7 советов, как учить ребёнка рисовать (и навсегда не отбить желание это делать)

Многие дети обожают в детстве рисовать, придумывают волшебные миры и героев. Но в какой-то момент может неожиданно появиться сомнение: «у меня так не получится» или даже «я не умею рисовать». Что делать, чтобы у ребёнка не возникло чувство страха перед белым листом, и нужно ли учить сразу рисовать правильно, рассказывает основатель художественной детской студии «Летал и Шагал», искусствовед и мама троих детей Ольга Айзенберг.

Рисование — один из способов познания. Дети ориентируются не на результат, им важен сам процесс. Часто они, например, рисуют и рассказывают — это такое повествовательное рисование, я очень его люблю.

Мой сын много рисовал и рассказывал. Это всегда были сюжетные истории, которые постепенно развивались на бумаге: какие-то сражения, битвы, супермены, летающие в этих их позах. Сын легко рисовал, потому что хотел подольше пожить в сюжете. Например, он смотрел мультфильм — и тут же делал наброски на бумаге. Кроме возможности прожить историю снова, такое рисование позволяет ребёнку создать свой собственный волшебный мир, дополнить его — ведь он и себя туда включает, с кем-то идентифицирует. Всё это процесс осмысления реальности.

«Человечки». Рисунок Майи Кутуковой-Мендосы (3 года), вдохновлённый живописью Константина Коровина

1. Не бояться белого листа

Есть развитие познания, а есть чудо творчества — когда ты что-то создаёшь с нуля. Дети, конечно, не думают об этом так, как мы, взрослые, для них это просто увлекательный процесс. И родителям важно сохранить у детей умение не бояться чистого листа. Умение начинать, создавать новые проекты и не бояться новых задач пригодится в любой сфере жизни.

2. Давать ребёнку краски (и свободу)

Когда у ребёнка появляется навык удерживать в руке предметы, можно уже предлагать рисовать. Кто-то быстро входит во вкус и начинает рисовать постоянно. Кто-то сначала осторожничает. Есть и девочки и мальчики, которые боятся испачкаться. Один с удовольствием залезет в краску целиком, весь перемажется. А другой с опаской будет смотреть на эту банку.

Надо предлагать разные материалы, ни в коем случае не оценивать результат работы и не ставить конкретных задач: «Сейчас мы с тобой будем рисовать клубничку». Я, видимо, сама очень свободолюбивый человек по природе, мне кажется, что в этой области уж точно надо давать максимальную свободу и не ограничивать. Нужно поощрять любые проявления фантазии.

«Орнаменты австралийских аборигенов». Маруся Джалалян, 6 лет

3. Не учить рисовать «правильно»

У нас в студии подобрались очень понимающие родители. Редко встречаются те, кто хочет сразу какой-то реалистичной школы, результатов, техник и наработок. Но бывает. Особенно странно это звучит, когда приводят детей-дошкольников четырёх-шести лет и говорят: «Научите моего ребёнка рисовать красиво». Я начинаю выяснять, что такое «красиво». То, что у нас на стенах висит, — красиво? «Ну да, но…». Постепенно понимаю, что в их сознании красиво — это реалистично. Ну а реалистично — это не наш случай, потому что не по возрасту и совершенно незачем.

Есть дети, которым хочется конкретики. Допустим, нарисовать яблоко. Пусть рисуют. Одна девочка у нас, по-моему, год, если не больше, всё, что рисовала, называла одним простым словом: «Собака». Она всегда рисовала собак. Мы ей предлагали: ну смотри, Соня, у нас сегодня тема — средневековые рыцари, давай, может быть, замок? Нет, собака. Ну и мы поняли — значит, человек должен эту тему отработать. Собака — так собака. Сейчас эта Соня шедевры выдаёт. И это уже совсем не собака.

«Собака». Соня Дулерайн, 4 года

Кто-то полностью удовлетворён своими абстракциями как таковыми, кто-то наделяет эти абстракции значениями и рассказывает, что это машина, а это гора, и машина сейчас туда поедет, а там — туннель. Поэтому важно хорошо чувствовать ребёнка, чтобы понять, что для ребёнка значит его результат.

4. Не сравнивать с одним образцом («у меня так не получится»)

Если вы сравниваете нарисованное вами «правильное» яблоко с яблоком ребёнка, он всегда видит разницу. Поэтому на занятиях мы показываем детям много разных художников. Говорим: смотри, солнце можно нарисовать вот так, вот так и ещё десятью разными способами. Потому что когда появляется единственно правильный вариант, понятно, что может не получиться, как у Рембрандта. И дальше мотивация пропадает.

Есть дети, создающие свой живописный мир. Таких детей не беспокоят никакие авторитеты и образцы — они самодостаточны. А есть очень восприимчивые к сравнениям. Они часто переживают: «У меня не получится так, как у кого-то». Нужно понимать, что у всех разная чувствительность, и учитывать это, показывая детям чужие работы.

5. Обсуждать нарисованное

Важно не оценивать рисунок ребёнка, а обсуждать содержание. Это отличная плоскость для разговоров. Ребёнок благодарен, когда кто-то интересуется: а что там, собственно, происходит? И рассказывает, что это яблоко, в нём живёт червяк, вот он сейчас отсюда вылезет.

«Молодец» это оценочное суждение. Эдакая галочка: «Ах, какая каракуля, ах, молодец»! Похвалили, ребёнок доволен, но диалога-то не произошло. А ведь он принёс что-то показать и чем-то поделиться, потому что в этом возрасте (мы говорим о дошкольниках и о младших школьниках) эти картинки — его мир. И ему важно, чтобы вы туда включились, заглянули, побродили, пожили, нашли там себя.

6. Перестал рисовать? Не страшно

Не все дети рисуют. Для кого-то рисование может быть просто этапом развития. Есть вот девочки, которые рисуют принцесс. Порисуют немного — и на этом всё закончится. Ни до, ни после их рисование не интересует. В этом нет ничего страшного. Они проявляют себя в другом. Эти девочки могут, например, отлично танцевать. Просто у них другой способ познания мира. И это нормально.

Часто детское рисование принимают за художественный талант. Потом желание рисовать проходит, и родители расстраиваются. Но это жизнь: значит, эта деятельность была нужна на этом этапе развития. Дальше ребёнок будет осваивать новые способы самовыражения, познания мира, и они будут другими, более логическими. Может, рисование вернётся — а может, и нет.

Копия работы Валентина Серова «Дети» в исполнении четырнадцатилетней Вари

7. Не спешить с художественной школой

В художественную школу берут примерно с 11 лет, и это правильный возраст. Уже есть мотивация к чему-то стремиться, дети хотят соревноваться: у кого лучше получилось, кто реалистичнее нарисовал, заштриховал куб особым образом. Это тот возраст, когда детям интересно, они могут работать. А до 11 лет самое главное — сохранить внутреннюю свободу ребёнка, отсутствие шаблонов и страхов.

Когда возраст достижений приходит, он всё ставит на свои места. Тогда человек уже хочет научиться мастерству. И как раз ближе к подростковому возрасту становится понятно, есть ли у ребёнка нечто большее, чем непосредственная детская любовь к рисованию. Кто-то опытный смотрит и замечает виденье, хорошую руку, чувство композиции или цвета. И если такой ребёнок хочет продолжать заниматься рисунком, он делает успехи.

Фото: iStockphoto (Kikovic). Рисунки: «Летал и Шагал»


Как нарисовать ребенка: рисуем детей разного возраста

Дети заставляют нас радоваться и улыбаться, а жизнерадостные и любопытные малыши умиляют взгляд даже самых серьезных взрослых. Дети очень популярная тема в изобразительном искусстве, ведь так естественно рисовать то, что восхищает. Сегодняшний урок посвящен тому как рисовать ребенка в котором мы изучим пропорции тела в зависимости от детского возраста.

Оглавление

Правила построения портрета

Сначала давайте разберемся с особенностями построения головы, ведь пропорции детского лица значительно отличаются от пропорций взрослого человека.

  • Череп по отношению к лицу занимает значительно большую часть, чем у взрослых. Лоб по отношению к лицу значительно больше чем у взрослого человека.
  • У взрослых людей глаза находятся на центральной горизонтальной линии. У детей на этой линии размещены брови, а глаза еще намного ниже.
  • Подбородок, челюсть, скулы и переносица у детей еще не полностью развиты, поэтому выделяются намного меньше чему взрослых.
  • Уши у людей всегда размещаются на одной линии с глазами (сверху) и основанием носа (снизу), дети не исключение. Поскольку линия глаз и носа немного смещается вниз, то и уши также размещаются немного ниже.

Рисуем уши человека

Для того? чтобы быстро и правильно построить голову малыша, не вдаваясь в детали, достаточно знать одну простую формулу:

  1. Рисуем овал головы, он должен быть достаточно кругленьким, и сразу делим его пополам горизонтальной и вертикальной линией.
  2. Расстояние от горизонтальной оси до окончания овала делим на четыре равные части, так мы найдем линию: бровей, проходящую под глазами, основания носа и уголков рта. На иллюстрации красным показана линия, которая делит овал головы горизонтально на две равные части, это линия бровей. Синим показана линия глаз, а точнее, то нижнее веко находится на этой линии. Зеленым цветом намечена линия носа, и оранжевым — линия рта. 
  3. Рисуем большие, широко посаженные глаза, несильно выделяющиеся брови, курносый носик и пухленькие губки и крохотный подбородок. Под подбородком можно добавить несколько складочек, добавим волосики, ушки и готово.
    🙂

Пропорции головы в зависимости от возраста

Чем старше малыш тем ближе пропорции его головы к пропорциям взрослого человека. Давайте разберем все по мере взросления малыша, это поможет понять как рисовать ребенка в зависимости от его возраста.

Как рисовать красивые глаза

На иллюстрации выше показана последовательность построения двух детских портретов. Первый — совсем малыш, возрастом до года, второй — девочка 3—4 лет. У малышей до года пропорции еще соответствуют схеме приведенной выше. У детей постарше линии бровей, глаз, носа и рта медленно смещаются вверх, пока глаза не достигнут центральной линии, как и у взрослых людей, также появляется более выразительный подбородок.

У детей младшего школьного возраста эти линии смещаются примерно наполовину, дальше почти равны с пропорциями взрослых людей. Вот наглядная иллюстрация. Здесь изображено как рисовать детей возрастом 6—10 лет, пропорции их лиц сильно сместились в верх, и очень близки к пропорциям взрослых. Тем не менее, мы прекрасно понимаем, что это дети. И здесь есть несколько маленьких секретов, каких именно читайте дальше.

Особенности детского портрета

Детское лицо может быть сильно вытянуто или, наоборот, очень круглым, пропорции, в зависимости от формы черепа и индивидуальных особенностей могут сильно варьироваться.

Что же делает детский портрет детским?

  1. В первую очередь то, насколько большой нам кажется радужная оболочка по отношению к белку. Чем меньше малыш, тем большую часть глаза занимает радужка.
  2. Расстояние от внешнего уголка глаза до уха больше чем у взрослых (больше чем длина одного глаза).
  3. Нос еще на сформирован, а потому маленький и симпатичный.

Учимся рисовать руку человека

Кроме достаточно простых правил построения головы, обязательно нужно знать и правильно показывать некоторые анатомические особенности детских лиц:

  • Переносица у малышей еще не сформирована и слабо выделяется, она округлая и значительно больше утоплена чем у взрослых.
  • Хрящ носа также еще не сформирован. Пока он гораздо меньше, чем будет тогда, когда малыш вырастет. Разве вы видели детей с длинным носом? Чем меньше ребенок, тем проще анатомия его носа. Почти у всех детей носики немного вздернуты вверх, курносые. Потом, постепенно к этим носикам добавляются какие-то особенности строения.
  • Ноздри обычно большие, рисуйте их на достаточно широком расстоянии друг от друга. Это важно для того, чтобы ваш малыш действительно был похож на ребенка, а не старичка.
  • Скулы у малышей не выделяются, поскольку недостаточно развиты и хорошенько прикрыты пухленькими щеками.
  • Губки
    пухленькие, в большинстве случаев верхняя губа как бы нависает над нижней.
  • Подбородок также значительно меньше чем у взрослых, он еще недостаточно развит, поэтому не выдается вперед, а скорее утоплен под нижней губой.
  • Под линией подбородка чаще всего есть складочки жирка, которые визуально удлиняют голову и делают малозаметной шею.

Рисуем фигуру человека

Как меняется лицо (линия глаз) в зависимости от возраста ребенка

Давайте еще раз уточним очень важные моменты: 

  • Чем меньше ребенок, тем большими кажутся его глаза. Глаза у детей размещены достаточно далеко друг от друга, по крайней мере, есть такой визуальный эффект. Если нарисуете глазки близко, малыш будет несимпатичен. Внутренние уголки глаз находятся на одной линии с ноздрями, а переносица почти не выделяется.
  • Радужная оболочка у детей полностью сформирована и уже не будет расти, в то время как все остальные части лица еще подвергнуться развитию и росту. Поэтому на маленьком детском личике, глаза кажутся очень большими и выразительными. Из-под век мы видим большую часть радужки и очень мало белой части глазного яблока.
  • У взрослого человека расстояние между глазами и ушами равно длине одного глаза, у детей это расстояние больше. По мере взросления ребенка это расстояние сокращается.

В полный рост

Ребенка в полный рост мы рисуем по тем же принципам, что и взрослого человека. Начинаем из примитивного скелетика, наращиваем мышцы, добавляем детали.

Подробнее о том, как рисовать человека в полный рост читайте здесь.

Баланс человека в движении

В построении детской фигуры есть два важных момента:

  • чем меньше ребенок тем короче его ноги по отношению ко всему росту
  •  и тем больше голова по отношению всей фигуре

У новорожденных малышей голова занимает 1/4 высоты его тела, а длина ног немного больше четверти роста малыша.

По мере взросления малыша его пропорции меняются. В основном растут ноги и туловище, в то время как размер головы меняется совсем незначительно. Ниже приведена схема, которая поможет вам найти правильные соотношения фигуры ребенка, соответственно его возрасту.

Как нарисовать ребенка возрастом два года: нужно обозначить его рост и поделить его на четыре равные части. Голова будет занимать немножко меньше четверти. Пупок будет находиться немного ниже середины. Высота ног меньше половины роста.

Чем меньше ребенок, тем меньше выделяются у него мышцы. Малыши возрастом до года пухленькие, на их ручках и ножках много складочек, ладошки и ступни округлые. У новорожденных мало выделяется шея, поскольку под подбородком есть несколько складочек.

Ориентиры и соотношения

  • Локти у людей любого возраста размещены на уровне окончания ребер. Помните об этом, когда рисуете ребенка.
  • Кисти рук начинаем рисовать на уровне лобковой кости.
  • Длина ноги от бедра до колена, всегда немного больше чем расстояние от колена до ступни.
  • Длина предплечья немного меньше чем длина плечевой кости.

Рисуем нос человека

Видеоурок

Смотрите подробное видео как рисовать ребенка поэтапно карандашом в зависимости от его возраста:

Совет

Детей рисовать не так легко как может показаться на первый взгляд, они постоянно в движении, плохо позируют, хотя наблюдать за ними очень интересно. Чтобы научиться рисовать малышей лучше начинать из простого запоминания тех схем и пропорций, которые приведены в этом уроке. Нарисуйте хотя бы несколько абстрактных детских портретов и фигур, чтобы принципы и соотношения отложились у вас в памяти. Дальше можете приступать к рисункам с натуры, но для начала в качестве натуры лучше использовать фотографии.

Надеюсь, этот материал был для вас интересен и полезен, и со временем вы создадите замечательные рисунки с детьми.

Желаю удачи и творческих успехов!

Наблюдательное рисование для детей

Наблюдательное рисование — отличный способ помочь детям научиться рисовать то, что они видят. Вот несколько советов по развитию навыков рисования для детей.

Обновлено в июле 2022 г.

Хотите знать, как помочь своим детям начать рисовать с помощью наблюдений? Я делал это с малышами до подросткового возраста и хотел бы поделиться здесь некоторыми советами.

Но сначала, что такое наблюдательный рисунок?

Наблюдательное рисование — это рисование того, что вы видите. Это так же просто и так же сложно.

Это может быть цветок, человек, натюрморт, пейзаж или что угодно. Но это рисование того, что вы видите перед собой, настолько реалистично и реалистично, насколько это возможно.

Посмотрите это видео, демонстрирующее наблюдательный рисунок в действии! А затем продолжайте прокручивать, чтобы узнать об этом больше.

Наблюдательное рисование — отличное упражнение в видении .

Когда мы смотрим на что-то с намерением нарисовать это, мы склонны смотреть более внимательно, чем обычно. Мы видим, по-настоящему видят , формы, узоры, перспективу, цвета, тени, контуры и то, как взаимодействуют все детали.

Фото Жана Ван’т Хала

Рисование с наблюдением также является отличным способом улучшить навыки рисования.

Преобразовывая 3D-объекты в 2D-чертежи на бумаге, мы тренируемся в получении правильных форм и пропорций, учимся передавать глубину с помощью затенения и пробуем разные техники для отображения текстуры и деталей.

Некоторые художники занимаются исключительно наблюдательным рисунком, а некоторые просто используют его в качестве упражнения по рисованию, чтобы улучшить свои навыки, а затем рисуют из воображения или создают абстрактное искусство.

Вот несколько простых шагов и советов , которые помогут детям рисовать то, что они видят .

Photo by Jean Van’t Hul

MATERIALS

  • Paper
  • Pencil or charcoal
  • Other drawing tools, such as colored markers or pastels (optional)
  • Eraser (optional)

INSTRUCTIONS

  1. Подготовка к работе

    Положите бумагу и материалы для рисования перед предметом, который хотите нарисовать.

  2. Сделайте грубый набросок

    Сделайте свободный набросок общей формы как можно большего размера на бумаге, затем приступайте к определению контуров и форм. (См. приведенные ниже советы, которые помогут новичкам научиться рисовать то, что они видят.) Переведите взгляд с объекта на бумагу и обратно, переводя то, что видите, в то, что рисуете.

  3. Добавить детали

    После того, как вы нарисуете на бумаге большие очертания вашего объекта рисования, вы можете начать добавлять детали, тени, узоры и цвета по желанию.

    Примечание. Маленькие дети обычно сосредотачиваются на общих формах предмета, который они рисуют, а также на цветах. По мере того, как дети становятся старше и приобретают навыки наблюдения и рисования, они лучше могут включать больше элементов в свои наблюдательные рисунки, включая детали, пропорции, перспективу и затенение.

Советы по началу работы с наблюдательным рисованием для детей

Если вашему ребенку трудно начать, вы можете рассказать ему о формах и деталях, которые он видит, и о том, как он может перевести их из трехмерных форм. в пространстве к двухмерному чертежу на бумаге.

Например: Если они рисуют простую форму, такую ​​как апельсин , вы можете сказать…

  • «Какой формой вам кажется этот апельсин?»
  • «Да, апельсин выглядит круглым, как сфера или круг. Какого размера ты собираешься нарисовать круг на бумаге?»
  • «Эта неровная текстура апельсиновой корки кажется мне точками. Где вы видите больше всего точек? По ту сторону апельсина? Где это на вашем рисунке? Это там, где вы хотите их нарисовать?
Фото Жана Ван’т Хала

Если рисовать более сложную форму, например цветок , можно сказать…

  • «Почему бы нам не начать с центра цветка? На какую форму это похоже с того места, где вы сидите?»
  • «Овал? Хорошо, где ты собираешься рисовать свой овал?»
  • «А теперь давайте посмотрим на лепестки… Видите, какие они длинные и тонкие, с закругленными кончиками? Готовы ли вы рисовать следующие?»
  • «Похоже, вы закончили рисовать цветок, теперь как насчет стебля и листьев? Посмотрите, какой длинный, тонкий и прямой этот стебель. Видишь, где он прикрепляется к цветку? Почему бы вам не начать с этого и не нарисовать стебель. Теперь, какой формы листья?»

Когда у вас есть общая картина, вы можете сосредоточиться на деталях. Рассказ о процессе вместе с ребенком поможет ему лучше понять, что он наблюдает и что рисует.

Дополнительные занятия по рисованию для детей
  • Рисование, основанное на наблюдении. Используйте пончики, чтобы научить детей этому навыку рисования
  • Рисование для детей: советы по поощрению сопротивляющихся художников Уверенность
  • 13 художественных подсказок для развития творческих способностей детей
  • Искусство перьев в коробке – занятие по рисованию природы для детей

Закрепить на потом

Как научиться рисовать с нуля, как ребенок!

Научиться рисовать с нуля непросто. Даже если это «как ребенок», изучение основ искусства требует времени, терпения и самоотверженности.

Это делает шаг назад и сначала изучает основы, прежде чем углубляться в сложные картины.

  • Изучите все основы. Это включает в себя знакомство со всеми средствами искусства и чувство уверенности в элементах и ​​​​принципах искусства. Вы можете изучить эти основы либо в классе, либо самостоятельно. Но не просто так. Посещение занятий и чтение книг по искусству — лучший способ учиться. По крайней мере, это основы. Также важно чувствовать себя комфортно при манипулировании простыми формами. Эти простые формы являются сущностью каждого твердого объекта. Вот два моих ответа, которые дают краткий обзор этих основ: Каковы различные типы элементов искусства? Что такое медиум, когда речь идет об искусстве?
  • Возьмите основы и примените их к искусству. Это включает в себя обучение рисованию натюрмортов, пейзажей, реалистических произведений, абстрактных произведений, рисунков жестами и т. д. Делайте это с помощью различных средств.
  • После того, как вы ознакомитесь с различными художественными категориями, описанными на втором шаге, придумайте себе задание с различными подсказками. Это проверит вашу способность использовать то, что вы узнали, и рисовать различные предметы. Если вы запутались с различными подсказками, вот некоторые из них, которые я использую: Что я могу нарисовать!
  • Помимо создания произведений искусства, постоянно делайте наброски в альбоме для рисования. Делайте это везде, куда бы вы ни пошли. Вы научитесь хорошо рисовать все, буквально рисуя все подряд. Это поможет вам с вашей способностью быстро рисовать, иметь хорошие моторные навыки, создавать хорошие наблюдательные рисунки и помогать с человеческими фигурами. Когда вы впервые начинаете изучать наблюдательное искусство и начинаете делать наброски, также смотрите на искусство других людей для вдохновения и восхищения. Иногда даже копируйте или прослеживайте рисунки других людей. Не защищайте авторские права и не называйте их искусство своим. Но использование их рисунков в качестве шаблона помогло мне практиковаться и совершенствоваться. То, что произошло в моем альбоме для рисования, было предназначено только для практики.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *