МОДЕРН (часть 2). Модерн в архитектуре. Виктор Орта
Модерн в архитектуре.Виктор Орта.
Модерн. Часть 2.
Архитектура конца XIX — начала ХХ в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим стеклянным поверхностям, формирующим громадные фасады и своды.Возведенные в конце XIX века Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но также их легкость, высотность и протяженность.
Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие ХХ века получили исключительную возможность экспериментировать. Ипмпровизация стала отныне главным принципом их творческой деятельности.
Новый стиль модерн наглядно проявил себя в архитектурных сооружениях.Виктор Орта в 1900 г.:
По сравнению с «затишьем» XIX века это было подлинное возрождение архитектуры, новая ступень в ее стремительном и бурном развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединившие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилевом ключе.
Исключительное значение придавалось новым строительным и отделочным материалам (бетону и стали), выразительности текучих ритмов и плавных линий, проявляющихся в изгибах стен, сложных криволинейных очертаниях деталей, окон и дверей. Архитектурные сооружения отличала живописность цветовых решений, силуэтность форм. В оформление фасадов жилищ и общественных зданий включались растительные орнаменты, витражи, керамические панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо. Виртуозное владение разнообразными декоративными средствами стало характерной приметой времени.
Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Это проявилось прежде всего в творчестве гениального Антони Гауди. Зодчих вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.
Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался он и в Америке. Наиболее широкое распространение он получил во Франции, Бельгии и Голландии. Главными центрами архитектуры модерна стали Париж и Брюссель, Вена и Прага; в Германии — Мюнхен и Дармштадт, в Испании — Барселона, в Италии — Турин, а в России — Москва. В этих городах он представлен главным образом в архитектуре городских особняков для состоятельных заказчиков, в дорогих многоквартирных зданиях, загородных виллах и дачах. Хотя в этом стиле сооружались и общественные здания (например, Ярославский вокзал в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля).
Вычурность и театральность модерна, чуждая рациональной природе строительства, не способствовала закреплению его в архитектуре на долгое время. Но завершив творческие поиски и продемонстрировав новые возможности в начале ХХ века, модерн оказал большое влияние на все последующее развитие архитектуры.
«Совершенным зодчим искусства модерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 — 1947). Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную подвижность. Они, асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева, прочность камня и изящество линий металлических конструкций он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось «движение». Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проемов, балконов и эркеров.
Приверженность к природным мотивам орнаментов определила стиль многих произведений Виктора Орта.
Дом Тасселя в Люксембурге (1892 — 1893 гг.) по праву считается первым образцом «чистого модерна».
Он принес всемирную известность и славу начинающему архитектору. Вестибюль восьмигранной формы, ограниченный металлическими конструкциями, плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые линии балюстрад и несущих колонн, текучее движение гнутых линий не ограничиваются только горизонтальным направлением. С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создается впечатление движения по вертикали. Металл «оживает», превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых «растут» металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованных лестничных ограждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом разноцветные яркие стекла витражей.
Особняк Эйтвельд в Блюсселе (1895 — 1897 гг.):
Вестибюль особняка Эйтвельд:
Собственный дом — мастерская В. Орта в Брюсселе (1898 — 1990 гг.):
Дом Сольвей в Брюсселе (1895 г.):
Следующая часть будет посвящена русскому модерну и его главному представителю Ф. О. Шехтелю.
Таким образом, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Архитектурная среда. Модерн
«Модерн – это всегда плавные линии, уход от симметричности. Здания функциональные, удобные. Для этого направления характерно стремление привнести в архитектуру природные мотивы, изображения растительности и животных. В принципе этот стиль легко читаем даже для обывателя», – объясняет член Союза архитекторов, главный архитектор ООО «БСМ проект» Евгений Ефимов.
Действительно, главной отличительной чертой стиля модерн является асимметрия: ассиметричный план, фасад, декор с красивыми плавными линиями. По канонам этого стиля функциональность гармонирует с эстетикой. При этом действует принцип «извне наружу», когда интерьер и архитектура продолжают и повторяют друг друга. Проще говоря, внешне здание отражает его внутреннее убранство, создает эффект уюта находящихся внутри комнат.
