, к ним присоединяется еще один человек. Все они садятся есть, когда присоединившийся к ним человек преломляет хлеб и оказывается, что это воскресший Христос. На картине изображена эта точка неожиданности и драмы, вся картина затягивает вас руками Христа и протянувшимися к нам учениками, ваза с фруктами висит на углу стола, вырываясь в реальность. Кроме того, свет выделяет наше лицо и направляет нас туда, где наши глаза должны сфокусироваться.
Художник: Караваджо
Дата написания: 1601
Размер: 55 x 77 дюймов
Материал: Холст, масло
Другие уроки рисования Глазго здесь.
Другие известные предметы
- Версальский дворец, Франция
- Saint Peters Basicilica, Vatican City
- Фантастическая пещера с Odysseus и Calypso от Jan Brueghel The Elder
- Сад любви Brubens
- Girl at window window by lembrandt
- Girl at window window by lembrandt
- Girl at window whind by lembrandt
- .