Футурист – это революционер в искусстве

Футуризм (лат. futurum — будущее) — это общепринятое наименование художественных авангардистских движений начала XX века, прежде всего, в России и Италии. Автором слова и основоположником направления является всемирно известный поэт-итальянец Маринетти. Отличаясь крайне экстремистской направленностью, футуризм, отрицая весь предшествующий художественный опыт, претендовал на построение совершенно нового искусства. Футурист — это последователь и приверженец футуризма.

Радикальные изменения

Основными постулатами футуристов являлись радикальные изменения принципа построения литературного текста, разрушение принятого синтаксиса, например, употребление глагола исключительно в неопределенном наклонении, уничтожение наречий, качественных прилагательных, опущение союзов, знаков препинания. Другими словами, футурист – это творец, который вводит в литературу «максимум беспорядка» и «восприятие по аналогии». Их целью было создание нового живого литературного стиля без утомительных пауз, подчеркнутых запятыми и многоточием.

От слов к визуальным знакам

Стихи футуристов полностью освобождались от жестких ограничений синтаксических периодов и логических связей. Отвергая нормативы линейного письма, поэты-футуристы свободно располагали свои строки в пространстве, образуя декоративные арабески или следуя аналогиям – форма-буква превращались в причудливые визуальные знаки. Также новый жанр привнес в художественную жизнь провокационный компонент – кулачный удар. Теперь приверженцев футуризма можно было легко отличить от других авторов. Поэт-футурист – это тот творец, который, выступая перед публикой, всячески ее эпатирует: провоцирует, оскорбляет, призывает к мятежу и насилию. Новое направление приобретало скандальную, но зато широкую известность.

Футуристы России

Учитывая политическую обстановку в России начала XX века, зерна футуризма попали на благодатную почву, а новое течение было с энтузиазмом воспринято в предреволюционные годы русскими кубофутуристами. Русские авангардисты вошли в историю отечественной культуры как новаторы, которым удалось совершить переворот в поэзии, литературе и других областях творчества. В России футуризм не стал целостной художественной системой, данным термином назывались различные тенденции в развитии авангарда. Желающим определить футуризм как общность стиля крайне трудно было соединить «песенника-архаика» Хлебникова, «трибуно-урбаниста» Маяковского, «эстет-агитаторов» братьев Бурлюк, «заумного-рычалу» Крученых. А если еще учитывать «спеца по воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Бориса Пастернака, то причесать всех под одну гребенку просто невозможно. Несколько отделившимися от направления считались Шершеневич и Северянин, однако все футуристы в литературе уживались под общей крышей жанра, цепко держась друг за друга.

Поэзия и живопись

Поэзия русского футуризма была неотъемлемо связана с авангардизмом в художественной живописи. Очень многие поэты, последователи жанра, считались неплохими художниками — В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Елена Гуро. А большинство художников-авангардистов писали прозу и стихи, участвовали в выпуске футуристических изданий не только как оформители, но и как литераторы. Стихи футуристов были вдохновением для живописи, которая, в свою очередь, обогатила футуризм. К. Малевичу, П. Филонову, Н. Гончаровой, М. Ларионову почти удалось создать то, к чему так стремились футуристы.

«Футурист» и «хулиган» — синонимы?

Достаточно в короткий срок для умеренной публики термин «футурист» стал считаться синонимом к слову «хулиган». СМИ пристально следили за «подвигами» и причудами творцов нового направления в искусстве. Это вызвало повышенный интерес обывателей и приносило широкую известность приверженцам футуризма. Для большей части населения футурист – это тот, кто соответствовал основным признакам нового направления, среди которых пафос эпатажа, анархичность мировоззрения, экспериментаторство в ритмике, бунтарство, ориентация на произносимый стих.

бунт в мире искусства :: SYL.ru

Подходит для любой формы лица: 10 идей модной стрижки вогнутый боб

Неожиданное сочетание: морковный пирог с финиками

Маллет и ирокез: модные стрижки пикси с перьями для разного типа и цвета волос

Мода на французский боб с челкой: как подстроить стрижку под любую форму лица

Для Нового года актуален дымчатый макияж: делаем его по рекомендациям

Мексиканский шоколадный хлеб: 8 идей десертов на основе цукини

Как вырастить имбирь в воде в домашних условиях: простой способ

Модные принты осени: как их вписывать в образ после 50 и не добавить лет

Сэндвич с ретинолом: как помочь коже привыкнуть к активному компоненту

Чем пополнить гардероб на осень-зиму: вещи, которые помогут создать любой образ

Автор

Возникновение направления

Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. Он объявляет, что футуризм — это новое направление в искусстве, базирующеюся на агрессивном отрицании устоявшихся принципов и канонов. Сила и разрушение — основные ценности адептов движения.

В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Футуризм в литературе и живописи постепенно вызывает интерес у все большего числа деятелей искусства, в частности, в России он получает широкое распространение. Художники и писатели, причисляющие себя к этому направлению, выделяются из числа прочих своим эпатажным поведением, резкими высказываниями в адрес признанных творцов и их произведений, а также умением подать себя — футуристы легко привлекали публику и неплохо на этом зарабатывали.

Футуризм в живописи

Художники пытались передать энергию и движение, используя геометрические фигуры и так называемый принцип симультанности: события из разного времени и пространства совмещались на одном изображении. Основные направления изобразительного искусства, ставшие предшественниками футуризма — кубизм, из которого были переняты изобразительные формы, и фовизм с его цветовыми сочетаниями.

Футуризм в литературе

Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Также важными представителями направления были Пастернак, Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич. Футуристы негативно отзывались не только о классической, но и о современной литературе, причем как буржуазной, так и революционной. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе — это в первую очередь направление в поэзии). В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. При этом разные поэты пользовались различными методами и художественными приемами для достижения свободы своих произведений от идейности.

Как следствие футуризм оказался крайне противоречивым и контрастным направлением, интерпретация постулатов которого сильно варьировалась от писателя к писателю. Достаточно сравнить, например, произведения Северянина и Маяковского, Хлебникова и Каменского, чтобы удостовериться в правдивости предыдущего утверждения. Закат футуризма пришелся на начало Первой мировой войны и последующую Октябрьскую революцию, поскольку актуальные проблемы и интересы общества резко изменились. Некоторые представители движения, в особенности Маяковский, попытались возглавить революционную литературную жизнь, что было встречено большевиками без особого восторга. К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен.


Похожие статьи

  • Что такое футуризм в литературе Серебряного века? Представители футуризма
  • Что сближает разные течения модернизма? Модернизм в литературе 20 века
  • Литературные направления — коротко о главном
  • Пуантилизм в живописи: история стиля и фото
  • Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича: история, описание, фото
  • Биография Маяковского. Основные моменты из жизни поэта
  • Что такое акмеизм в литературе? Представители направления

Также читайте

Футуризм | Определение, манифест, художники и факты

Футуризм

Смотреть все медиа

Дата:
1909 — г.р. 1916
Похожие исполнители:
Филиппо Томмазо Маринетти Ольга Владимировна Розанова Умберто Боччони Джино Северини Иван Альбертович Пуни

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Футуризм , итальянский Футуризм , русский Футуризм , художественное движение начала 20 века с центром в Италии, которое подчеркивало динамизм, скорость, энергию и мощь машины, а также жизненную силу, перемены и беспокойство современной жизни. . Во втором десятилетии 20-го века влияние движения распространилось на большую часть Европы, в первую очередь на русский авангард. Наиболее значительные результаты движения были в изобразительном искусстве и поэзии.

О футуризме впервые было заявлено 20 февраля 1909 года, когда парижская газета Le Figaro опубликовала манифест итальянского поэта и редактора Филиппо Томмазо Маринетти. Маринетти придумал слово «Футуризм », чтобы отразить его цель — отказаться от искусства прошлого и прославить изменения, оригинальность и инновации в культуре и обществе. Манифест Маринетти прославлял новые автомобильные технологии и красоту их скорости, мощности и движения. Превознося насилие и конфликты, он призывал к полному отказу от традиционных ценностей и разрушению культурных учреждений, таких как музеи и библиотеки. Риторика манифеста была страстно напыщенной; его агрессивный тон был намеренно призван вызвать общественный гнев и вызвать споры.

Манифест Маринетти вдохновил группу молодых художников в Милане на применение футуристических идей в изобразительном искусстве. Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Северини опубликовали несколько манифестов о живописи в 1910 году. Как и Маринетти, они прославляли оригинальность и выражали свое презрение к унаследованным художественным традициям.

Хотя они еще не работали в том, что должно было стать футуристическим стилем, группа призывала художников к эмоциональному участию в динамике современной жизни. Они хотели визуально изобразить восприятие движения, скорости и изменения. Для этого художники-футуристы переняли кубистскую технику использования фрагментированных и пересекающихся плоских поверхностей и контуров, чтобы показать несколько одновременных видов объекта. Но футуристы дополнительно стремились изобразить движение объекта, поэтому в их работах обычно присутствуют ритмичные пространственные повторения очертаний объекта во время его перемещения. Эффект напоминает многократное фотографическое экспонирование движущегося объекта. Примером может служить картина Баллы 9.

0035 «Динамизм собаки на поводке» (1912 г.), в которой ноги бегущей рысью таксы изображены размытием множества изображений. Картины футуристов отличались от работ кубистов и в других важных аспектах. В то время как кубисты предпочитали натюрморты и портреты, футуристы предпочитали такие предметы, как мчащиеся автомобили и поезда, гоночные велосипедисты, танцоры, животные и городские толпы. Футуристические картины имеют более яркие и насыщенные цвета, чем работы кубистов, и в них обнаруживаются динамичные, взволнованные композиции, в которых ритмично закрученные формы достигают крещендо бурного движения.

Викторина «Британника»

Знакомство с футуристами

Думаешь, ты знаешь футуризм? Проверьте свои знания о важных людях, местах и ​​работах с помощью этой викторины.