Модерн появился изначально в живописи, что отразилось и на архитектуре. Проявляется это в использовании художественных образов, мозаик, флористических и морских мотивов (в архитектуре – волнообразное оформление фасадов зданий), декоративных элементов.
«В Белгороде появляются неплохие образцы нового строительства, выгодно использующие декоративные свойства современных материалов. Однако город потерял свое историческое лицо, и поэтому ему как воздух нужны здания в исторической стилистике, особенно в центральной его части. Если говорить о модерне, то в нашем городе, насколько мне известно, исторически этого стиля не было. Но он был в Старом Осколе», – утверждает выпускник БГТУ им. Шухова, архитектор Геннадий Гребенников.
Речь о старейшем музее Белгородской области – Старооскольском краеведческом. Расположился он в доме купца Лихушина, который сейчас является памятником истории и архитектуры. Дом был спроектирован в 1880 году, как раз когда начал развиваться модерн. Именно поэтому сохранившееся здание уникально – оно является настоящим историческим представителем модерна у нас в области.
Фото: официальная группа Старооскольского краеведческого музея «ВКонтакте» (vk.com/club53865543)
Тем не менее, в Белгороде есть совсем молодая постройка, которую, без сомнений, можно считать образцом модерна – Белгородский художественный музей. Построен он был в 2007 году по проекту архитекторов Виталия Перцева и Вячеслава Турченко.
«Художественный музей – яркий пример современного модерна в Белгороде. Перед архитекторами изначально была поставлена цель спроектировать здание в стиле русского модерна. Поэтому они искали детали, объемное решение для постройки в соответствии именно с этой стилистикой. Так и появился единственный архитектурный образец, от начала и до конца отвечающий стандартам модерна», – комментирует Евгений Ефимов.
Элементы модерна активно используются в новых городских постройках и даже при проектировании индивидуального жилищного строительства. Многие белгородские здания заимствуют приемы модерна. Среди них – гостиница «Континенталь», здание «Сбербанка» на проспекте Славы, жилой комплекс «Семь» на Свято-Троицком бульваре.
Стиль протеста, инноваций и смелых идей. Архитектура модерна – это действительно эстетически красивые, яркие, запоминающиеся здания. Радует, что и у нас в области сохранились как исторические образцы модерна, так и новые архитектурные постройки, использующие мотивы этого стиля.
Краткая история, варианты и характеристики
Современная архитектура, или модернистская архитектура, также известная как модернизм, представляет собой стиль, восходящий к 1900-м годам. Это была реакция на широкомасштабное развитие строительных технологий. Основная идея состоит в том, чтобы подчеркнуть функциональность и отказаться от орнамента и декора за счет рационального использования материалов, в частности, стекла, стали и железобетона. Стиль, который охватывает минимализм, современная архитектура оставила значительный след в архитектурной сцене.
Ответ на предшествующие стили
Примерно в конце 19 века немногие архитекторы начали бросать вызов более традиционным стилям изящного искусства и неоклассицизма, которые доминировали в Европе и США. Одним из них был легендарный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он решительно отказывался ассоциироваться с каким-либо конкретным архитектурным движением, поэтому изобрел свой неповторимый стиль.
Не имея формального академического образования в области архитектуры, он начал работать в чикагском офисе своего наставника Луи Салливана, которого считали «отцом модернизма» и «отцом небоскребов», поскольку он первым популяризировал принцип «форма следует за функцией». принцип в 1896, а также первым, кто построил высотные здания со стальным каркасом в Чикаго. Оба, наряду с Генри Хобсоном Ричардсоном, известным своим стилем возрождения, «ричардсоновским романским стилем», позже были признаны «признанной троицей американской архитектуры».
Центр Салливана (затем Карсон, Пири, Скотт и здание компании) по Louis Sullivan (1904-1906) | Источник: urbanland.uli.orgРайт, ранее известный своими домами в прериях, решил освободиться от всех традиционных предписаний, включая свой прежний фирменный стиль, поэтому он работал над домами, украшенными текстурированными цементными блоками, которые позже были названы « Стиль майя» после архитектуры пирамид древней цивилизации. По этой причине он был признан выдающейся фигурой современной архитектуры, ведь даже несмотря на то, что небоскребы со стальным каркасом стали появляться в США с конца 19 в.го века, эти фасады зданий все еще были богато украшены в архитектурном стиле неоготики, неоренессанса и изящного искусства. Некоторое время до 1922 года он экспериментировал с серийным модульным жильем. Затем он определил эту архитектуру как «усонианскую», которая представляет собой объединение «США», «утопического» и «органического социального порядка».
Остановка в США
В 1929 году началась эпоха Великой депрессии, серьезно повлиявшая на бизнес Райта. Меньше богатых клиентов хотели экспериментировать с его усонским стилем. с 19С 28 по 1935 год он построил всего два здания: отель недалеко от Чендлера, штат Аризона, и, возможно, свою лучшую работу за все время, Fallingwater , дом выходного дня в Пенсильвании, который он спроектировал для пары Лилиан и Эдгара Дж. Кауфманов. Это впечатляющее сооружение, состоящее из бетонных плит, подвешенных над живописным водопадом; живописное слияние природы и архитектуры.
Fallingwater Райта (1928-34) | Источник: britannica.comВ то время как Fallingwater является одним из самых известных современных архитектурных проектов американского архитектора, первым домом в современном стиле в США будет дом Шиндлера австрийского архитектора Рудольфа Шиндлера, который он построил в 1922. Он также внес свой вклад в американский модернизм своей работой Lovell Beach House в Ньюпорт-Бич. Другой австрийский архитектор Ричард Нойтра, переехавший в США в 1923 году, спроектировал Дом здоровья Ловелла в Лос-Анджелесе для того же клиента, став значительной силой в американской модернистской архитектуре.
Дом Шиндлера | Источник: archdaily.comМодернизм в Европе
В Европе современная архитектура была создана архитекторами раннего модернизма во главе с Вальтером Гропиусом и Людвигом Мис ван дер Роэ в Германии, Ле Корбюзье и Робертом Малле-Стивенсом во Франции и Константином Мельниковым. в Советском Союзе. Они направлены на то, чтобы подчеркнуть формы и исключить любой декор. В 1890s Виктор Орта и Эктор Гимар начали движение в стиле модерн в Бельгии и Франции соответственно, представив новые стили украшения, основанные на растительных и цветочных формах. Стиль процветал какое-то время, пока его не сменил ар-деко, который начал подниматься после Первой мировой войны, когда стилизованный декор и модернистские формы дополняли друг друга.
Как и Райт, европейские архитекторы экспериментировали с материалами и методами, которые давали им возможность создавать новые формы. Огюст Перре и Анри Соваж первыми стали использовать железобетон для многоквартирных домов еще в 19 веке. 03-1904. Ранее использовавшийся только для промышленных конструкций, железобетон предлагает адаптируемость для создания больших пространств без необходимости опорных колонн, становясь эффективной заменой кирпича и камня в качестве основного материала для современной архитектуры.
В следующем году Перре в одиночку спроектировал первый бетонный гараж на 51 Rue de Ponthieu в Париже, где бетон был оставлен голым, что свидетельствует о честном использовании материалов. Он также был автором шедевра железобетонной конструкции — Театра на Елисейских полях (1911-13). С использованием бетона ни одна колонна не закрывала вид на сцену, что максимально увеличивало впечатление зрителей внутри.
Интерьер Театра Елисейских полей | Источник: theatreinparis.comХарактеристики модернистской архитектуры
Довольно легко отличить современную архитектуру от традиционных архитектурных стилей. Простая и прямолинейная современная архитектура отличается чистыми линиями без какого-либо орнамента; охватывая меньше, больше значение глубоко. Акцент делается на горизонтальной массе с широкими свесами крыши и наклонными плоскостями. Стекла используются щедро, чтобы впустить как можно больше естественного света в интерьеры открытой планировки.
Фабрика Fagus Вальтера Гропиуса и Адольфа Мейера в Альфельде | Источник: itinari.comЧто касается материалов, современная архитектура включает в себя современные системы, такие как стальные рамы, открытые бетонные блоки, навесные стены, ленточные окна и интерьеры без колонн. При этом натуральные материалы не чужды модернистской архитектуре. Иногда используются дерево, камень и кирпич, хотя и в упрощенном виде.
Дом Роби Фрэнка Ллойда Райта в Чикаго | Источник: franklloydwright.orgСовременная архитектура не легкомысленно отнеслась к структурным инновациям. Асимметричные композиции и геометрические формы равнозначны стилю, определяющему функциональный дизайн архитектуры. В первую очередь это связано с форма следует функции принципу модернизма.
Музей Соломона Гуггенхайма Райта (1946-59) | Источник: britannica. comЭволюция современной архитектуры
С момента своего зарождения модернистская архитектура развивалась в различных вариациях по всему миру. В Германии модернизм был синонимом Баухауса, основанного Вальтером Гропиусом в 1919 году. Приближаясь ко Второй мировой войне, многие известные архитекторы Баухауза мигрировали в США, представив стиль, который позже был переименован в международный стиль. Он развивался в стране дальше, пока его не сменил постмодернизм во главе с Луи Каном и Ээро Саариненом.
В Британии тонкие нотки модернизма появились в начале 20 века на фоне сильного влияния классицизма. Одним из первых современных зданий в Британии было здание Питера Берена, построенное в 1925 году, в годы, когда ар-деко становился популярным. После Второй мировой войны модернизм в Британии превратился в то, что было известно как новый брутализм, вдохновленный работами Ле Корбюзье.
Королевский национальный театр по Denys Lasdun | Источник: crlrestoration.eu.comголландских архитектора приняли модернизм в форме De Stijl (Стиль) с четкими геометрическими линиями и соединением функциональных элементов. В Италии начало 20-го века было временем, когда фашисты доминировали в правительстве, сдерживая поиски итальянских архитекторов современного языка и идентичности. Тем не менее, наконец, был задуман футуристический стиль, использующий обтекаемые формы с видением динамизма, скорости и безотлагательности.
Башня Пирелли (1958-60) от Gio Ponti и Pier Luigi Nervi | Источник: wikipedia.orgМедленное зарождение модернизма происходило и в странах Северной Европы. Из господствующего скандинавского классицизма он превратился в функционализм. Интересно, что модернизм в скандинавских странах вышел за рамки эстетики. Это повлияло на городское планирование, строительные нормы, программы общественного строительства и социальные движения.
Аудитория Технологического университета, Хельсинки Алвара Аалто (1964) | Источник: finnisharchitecture.fiМодернизм в архитектуре | Дезин
Результаты поиска:
Уточните параметры поиска:
Featherbottom & Partners реконструирует лондонские небоскребы в честь коронации короля Карла III
модернистских памятника лондонского Сити были преображены в традиционалистском стиле в честь короля Карла III в преддверии его коронации в эти выходные. Еще
Нат Баркер | | Оставить комментарий«»Жилье для грязных людей» вернулось и я его приветствую»
Жилье с выходом на террасу несправедливо стало символом городской нищеты в Великобритании, но новая волна архитекторов демонстрирует его достоинства, пишет Рори Олкейто. Подробнее
Рори Олкайто | | Оставить комментарийSteelcase запускает линию мебели на основе дизайна Фрэнка Ллойда Райта
Американская компания Steelcase использовала архивные проекты архитектора Фрэнка Ллойда Райта для создания Racine Collection, линии мебели для домашнего офиса. Еще
Бен Дрейт | | Оставить комментарийACDF Architecture оборачивает стеклянный дом вокруг яблони в Квебеке
«Обе стороны в войнах стилей одинаково не правы»
Непрекращающиеся ссоры между сторонниками классической и модернистской архитектуры — бесполезное отвлечение перед лицом чрезвычайной климатической ситуации, которая требует от нас избегать и того, и другого, — пишет Барнабас Колдер. Подробнее
Кейт Байрон создает модернистский набор Don’t Worry Darling как «игривую и развратную интерпретацию 1950-х»
Художник-постановщик Кейт Байрон использовала старинные «сокровища» и отсылала к ключевой модернистской архитектуре для создания декораций психологического триллера «Не волнуйся, дорогая», съемки которого проходили в калифорнийском Палм-Спрингс. Еще
Элис Финни | | Оставить комментарийОтель Марселя Брейера в стиле брутализм среди лауреатов премии «Модернизм в Америке 2022 года»
Группа охраны природы Docomomo US объявила победителей своей ежегодной премии «Модернизм в Америке», которая присуждается людям и проектам, сохраняющим модернизм в Соединенных Штатах. Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийДесять интерьеров с естественным и успокаивающим органическим современным дизайном
Для нашего последнего лукбука мы собрали 10 проектов, олицетворяющих органичный современный стиль дизайна, сочетающий минималистские интерьеры с натуральными текстурами и цветами. Подробнее
Иветт ван Зил завершает строительство дома в стиле модерн с видом на побережье Южной Африки
Местный архитектор Иветт ван Зил построила дом для себя и своего мужа в приморском городке Моссел-Бей в Южной Африке, сочетая морские и модернистские мотивы с богатой палитрой текстур, материалов и цветов. Еще
Джон Эстбери | | Оставить комментарийGalerie Philia представляет выставку дизайна, созданную Ле Корбюзье в Cité Radieuse
Galerie Philia представила Héritages, выставку в здании Cité Radieuse, спроектированном Ле Корбюзье, на которой представлены работы таких дизайнеров, как Рик Оуэнс , которые соответствуют теориям модернизма швейцарско-французского архитектора. Подробнее
Джейн Энглфилд | | Оставить комментарийВосемь домов построены в современном стиле Скалистых гор
В Скалистых горах в США и Канаде расположено множество современных домов, созданных как в модернистской архитектуре, так и в уникальном окружении. Джон Гендалл выбрал восемь примеров из своей книги «Современные скалистые горы». Подробнее
Бен Дрейт | | Оставить комментарийДискуссия Dezeen
Дезин дебаты
Информационный бюллетень Dezeen Debate рассказывает о минималистском доме в Нью-Йорке
В последнем выпуске Dezeen Debate рассказывается о сдержанном нью-йоркском доме, спроектированном Магдаленой Кек. Подпишитесь на Dezeen Debate прямо сейчас! Подробнее
Карен Андерсон | | Оставить комментарийМагдалена Кек использует «теплый минимализм» для интерьеров дома в долине реки Гудзон
Дизайнер интерьеров Магдалена Кек наполнила дом из стекла и стали в Нью-Йорке сдержанной, но эклектичной смесью мебели, призванной дополнить существующую архитектуру. Еще
На этой неделе мы назвали 11 современных зданий в Америке, находящихся под угрозой исчезновения
На этой неделе на Dezeen американская природоохранная группа Docomomo собрала 11 американских зданий 20-го века, которые находятся под угрозой сноса. Подробнее
Элис Финни | | Оставить комментарийОдиннадцать самых опасных современных зданий в Америке
Группа консерваторов Docomomo выбрала 11 самых значимых зданий 20-го века, находящихся под угрозой сноса в США. Еще
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийПогрузчик Монтейт завершает «невидимую» реставрацию дома Питера Уомерсли в Хай-Сандерленде
Архитектурная студия Loader Monteith отремонтировала модернистский дом в шотландских границах, который был поврежден во время пожара, используя легкий штрих, чтобы восстановить его первоначальный дизайн архитектора Питера Уомерсли. Подробнее
Элин Гриффитс | | Оставить комментарийSOM раскрывает планы на 19Ремонт Lever House 50-х годов в Нью-Йорке
Архитектурная фирма SOM реконструирует небоскреб Lever House 1950-х годов, спроектированный в Нью-Йорке, чтобы сохранить «очень важное наследие» модернистского офисного здания. Подробнее
Лиззи Крук | | Оставить комментарийОдиннадцать зданий, которые доказывают, что Палм-Спрингс — оазис модернизма
Чтобы отметить Неделю модернизма в этом году в Палм-Спрингс, которая начинается сегодня, мы собрали 11 выдающихся зданий, расположенных в калифорнийском пустынном городе, который часто называют Меккой модернистской архитектуры середины века. Еще
Элис Финни | | Оставить комментарийАндрес Райзингер и Альба де ла Фуэнте проектируют модернистский дом в морозном ландшафте метавселенной
Чистая геометрия промышленного дизайна Дитера Рамса легла в основу Winter House, виртуальной резиденции цифрового художника Андреса Райзингера и архитектора Альбы де ла Фуэнте, которая существует в розовом зимнем мире. Подробнее
Джейн Энглфилд |