Футуризм в живописи: представители, картины, кратко
В Италии в начале XX в. появилось литературно-художественное направление, сходное с кубизмом, — футуризм (от итальянского futuro — будущее). Идеи и принципы нового течения были провозглашены в опубликованном в 1909 г. «Манифесте футуризма», написанном итальянским поэтом Ф. Т. Маринетти.
В 1910 г. Ф. Т. Маринетти возглавил группу художников, среди которых были У. Боччони, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини, Дж. Балла. Программа футуристов отвергала достижения традиционной культуры и призывала художников и литераторов отразить в своем творчестве дух индустриальной эпохи, ее величие, связанное с грандиозными техническими достижениями.
Хотя футуризм сформировался под влиянием кубизма, представители нового направления отвергали принцип анализа формы последних. Они стремились к более эмоциональному отражению окружающего их мира, старались уловить главную примету нового времени — постоянно ускоряющиеся темпы жизни. Художники писали огромные океанские пароходы, железные дороги, разнообразные летательные аппараты, города-монстры, заполненные быстро несущимися автомобилями. Картины многих мастеров напоминали киноленты — настолько последовательно в них изображались моменты движения. Например, полотно Джакомо Балла «Собака на цепочке» представляет бегущую на поводке таксу,
у которой не четыре ноги, а гораздо больше.
Футуристы стремились передать не только движение, но и звук, рядом с источником которого они помещали яркие круги или дуги, показывая таким образом колебание звуковой волны.
Ярким представителем футуризма был Дж. Северини.
Джино Северини
Итальянский живописец, рисовальщик и скульптор Джино Северини родился в 1883 г. В 1899 г. он впервые приехал в Рим, где начал учиться на курсах школы Виллы Медичи. Большую роль в формировании его художественного метода сыграла встреча в 1900 г. с Дж. Балла и У. Боччони, которые познакомили Северини с приемами дивизионизма.
В 1906 г. Северини посетил Париж, где увидел живопись Ж. Сёра и П. Синьяка. В столице Франции он сблизился с художниками А. Модильяни, Ж. Браком, Р. Дюфи, М. Утрилло. Ранние пейзажи Северини, выполненные в точечной технике дивизионизма, насыщены светом и зыбким воздухом («Весна на Монмартре», 1908).
В 1910 г. Северини вошел в объединение футуристов. Первые футуристические композиции живописца представляют
танцовщиц, посетителей кабаре. В этих произведениях соединились приемы кубизма, футуризма, дивизионизма. Фигуры, написанные точечными мазками, как будто раскладывающими формы на молекулярные частицы, двоятся и множатся, распадаясь на отдельные фрагменты («Навязчивый образ танцовщицы», 1911; «Динамические иероглифы бала Табарэн»). Образы на картинах Северини кажутся удивительно легкими и воздушными благодаря изящным линиям и звучным, мерцающим краскам.
Дж. Северини. Голубые танцовщицы. 1912 г.
В 1916 г. Северини начинает отходить от футуризма. В 1919 г. он изучает классические законы перспективы, светотеневой моделировки. В 1921 г. художник излагает свои взгляды на искусство в теоретическом эссе «От кубизма к классицизму». В духе неоклассицизма Северини пишет натюрморты, композиции с видами античного Рима, с персонажами комедии дель арте («Пьеро-музыкант», 1924).
В 1920-е гг. художник, переживающий внутренний кризис, обращается к католической религии. Он создает монументальные композиции для церквей в Швейцарии (1923-1939), выполняет декоративные циклы для миланского Дворца правосудия (1936-1937) и для александрийского почтового ведомства (1937-1941). В последние годы жизни Северини занимается оформлением спектак¬лей в театрах Венеции.
Умер Джино Северини в 1966 г. в Париже.
Умберто Боччони
Итальянский живописец и скульптор Умберто Боччони родился в 1882 г. в Реджо ди Калабриа. Окончив в 1897 г. техническую школу, он занимался художественной критикой и литературным творчеством.
В 1898 г. Боччони поступил в римскую Академию художеств, а в 1900 г. — в студию Дж. Балла, где познакомился с Дж. Северини.
В 1902 г. художник посетил Париж. Большое впечатление на него произвела живопись французских импрессионистов и Ж. Сёра. В 1904 г. Боччони совершил путешествие в Россию. С 1908 г. он постоянно жил в Милане.
В ранней живописи Боччони заметно влияние символизма и дивизионизма («Апокалиптические всадники», 1908; «Проходящий поезд», 1908).
В 1910 г. Боччони познакомился с Ф. Т. Маринетти, возглавившим новое авангардное направление в живописи. Кроме Боччони, в объединение футуристов вошли Дж. Северини, К. Карра, Дж. Балла, Л. Руссоло.
В 1910-1911 г. Боччони создает выразительные и динамичные картины, наполненные символикой. Среди них — «Возносящийся город» (1910), «Горе» (1910), «Мятеж в галерее» (1910-1911).
В 1911 г. в Париже произошла встреча футуристов с кубистами. Кубизм оказал большое влияние на живопись Боччони.
В его произведениях появились фигуры, распадающиеся на отдельные фрагменты, извилистые линии и яркие краски. В такой манере исполнены триптих «Состояния души» («Прощания», «Те, кто уезжают», «Те, кто остаются», 1911), полотна «Эластичность» (1912), «Динамизм футболиста» (1913). Кажется, что объемы в картинах делятся на мелкие частицы, вращающиеся в пространстве.
Эти же приемы Боччони использует в скульптурных работах. Художник стремится сделать свои конструкции динамичными, для чего соединяет в них целые фигуры и фрагменты. Такова его скульптурная композиция «Лошадь + Всадник + дома (динамическая конструкция галопа)».
У. Боччони. Материя. 1912 г.
Свои взгляды на живопись и скульптуру Боччони, являвшийся главным теоретиком футуристов, излагал в многочисленных статьях и манифестах.
В 1915 г. художник добровольцем ушел на фронт. В следующем году он неудачно упал с лошади и погиб.
Футуризм как направление просуществовал недолго — всего лишь до Первой мировой войны. Но в 1920-х гг. его принципы возродились в т. н. движении «второго футуризма», представителями которого были Э. Прамполини и Ф. Деперо.
Футуризм в литературе и живописи: бунт в мире искусства
Близкий род искусства футуризма в литературе
Томмазо Маринетти создает первый манифест футуристов в 1909 году. Он объявляет, что футуризм — это новое направление в искусстве, базирующеюся на агрессивном отрицании устоявшихся принципов и канонов. Сила и разрушение — основные ценности адептов движения.
В 1912 году российские футуристы создают собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу». Известная цитата оттуда: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Футуризм в литературе и живописи постепенно вызывает интерес у все большего числа деятелей искусства, в частности, в России он получает широкое распространение. Художники и писатели, причисляющие себя к этому направлению, выделяются из числа прочих своим эпатажным поведением, резкими высказываниями в адрес признанных творцов и их произведений, а также умением подать себя — футуристы легко привлекали публику и неплохо на этом зарабатывали.
Футуризм в живописи
Художники пытались передать энергию и движение, используя геометрические фигуры и так называемый принцип симультанности: события из разного времени и пространства совмещались на одном изображении. Основные направления изобразительного искусства, ставшие предшественниками футуризма — кубизм, из которого были переняты изобразительные формы, и фовизм с его цветовыми сочетаниями.
Футуризм в литературе
Основоположником движения в России был художник Давид Бурлюк, чье имение стало местом собраний общества кубофутуристов («Гилея»). Членами группы становятся Маяковский, Хлебников, Крученых и многие другие. Также важными представителями направления были Пастернак, Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич. Футуристы негативно отзывались не только о классической, но и о современной литературе, причем как буржуазной, так и революционной. Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ (ни одна из которых не закрепилась в языке), нарушением правил ритма и размера в стихах (футуризм в литературе — это в первую очередь направление в поэзии). В отличие от ранних направлений, футуризм предполагал возвышение формы над содержанием. При этом разные поэты пользовались различными методами и художественными приемами для достижения свободы своих произведений от идейности.
Как следствие футуризм оказался крайне противоречивым и контрастным направлением, интерпретация постулатов которого сильно варьировалась от писателя к писателю. Достаточно сравнить, например, произведения Северянина и Маяковского, Хлебникова и Каменского, чтобы удостовериться в правдивости предыдущего утверждения. Закат футуризма пришелся на начало Первой мировой войны и последующую Октябрьскую революцию, поскольку актуальные проблемы и интересы общества резко изменились. Некоторые представители движения, в особенности Маяковский, попытались возглавить революционную литературную жизнь, что было встречено большевиками без особого восторга. К середине 1930-х годов российский футуризм в литературе был окончательно уничтожен.
Писатели стремились обновить русский язык образованием новых словоформ ни одна из которых не закрепилась в языке, нарушением правил ритма и размера в стихах футуризм в литературе — это в первую очередь направление в поэзии.
Www. syl. ru
27. 06.2020 15:46:53
2020-06-27 15:46:53
Источники:
Https://www. syl. ru/article/92709/futurizm-v-literature-i-jivopisi-bunt-v-mire-iskusstva
Роль футуризма в развитии русской литературы 20 века » /> » /> .keyword { color: red; }
Близкий род искусства футуризма в литературе
Ныне, с солидной исторической дистанции, можно с большей степенью объективности оценить Роль футуризма в развитии русской литературы ХХ века. Долгое время принято было считать, что «футуризм, как никакое другое направление в искусстве ХХ века, поставил себя в связь с явлениями политического и общественного порядка, особенно футуризм в Италии» (Л. Д. Троцкий «О футуризме», 1922). Однако было бы неправильным преувеличивать степень политической ангажированности футуристов, как это делал Л. Д. Троцкий. Грядущая революция (а футуристы сочувствовали левым политическим движениям) приветствовалась, потому что воспринималась как массовое художественное действо.
Если говорить о роли футуризма в истории русского искусства и литературы, о последствиях его эстетического штурма, то правомерно говорить о последствиях ближайших и отдаленных:
- ближайшие последствия футуристического бунта могли быть негативными: в сознании современников футуристов закреплялись разрушительные импульсы, утверждался культ вседозволенности, анархической силы, претензии личности на исключительность. В период революционных потрясений в нашей стране все это, бесспорно, так или иначе сказалось. Но в то же время очевидно, что футуристические идеи не настолько глубоко и широко овладели массами, чтобы быть достаточно мощной преобразующей общественно-политической силой.
- «отдаленные» уроки футуризма оказались положительными. «Человеческая мысль, как правило, предпочитает двигаться по проторенным путям, по гладко укатанной дороге. Закон экономии сил и средств заставляет людей идти по путям наименьшего сопротивления. Но если бы этот закон сделался господствующим в искусстве – развитие искусства остановилось бы» (Вяч. Полонский). Эстетический бунт, штурм футуризма, при всех его богемских экстравагантностях, («ложках в петлице», «желтых кофтах» и т. п.) способствовал расширению творческих возможностей художников слова, способствовал обновлению поэтического языка, в частности, более гибкими, смелыми и разнообразными являются футуристические ритмы и рифмы. Эксперименты футуристов в области поэтического синтаксиса, ритма и рифмы, инструментовки стиха предвосхитили творческие поиски многих поэтов и писателей ХХ века.
Футуристы по-новому, свежим ухом почувствовали звучащее поэтическое слово, само звучание поэзии. И если они часто грешили пристрастием к звуку против смысла, то эти пристрастия можно назвать «беснованием молодого революционного течения» (выражение Л. Д. Троцкого). Футуристы продемонстрировали, что слово как звук и слово как начертание влияют на наше восприятие, воздействуют на глаз, ухо, логику, воображение. Футуристы продемонстрировали необходимость тщательного подбора слов, их всестороннего взвешивания, их продуманного сочетания.
Воздействие футуризма оказалось положительным, благотворным. Подвергая критической проверке традиционные эстетические представления, футуристы по-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. И здесь главный вывод футуристических экспериментов – осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве не всегда недостаток, а порой даже необходимое условие полноценного восприятия.
► Читайте также другие статьи по теме “Футуризм в русской литературе”:
Футуризм оказался творчески продуктивен он заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве.
Licey. net
23.09.2018 12:15:33
2018-09-23 12:15:33
Источники:
Https://licey. net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/66-russkaya_poeziya_xx_veka__ocherki_poetiki_analiz_tekstov/stages/3054-rol_futurizma_v_razvitii_russkoi_literatury_xx_veka. html
Футуризм ⚠️ в литературе: определение, признаки, особенности, поэты представители направления » /> » /> .keyword { color: red; }
Близкий род искусства футуризма в литературе
Литературное направление «футуризм» всеми силами бурно стремилось вперёд, вдаль, ввысь. Его название произошло от латинского futurum — будущее.
Определяя литературное направление как систему духовных и эстетических принципов, можно сказать, что футуризм — «искусство будущего». Его относят к ряду модернистских течений в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Таким образом, футуризм — это общность художественных авангардистских движений, зародившаяся в ХХ веке. Хронологические рамки движения ограничены с 1910 по 1920 годы. Футуризм преимущественно утвердился в Италии и России.
Основной посыл состоял в нигилитистическом отрицании всего традиционного художественного опыта. В литературе футуристы сосредоточились на форме, ярко заявляя о себе новыми словами (авторскими неологизмами), нецензурной лексикой, терминологией плакатов, газет и афиш. Литературная норма ломалась методом отказа от классических канонов и традиций, экспериментами над формой произведения. Авторы отказывались от устоявшихся грамматики, орфографии, стилистики.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления).
История направления
Футуризм зародился в Италии. Основоположником называют поэта Филиппо Маринетти, автора ключевого документа направления «Манифест футуризма». Этот программный текст был выпущен в 1909 году болонской, а чуть позже французской газетой «Фигаро». Манифест критиковал, крушил традиции классического искусства, логические и синтаксические каноны литературного текста. Маринетти декларировал культ будущего, основанного на индустриализации, машинизации, движении, скорости. Славилось бунтарство, динамичность, прогресс, мощь, патриотизм.
Так возник европейский футуризм. Кроме Маринетти к его прародителям причисляют и других деятелей эпохи — художников: Балла, Северини, Боччони, Руссоло, Карло Карра. В целом, европейский футуризм отличался от остальных модернистских течений агрессивностью и экстремистским уклоном, «плевками на алтарь искусства». Деятели этого направления утверждали главенство силы, разрушения, скорости. Воспевали милитаристскую идеологию, мощь технических достижений.
Первыми российскими футуристами считаются художники
Русский футуризм характеризуется поэтической направленностью, заботой о реформе слова, поэзии, культуры. Его вряд ли можно отождествить с европейским. Несмотря на экспрессию участников и общие основные черты, агрессия Маринетти была далека и несвойственна русским творцам. Кроме прочего, в русском футуризме можно найти немало антивоенных произведений. Например, «Война и мир» Маяковского или «Война в мышеловке» Хлебникова.
К отличительным литературным характеристикам футуризма относятся:
- использование декламационного языка; стихосложение в виде манифеста; применение слов-звуков; употребление неологизмов; категоричный отказ от традиционной грамматики и орфографии; искажение «старого языка».
В музыке футуризм выражался через применение шумовых эффектов, живопись эксплуатировала геометрические формы, динамичность красок, фрагментарность, принцип симультанности (одновременности разных моментов одного действия). В отличие от европейских русские футуристы пытались работать над симбиозом живописи и литературы. Возможно, это объясняется тем, что многие поэты были неплохими художниками. Так или иначе, но в XX веке стремление к новаторству захватывало всех, поэтому футуристические поэзия и живопись обогащались и дополнялись через тесную взаимосвязь.
Поэты представители футуризма
Течение футуризма просуществовало не так долго, поэтому количество ярких последователей у него ограниченное. Представители собирались в группы с аналогичными взглядами. Европейские представители футуризма в литературе:
- Филиппо Маринетти, итальянский поэт и писатель; Луиджи Руссоло, итальянский художник и поэт; Фернанду Песоа, португальский поэт и прозаик.
К колоритным русским представителям футуризма относят:
- Велимира Хлебникова; Владимира Маяковского; Василия Каменского; Игоря Северянина; Алексея Кручёных; Бенедикта Лившица; Елену Гуро; Вадима Шершеневича.
Произведения в данном стиле
Среди литературных произведений в стиле футуризма можно привести следующие:
- сборник «Флейта-позвоночник» В. Маяковского; «Фрагменты из воспоминаний футуриста» Д. Бурлюка; «Председатель земного шара» В. Хлебникова; «Я — гений» И. Северянина; «Лирика» Б. Пастернака; «Лошадь как лошадь» В. Шершеневича; «О теории прозы» В. Шкловского.
Примеры стихотворений
Использование причудливых словосочетаний, отсутствие предлогов мы найдём в следующем примере.
Весеннее шумящее убранство —
Единый миг… затерянный цветах!
Напрасно зришь живое постоянство
Струящихся, скоротекущих снах.
Изменно всё! И вероломны своды
Тебя сокрывшие от хлада бурь!
Везде, во всём — красивость шаткомоды!
Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!Давид Бурлюк «Щастье циника»
Отсутствие гармонии, антиэстетизм, ирония, нарушение баланса — всё это прослеживается в приведённой части стихотворения Владимира Маяковского «Нате!».
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Особенности футуризма в литературе
Стремление к новому образу искусства
Представители течения находили себя в «творчестве будущего», стремились экспериментировать, страстно желали инноваций. Презрительно оценивая существующие правила, искали новую энергию, свежие пути развития искусства. Достижения прошлых культурного и литературного опытов приравнивались к никчёмному запасу условностей. Ярким примером может выступить отношение к музейным ценностям как к тому, что нужно уничтожить. Футуризм жаждал нового мира, воспевал идеи урбанизации, технического прогресса.
Отказ от традиций
Футуристы почти полностью отказались от ранее существующих законов грамматики и правил поэтики. Поэты ломали рифму, ритм, протестуя против сложившихся норм стихосложения. Основное внимание было сосредоточено на слове, которое стояло над содержанием, ритмом, синтаксисом. Традиционный закономерный порядок слов менялся, их располагали в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма, образуя декоративные орнаменты или драматические сцены.
Внимание к форме произведения
Через новый язык футуристы обрели свою форму, придав ей значение главного элемента произведения. Форма ставилась выше содержания. Декларация, программа, манифест становятся главной эстетической твердыней.
Поиск и творение новых форм, основанных на живом искусстве и современном мироустройстве, повлёк немало новаторских идей, достижений в литературе, живописи, театре и музыке.
Применение неологизмов
Через неологизмы поэты сближали свой язык с современным живым разговором. За использование подобных слов они получали в ответ большое количество критики, упрёков. Но одна из задач их программы оглашала: опираться на современность языка. Футуристы воспроизводили её подобным способом. Так же посредством образования неологизмов предполагалось расширить границы языка, его возможности.
Выражение массового настроения толпы
Кризис общества, государства после первой русской революции сопровождался революционными настроениями. В особенности у интеллигенции. Футуристы понимали и развивали существующие настроения. Русский футуризм всегда отличался стремлением к революционным переменам.
Возьмём лирического героя Маяковского, который вмещает всю человеческую боль и горе от несправедливого, негуманного характера жизни царской России. Его поэма «Облако в штанах» — яркий протест. Пафос революционной жизни, вызов буржуазному быту, определение бездушного мира бюрократии — об этом рассказывает поэт.
Бунтарское настроение
Бунтарство находило выражение не только в произведениях авторов. Как итальянские, так и русские футуристы эпатировали общество своей манерой держаться, внешним видом. Их выступления носили скандальный характер. Лозунгом итальянцев становится «слова на свободе», «самовитое слово» занимает почётное место в манифестах русских последователей.
Футуризм бунтовал против равнодушия, оно было полностью неприемлемым. Многие русские авангардисты даже прославились в роди скандалистов, поражавших воображение публики. Но в эпатаже футуристов находилось всё-таки больше эстетических эмоций, чем революционных.
Культ города, технологий
Футуристы стремились сделать своё искусство массовым. Они использовали «поэтику улицы», хаотический ритм современного города. В живописи тематика часто связывалась с машинами, самолётами, поездами, электропроводами. Адепты футуризма приходили в восторг от технологических новинок. Например, мотоцикл становился более совершенным, чем работы Микеланджело.
Направления в русском футуризме, описание
Гилея
Расцвет футуризма в России совпал с Серебряным веком. Первой футуристической организацией, созданной в 1908 году стала «Гилея». Давид и Николай Бурлюки в содружестве с поэтом Б. Лившицем в имении Чернянка разбирали бумаги гостившего здесь Хлебникова. Так зародилась группа. Окончательно и открыто «Гилея» заявила о себе в 1910 году в Петербурге. Состав тогда был такой: Д. и Н. Бурлюки, Б. Лившиц, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых. В 1912 году мир увидел первый программный сборник «Пощечина общественному вкусу». А в 1920 году Давид Бурлюк бросает родину. Это послужило началом конца деятельности группы.
«Гилея» противопоставляла себя эгофутуристам, провозглашая кубофутуризм. Большинство поэтов-гилейцев в относительной степени были ещё и живописцами, ценителями кубизма. «Гилею» можно считать самой ранней и радикальной футуристической группировкой. Участниками напрочь отрицалась классическая литература. Футуристы искали красоту и эстетику поэзии в раскрепощённом и свободном языке, не рассматривали словопостроение и словопроизношение в рамках существующей грамматики, « расшатали синтаксис ».
В группе не поддерживался итальянский футуризм. Хлебников даже предложил новый термин «будетлянство», подчёркивая самобытность. Но общие тенденции: пренебрежение к традициям прошлого, стремление создать новое искусство, общество, урбанизм — всё это роднило группу с итальянцами. Свои произведения « гилейцы» именовали «самописьмами». Кубофутуристы группы выделялись скандальными манифестами и выпадами в адрес литературных конкурентов.
Ассоциация эгофутуристов
Первым эгоутуристом стал Игорь Северянин. Он сам назвал себя подобным образом в 1911, использовав сначала определение «футурист», затем добавив к нему «эго». Расшифровать послание можно перефразировав эгофутуризм как «я в будущем». В организованный тем же годом кружок, кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов, Грааль-Апрельский. В 1912 кружок был переименован в «Академию Эго поэзии», и в том же году в результате дрязг распался. Северянин отходит, а Иван Игнатьев создаёт «Интуитивную Ассоциацию». В составе: П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков. Этот кружок тоже распадается в 1914 году после самоубийства Игнатьева.
Созданный Игорем Северянином стиль опирался на самовыражение, достижение «будущего я» через эгоизм. Новое искалось без отвержения старого, задачей становились смелые образы, эпитеты, осмысленные неологизмы. Душа признавалась как единственная истина. Требовалось противостоять стереотипам, выражать смелость, раскованность в образах.
Мезонин поэзии
Организация была создана в 1913 году, распалась в конце того же года. Основными фигурантами стали В. Шершеневич, К. Большаков, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв, Л. Зак. Поэты трудились над сокрушением культурных и национальных различий в поэзии, причисляя создаваемую лирику к космополитичной. Так завещал идейный вдохновитель группы Вадим Шершеневич — умелый издатель, редактор, способный поэт и критик.
Все стремились повторить успех «Гилеи». Но сравниться с Маяковским и Хлебниковым удавалось не каждому. «Мезонин поэзии» в основном выстраивался на деловых, культурных и издательских интересах своих участников. Но не на идеологии.
Центрифуга
Ещё одно поэтическое объединение Серебряного века — московская футуристическая группа «Центрифуга». Её образовали поэты, ранее связанные с издательством «Лирика», в 1913 году. Костяк составили давно знакомые между собой Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров. Выделялся из них поэт, литературовед и живописец Сергей Бобров, развивший свои идеи в резонансном реферате «Русский пуризм». Работа развивала идеи пуризма (требовательность к чистоте, строгости стиля) в ответе на усложненность жизни.
Соперниками поэты провозгласили кубофутуристов и «Мезонин поэзии». И напротив считали себя преемниками петербургского эгофутуризма. „Центрифуга“ приютила эгофутуристов Олимпова, Широкова, Крючкова, а после распада „Мезонина поэзии“ — Большакова, Третьякова, Ивнева.
Основной особенностью «Центрифуги» стало то, что при развитии произведения внимание со слова перемещалось на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В работах гармонично соединялись футуристические эксперименты и существующие традиции. «Центрифуга» просуществовала длительное время — до 1917 года, а их книги под этой маркой выпускались до 1922.
Конец эпохи футуризма в литературе
Быстро и ярко вспыхнув, русские представители футуризма успели достичь известности и славы. Но в 1914 году направление стало уходить в тень, испытывая признаки кризиса. Воцарение советской власти послужило толчком к эмиграции Давида Бурлюка, Игоря Северянина. Владимир Маяковский покончил с собой. Борис Пастернак и Борис Асеев ушли в собственный стиль. Алексей Кручёных бросает литературу полностью.
Тем не менее значение футуризма было неоспоримым. Его последователи оставили специфический революционный след и сыграли значимую роль в развитии русской литературы. Новаторские идеи, оригинальное творческое мышление подхватили многие из последующих поколений русских поэтов. Эпоха футуризма остановилась после окончания Первой мировой войны. Однако сохранила свои мазки в кино, театре, видео-арте. Отдельные тенденции переняли новые литературные группы — такие, как обэриуты, имажинисты.
Весеннее шумящее убранство —
Единый миг… затерянный цветах!
Напрасно зришь живое постоянство
Струящихся, скоротекущих снах.
Изменно всё! И вероломны своды
Тебя сокрывшие от хлада бурь!
Везде, во всём — красивость шаткомоды!
Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь! Давид Бурлюк «Щастье циника»
Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
Я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Определяя литературное направление как систему духовных и эстетических принципов, можно сказать, что футуризм искусство будущего.
Wiki. fenix. help
02.02.2017 21:07:10
2017-02-02 21:07:10
Источники:
Https://wiki. fenix. help/literatura/futurizm-v-literature
Что такое футуризм в литературе Серебряного века? Представители футуризма :: SYL.
ruЧто такое футуризм? Таким вопросом задаются все, кто приступает к изучению стилей и направлений мирового искусства. В этой статье подробно разберем, каким был футуризм в России, расскажем о его представителях и особенностях.
Рождение футуризма
Для того чтобы разобраться, что такое футуризм, исследуем, откуда он возник. Его основоположником и автором самого термина считается итальянский стихотворец, которого звали Филиппо Маринетти. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Его самое известное произведение — поэма «Красный сахар». Уже само это название подразумевало под собой дискриминацию настоящего и прошлого и возведение будущего в культ.
В 1909 году в газете «Фигаро» был напечатан манифест футуризма, автором которого стал Маринетти. Текст был обращен к начинающим и талантливым итальянским художникам. Автор провозгласил телеграфный стиль и цель выполнить свою задачу максимум за 10 лет, пока не пришло новое поколение со своими правилами.
Также основоположниками этого направления искусства считаются Джакомо Балла, Франческо Балилла Прателла, Карло Карра, Луиджи Русолло, Умберто Боччони, Джино Северини. Они первыми сформулировали, что такое футуризм. В 1912 году в Париже открылась первая выставка художников-футуристов.
Особенности направления искусства
Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».
Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.
Еще одна особенность футуризма — воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.
Футуризм в изобразительном искусстве
Изначально футуризм появился в изобразительном искусстве. В живописи он отталкивался от нескольких направлений. Это фовизм, оттуда футуризм почерпнул неожиданные цветовые решения, а также кубизм, у которого перенял смелые художественные формы.
Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Для их произведений характерны очень энергичные композиции, на которых фигуры разделены на множество небольших фрагментов, пересекающихся острыми углами. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. Эта техника получила название «принцип симультанности».
Футуризм в России
Что такое футуризм, в России первым узнали братья Бурлюки. Один из них – Давид – стал основателем колонии футуристов под названием «Гилея», в состав которой за короткое время вошли много ярких индивидуальностей. Например, Владимир Маяковской, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых, Елена Гуро.
Они выпустили свой первый манифест, который окрестили «Пощечина общественному вкусу». В нем представители футуризма призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского и всех остальных классиков. Правда, в конце, несколько смягчая свой призыв, отмечают, что тот, кто не забудет первой любви, не познает последней.
Из русского футуризма вышло три настоящих гения — это Маяковский, Пастернак и Хлебников. При этом судьба большинства представителей этого направления искусства оказалась трагичной. Одни были расстреляны, другие погибли в ссылке. Многих обрекли на забвение, как только их слава прошла.
Черты русского направления
В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.
Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.
Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого «заумного» языка.
Развитие
Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием «Пролог. Эго-футуризм».
К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник «Садок судей 1» увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста «Пощечина общественному вкусу» стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово «мы».
Расцвет футуризма
В России расцвет литературного футуризма пришелся как раз на Серебряный век. Именно тогда наибольшей популярности добилось общество «Гилея», основанное братьями Бурлюками. Но главное — это то, что они не были единственными.
Много последователей нашлось у Игоря Северянина, который пропагандировал эго-футуризм. Основные отличия этого направления заключались в массовом употреблении иностранных слов, рафинированности ощущений и показном себялюбии, эгоизме. Среди последователей Северянина можно выделить Сергея Алымова, Василиска Гнедова, Вадима Баяна, Георгия Иванова, Вадима Шершеневича. В основном эго-футуристы базировались в Петербурге.
В Москве выделялось влиятельное обществе «Центрифуга», в состав которого входили Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев. Свои футуристические группы существовали в Харькове, Киеве, Баку, Одессе.
Закат эпохи «бури и натиска»
Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период «бури и натиска». Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.
К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.
После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.
Давид Бурлюк
Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.
Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.
Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.
Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.
Игорь Северянин
Настоящее имя этого поэта – Игорь Лотарев. Он появился на свет в 1887 году в Санкт-Петербурге. Регулярно печататься начал в 1904 году. Его первый знаменитый сборник стихов под названием «Громокипящий кубок» был напечатан в 1913.
Северянин становится одним из самых известных футуристов. Часто выступает перед большой аудиторией. Проводит несколько совместных поэтических вечеров с Владимиром Маяковским.
Получает неофициальный титул короля поэтов на знаменитом выступлении в Большой аудитории Политехнического музея.
В 1918 году уезжает из Петрограда в Эстонию. Вскоре оказывается в вынужденной эмиграции, когда по условиям Брестского мира Эстония отходит Германии. В Россию он больше не вернулся.
Вдали от родины сильно тоскует, пишет много лирических, ностальгических стихов, которые уже нисколько не похожи на его ранние футуристические опыты. В начале 1940-х начал регулярно болеть. Во Вторую мировую войну Северянина хотели эвакуировать в тыл, но не смогли этого сделать. Игорь к тому времени чувствовал себя уже очень плохо.
В октябре 1941 его перевезли в Таллин, где он умер через два месяца от сердечного приступа.
Модуль 9 Футуризм, дадаизм и Первая мировая война – Искусство 205 «Западное искусство с 18 по середину 20 века»
Основная часть
(Дюшан и Кольвиц)
Эссе Эмили Касден [1]
Умберто Боччони, Уникальные формы непрерывности в космосе, 1913 г. (отливка 1931 г.), бронза, 43 7/8 x 34 7/8 x 15 3/4 ″ (MoMA)Можете ли вы представить, что вы настолько увлечены технологиями, что называете свою дочь Пропеллер? Сегодня мы воспринимаем большинство технологических достижений как должное, но на рубеже прошлого века такие инновации, как электричество, рентгеновские лучи, радиоволны, автомобили и самолеты, были чрезвычайно интересны. Италия отставала от Великобритании, Франции, Германии и США по темпам своего промышленного развития. С культурной точки зрения художественная репутация страны была основана на древнем искусстве и культуре, ренессансе и барокко. Проще говоря, Италия представляла прошлое.
В начале 1900-х годов возникла группа молодых и бунтарских итальянских писателей и художников, полных решимости прославлять индустриализацию. Они были разочарованы падением статуса Италии и считали, что «Век машин» приведет к совершенно новому мировому порядку и даже к обновленному сознанию.
Филиппо Томмазо Маринетти, главарь этой группы, назвал движение футуризмом. Его участники стремились уловить идею современности, ощущения и эстетику скорости, движения и промышленного развития.
Манифест
Маринетти положил начало футуризму в 1909 году, опубликовав свой «Футуристический манифест» на первой полосе французской газеты Le Figaro. Манифест задал пламенный тон. В нем Маринетти набросился на культурную традицию (по-итальянски passatismo) и призвал к разрушению музеев, библиотек и феминизму. Футуризм быстро превратился в международное движение, и его участники выпустили дополнительные манифесты почти для каждого вида искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, фотографии, кино и даже одежды.
Художники-футуристы — Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джино Северини и Джакомо Балла — подписали свой первый манифест в 1910 году (последний назвал свою дочь Эликой — Пропеллер!). Футуристическая живопись впервые обратилась к цвету и оптическим экспериментам конца 19 века, но осенью 1911 года Маринетти и художники-футуристы посетили Осенний салон в Париже и впервые увидели кубизм лично. Кубизм оказал непосредственное влияние, что можно увидеть в 9 работах Боччони.0021 Materia 1912 года, например. Тем не менее футуристы объявили свою работу полностью оригинальной.
Умберто Боччони, Материя, 1912 г. (переработана в 1913 г.), холст, масло, 226 x 150 см (коллекция Маттиоли передана в аренду коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция)Динамизм тел в движении
Футуристов особенно волновали работы ученого и фотографа конца XIX века Этьена-Жюля Маре, чьи хронофотографические (временные) исследования отображали механику движения животных и человека.
[«Этьен Жюль Марей — L’Homme Machine»]
Предшественник кинематографа, новаторские эксперименты Марей с интервальной съемкой оказали особое влияние на Баллу. В своей картине «Динамизм собаки на поводке» художник игриво изображает ноги собаки (и собаковода) как непрерывные движения в пространстве во времени.
Джакомо Балла, «Динамизм собаки на поводке», 1912, холст, масло, 35 1/2 x 43 1/4 дюйма (Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало)Очарованные идеей «динамики», футуристы стремились передать ощущения, ритмы и движения объекта в своих образах, стихах и манифестах. Такие характеристики прекрасно выражены в самом культовом шедевре Боччони, «Уникальные формы непрерывности в космосе » (см. выше).
Ника (Крылатая Победа) Самофракийская, ок. 190 г. до н. э. Высота 3,28 м, эллинистический период, маржа, (Музей Лувра, Париж)Выбор блестящей бронзы придает скульптуре Боччони механизированный характер, так что это идеальное сочетание человека и машины для футуристов. Поза фигуры одновременно грациозна и сильна, и, несмотря на их категорическое неприятие классического искусства, она также очень похожа на девятку.0021 Ника Самофракийская .
Политика и война
Футуризм был одним из самых политизированных художественных течений ХХ века. Он объединил художественную и политическую программы, чтобы способствовать переменам в Италии и по всей Европе. Футуристы устраивали то, что они называли serate futuriste, или футуристические вечера, где они читали стихи и демонстрировали произведения искусства, а также выкрикивали политически ангажированную риторику перед аудиторией в надежде спровоцировать беспорядки. Они считали, что агитация и разрушения положат конец статус-кво и позволят возродить более сильную, энергичную Италию.
Эти позиции побудили футуристов поддержать грядущую войну, и, как и большинство членов группы, ведущий художник Боччони был зачислен в армию во время Первой мировой войны. Он был затоптан насмерть, упав с лошади во время тренировки. После войны сильный национализм членов привел к союзу с Бенито Муссолини и его Национальной фашистской партией. Хотя футуризм продолжал развивать новые направления (например, аэропиттура) и привлекал новых членов — так называемое «второе поколение» художников-футуристов — тесные связи движения с фашизмом усложнили изучение этого исторически значимого искусства.
Источник [2]
Neue Sachlichkeit (или «Новая объективность») — художественное направление, возникшее в Германии в 1920-е годы как реакция на экспрессионизм.
Общественная жизнь в Веймарской Германии
Новая объективность (нем. Neue Sachlichkeit) — термин, используемый для характеристики отношения к общественной жизни в Веймарской Германии, а также к искусству, литературе, музыке и архитектуре, созданным для адаптации к Это. Вместо какой-то цели философской объективности это должно было подразумевать поворот к практическому взаимодействию с миром — исключительно деловое отношение, которое немцы понимают как чисто американское» (Деннис Крокетт, 9). 0066 Немецкий постэкспрессионизм: искусство великого беспорядка, 1918-1984).
Первоначально этот термин был названием художественной выставки, организованной Густавом Фридрихом Хартлаубом, директором Кунстхалле в Мангейме, для демонстрации художников, работавших в духе постэкспрессионизма, вне намерений Хартлауба. Поскольку эти художники отвергли эгоцентризм и романтические стремления экспрессионистов, веймарские интеллектуалы в целом призвали к оружию общественное сотрудничество, участие и отказ от романтического идеализма. Движение фактически прекратилось в 1933 года с падением Веймарской республики и приходом к власти нацистов.
Перед Первой мировой войной
В преддверии Первой мировой войны большая часть мира искусства находилась под влиянием футуризма и экспрессионизма, которые отказались от любого чувства порядка или приверженности объективности или традициям. В частности, экспрессионизм был доминирующей формой искусства в Германии, и он был представлен во многих различных аспектах общественной жизни — в театре, живописи, архитектуре, поэзии и литературе.
Экспрессионисты отказались от природы и стремились выразить эмоциональный опыт, часто сосредотачивая свое искусство на внутреннем смятении (тоске), будь то реакция на современный мир, отчуждение от общества или создание личной идентичности. Наряду с этим вызовом беспокойства и беспокойства по поводу буржуазной жизни экспрессионисты также вторили некоторым из тех же революционных чувств, что и футуристы. Новая Объективность была реакцией на это.
Внешний мир: Веристы и классики
Новая Объективность объединила в себе два направления, характеризовавшиеся с точки зрения левого и правого крыла: на левом были веристы, которые «разрывают объективную форму мира современных фактов и представляют текущий опыт в его темпе и лихорадочной температуре»; а справа классицисты, которые «больше ищут предмет вневременной способности воплощать внешние законы бытия в художественной сфере.
Яростная форма реализма веристов подчеркивала безобразное и грязное. Их искусство было сырым, провокационным и резко сатирическим. Джордж Гросс и Отто Дикс считаются самыми важными веристами. Веристы развили дадаистский отказ от любых изобразительных правил или художественного языка в «сатирический гиперреализм», как его назвал Рауль Хаусманн, и наиболее известными примерами которого являются графические работы и фотомонтажи Джона Хартфилда. Использование коллажа в этих работах стало композиционным принципом смешения реальности и искусства, как бы предполагая, что запись фактов реальности означает выход за рамки самой простой видимости вещей. Позже это превратилось в портреты и сцены таких художников, как Гросс, Дикс и Рудольф Шлихтер. Портреты подчеркивали бы определенные черты или предметы, которые рассматривались как отличительные черты изображенного человека. Сатирические сценки часто изображали безумие происходящего, изображая участников мультяшными.
«Солнечное затмение» Джорджа Гросса, 1926 год. Джордж Гросс олицетворяет веристский стиль Новой Объективности.Другие веристы, такие как Кристиан Шад, изображали реальность с клинической точностью, что предполагало как эмпирическую отстраненность, так и глубокое знание предмета. По словам искусствоведа Виланда Шмида, картины Шада характеризуются «настолько острым художественным восприятием, что кажется, что оно пронзает кожу». Часто в его работы вводились психологические элементы, которые предполагали лежащую в основе бессознательную реальность.
Макс Бекманн, которого иногда называют экспрессионистом, хотя он никогда не считал себя частью какого-либо движения, считался веристом и самым важным художником Neue Sachlichkeit.
По сравнению с веристами классицисты ярче олицетворяют «возврат к порядку», возникший в искусстве всей Европы. Среди классиков были Георг Шримпф, Александр Канольдт, Карло Менсе, Генрих Мария Даврингхаузен и Вильгельм Хайзе. Источники их искусства включают 19Искусство -го -го века, итальянские художники-метафизики, художники Новеченто Итальяно и Анри Руссо.
Источник [3]
Дадаизм был междисциплинарным художественным движением, отвергавшим господствующие художественные стандарты и создававшим культурные произведения «антиискусства». Помимо того, что Дада был антивоенным, он также был антибуржуазным и имел политические связи с левыми радикалами.
С точки зрения художественной среды, дадаисты работали в коллаже, создавая композиции, склеивая транспортные билеты, карты, пластиковые обертки и другие артефакты повседневной жизни. Художники Дада также работали в фотомонтаже, разновидности коллажа, в котором использовались настоящие или репродукции фотографий, напечатанных в прессе. В Кельне Макс Эрнст использовал фотографии, сделанные с фронта во время Первой мировой войны, чтобы прокомментировать войну. Еще одним вариантом коллажа, используемым дадаистами, была сборка, сборка предметов повседневного обихода для создания значимых или бессмысленных произведений, включая предметы войны и мусор.
Дадаизм зародился в Цюрихе в 1916 году Среди ключевых фигур движения Дада были Хьюго Болл, Эмми Хеннингс, Ганс Арп и Рауль Хаусманн. Это движение повлияло на более поздние стили, такие как авангард, и движения, включая сюрреализм, новый реализм, поп-арт и Fluxus.
Мемориальная доска, посвященная рождению движения Дада. Эта табличка из Кабаре Вольтер, первого места, где художники дадаизма демонстрировали свои работы в 1916 году.Дадаизм был неформальным международным движением с участниками в Европе и Северной Америке. Начало Дадаизма соответствует началу Первой мировой войны. Для многих участников движение было протестом против буржуазных националистических и колониалистских интересов, которые многие дадаисты считали первопричиной войны. Движение также выступало против культурного и интеллектуального соответствия в искусстве и обществе. По словам Ганса Рихтера, дадаизм был не искусством, а «антиискусством».
Когда в 1918 году закончилась Первая мировая война, большинство цюрихских дадаистов вернулись на родину, а некоторые начали дадаистскую деятельность в других городах.
Плакат дадаизма 1923 года. Этот плакат для вечеринки дадаизма отсылает к средству коллажа.Как и Цюрих, Нью-Йорк был убежищем для писателей и художников времен Первой мировой войны. Французы Марсель Дюшан и Фрэнсис Пикабиа познакомились с американским художником Ман Рэем в Нью-Йорке в 1915 году. Трио вскоре стало центром радикальной антихудожественной деятельности в Нью-Йорке. Соединенные Штаты.
В это время Дюшан начал выставлять «реди-мейды» (предметы повседневного обихода, найденные или купленные и объявленные искусством) и был активен в Обществе независимых художников. В 1917 году он представил знаменитый ныне Фонтан на выставку Общества независимых художников.
Первоначально являвшийся предметом насмешек в художественном сообществе, Фонтан с тех пор стал почти канонизирован некоторыми как одно из самых узнаваемых произведений модернистской скульптуры. Например, комитет, руководивший престижной британской премией Тернера в 2004 году, назвал ее «самым влиятельным произведением современного искусства».
Марсель Дюшан, Фонтан. Присвоение Дюшаном писсуара как произведения искусства бросило вызов преобладающему определению скульптуры.К 1921 году большинство первоначальных дадистов переехали в Париж, где дадаизм пережил свое последнее крупное воплощение. Вдохновленный Тристаном Цара, парижский дадаизм вскоре выпустил манифесты, организовал демонстрации, поставил перформансы и издал ряд журналов.
Хотя движение Дада было широким, оно было нестабильным. К 1924 году художники перешли к другим идеям и движениям, включая сюрреализм и социальный реализм. Некоторые теоретики утверждают, что дадаизм был началом постмодернистского искусства.
Читать: http://www.metmuseum.org/toah/hd/duch/hd_duch.htm
Эссе Шона Роггенкампа [4]
Кете Кольвиц, Мемориальный лист Карла Либкнехта (Gedenkblatt für Karl Liebknecht), 1919–1920 гг., Гравюра на дереве, усиленная белыми и черными чернилами, 37,1 × 51,9 см (Художественный институт Чикаго)Гравюра
В политической суматохе после Первой мировой войны , многие художники обратились к созданию гравюр вместо картин. Возможность создавать несколько копий одного и того же изображения сделала эстамп идеальным средством распространения политических заявлений. Немецкая художница Кете Кольвиц работала почти исключительно в этой среде и стала известна своими гравюрами, воспевающими бедственное положение рабочего класса.
Художница редко изображала реальных людей, хотя часто использовала свой талант в поддержку идей, в которые верила. 1919. Эта работа уникальна среди ее гравюр, и хотя она увековечивает память о человеке, она делает это без пропаганды его идеологии.
История и политика
С окончания Первой мировой войны в конце 19С 18 августа до основания Веймарской республики (представительной демократии, которая была правительством Германии между двумя мировыми войнами) в августе 1919 года Германия пережила период социальных и политических потрясений. В это время Германию возглавляла коалиция левых сил с марксистскими симпатиями, крупнейшей из которых была Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В то же время другие, более радикальные группы боролись за контроль над Германией, включая недавно созданную Коммунистическую партию Германии (КПГ).
И социалисты, и коммунисты хотели уничтожить капитализм и установить общественный контроль над средствами производства, но в то время как социалисты считали, что лучший способ достичь этой цели — действовать шаг за шагом внутри капиталистической структуры, коммунисты призывали к немедленная и тотальная социальная революция, которая передаст государственную власть в руки рабочих. В этом духе КПГ устроила восстание в Берлине в январе 1919 года. Воинские части, вызванные СДПГ, подавили восстание и захватили двух лидеров, Карла Либкнехта и Розу Люксембург. Либкнехт и Люксембург были убиты в заключении 15 января 19 года.19. Их смерть нашла отклик в левых кругах, и их широко прославляли как мучеников за коммунистическое дело.
Кольвиц не был коммунистом и даже признавал, что СДПГ (в целом более осторожная и пацифистская, чем КПГ) была бы лучшим лидером. Но она слышала, как говорил Либкнехт, и восхищалась его харизмой, поэтому, когда семья попросила ее создать произведение, чтобы увековечить его память, она согласилась.
Плач
Памятный лист Карла Либкнехта выполнен в стиле плача, традиционного мотива христианского искусства, изображающего последователей Христа, оплакивающих его мертвое тело, изображая Либкнехта как фигуру Христа. Иконография была бы легко узнаваема массами, которые были целевой аудиторией художника.
Макс Бекманн, «Мученичество», пластина 4 из ада, 1919 г., литография, 54,7 х 75,2 см (Музей современного искусства, Нью-Йорк)Другие мемориальные работы
Несколько художников того времени создавали мемориальные работы Либкнехту и Люксембург. Наиболее известны (наряду с работами Кольвица) «Мученичество» Макса Бекмана из его портфолио Ад 1919 года (вверху) и « Люди над миром » Конрада Феликсмюллера того же года. В отличие от этих произведений, « Памяти Карла Либкнехта » Кольвица фокусируется не на самом человеке, а на доверившихся ему рабочих. Ориентация на тех, кто сильно пострадал, а не на тех, кто находится в центре внимания, — постоянная тема в творчестве художницы, отраженная в ее самых известных работах из цикла «Война », на которых изображены не солдаты или сражения, а страдания женщин. и дети, оставленные и голодающие.
Композиция
Композиция делит лист на три горизонтальные части. Верхняя часть плотно заполнена фигурками. Их лица хорошо смоделированы и имеют интересную глубину сами по себе, но ощущение пространства очень сжато — головы выдвинуты на передний план и упакованы во все доступные уголки пространства. Создается впечатление, что множество людей приходят засвидетельствовать свое почтение, не ставя под угрозу индивидуальность субъектов.
Средний слой содержит сравнительно меньше деталей, что еще больше подчеркивает скученность в верхней части печатной формы. Этот раздел обращает внимание на специфическое действие склонившегося плакальщика. Его рука на груди Либкнехта соединяет этот участок с самым нижним уровнем композиции, телом замученного революционера.
Скорбящая женщина с ребенком (фрагмент), Кете Кольвиц, Мемориальный лист Карла Либкнехта (Gedenkblatt für Karl Liebknecht), 1919–1920, Ксилография, усиленная белыми и черными чернилами, 37,1 × 51,9 см (Художественный институт Чикаго)Над согнув скорбящего, женщина держит своего младенца, чтобы видеть поверх голов тех, кто перед ними. Женщины и дети были центральной темой творчества Кольвиц, что делало ее уникальным голосом в творческой среде, где доминировали молодые мужчины (фактически, Кольвиц была первой женщиной, принятой в Прусскую академию).
Ксилография
Ксилография — это метод, при котором рисунок вырезается на деревянной пластине, которая затем покрывается чернилами и печатается на бумаге. Чернила покрывают первоначальную поверхность деревянного блока, который печатается черным, а вырезанные области сохраняют цвет бумаги. Это отличается от методов печати, таких как гравировка, при которой краска попадает в выемки, вырезанные в металлической пластине стилусом, и поэтому линии печатаются черным, а нетронутые области пластины на отпечатке получаются белыми.
Немецкие художники-экспрессионисты, в частности Эрнст Людвиг Кирхнер и группа Брюкке, использовали гравюры на дереве еще в 1904 году, чтобы запечатлеть грубую, жизненную энергию, которую они ощущали в работах так называемых «примитивных» обществ без художественных традиций.
Карьера Кольвиц пересекалась с немецкими экспрессионистами, но сама она не была экспрессионисткой и была примерно на поколение старше большинства из них. Для нее использование такой модной техники было нехарактерно, и на самом деле она работала с ксилографией только несколько лет после Первой мировой войны. Кольвиц создала некоторые из своих самых мощных и впечатляющих работ в этом стиле, в том числе цикл военных гравюр 19-го века.24. Она воспользовалась необработанным эффектом ксилографии для создания произведений, которые отбросили тонкость и утонченность ее более ранних работ в гравюре и литографии. Кольвиц считала, что ее протест против ужасов войны лучше всего выражается в грубых и абсолютно черно-белых гравюрах на дереве.
- Smarthistory CC-BY-NC-SA 3.0] ↵
- Boundless Art History 21 июля 2015 г., CC-BY-SA 4.0 ↵
- «Дадаизм». Безграничная история искусства . 21 июля 2015 г. CC-BY-SA 4.0 ↵
- Smarthistory CC-BY-NC-SA 3. 0) ↵
Futurism — Matteson Art
Futurism
Магритт получил футуристический каталог от Пьера Буржуа вскоре после того, как они встретились в Академии художеств. К 1920 году Магритт и ЭЛТ Месенс запросили дополнительную информацию у лидера футуризма Филиппо Томмазо Маринетти. Они получили больше брошюр Маринетти о футуризме. На самом деле есть набросок письма Маринетти, в котором Месенс благодарит Маринетти за отправку футуристических брошюр.
Несколько картин Магритта начала 1920-х годов отражают его интерес к футуризму:
Jeunesse- Rene Magritte 1924
Читая лекции студентам Королевского музея изящных искусств в Антверпене в 1938 году, Магритт сказал о футуризме:
В состоянии настоящего опьянения я написал целую серию футуристических картин . Тем не менее, я не верю, что лиризм, который я хотел запечатлеть, имел неизменный центр, не связанный с эстетическим футуризмом (Торчинер 214).
Габлик предполагает, что «его футуризм никогда не был ортодоксальным, в том смысле, что он всегда сочетался с неким эротизмом, как в картине «Юность», где над изображением лодки парит расплывчатая фигура обнаженной девушки (Габлик 23).
Вот статья о футуризме из «Истории искусства»:
Отличительной чертой футуризма, в отличие от других авангардных течений начала ХХ века, было его намерение вовлечься во все стороны современной жизни. систематических изменений в обществе и, в соответствии с названием движения, вести его к новым отходам в «будущее». Футуризм был скорее направлением, чем стилем. Его поощрение эксцентричного поведения часто вызывало стремительные, а иногда и насильственные попытки инсценировать воображаемые ситуации в в надежде вызвать реакцию Движение пыталось освободить своих сторонников от оков 19буржуазной условности XX века и призвал их выйти за рамки традиционных художественных жанров, чтобы претендовать на гораздо более полную свободу выражения. Посредством шквала манифестов, касающихся не только различных аспектов искусства, таких как живопись, скульптура, музыка, архитектура и дизайн, но и общества в целом, футуристы провозгласили культ современности и появление новой формы художественного творчества. самовыражение и положить конец искусству прошлого. Вся классическая традиция, особенно итальянская, была главной мишенью для нападок, в то время как мир технологий, механизации и скорости воспринимался как выражение красоты и предметов, достойных интереса художника.
Футуризм, зародившийся как литературное движение, опубликовал свой первый манифест (подписанный Филиппо Томмазо Маринетти) в «Фигаро» в 1909 году. Вскоре к нему присоединилась группа молодых итальянских художников — Умберто Боччони, Джакомо Балла (1871–1958). , Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947) и Джино Северини (1883–1966), которые вместе написали «Технический манифест футуристической живописи» и «Манифест художников-футуристов». которые были изданы в 1910 году.
Danseuse bleue-Gino Severini
Несмотря на то, что это единственное итальянское авангардное движение. Футуризм впервые появился в Париже, где космополитическая атмосфера была готова его принять и продвигать. Его развитие совпало с развитием кубизма, и часто обсуждались сходства и различия в философии этих двух движений. Без сомнения, они разделяли общую цель окончательного разрыва с традиционными объективными методами репрезентации. Однако статика кубизма очевидна по сравнению с динамизмом футуристов, равно как и монохромность или приглушенные цвета первых в отличие от яркого использования цвета последними. Рациональная форма экспериментирования кубистов и интеллектуальный подход к художественному процессу также контрастируют с громогласными и эмоциональными призывами футуристов к взаимному вовлечению искусства и жизни, с выражениями тотального искусства и провокационными демонстрациями на публике. Кубисты интересовались объективной ценностью формы, в то время как футуристы полагались на образы и силу восприятия и памяти в своих особенно динамичных картинах. Футуристы считали, что физические объекты обладают своего рода индивидуальностью и жизненной силой. раскрытые «силовыми линиями» — Боччони называл это «физическим трансцендентализмом». Эти характерные линии помогали сообщать психологию и эмоции наблюдателя и влияли на окружающие предметы «не отражениями света, а реальным совпадением линий и реальным конфликтом плоскостей» (каталог выставки Бернхейма-Жена, 1911). Таким образом, картина могла взаимодействовать с наблюдателем, который впервые смотрел бы «в центр картины», а не просто смотрел на картину спереди. На этот метод наблюдения за объектами, основанный на присущем им движении и, таким образом, улавливающий жизненный момент явления в процессе его постоянного изменения, частично повлияло увлечение новыми технологиями и механизацией. Однако не менее важным был визуальный потенциал новоявленного, но процветающего искусства кинематографии. Футуристы твердо считали, что о живописных ощущениях следует кричать, а не бормотать. Это убеждение отразилось в их использовании очень ярких, динамичных цветов, основанных на модели неоимпрессионистских теорий фрагментации света. Излюбленной темой художников-футуристов была лихорадочная жизнь мегаполиса: толпы людей, яркая ночная жизнь вокзалов и верфей, буйные сцены массового движения и эмоций, которые обычно вспыхивали внезапно. Некоторые футуристы, такие как Балла, выбирали темы с социальным подтекстом, следуя анархической символистской традиции северной Италии и гуманитарному популизму Джованни Сины.
Первый период футуризма был аналитическим этапом, включающим анализ динамики, фрагментацию объектов на дополнительные оттенки цвета и сопоставление извилистых, змеевидных линий и перпендикулярных прямых линий. Милан был центром футуристической деятельности, которую возглавлял Боччони и поддерживали Карра и Руссоло. Эти три художника вместе посетили Париж в 1911 году в качестве гостей Северини, поселившегося там в 1906 году. Во время своего пребывания они сформулировали новый художественный язык, кульминацией которого стали работы, посвященные «расширению объектов в пространстве» и ум» картины. Второй период, когда футуристы переняли кубистическую идиому, был известен как синтетическая фаза и длился с 19 г. до н.э.13 по 1916 год.
В это время Боччони занялся скульптурой, развивая свою идею «скульптуры окружающей среды», которая предвещала «пространственную» скульптуру Мура, Архипенко и конструктивистов. В Риме Балла и Фортунато Деперо (1892-1960) создали «пластические комплексы», конструкции динамичных базовых силуэтов в резких однотонных тонах. Начало Первой мировой войны побудило многих художников-футуристов записаться добровольцами. На эту готовность служить повлияла доктрина движения, согласно которой война была самой эффективной формой очищения в мире. И Боччони, и архитектор Антонио Сант’Элиа, спроектировавший воображаемый футуристический город, были убиты на войне, и движение внезапно прекратилось.
В течение 1920-х годов некоторые футуристы пытались возродить это движение и привести его в соответствие с другими европейскими авангардными движениями под названием «Механическое искусство». Его манифест, опубликованный в 1922 г., показал много общего с пуризмом и конструктивизмом. Футуризм также стал ассоциироваться с аэрографией — техникой, разработанной в 1929 году Баллой, Бенедеттой, Доттори, Филлией и другими художниками. Этот стиль живописи служил выражением стремления к свободе воображения и фантазии.
Прогрессивный дух итальянского футуризма
Итальянский футуризм возник как часть общего художественного брожения, характеризовавшего интеллектуальную жизнь Европы в период до 1914 года. рухнул старый мир, Европа и США быстро индустриализировались. Возникла идея о , новой эре прогресса , в которой машина была королем, что привело к возникновению культа современности. В то время Италия отставала, все еще представляя прошлое. Разочарованный ухудшающимся статусом страны и полагая, что «эпоха машин» приведет к совершенно новому мировому порядку, группа молодых итальянских писателей и художников была полна решимости отпраздновать индустриализацию. Они стремились уловить идею современности через прославление технологий, власти и современного образа жизни. Они сделали это, продемонстрировав красоту машины, ощущения и эстетику скорости, движения, насилия, промышленного развития и перемен. [1] Тем не менее, футуризм также нес опасное политическое напряжение, встроенное в движение, которое значительно затмило его художественные достижения.
Филиппо Томмазо Маринетти — Небоскребы и туннели, Фортунато-Деперо, 1930 год, через lionandthehunter.wordpress.com
Итальянский футуризм возникает как движение
Движение было официально запущено Манифестом футуристов , написанным итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти . Опубликованный впервые 5 февраля 1909 года в La gazzetta dell’Emilia , манифест задал пламенный тон. Маринетти выразил отвращение к всему старому и набросился на культурную традицию , призывая к уничтожению музеев, библиотек и феминизма. Вскоре к поэту присоединились художники Умберто Боччони, Карло Карра, Джакомо Балла, Джино Северини и композитор Луиджи Руссоло . Стремясь оживить то, что они определили как статичную, разлагающуюся культуру и бессильную нацию, которая смотрела в прошлое за своей идентичностью, они прославляли оригинальность, скорость, молодость, насилие, технологии, науку, машины и триумф человечества над природой. Генеральная. Они игнорировали все, что представляло прошлое, а также гармонию и хороший вкус, и отвергали искусствоведов как бесполезных. Начавшись как буквально авангард, напечатавший серию манифестов, стихов о свободе слова, романов и журналов, он быстро охватил все изобразительное и исполнительское искусство , архитектура, политика и даже реклама. Поскольку учредительный манифест не содержал положительной художественной программы, они попытались создать ее в своем последующем Техническом манифесте футуристической живописи , опубликованном в 1914 году. друг от друга или от их окружения, но должны сливаться. [2]
Джино Северини — Уланы. Подписи через Creative Commons
Стиль и эстетика
Потребовалось некоторое время, пока итальянские футуристы разработали особый стиль и сюжет . Сначала вдохновленные цветовыми и оптическими экспериментами конца 19 века, контакт с кубизмом на Осеннем салоне в Париже в 1911 году полностью изменил их художественное направление. Они переняли кубистский стиль и методы, предложившие им средства анализа энергия в картинах и , выражающая динамизм . Стремясь передать в своих работах ощущения, ритмы и движения объекта, они экспериментировали с фрагментацией формы, коллапсом времени и пространства и головокружительными перспективами. Они отстаивали концепцию «тотального произведения искусства» , в котором зритель окружен полностью футуристической средой для достижения «реконструкции вселенной» . Их стиль развился из разрозненных элементов 19-го века.10-х к механическому языку в 20-х, а затем к аэрофотосъемке в 30-х. [3]
Слева: Fortunato Depero — Il Treno, 1926, через pinterest com / Справа: Gino Severini — Blue Dancer, 1912. Подписи, через Creative Commons
Известные художники-футуристы и произведения искусства
Художники-футуристы часто изображали современные городские пейзажи. Одной из самых известных работ такого рода является Похороны анархиста Галли автора Карло Карра , на котором изображена сцена полицейского нападения и беспорядков, в которых участвовал сам художник в 1904 году. Сначала Карра был одним из ведущих художников этого движения, а позже полностью порвал с ним в пользу художественного стиля, известного как Метафизическая живопись , которую он основал с Джорджо де Кирико. Другим видным представителем движения был Умберто Боччони , сыгравший важную роль в развитии теорий движения. Впервые появившись как художник, Боччони позже создал значительные футуристические скульптуры, такие как Уникальные формы непрерывности в пространстве из 1913 года. Художник Джакомо Балла был сильно вдохновлен новаторскими экспериментами ученого и фотографа конца 19 века Этьена-Жюля Маре, что можно увидеть на его картине Динамизм собаки на Поводок , где он игриво изобразил ноги собаки (и собаковода) как непрерывные движения в пространстве во времени . Художника Джино Северини меньше интересовала тема машины, и он часто выбирал форма танцора для выражения футуристических теорий динамизма в искусстве. Он также умел изображать живые городские сцены. Композитор Луиджи Руссоло известен своим манифестом 1913 года Искусство шумов , в котором он пропагандировал использование промышленных и военных шумов для создания нового вида музыки . Он создал шумовые машины, воспроизводящие грохот индустриальной эпохи и бум войны, заложив основы звукового искусства. [4]
Карло Карра — Похороны анархиста Галли, 1910-11. Подписи через Creative Commons
Итальянский футуризм и фашизм
В качестве пощечины существующему обществу, его эстетическим нормам и ценностям футуризм провозгласил, что гнилые устои, на которых он стоит, должны быть взорваны для того, чтобы творческий дух народа освобожден. То, что начиналось как художественный посыл — отказ от застоя и инерции в искусстве, — стало явно политическим . 0239 . Это означало, что не только старое искусство, но и все остальные проявления старого общества должны быть низвергнуты. Восхищаясь насилием и будучи крайне патриотичными, эти позиции побудили футуристов поддержать вступление Италии в Первую мировую войну . Многие члены движения зачислены в армию, например, Умберто Боччони , который был затоптан насмерть, упав с лошади во время тренировки. Разочарование итальянской мелкой буржуазии результатами войны породило фашистское движение под руководством Бенито Муссолини. Поскольку элементы фашистской и империалистической идеологии присутствовали в зачаточном виде в итальянском футуризме задолго до того, как он полностью сформировался на политической сцене, это привело к союзу с дуче и его Национал-фашистской партией. Движение, имевшее перед войной некоторую сырую энергию и даже полуреволюционный подтекст, утратило всю свою бунтарскую направленность и целиком поставило себя на службу фашистскому и капиталистическому государству . 0239 . Но фашистское искусство никогда не может быть великим искусством. Чтобы процветать и развиваться, искусству нужна полная свобода, недостижимая при регламентации и цензуре тоталитарного государства. [5]
Джакомо Болл — Девушка, бегущая по балкону. Подписи через Creative Commons
Воздействие и наследие
Хотя это было в основном итальянское явление, параллельных движений возникли в России, Англии, Бельгии и других странах. В Россия футуризм пошел прямо противоположным путем и стал на службу Октябрьская революция . Причина этого кроется в разных объективных условиях российского и итальянского общества. Демонстрируя большие надежды и жизнеспособность на начальном этапе, итальянский футуризм полностью выродился при фашистском режиме в простую пропаганду и расширенную руку корпоративного государства. Крах этой идеологии в конце Второй мировой войны был также концом футуризма , зашедшим в тупик. Несмотря на эти сложные отношения между движением и фашизмом, футуристы создали несколько влиятельных произведений искусства, которые вдохновили многие другие движения 20-го века, такие как ар-деко, вортицизм, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм и гораздо более поздний неофутуризм, который был своего рода возрождением в театре. в Чикаго. Тем не менее, итальянский футуризм как целостное художественное течение существует уже в только книги по истории искусства .
Совет редактора: Итальянский футуризм, 1909–1944: реконструкция Вселенной (Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк: каталоги выставок) Уолтера Адамсона, Эмили Браун и Сильвии Барисионе
Узнайте больше об итальянском футуризме. Эта книга была издана в связи с выставкой «Итальянский футуризм, 1909–1944: реконструкция Вселенной» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в 2014 году. Содействуя исследованию и пониманию этого влиятельного, но малоизвестного художественного движения двадцатого века, публикация исследует исторический размах футуризма с момента его зарождения с Ф. Т. Манифест Маринетти в 1909 через упадок движения в конце Второй мировой войны. В этой книге представлено более 300 работ, созданных между 1909 и 1944 годами многочисленными творческими людьми, писателями, дизайнерами и композиторами, в этой книге представлены живопись, скульптура, архитектура, дизайн, керамика, мода, кино, фотография, реклама, поэзия в свободной форме, публикации, музыка, театр и перформанс, а также различные академические эссе, в которых обсуждаются разнообразные темы и воплощения итальянского футуризма.
Каталожные номера:
- Аноним. Итальянский футуризм: введение. Академия Хана [12 ноября 2016 г.]
- Boccioni, U. Carrà, C. Russolo, L. Balla, G, Severini, G. Технический манифест футуристической живописи [12 ноября 2016 г.]
- Дагган, Б. (2015) Итальянский футуризм: движение нежити в искусстве? Большое мышление
- Daly, S.