Боччони также заинтересовался скульптурой, опубликовав манифест на эту тему весной 1912 года. Считается, что наиболее полно он реализовал свои теории в двух скульптурах, «Развитие бутылки в космосе» (1912), в которых он представлял как внутренний, так и внешний контуры бутылки, и Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913), в котором человеческая фигура не изображается как одна твердая форма, а вместо этого состоит из нескольких плоскостей в пространстве, через которые движется фигура.

Футуристические принципы распространились и на архитектуру. Антонио Сант’Элиа сформулировал манифест футуризма по архитектуре в 1914 году. Его дальновидные рисунки высокомеханизированных городов и смелых современных небоскребов являются прообразом некоторых из самых творческих архитектурных планов 20-го века.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Боччони, который был самым талантливым художником в группе, и Сант’Элия умерли во время военной службы в 1916 году. Смерть Боччони в сочетании с увеличением штата группы и отрезвляющими реалиями разрушений, вызванных Первой мировой войной, фактически положил конец футуристическому движению как важной исторической силе в изобразительном искусстве.

Редакция Британской энциклопедии

Футуризм | Определение, манифест, художники и факты

Футуризм

Смотреть все медиа

Дата:
1909 — г. р. 1916
Похожие исполнители:
Филиппо Томмазо Маринетти Ольга Владимировна Розанова Умберто Боччони Джино Северини Иван Альбертович Пуни

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Футуризм , итальянский Футуризм , русский Футуризм , художественное движение начала 20 века с центром в Италии, которое подчеркивало динамизм, скорость, энергию и мощь машины, а также жизненную силу, перемены и беспокойство современной жизни. . Во втором десятилетии 20-го века влияние движения распространилось на большую часть Европы, в первую очередь на русский авангард. Наиболее значительные результаты движения были в изобразительном искусстве и поэзии.

О футуризме впервые было заявлено 20 февраля 1909 года, когда парижская газета Le Figaro опубликовала манифест итальянского поэта и редактора Филиппо Томмазо Маринетти. Маринетти придумал слово «Футуризм », чтобы отразить его цель — отказаться от искусства прошлого и прославить изменения, оригинальность и инновации в культуре и обществе. Манифест Маринетти прославлял новые автомобильные технологии и красоту их скорости, мощности и движения. Превознося насилие и конфликты, он призывал к полному отказу от традиционных ценностей и разрушению культурных учреждений, таких как музеи и библиотеки. Риторика манифеста была страстно напыщенной; его агрессивный тон был намеренно призван вызвать общественный гнев и вызвать споры.

Манифест Маринетти вдохновил группу молодых художников в Милане на применение футуристических идей в изобразительном искусстве. Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Северини опубликовали несколько манифестов о живописи в 1910 году. Как и Маринетти, они прославляли оригинальность и выражали свое презрение к унаследованным художественным традициям.

Хотя они еще не работали в том, что должно было стать футуристическим стилем, группа призывала художников к эмоциональному участию в динамике современной жизни. Они хотели визуально изобразить восприятие движения, скорости и изменения. Для этого художники-футуристы переняли кубистскую технику использования фрагментированных и пересекающихся плоских поверхностей и контуров, чтобы показать несколько одновременных видов объекта. Но футуристы дополнительно стремились изобразить движение объекта, поэтому в их работах обычно присутствуют ритмичные пространственные повторения очертаний объекта во время его перемещения. Эффект напоминает многократное фотографическое экспонирование движущегося объекта. Примером может служить картина Баллы 9.0035 «Динамизм собаки на поводке» (1912 г.), в которой ноги бегущей рысью таксы изображены размытием множества изображений. Картины футуристов отличались от работ кубистов и в других важных аспектах. В то время как кубисты предпочитали натюрморты и портреты, футуристы предпочитали такие предметы, как мчащиеся автомобили и поезда, гоночные велосипедисты, танцоры, животные и городские толпы. Футуристические картины имеют более яркие и насыщенные цвета, чем работы кубистов, и в них обнаруживаются динамичные, взволнованные композиции, в которых ритмично закрученные формы достигают крещендо бурного движения.

Викторина «Британника»

Знакомство с футуристами

Думаешь, ты знаешь футуризм? Проверьте свои знания о важных людях, местах и ​​работах с помощью этой викторины.

Боччони также заинтересовался скульптурой, опубликовав манифест на эту тему весной 1912 года. Считается, что наиболее полно он реализовал свои теории в двух скульптурах, «Развитие бутылки в космосе» (1912), в которых он представлял как внутренний, так и внешний контуры бутылки, и Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913), в котором человеческая фигура не изображается как одна твердая форма, а вместо этого состоит из нескольких плоскостей в пространстве, через которые движется фигура.

Футуристические принципы распространились и на архитектуру. Антонио Сант’Элиа сформулировал манифест футуризма по архитектуре в 1914 году. Его дальновидные рисунки высокомеханизированных городов и смелых современных небоскребов являются прообразом некоторых из самых творческих архитектурных планов 20-го века.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *