Проект «Импрессионизм – направление в живописи»

Государственное бюджетное образовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Познавательный проект.

Тема: Импрессионизм – направление

в живописи.

Подготовила: Царегородцева

Алевтина Алексеевна.

                       ученица 9-А класса СОШ№2

Руководитель:Слесарева

                                                                       Татьяна Владимировна

                                                                              учитель изобразительного

                                                                   искусства СОШ№2.

Г. Верхотурье, 2022 г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………. ..3

Теоретическая часть:………………………………………………………………4

Глава 1. Что такое импрессионизм?…………………………………………………………….4

Глава 2.Техника письма и жанры импрессионизма…………………………….5

Глава 3. Биография Клода Моне…………………………………………………6

Глава 4. Творчество Моне………………………………………………………..7

Глава 5. Этапы изготовление копии фрагмента картины Клода Моне «Маки»……………………………………………………………………………..8

Практическая часть:……………………………………………………………….9

Глава 1. Проведение урока и выполнение творческой работы в технике импрессионизма «Осенний пейзаж»……………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10-11

Список интернет источников……………………………………………………12

Приложения:

 Приложение  №1 –  фрагмент картины «Маки»……………………………….8

Приложение № 2 – картина «Осенний пейзаж»………………………………..9

Введение.

«Я пытался сделать невозможное- нарисовать сам свет…»

Импрессионизм (impressionnisme) — стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Сама идея импрессионизма заключается в его названии: impression — впечатление. Художники, которые устали от традиционных техник живописи, которые, по их мнению, не передавали всю красоту и живость мира, стали использовать совершенно новые техники и методы изображения, которые должны были в наиболее доступной форме выразить не «фотографический» вид, а именно впечатление от увиденного. В своей картине художник-импрессионист при помощи характера мазков и цветовой палитры пытается передать атмосферу, тепло или холод, сильный ветер или умиротворённую тишину, туманное дождливое утро или яркий солнечный полдень, а также свои личные переживания от увиденного. 

Актуальность проекта: Современная молодёжь совсем не интересуется живописью, на примере работ французского художника Клода Моне мне хотелось бы донести до окружающих нас людей, насколько удивителен и интересен мир живописи. Познакомить с одним из стилей живописи- импрессионизмом.

Цель проекта: рассказать о французском  художнике Клоде Моне, как об одном из основателей течения в живописи — импрессионизма.

Задачи:

  1. Узнать что такое импрессионизм?
  2. Изучить технику письма и жанры импрессионизма.
  3. Узнать биография Клода Моне.
  4. Познакомиться с творчеством Клода Моне.
  5. Представить копию фрагмента картины художника Клода Моне: «Маки».
  6. Выполнить  осенний пейзаж в технике импрессионизма в группе.

Объектом моего исследования является ознакомление учеников с теорией и практикой импрессионизма.

Предметом данной работы является проведение урока с использованием полученных знаний о технике импрессионизма и выполнение творческой работы.

Гипотеза — передача знаний об представителях и об самом течении импрессионизма, поможет повысить интерес у молодёжи к искусству

Предполагаемый результат:Возможно, после моего проекта кто-то из учащихся заинтересуется живописью, импрессионизмом.

Теоретическая часть.

Глава 1.Что такое импрессионизм?

Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в XIX – XX века. Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление». В этом направлении художники пытались передать сюжет картины через своё первое впечатление. Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных». Бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — является главной чертой импрессионизма.

Импрессионизм — это мир чувств, эмоций и мимолётных впечатлений. Здесь ценится не внешняя реалистичность или натуральность, а именно реалистичность выраженных ощущений, внутренне состояние картины, её атмосфера, глубина. Изначально данный стиль подвергся сильной критике. Первые картины импрессионистов были выставлены в парижском «Салоне Отверженных», где выставлялись работы художников, отвергнутых официальным Парижским салоном искусств. Всех художников Луи Леруа обозвал импрессионистами, что можно примерно перевести, как «впечатленцы». Первое время картины действительно подвергались критике, однако вскоре в салон стало приходить всё больше и больше поклонников нового направления в искусстве, а сам жанр из отверженного превратился в признанный.  

Стоит отметить, что художники конца XIX века во Франции придумали новую стилистику не на пустом месте. За основу они взяли техники живописцев прошлого, в том числе художников Эпохи Возрождения. Такие живописцы, как Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рубенс, Тёрнер и другие задолго до возникновения импрессионизма пытались передавать настроение картины, живость природы, особую выразительность её состояния. Ещё одной специфической особенностью произведений импрессионистов является некая поверхностная будничность, которая, однако, содержит в себе неимоверную глубину. Они не пытаются выразить каких-то глубоких философских тем, мифологических или религиозных задач, исторических и важных событий. Картины художников этого направления по своей сути простые и повседневные — пейзажи, натюрморты, люди, которые идут по улице или занимаются своими обычными делами и так далее. Именно такие моменты, где отсутствуют излишняя тематичность, которая отвлекает человека, чувства и эмоции от увиденного выходят на первый план. Также импрессионисты, по крайней мере в начале своего существования, не изображали «тяжёлых» тем — бедности, войн, трагедий, страданий и так далее. Картины импрессионистов чаще всего — это максимально позитивные и радостные произведения, где присутствует много света, ярких красок, сглаженная светотень, плавные контрасты. Импрессионизм — это приятное впечатление, радость от жизни, красота каждого мгновения, наслаждение, чистота, искренность.

Глава 2. Техника письма и жанры импрессионизма.

Импрессионизм как направление в живописи включает в себя несколько характеристик техники рисования: видимые мазки кистью, открытость композиции, упор на световые приемы передачи форм, изображение рядовых предметов, иллюзию движения как важный элемент человеческого восприятия и необычные углы обзора всей композиции. Иногда под импрессионизмом понимают предметы искусства, созданные в этом стиле, но уже после 19 века. И все же стоит отличать импрессионизм как направление в искусстве, которое на данный момент является законченным, и стиль импрессионизма, продолжающий использоваться в работах современных авторов

Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей.

Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.

Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.

Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.

Импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.

Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.

Глава 3. Биография Клода Моне.

Клод Моне — был французским художником. Родился он в Париже 14 ноября 1840года, а умер 5 декабря 1926, прожив 86 лет. Он был вторым ребёнком бакалейщика Клода Адольфа Моне и Луизы Жюстины. Его первую  жену звали Камилла Донсье. И у них было двое сыновей: Жан и Мишель. А вторую жену звали: Алиса Ошеде.

Когда Клоду было пять лет, семья переехала в Нормандию. Отец хотел, чтобы мальчик стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Сам мальчик не любил учится и в свои пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. Этим путём он приобрёл некоторую известность. Благодаря этим карикатурам Клод Моне познакомился с пейзажистом Эжен Буден. Буден стал учить Моне. Вскоре Клод объявил отцу, что хочет стать художником и поехать учится в Париж. Нехотя ему разрешили. В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1861 году. Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровалсяв подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр, в которой познакомился со своими единомышленниками . Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсье, написанный в 1866 году. Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось двое сыновей: Жан и Мишель. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, там он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, а в 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогала художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в Живерни, где они прожили в браке 18 лет. В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты. Но он не оставил занятий живописью. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрёл зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет. Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Последнюю картину он написал в 84 году.

Глава 4. Творчество Моне.

Для творчества Моне характерно объединение картин в циклы, подчиненные одной теме. Так наиболее известны циклы:

  1. «Нимфеи» – более двух сотен картин;
  2. «Долина Грёз» – 10 картин, 1889 г.;
  3. «Стога» -22 картины, 1889-1901 гг.;
  4. “Тополя” – 11 картин, 1982 г.;
  5. “Руанский собор” 30 картин, 1895 г.;
  6. “Лондон” –38 картин,1904 г.;
  7. “Венеция” – 28 картин, 1912 г.

Последние годы своей жизни Моне провел в усадьбе в Живерни. Все это время преобладающей, а позже единственной темой его картин были водяные лилии, которые художник самостоятельно выращивал в своем пруду.

Так же у Клода Моне было два собственных сада в которые он время от времени выходил рисовать. Первый носит называние «Нормандский сад» и расстилается перед домом художника, а второй — это «Водный сад» в японском стиле, который расположен по другую сторону дороги.

Цикл «Кувшинки или же Нимфеи» был нарисован в «Водном саду».

Глава 5. Этапы изготовление копии фрагмента картины Клода Моне «Маки»

В прошлом году я учувствовала в всероссийской олимпиаде МХК, где представляла данный материал и выполняла фрагмент картины Клода Моне «Маки». В своей картине я использовала техники импрессионизма.  Работа была сложная,  но интересная и необычная.

Этапы работы над фрагментом:

  1. Нашла в интернете нужную картину и выбрала фрагмент.
  2. Распечатала. И расчертив, перенесла на большой формат.
  3. Расписала в нужной цветовой палитре.

(Приложение№1)

Практическая часть.

Для выполнения цели проекта мною был проведён урок. Я предложила выполнить осенний пейзаж в технике импрессионизма. К урокунеобходимо было сделать фотографии осенних деревьев и листьев, которыми учащиеся могли воспользоваться. 

Импрессионисты свои работы выполняли сразу красками, без эскиза.  И проведённая творческая работа выполнялась по этим же правилам . В работе  ученики должны были передать своё первое впечатление и эмоции  от увиденного и запечатлённого на фотографии с помощью цвета.  Работа проводилась по следующему плану.

План над работой:

  1. Просмотретьфотографии осенних деревьев. Отметить разницу в цветовой палитре каждого пейзажа. По своему самому яркому впечатлению выбрать одну фотографию как образец для своей картины.
  2. Альбом расположить вертикально. Мазками начать делать основной силуэт дерева, подбирая основной цвет.
  3. Прорисовать светлые участки дерева.
  4. Прорисовать тёмные участки дерева.
  5. Сделать падающую тень в противоположной стороне от источника света.
  6. Прорисовывать фон без деталей.
  7. Завершение работы над картинами
  8. Выставка работ.

(приложение № 2)

Заключение.

В моём проекте был рассмотрен импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века. Также были изучены основные моменты истории создания этого движения, рассмотрен наиболее известный представитель, художник — импрессионист XIX века Клод Моне и его великие работы.

Импрессионизм — это достигшее невиданной утонченности искусство наблюдения реальной действительности, в которой каждый миг уникален. Импрессионисты неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв мир солнца, света и воздуха, а также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

Также в проекте были рассмотрены виды и техники импрессионизма. Это очень важный и интересный момент в этом виде искусства, так как только импрессионисты могут передавать каждый уникальный миг нашей природы посредствам разнообразных мазков, различных передач форм.

В моём проекте много говорится об одном из представителей импрессионизма, а именно о Клоде Моне. Этот великий импрессионист вложил большой вклад в историю импрессионизма. Именно его картина «Впечатление» дала название этому прекрасному стилю в искусстве. И сам Клод Моне стал целой историей. Глядя на его картины, невольно ловишь себя на мысли, что вместе с ним заново открываешь для себя мир.

В ходе работы над проектом я сделала следующие выводы:

  1. Идя по стопам художников-реалистов, наследуя их желание правдиво изобразить действительность, импрессионисты с самого начала стараются найти свой путь в искусстве.
  2. Они видят мир в новом динамичном бесконечно изменчивом образе и стараются передать свои зрительные впечатления на холсте.
  3. Им удалось запечатлеть бесконечную игру света и тени, движение людей на улицах, утомленных балерин и шарм французских кафе.
  4. Обычные будничные и ничем непримечательные пейзажи импрессионисты открыли для живописи и на века сделали достоянием искусства.
  5. Импрессионизм — это явление нового подхода к живописи, новый взгляд, жажда остановить мгновение реальной жизни, запечатлеть его в картине надолго. Данное направление в искусстве открыло глаза и художникам, и зрителям на цвет и свет в природе, перевернуло рутину академических правил.
  6. Во время проведения урока я познакомила учеников с понятием импрессионизма, с биографией художника Клода Моне и с техникой выполнения работы этого направления.
  7. Мы выполнили творческую работу «Осенний пейзаж» в технике импрессионизма. В процессе работы учащиеся старались смешивать цвета, передавать своё впечатление от фотографий осенних деревьев. Поставленные задачи были трудными, но всё равно заинтересовали детей.
  8. По окончанию урока я провела блиц-опрос, где предложила высказать своё мнение об уроке смайликом. Оказалось что данный материал интересен для молодёжи. Мы подтвердили свою гипотезу и выполнили цель проекта.

Список использованной литературы и интернет-ресурсы.

 1. Андреев, Л. Импрессионизм. Видеть. Чувствовать. Выражать. [Текст] / Л. Андреев. — М.: МГУ,

2004. — 102 с. .

2. Герман, М. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. [Текст] / М. Герман. М.: Слово, 2004. — 296 с. .

3. Костеневич, А. Живопись импрессионистов. [Текст] / А. Костеневич. — М.: Аврора, 2012. — 151 с. 4. Кулаков, В. Жизнь и творчество Клода Моне. [Текст] /В. Кулаков. — М.: Белый город, 2005. – 64с.

5. Мосин, И. Мир искусства. Импрессионизм. [Текст] / И. Мосин. М.: Кристалл, 2006. — 176 с.

6. Мосин, И. Все о живописи импрессионизма. [Текст] / И. Мосин. М.: Bestiary, 2011. — 205 с.

7.Импрессионизм – как художественное течение XIX – XX века https://ocau.uz/ru/impressionizm

8. Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров https://www.arts-dnevnik.ru/hudozhniki-impressionisty/

9.Биография Клода Моне. https://ru.wikipedia.org/wiki/Моне,_Клод

Импрессионисты и дети | Статья по изобразительному искусству (ИЗО) на тему:

                       Педагог по ИЗО Бучина Татьяна Павловна ГОУ школа-      интернат №6 Красногвардейского района                                                    

Импрессионисты и дети.      

                                   

                                                                                                                                                                      Ипрессионизм-одно из самых красивых явлений в истории искусства.

Импрессионизм возник во Франции, когда группа художников — К. Моне, К. Писсарро, А. Сис-лей, Э. Дега, О. Ренуар и другие — выступила со своими оригинальными картинами на парижских выставках 70-х гг. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ тогдашних живописцев-академистов: импрессионисты вышли из стен мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света. Свежесть мгновенного впечатления сочеталась в их полотнах с тонкостью и изысканностью психологических настроений.

  Коллекции импрессионистов и постимпрессинистов в Петербурге- «Эрмитаж» и в Москве «Пушкинский музей» вполне справедливо считается одними из лучших в мире. Только нью-йоркский Метрополитен и музей Орсе могут похвастать сопоставимыми собраниями. При этом многие картины, считающиеся лучшими в творчестве некоторых художников, находятся именно в Москве — будь то «Портрет Жанны Самари» Ренуара или «Голубые танцовщицы» Дега. Коллекция Пушкинского музея и коллекции Эрмитажа обязаны своим появлением двум известным меценатам, Сергею Щукину и Ивану Морозову, которые фанатично любили искусство и начали собирать картины импрессионистов и постимпрессионистов еще до того, как они стали популярны и любимы во всем мире. Сейчас эта часть собрания выставлена в отдельном здании — в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Экскурсию с детьми в художественный мир импрессионистов имеет смысл начать еще по дороге в музей — разглядывая различные предметы и обсуждая, какого они цвета. Казалось бы, странная идея — спрашивать у вполне взрослого человека (заканчивающего детский сад или даже начавшего учиться в школе), какого цвета, например, вода в лужах, земля, деревья или проезжающие мимо машины. Но помочь им увидеть, что при различном освещении одни и те же вещи выглядят совершенно по-разному, — очень важно для того, чтобы рассказывать о художниках, которые и писали свет, пытаясь с помощью живописи передать сиюминутные впечатления от окружающего мира.

Можно рассказать детям и о том, что 140 лет назад во Франции художники, окончившие академию, рисовали согласно определенным традициям, «как надо», не принимая отступлений от установленных правил и не допуская экспериментов. Но в 70-е годы XIX века появились молодые художники, которые предложили совершенно новый взгляд на живопись: писать не то, что считалось «правильным», а то и так, как они видят. В те времена главным событием в парижской художественной жизни был Салон — официальная ежегодная выставка Академии изящных искусств, участие в которой было обязательным для всех художников, желавших получить известность. Отбор произведений осуществлялся специальным жюри. Неудивительно, что художникам-экспериментаторам не удавалось пройти этот отбор, и, в конце концов, они договорились со знаменитым парижским фотографом Надаром и в апреле 1874 года открыли выставку в его ателье. Эта экспозиция осталась в истории как Первая выставка импрессионистов (а всего их прошло восемь

Картины, представленные на выставке, были встречены очень настороженно. Рассказывают, будто один из посетителей подошел к Моне и попросил его объяснить, что это за неисчислимые черные отслаивающиеся выступы в нижней части картины. «Это — прогуливающиеся люди», — ответил Моне. «Что? Я так выгляжу, когда я прогуливаюсь по бульвару Капуцинок?! — воскликнул любитель искусства. — Вы что, смеетесь надо мной?.. Это неслыханно, ужасно! Я наверняка сойду с ума от такой живописи». Но, к счастью, далеко не все посетители той, самой первой, выставки так резко отнеслись к произведениям молодых художников, которых стали называть «импрессионистами». Ведь художники говорили о том, что они пытаются изобразить свои впечатления, а «впечатление» по-фран.

Многим зрителям было непонятно, зачем художники-экспериментаторы отказываются от четкого рисунка, заменяя его мелкими мазками. Предшественники импрессионистов в поисках нужного цвета смешивали краски на палитре, а художники-новаторы накладывали мазки разных цветов прямо на холст, считая, что две положенные рядом краски усиливают друг друга, создавая удивительный живописный эффект. Более того, импрессионисты впервые в истории отказались от черного цвета, и даже тени, падающие на землю, на их картинах были цветными. Предложите ребятам любопытный эксперимент — пусть они посмотрят на картину Писсарро или Сислея с близкого расстояния, а затем постепенно отходят, наблюдая, как россыпь мелких мазков, фактически цветных точек, превращается в пейзаж удивительной красот.

Важно рассказать детям, что на протяжении многих столетий художники работали в мастерских. Импрессионисты одними из первых стали писать картины на улице (правильно говорить — «на пленэре»), чтобы наилучшим образом поймать впечатление от увиденного (вот оно — impression!). Это стало возможно во многом благодаря изобретению металлических тюбиков для красок, которые можно было носить с собой и закрывать, чтобы краска не высыхала.

Выходя на улицу, художники писали не только виды природы, их интересовали и сценки из повседневной жизни обычных людей. К таким картинам относится и работа Пьера Огюста Ренуара «Купание на Сене.

«Лягушатником» называлось известное кафе, где любили собираться художники, устроенное на воде на пришвартованном к берегу Сены понтоне. Прелестный уголок, с атмосферой беззаботности и счастья, подробно описанный выдающимися литераторами того времени — братьями Гонкур, Золя, Мопассаном. Часто туда приходил и Пьер Огюст Ренуар вместе со своим другом Клодом Моне. Конечно же, они там не только отдыхали, но и писали картины. Известно несколько работ Ренуара на эту тему, одна из них находится в Пушкинском музее.

Вот что интересно: хотя и Моне, и Ренуар писали это кафе практически с одной и той же точки, Моне больше интересовался пейзажем и природой, а Ренуар — изображением людей: его герои, их наряды написаны более тщательно.

Пьер Огюст Ренуар получил известность как автор замечательных женских и детских портретов..

Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ по праву считается одним из лучших портретов, когда-либо написанных Ренуаром. Но, показывая его детям, можно столкнуться с некоторыми трудностями: с одной стороны, это действительно одна из наиболее значимых и известных картин коллекции, с другой — непросто объяснить ребятам (особенно мальчикам), почему именно эта небольшая работа ценна и интересна. В то же время портрет настолько нежный и теплый, что завоевывает расположение зрителей любого возраста. Любопытно вместе с детьми внимательно рассмотреть цвета этой картины и попытаться понять, какими красками пользовался художник. Эта задача не так уж проста: например, постарайтесь разгадать, сколько оттенков зеленого использует Ренуар, изображая платье, из каких цветов складывается, казалось бы, обычный розовый фон, посмотрите, как мелкие мазки совершенно поразительным образом сплетаются в рисунок.

Один из самых известных художников-импрессионистов — Эдгар Дега. Его любимыми моделями были балерины, а самая узнаваемая его картина — «Голубые танцовшицы

Несмотря на то что она называется именно «Танцовщицы», у зрителя может сложиться впечатление, что на картине не несколько девушек, готовящихся за кулисами к исполнению своей партии, а одна и та же балерина, изображенная в разных ракурсах: вот она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает свой костюм, держась за край декораций. Обратите внимание детей, что самые простые и естественные движения на картине превращаются в прекрасный танец, художнику каким-то чудом удается передать магию театра.

В отличие от остальных картин, которые вы увидите во время этой музейной прогулки, «Голубые танцовщицы» написаны не красками, это — пастель (масляные или восковые мелки). Такой материал позволяет художнику работать очень быстро, нанося яркие штрихи, а потом растушевывая (растирая) их пальцами или кистью, что позволяет добиться интересных цветовых эффектов. Пастель известна уже очень давно — с XVI века, но долгое время художники пользовались ей для зарисовок, эскизов. Дега стал одним из первых мастеров, создававших с помощью пастели большие, законченные картины, превосходящие по размеру произведения других художников. Иногда, чтобы получить поверхность нужного ему размера, он даже сшивал вместе несколько листов. Время от времени Дега добавлял мазки масляными или акварельными красками. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее легче было растушевывать кистью или пальцами.

Внимание юных посетителей ГМИИ почти всегда привлекает картина Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин». Об этой работе можно рассказать такую историю.

К художнику обратился один коллекционер с просьбой написать серию картин, героями которых стали бы персонажи итальянской комедии. Сезанн поначалу взялся за этот заказ, но потом почему-то от него отказался, и единственной памятью об этом его опыте остается картина «Пьеро и Арлекин».

Над каждым своим полотном художник работал очень долго, заставляя часами стоять в полной неподвижности тех, кто ему позировал, при этом далеко не всегда это были профессиональные модели. Для картины Сезанн нарядил в костюм Арлекина собственного сына, а роль Пьеро «исполнил» его приятель. Когда искусствоведы изучали полотно с помощью специальной техники, которая позволяет проследить все этапы работы художника — от первых набросков до законченного произведения, — стало понятно, что композиция несколько раз менялась. Если поза Пьеро была придумана с самого начала, то Арлекин менялся на протяжении работы над картиной. Это можно увидеть, даже не прибегая к помощи хитрого оборудования: присмотритесь, ступни Арлекина в узких черных туфлях поставлены одна за другой, край туфельки упирается прямо в нижнюю часть рамы, причем можно заметить складку, идущую в нижней части холста, которая свидетельствует, что он был отогнут ради того, чтобы изменить первоначальный формат картины.

В конце XIX века стили и направления в живописи стремительно менялись, идеи импрессионистов развивались, на смену им пришли художники, которых стали называть постимпрессионистами. Можно, конечно, рассказать детям о том, что их живопись более условна, более декоративна, обратить внимание на открытые, яркие цвета. Но так как речь об этой живописи пойдет уже в самом конце посещения, когда все уже перенасыщены впечатлениями, да и просто утомлены, расскажите об одном из самых известных постимпрессионистов — Поле Гогене, человеке, который настолько любил искусство, что ради него изменил всю свою жизнь.

Чем только Поль Гоген не занимался на протяжении всей своей жизни. Он был моряком, бизнесменом, работал на бирже… Но бизнес ему особой радости не приносил, хотя дела Гогена шли успешно. В свободное время он сам с удовольствием занимался живописью и общался с другими художниками. Однажды к нему в мастерскую пришел один художник и стал хвалить его картины. Гоген растерялся, покраснел и промямлил, что он всего лишь любитель. «О, нет! — ответил художник. — Любители — это те, кто пишет плохие картины». В какой-то момент Поль Гоген понял, что больше всего на свете ему нравится писать картины, оставил свой бизнес и полностью посвятил себя искусству. Он много путешествовал и, в конце концов, уехал на остров Таити, где прожил до конца жизни, создавая удивительные, яркие и солнечные полотна. Гоген не был известен, практически не выставлялся, а настоящая слава пришла к нему уже после смерти. Но он занимался любимым делом — и поэтому был счастлив.

Картина «Сбор плодов» — это своеобразный живописный гимн жизни, солнцу и свободе. Историки искусства склонны видеть в этой картине множество зашифрованных символов и аллегорий: к примеру, говорят о том, что ярко-желтое небо напоминает золотой фон икон или мозаичных композиций. Но для знакомства детям достаточно запомнить, что Гоген стал первым европейским живописцем, который начал использовать в своем творчестве традиции примитивного искусства, а его работы оказали огромное влияние на искусство ХХ века.                                                                                                                               Знакомство детей с импрессионизмом стимулирует их творческую фантазию и воспитывет умение видеть и переживать красоту мира.

                                                                                                                     

Американский импрессионизм | Эссе | Метрополитен-музей

После окончания Гражданской войны в 1865 году Соединенные Штаты получили беспрецедентный международный политический и экономический статус. Американские покровители искусства, особенно северяне, разбогатевшие на войне, путешествовали за границу и впитывали европейскую культуру. Чтобы заявить о своем богатстве и утонченности, они построили величественные дома и наполнили их импортными предметами декоративно-прикладного искусства и картинами старых мастеров и современных ученых. Чтобы привлечь потенциальных покровителей, начинающие американские художники учились в Европе, особенно в Париже.

Вскоре после того, как американцы начали серьезно коллекционировать европейское искусство и подражать ему, французские импрессионисты дебютировали на частной выставке в Париже в 1874 году; всего они показывались вместе восемь раз, до 1886 года. Отвергая приверженность академиков выдуманным сюжетам и тщательной технике, художники-импрессионисты изображали пейзажи и интимные сцены повседневной жизни среднего класса, используя естественный свет, быструю работу кистью и палитру с высокими тонами. . Молодые американцы в Париже в 1870-х годах, обучаясь у академических учителей, таких как Жан-Леон Жером, игнорировали импрессионизм.

Те немногие, кто обратил внимание на радикальный стиль, были отвергнуты. После посещения третьей групповой выставки весной 1877 г. Дж. Олден Вейр писал своим родителям: «Я никогда в жизни не видел более ужасных вещей…. Они не наблюдают ни рисунка, ни формы, но дают вам представление о том, что они называют природой. Это было хуже, чем Комната Ужасов.

Были исключения из презрения американцев к импрессионизму в первые годы его существования. Родившаяся в Пенсильвании Мэри Кассат, переехавшая в Париж в 1874 году, сочувствовала ей. Ее работы привлекли внимание Эдгара Дега, который в 1877 году пригласил ее выставиться с группой. Джон Сингер Сарджент, родившийся во Флоренции в семье американских эмигрантов и учившийся в Париже к 1874 году, познакомился с Клодом Моне два года спустя и был вдохновлен им и его коллегами на создание живых городских сцен.

В середине 1880-х годов, когда французский импрессионизм потерял свою радикальность, американские коллекционеры начали ценить этот стиль, и все больше американских художников начали экспериментировать с ним после усвоения академических основ.

Выставки произведений импрессионистов проводились в американских городах, и продажи были высокими. В 1886 году, с серией блестящих изображений новых общественных парков Нью-Йорка, Уильям Меррит Чейз стал первым крупным американским художником, создавшим импрессионистские полотна в Соединенных Штатах. Примерно в то же время американцы начали посещать колонии художников, которые сосредоточились на уличной живописи, в первую очередь Живерни, где Моне поселился в 1883 году. Среди тех, кто искал там вдохновения, были Сарджент, Уиллард Меткалф и Теодор Робинсон, которые передали идеи Моне. его соотечественники вернулись в Соединенные Штаты.

К началу 1890-х годов импрессионизм прочно утвердился в качестве действительного стиля живописи для американских художников. Даже Вейр был новообращенным. Большинство репатриированных американских импрессионистов жили на северо-востоке, используя культурную энергию, которая все больше концентрировалась в Нью-Йорке. Некоторые из них преподавали в новых художественных школах, явившихся следствием роста профессионализма; другие проводили летние занятия, посвященные импрессионизму, как это делал Чейз в восточной части Лонг-Айленда с 189 г.

1 до 1902 года и как это сделал Джон Генри Твахтман в Кос-Кобе, штат Коннектикут, в 1890-х годах.

Американские импрессионисты были гораздо более космополитичны, чем их французские коллеги. Некоторые из них были эмигрантами или подолгу жили в Европе; те, кто репатриировался, часто пересекали Атлантику, чтобы посещать выставки, посещать музеи и работать в колониях художников. В Европе и США американские импрессионисты стали свидетелями перехода от аграрного общества к индустриальному городскому. Они были одновременно взволнованы переменами и ностальгировали по обнадеживающему и знакомому прошлому.

В то время как некоторые американские художники переняли лишь поверхностные эффекты импрессионизма, просто чтобы приспособиться к развивающемуся вкусу коллекционеров, многие из них разделяли убеждение французских импрессионистов в том, что современная жизнь должна быть запечатлена в ярком современном стиле. Их работы, как и работы их французских коллег, кажутся пронизанными не только светом и цветом, но и значениями, присущими изображаемым ими предметам. Некоторые были очарованы энергией городской жизни, откликаясь на фрагментарный опыт, отмеченный эпохой, в быстро визуализируемых виньетках. Чайлд Гассам, например, уловил колорит характерных районов Нью-Йорка и Парижа. Но большинство американских импрессионистов предпочитали изображать сельскую местность, в которую уходили такие же горожане, как они сами, и их покровители. Многие отдавали предпочтение колониям художников, особенно тем, архитектура и деятельность которых напоминали о более спокойной эпохе. В Англии, например, Сарджент нашел передышку от портретной студии, рисуя пасторальные сцены на Бродвее, в очаровательной деревне в Котсуолдсе. Импрессионисты-репатрианты основали и часто посещали такие же живописные колонии: острова Шолс у побережья Нью-Гэмпшира, где рисовал Хассам, и Саутгемптон, штат Нью-Йорк, где преподавал и работал Чейз. Некоторые американские импрессионисты работали в одиночку в других характерных сельских районах. Твахтман нашел вдохновение на своей ферме в Гринвиче, штат Коннектикут.

Виньетки из бытовой жизни также занимались американскими импрессионистами. Кассат, Эдмунд Тарбелл, Фрэнк У. Бенсон и другие часто изображали женщин и детей в спокойных интерьерах и садах, которые игнорировали или отрицали эпохальные изменения, происходящие за их стенами.

Многие американские художники работали в импрессионистском стиле до 1920-х годов, но новаторство уже давно пошло на убыль. К 1910 году появился менее благородный подход городских реалистов, известный как школа ашкан. В 1913 году огромная выставка авангардного европейского искусства на Оружейной выставке заставила даже школу Ашкан показаться старомодной. Тем не менее, ориентация американских импрессионистов на знакомые сюжеты и быструю технику оставила неизгладимый след в американской живописи. Их работы свидетельствуют об опыте их создателей за границей и дома и предлагают дразнящие размышления о динамичном периоде, а также очаровательные записи цвета и света.


Цитата

Вайнберг, Х.

Барбара. «Американский импрессионизм». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/aimp/hd_aimp.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Гердтс, Уильям Х. Американский импрессионизм . 2-е изд. Нью-Йорк: Abbeville Press, 2001.

.

Вайнберг, Х. Барбара, Дорин Болджер и Дэвид Парк Карри. Американский импрессионизм и реализм: живопись современной жизни, 1885–1915 гг. . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1994. См. в MetPublications

.
Дополнительные очерки Х. Барбары Вайнберг
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Уильям Меррит Чейз (1849–1916)». (июль 2011 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Джон Сингер Сарджент (1856–1925)». (октябрь 2004 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Американские сцены повседневной жизни, 1840–1910». (сентябрь 2009 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Американцы в Париже, 1860–1819 гг.00». (октябрь 2006 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Чайлд Хассам (1859–1935)». (октябрь 2004 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Джеймс Макнил Уистлер (1834–1903)». (апрель 2010 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Мэри Стивенсон Кассат (1844–1926)». (октябрь 2004 г.
    )
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Томас Икинс (1844–1916): живопись». (октябрь 2004 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Уинслоу Гомер (1836–1919 гг.)10)». (октябрь 2004 г.)
  • Вайнберг, Х. Барбара. «Школа Ашкан». (апрель 2010 г.)

Импрессионизм | Национальные галереи Шотландии

Влиятельный стиль живописи, зародившийся во Франции в 1870-х годах такими художниками, как Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей. Им было интересно запечатлеть меняющиеся эффекты света, часто исследуя это с помощью пейзажных сцен, написанных на открытом воздухе.

 

Импрессионизм зародился в Париже в конце девятнадцатого века во время больших социальных и культурных перемен. Париж был первым современным мегаполисом, городом, наполненным энергией и жизненной силой, и художники все чаще искали стиль, чтобы запечатлеть эпоху. За десятилетия, предшествующие импрессионизму, художники уже начали отвергать романтические идеалы художественного истеблишмента, в первую очередь благодаря французскому реализму и Salon de Refuses , групповой выставке, организованной в 1863 году для размещения произведений искусства, отвергнутых Парижским салоном.

Французский художник-реалист Эдуард Мане был старшим наставником импрессионистов. Он отказался от единственной точки схода в пользу «естественной перспективы», а его нетрадиционные сюжеты ниспровергли классические сюжеты. Другими предшественниками импрессионистов были Барбизонская школа, которая отдавала предпочтение пейзажной живописи на пленэре , английские художники Дж. М. У. Тернер и Джон Констебл, а также французские художники Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе, запечатлевшие мимолетные визуальные эффекты света и погода.

Изобретение фотографии также оказало влияние, с его возможностями кадрирования, размытия и фрагментации, как и распространение японских гравюр, выставленных на Западе, с их четкими очертаниями, яркими цветами и плоскими рисунками.

Первая выставка импрессионистов

В 1873 году группа художников в Париже основала Societe Anonyme des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs, коллектив для организации независимых выставок вне официальных учреждений искусства. Среди основателей были Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Камиль Писсарро и Альфред Сислей. Их первая выставка состоялась в 1874 году в парижской мастерской фотографа Феликса Надара на бульваре Капуцинок, 35 и представляла 30 художников, в том числе Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Илера-Жермена-Эдгара Дега, Берту Моризо и Поля Сезанна.

Выставка вошла в историю, став вызовом традиционализму парижского салона. Общественные и критические мнения были смешанными, и искусствовед Луи Леруа, как известно, написал резкую статью в ответ на выставку, сославшись на картину Моне «Впечатление: восход солнца », 1873 год в своей статье под названием «Выставка импрессионистов ». Несмотря на критический тон, статья Лероя невольно окрестила название группы. Хотя поначалу их высмеивали за схематичность и отсутствие отделки, эти атрибуты позже стали визитными карточками их успеха.

Группа провела еще семь выставок в Париже, и постепенно к ней присоединилась группа новых членов, включая Жана Фредерика Базиля, Гюстава Кайботта и Мэри Кассат. Вместе они организовывали регулярные групповые встречи по всему Парижу, привлекая влиятельных художников, писателей и мыслителей, а также важных частных покровителей и торговцев.

Сюжеты и стили

В совокупности импрессионисты стремились запечатлеть впечатление от сцены с помощью живых мазков, и они часто работали на пленэре , быстрое создание произведений искусства за один присест. Отвергая предпочтение Салоном исторических или аллегорических сюжетов, они вместо этого создали то, что Моне назвал «спонтанной работой, а не рассчитанной».

В 1870-х годах многих художников-импрессионистов в основном привлекал пейзаж, и они искали способы запечатлеть на холсте мимолетные эффекты света, погоды и времени суток. К 1880-м годам художники стали более индивидуализированными. Ренуар обратился к рисованию фигур, Моне рассматривал визуальную перспективу более абстрактно через серийность и повторение, а Дега преследовал женские фигуры в неформальной обстановке, но каждая из них сохранила отличительные быстрые мазки, свежие цвета и ощущение внутреннего света, характерные для импрессионизма.

Подобно французским реалистам, изменение парижской жизни и реальности современного города было постоянной темой для многих импрессионистов, которые рисовали сцены в кафе, железнодорожные мосты и оживленные бульвары. Хотя в группе преобладали мужчины, несколько художников-женщин также стали известными, включая Моризо и Кассат.

Скульптура импрессионистов

Первоначально импрессионизм возник как живописный стиль, но постепенно расширился и стал включать скульптуру. Дега высоко ценят за его импрессионистские скульптуры, как и французского скульптора Огюста Родена и итальянского художника Медардо Россо, которые исследовали энергичные, спонтанные поверхности и фрагментацию или растворение формы.

Импрессионизм за пределами Парижа

На протяжении 1880-х и 1890-х годов импрессионистский стиль распространился по Европе и Соединенным Штатам, где он приобрел огромную популярность. В Англии ведущими специалистами стали Джеймс Эббот Макнил Уистлер и Уолтер Ричард Сикерт, а в Соединенных Штатах основными практиками были Уильям Меррит Чейз и Джон Твахтман.

Наследие

Импрессионизм был революционным направлением в искусстве, оказавшим большое влияние на развитие современного искусства. Сосредоточение внимания на живописи «видение», рассмотрение того, как мы видим, а не то, что мы видим, предшествовало развитию авангардных движений, особенно кубизма.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *