Что такое UTM-метки и зачем они нужны
Допустим, вы запустили свой сайт и теперь хотите его прорекламировать. Вы готовы потратить деньги на рекламу, но вам нужно видеть, какая реклама работает, а какая нет. Например, у одного блогера реклама может быть дешёвой, но неэффективной; а у другого — дорогой, но привлекающей нужных людей.
Если бы это был не сайт, а, например, служба заказа пиццы по телефону, вы бы сделали несколько телефонных номеров для заказа и дали бы их разным блогерам. Люди бы звонили по этим номерам, а вы бы отслеживали загруженность каждого номера.
В интернете есть более элегантное решение: зашивать в рекламные ссылки дополнительную информацию, которая поможет оценить эффективность рекламы. Это и есть UTM-метки.
Что такое UTM
UTM — это сокращение от Urchin Tracking Module, что можно перевести как «модуль отслеживания компании Urchin». Изначально такие метки придумала компания Urchin, но в 2005 году её купила Google, и с тех пор она сменила имя на Google Analytics.
Раньше серверы получали только адрес сайта и отдавали в ответ нужную страницу, например такую:
Как устроен интернет: адреса
https://thecode.media/recursion
При этом сервер не мог отследить, где человек кликнул по этой ссылке — в соцсетях, в другой статье или на рекламном баннере. Идея меток была в том, чтобы передавать серверу не только адрес страницы, но и параметры источника: где разместили эту ссылку, к чему она относится и так далее. С UTM-метками эта же ссылка выглядит так:
https://thecode.media/recursion/?utm_source=telegram&utm_medium=social&utm_campaign=post
Теперь разберём, что это значит и как работает.
Что внутри UTM-метки
Сейчас UTM-метки стали стандартом для всех систем аналитики в интернете, и в них договорились использовать пять параметров:
utm_source — откуда приходит человек, который кликнет по ссылке. Это единственный обязательный параметр в метках — если указать всё, кроме него, то система аналитики может пропустить такой запрос.
utm_medium — чаще всего в этом параметре указывают вид материалов, где разместили ссылку. Например: социальные сети, рассылка, контекстная реклама.
Что такое SEO
utm_campaign — название рекламной кампании. Если у нас свой интернет-магазин и мы делаем промоакцию к Новому году, то все ссылки, которые относятся к этой акции, будут иметь, например, параметр utm_campaign=new_year
.
utm_term — если нам важно понять, на какую именно фразу или ключевые слова среагировал пользователь, указываем их в этом параметре. Мы можем сделать два разных поста в одной и той же соцсети, но в одной чуть иначе сформулировать призыв к действию. Например, в одном написать «Читайте и подписывайтесь» и сделать utm_term=read_now
, а в другом — «Читайте, чтобы быть умнее всех» и сделать utm_term=read_smart
. По результатам мы поймём, что сработало лучше, и будем использовать это в остальных материалах.
utm_content — показывает, на что именно кликнул пользователь: на ссылку, баннер, логотип на сайте или в рекламный пост.
Для связи параметров используют амперсанд — &. Пробелы ставить нельзя, потому что адреса в интернете должны быть без пробелов.
Чтобы сервер не считал метки частью адреса, перед ними ставят знак вопроса — так он поймёт, что сейчас будет специальный GET-параметр, который нужно обработать отдельно. Он передаст его в систему аналитики и одновременно с этим отдаст пользователю нужную страницу. Если в адресе удалить знак вопроса и всё, что идёт после него, то мы получим ту же самую страницу, но система аналитики никак на нас не отреагирует. С точки зрения сервера это будет выглядеть так, как будто мы сами набрали этот адрес в браузере.
Что внутри нашей ссылки
Теперь, когда мы знаем про состав меток, посмотрим на нашу ссылку внимательнее и разберём, что у неё внутри:
https://thecode.media/recursion/ ← адрес страницы, на которую перейдёт пользователь
? ← сигнал серверу про GET-параметр
utm_source=telegram ← источник ссылки — Телеграм
& ← соединяем параметры друг с другом
utm_medium=social ← эту ссылку разместили в соцсетях
& ← снова соединяем параметры
utm_campaign=post ← тип материала — пост.
Получается, что по клику на эту ссылку мы поймём, что человек к нам пришёл из поста в телеграме, а статистика увеличит на единицу количество переходов из соцсетей.
Где смотреть статистику
Чтобы увидеть результаты переходов, используют специальные сервисы аналитики и статистики, например Яндекс Метрику. Чтобы всё заработало, нужно в настройках подключить сайт к сервису и указать, какие метки и параметры мы используем. После этого мы увидим всю статистику по переходам: количество, проценты, динамику переходов и много других параметров:
Интерфейс Яндекс МетрикиВ сервисе можно посмотреть статистику по всем UTM-параметрам и понять, что сработало лучше всегоПолучается, всё это для рекламы и аналитики?
Да. С помощью таких меток маркетологи понимают, какая реклама работает лучше всего, а на какую тратиться нет смысла. Пугаться таких ссылок не стоит — они приводят на нужную страницу и не собирают о вас никакие данные.
Странность UTM-меток
Странность UTM-меток в том, что к маленькой и приятной ссылочке могут добавлять целый вагон параметров с длинными описаниями. Например:
Исходная ссылка: https://practicum.yandex.ru/catalog/
Ссылка с UTM: https://practicum.yandex.ru/catalog/?utm_source=pr&utm_medium=media&utm_campaign=pr_media_bootcamp_kinzhal&utm_content=social_post
Чтобы скрывать этот огромный прицеп с данными, используют сокращатели ссылок и другие инструменты оформления.
Что дальше
В следующий раз займёмся практикой — сделаем личный кабинет в Метрике и сгенерируем пару UTM-ссылок для нашего тестового сервера.
Текст:
Михаил Полянин
Редактор:
Максим Ильяхов
Художник:
Алексей Сухов
Корректор:
Ирина Михеева
Вёрстка:
Кирилл Климентьев
Соцсети:
Виталий Вебер
Теги UTM – База знаний Net-Results
Хотя Net-Results предоставляет отличную статистику по каждой кампании, вы можете использовать теги UTM, чтобы понять, откуда приходят ваши лиды, конверсии, возможности и доход. В часто туманном мире маркетинговой атрибуции — зная, какие маркетинговые усилия приносят результаты, — UTM может пролить свет на количество и качество результатов каждого вашего цифрового маркетингового усилия.
Метка UTM — это, по сути, код, который Net-Results прикрепляет к концу вашей кампании, источника, среды и контента. Вы можете установить теги UTM в своем экземпляре, а затем использовать теги для создания отчетов и сегментации. Нужно освежить в памяти теги UTM? Кликните сюда.
Поскольку коды UTM в значительной степени являются частью Google Analytics, а Google Analytics используется маркетологами по всему миру, коды UTM в значительной степени являются стандартом. Google даже будет автоматически помечать URL-адреса целевых страниц в ваших объявлениях AdWords с оплатой за клик (если вы включите автоматическую пометку). Net-Results придерживается и использует UTM, рассматривая его как стандарт, поэтому теги UTM, которые вы будете использовать в Net-Results, принесут немедленные дивиденды в вашу учетную запись Google Analytics — и наоборот: любые теги UTM, которые вы уже используете, уже Подхватывается Net-Results.
Можно использовать 5 тегов. Первые 3 могут быть установлены в ваших кампаниях, а 4 и 5 — в нашем конструкторе электронной почты. (ССЫЛКА)
- Кампания
- Источник – определяет источник перехода, например: Google, Twitter, блог .
- Средний – Определяет источник трафика, например: электронная почта, социальные сети, цена за клик.
- Содержание – Идентифицирует (изображение) самого объявления .
- Термин – определите призыв к действию, используемый в объявлении .
Чтобы Net-Results мог автоматически применять теги UTM, вам необходимо включить теги UTM на экране настроек учетной записи. Нажмите на свой адрес электронной почты в правом верхнем углу в Net-Results. Найдите «НАСТРОЙКИ АККАУНТА» и установите флажок «Теги UTM включены». Метки UTM можно настроить во время создания кампаний и электронных писем.
Кроме того, мы автоматически создадим URL-адреса, связанные с вашими тегами UTM. Использование ваших собственных пользовательских тегов также не является проблемой, просто удалите автоматически заполненные теги с вашими собственными пользовательскими тегами, а Net-Results позаботится обо всем остальном.
Опции пометки UTM можно найти в нижней части страницы настроек кампании.
Кампания UTM
Источник UTM – Установите тег источника UTM, введя тег в соответствующем поле. Это представляет источник, из которого поступает ваш трафик. Например, «Net-Results» будет utm_source, когда потенциальные клиенты нажимают на ваши электронные письма. Если вы также привлекаете трафик из LinkedIn, вы должны использовать utm_source «LinkedIn» для всего трафика, который вы ведете оттуда.
UTM Medium – установите тег UTM Medium, введя его в соответствующем поле. В LinkedIn вы можете привлечь трафик как со страницы вашей компании, так и со спонсируемых обновлений. Тег UTM Medium позволит вам различать эти разные носители. Используя приведенный выше пример LinkedIn, вы можете иметь один тег UTM Medium «Страница компании», а другой — «Спонсорское обновление».
Если вы включите автоматическую пометку UTM на уровне учетной записи, при создании новой кампании всегда будет установлен флажок «Пометка кампании UTM включена».
Содержимое UTM
Вы можете присвоить значение тегу содержимого UTM на панели «Настройки электронной почты». Это поле будет автоматически заполнено именем вашего электронного письма и имеет возможность удалить автоматически заполненное значение любым значением, которое вы хотите.
UTM Term
Метку UTM Term можно найти при добавлении гиперссылки в сообщение электронной почты. Любой текст или изображение может быть гиперссылкой и позволит вам добавить термин UTM. Это относится и к электронным письмам в формате Custom HTML!
- Используйте тире (-), а не (_)
- Используйте предыдущие соглашения об именах, чтобы ваши данные были понятными
- Использовать строчные буквы
Теперь, когда у вас есть все эти замечательные теги и данные для отслеживания, как вы можете использовать их на практике? Один из лучших способов — использовать сегменты — все теги UTM можно использовать в качестве условия!
Например: скажем, вы пытаетесь выяснить, какие контакты в вашей осенней кампании релиза нажали на вашу ссылку «Посмотреть новые продукты» и всех остальных, кто только что нажал на ссылку отписки или на ссылку в социальных сетях в вашем электронном письме.
Ваш сегмент будет следующим:
Нажали во время осеннего выпуска кампании
И
Термин UTM соответствует См.
Начало работы в Google Analytics 4
Константин фон Хоффман, 12 октября 2022 г., 10:50 | Время чтения: 3 минуты
В сотрудничестве с Коллин Харрис, руководителем отдела бизнес-аналитики и стратегии отчетности в Sincro, мы составляем руководство по началу работы с Google Analytics 4. Это часть 7. Ссылки на все статьи находятся в конце пост.
В этом посте мы поговорим о тегах UTM. Некоторым людям это может показаться очень простой вещью, но это настолько важно в GA4, что нужно напомнить.
Копать глубже: GA4: что нужно знать маркетологам для успешного перехода
«GA4 во многом зависит от источника, канала, а также кампании и тому подобного, — говорит Коллин Харрис. «Поэтому наступает время, когда теги UTM больше, чем просто исходный носитель, необходимы для всех ваших стратегий. Вы действительно хотите попытаться использовать ключевое слово, попытаться использовать контент кампании и тому подобное. Чем больше вы вложите в эти части UTM, тем больше вы сможете получить в отчетах в GA4».
Что такое UTM?
Коды UTM — это текст, который вы добавляете к ссылке и который предоставляет инструменту аналитики дополнительную информацию о каждой ссылке.
через GoogleЧто делает UTM?
Он сообщает вам конкретную информацию о том, как к вам поступает ваш трафик. Например:
- Откуда идет трафик?
- Как это до меня доходит?
- Почему это приходит ко мне?
Как это работает?
С помощью элементов, называемых «Параметры UTM». К ним относятся:
- utm_source — Откуда идет трафик. Примеры источников могут быть facebook, google, twitter, linkedin (исходные и средние элементы UTM должны всегда быть строчными).
- utm_medium — Идентифицирует среду трафика. Подробнее ниже.
- utm_content — Отслеживает рекламу или ссылку, на которую направляется трафик веб-сайта. Это позволяет тестировать варианты одного и того же объявления.
- utm_name — Идентифицирует конкретную кампанию, с которой связан этот трафик.
- utm_term — специально для платного поиска и Google Ads. Он заполняется автоматически, если включена автоматическая пометка в Google Ads и Google Analytics 4.
В результате вы можете отслеживать эффективность каждой из этих ссылок.
Не проявляйте изобретательность с именами в поле носителя
Ниже приведены единственные имена, которые следует использовать в поле носителя в теге UTM. Использование других определений «среды», которые искажают отчеты GA.
Используемые инструменты
«Двумя моими любимыми инструментами для создания UTM-тегов [являются] Google Analytics URL Builder, который является расширением Chrome, и UTM IO полностью меняет правила игры, позволяя UTM работать и работать в масштабе», — говорит Харрис.