Архитектура барокко. Барокко в южных странах

Барокко — первый стиль, который разошелся не только по странам, но и по континентам. В этой части посмотрим на его южные вариации.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Барокко — первый архитектурный стиль, который разошелся по всему миру, спасибо колонизации. Его можно найти по всей Европе, в России, Латинской Америке, Индии и даже на Филиппинах. Барокко везде остается собой, но с местной изюминкой — и чем южнее страна, тем более странным оно становится.

🌐 Начнем путешествие!

🇫🇷 Франция. Здесь уже есть ощущение грядущего классицизма, поэтому барокко выходит сдержанным, парадным. Этот монументальный, торжественный вариант стиля даже иногда называют барочный классицизм. Примеры — типичный барочный дворец Мезон-Лаффит, Дом инвалидов в Париже, Часовой павильон Лувра.

🇮🇹 Италия. Страстное, эмоциональное барокко. На юге строят с мелкими деталями, тонкой резьбой, заковыристыми капителями. Сильные местные традиции можно найти в Лечче и в Сиракузах. Италия — родина стиля, и здесь понимают его законы. Даже очень насыщенные примеры остаются в рамках принятых норм.

🇪🇸 Испания.

Позднее испанское барокко называется чурригереско — в честь семьи резчиков по дереву Чурригера. Мастера Чурригера создали стилистику плотной резьбы, которая покрывает всю поверхность — так, что нельзя различить детали. Пример такого супер-насыщенного барокко — Собор Сантьяго де Компостело или капелла в монастыре Ла Картуха в Гранаде.

1. Мезон-Лаффит, Франция, 17 век
2. Дом инвалидов, Париж, Франция, 17 век
3. Часовой павильон в Лувре, Париж, Франция, 17 век

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Базилика Санта Кроче, Лечче, Италия, 17 век
2. Кафедральный собор Сиракуз, Италия, 18 век
3. Собор Сантьяго де Компостелло, Испания, фасад 18 века
4. Капелла монастыря Ла Картуха, Гранада, Испания, 18 век

1. Санта-Приска, Таско-де-Аларкон, Мексика, 18 век
2. Церковь Сан-Каэтано, Гуанахуато, Мексика, 18 век
3. Церковь Сан-Августин, Лима, Перу, 18 век
4. Церковь Святого Фомы из Вильянуэва, Миагао, Филиппины, 18 век

Испанцы привезли свое знойное барокко в южные колонии — и там оно стало совсем жарким.

Вот что из этого вышло 👇

🇲🇽 Мексика. Мягкая версия латиноамериканского барокко — Собор Санта-Приска. Церковь Сан-Каэтано — яркий пример стиля чурригереско с очень детализированным фасадом и плотной деревянной резьбой на алтаре.

🇵🇪 Перу. Церковь Сан-Августин — кульминация латиноамериканского барокко. Весь фасад состоит из деталей, нет ни одного спокойного места — только разорванные рамы, витые колонны и сложная геометрия.

🇵🇭 Филиппины. Здесь всего несколько больших каменных церквей — фортифицированных и сейсмоустойчивых. Барокко проявляется в овальных окошечках, сложных рамах, пляшущих карнизах. Милая деталь — на фасаде можно увидеть вырезанные пальмы.

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%

3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Концерт «Золотой век Барокко. Орган, гобой, струнные» в соборе — билеты на Ticketland.ru — Москва

  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астрахань
  • Белгород
  • Брянская область
  • Владивосток и Приморский край
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологда
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Иваново
  • Костромская область
  • Удмуртская республика
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Каменск-Уральский
  • Кузбасс
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Краснодар
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Курск
  • Липецк
  • Мурманская область
  • Нальчик
  • Нижегородская область
  • Нижний Тагил
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Обнинск
  • Омская область
  • Орёл
  • Оренбургская область
  • Пенза
  • Пермь
  • Псков
  • Республик Северная Осетия — Алания
  • Республика Татарстан
  • Республика Адыгея
  • Республика Алтай
  • Уфа – Башкортостан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Карелия
  • Чувашская республика
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саранск
  • Саратовская область
  • Серов
  • Смоленск
  • Сочи
  • Ставропольский край
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Улан-Удэ
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский АО — Югра
  • Чебоксары
  • Челябинская Область
  • Череповец
  • Чита
  • Ямало-Немецкий автономный округ
  • Ярославская область

Что вы ищете?

ТЕАТРАЛЬНЫХ КАСС:&nbsp22

Концерты

Рок

Мероприятия

Все мероприятия • 0

Площадки

Все площадки •

Персоны

Все персоны •

Барокко, Эпоха контрастов — Интервью с выставкой Schweizerisches Landesmuseum

Артикул

Эпоха барокко, длившаяся примерно с 1580 по 1780 год, была временем огромных контрастов: роскошь и инновации, с одной стороны; смерть и кризисы, с другой. Продолжающиеся религиозные войны и открытие глобальных торговых сетей привели к массовой миграции и культурному обмену, но были также голод и эксплуатация. Новая выставка в Швейцарском национальном музее в Цюрихе – Барокко, Эпоха контрастов – представляет изысканные предметы архитектуры барокко, садовой культуры, моды и искусства, подчеркивая исторический контекст этих предметов, чтобы осветить эту творческую эпоху во всей ее славной двусмысленности.

Галерея коллекционера в стиле барокко

Швейцарский национальный музей (авторское право)

JBW: Большое спасибо за разговор со мной от имени Энциклопедии всемирной истории (WHE).

Удалить рекламу

Реклама

Многие читатели могут быть удивлены, узнав, что швейцарские архитекторы из Тичино сыграли ведущую роль в формировании архитектуры барокко в Риме в конце 1500-х и начале 1600-х годов.

Кто были эти блестящие умы и как их вклад в искусство барокко отражен на выставке?

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Людовик XIV хотел стать независимым от дорогостоящих иностранных товаров и преуспел в том, чтобы сделать Францию ​​лидером в сегменте роскошных изделий ручной работы.

Joya Indermühle: Они пользовались особым спросом в Риме благодаря высокому уровню мастерства и культурной близости к Италии. Карло Мадерно, например, был ведущим архитектором собора Святого Петра. Он спроектировал динамичный и скульптурный фасад и расширил центральное здание Микеланджело нефом. Здания Франческо Борромини характеризуются вогнутыми и выпуклыми колеблющимися формами. На выставке мы показываем оригинальные рисунки высокого качества из венского музея Альбертина, свидетельствующие о его уникальном почерке. Наконец, при папе Сиксте V Доменико Фонтана отвечал за планирование основных дорожных осей Рима и возведение обелисков в стратегически важных местах. На портрете Папы Сикста V работы Пьетро Факкетти из музеев Ватикана можно увидеть площадь Святого Петра с обелиском. Это показывает, насколько значительными были эти градостроительные мероприятия в этот период.

Барочная раковина «Наутилус»

Швейцарский национальный музей (авторское право)

JBW: Когда в 1600-х годах центр европейской власти переместился из Испании во Францию, искусство садоводства стало средством выражения власти и престижа. Сады Версаля стали образцом для всех европейцев, в том числе и для швейцарцев, которые с большим энтузиазмом использовали французские узоры и растения.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Что, в частности, мы должны знать о швейцарских садах и садоводстве эпохи барокко? Я подозреваю, что интерес швейцарцев к садам распространился и на разнообразные ландшафты, составляющие современную Швейцарию.

JI: Французская садовая культура быстро распространилась в Швейцарии. Первые сады в стиле барокко были созданы в Золотурне, имевшем тесные связи с Францией. Вскоре последовали и другие города, и развились различные локальные формы: например, обсаженная деревьями аллея, фонтан и лужайка в барочном саду Нойшлосс-Ворб или сочетание удовольствий и огородов, как пример из Базеля. Но сельский огород также оказывает неизгладимое влияние на пейзаж, как мы можем видеть на акварели Альбрехта Кау.

Удалить рекламу

Реклама

Французский гобелен в стиле барокко

Швейцарский национальный музей (авторское право)

JBW: Одним из выдающихся произведений, представленных на выставке Швейцарского национального музея, является великолепный гобелен из «Мануфактуры гобеленов» в Париже. Этот гобелен изображает потрясающий контраст между французской и испанской модами середины семнадцатого века.

Что этот гобелен говорит нам о превосходстве Франции в отношении моды и хорошего вкуса во время абсолютистского правления Людовика XIV? В свою очередь, как культурное влияние Франции сформировало этикет и хороший вкус в Швейцарии?

Концепция барокко действительно неоднократно менялась и остается динамичной по сей день.

JI: Основание королевских мануфактур преследовало художественные, политические и экономические цели. Людовик XIV из Франции хотел стать независимым от дорогостоящих иностранных товаров и преуспел в том, чтобы сделать Францию ​​лидером в сегменте роскошных изделий ручной работы. При придворном художнике Шарле Лебрене на королевских мануфактурах работали сотни талантливых художников. Журнал Mercure galant, который продвигал Людовик XIV, внес значительный вклад в распространение французской придворной моды через печать. Вся Европа, а также Швейцария стремились к французской модели в области моды, а также с точки зрения праздничной или застольной культуры. В частности, франкоязычная Швейцария быстро переняла ювелирное дело во французском стиле, отчасти благодаря беженцам-гугенотам.

Удалить рекламу

Реклама

Барокко, Эпоха контрастов, Швейцарский национальный музей

Швейцарский национальный музей (авторское право)

JBW: Эпоха барокко отмечена не только культурным величием и повышенной утонченностью — это была эпоха грандиозных научных исследований и глобальных исследований.

Расскажите нам о тех швейцарцах, которые участвовали в великих научных экспедициях той эпохи, а также в создании академий и обсерваторий. Как представлена ​​их жизнь и деятельность?

JI: На выставке мы представляем бернского художника Альбрехта Херпорта, который был наемником Голландской Ост-Индской компании в Индонезии. Из своих путешествий он привозит отчеты о путешествиях, а также kris , яванский меч. Эти объекты собираются, исследуются и обсуждаются в библиотеках. Но мы также показываем экспонаты из контекста Иоганна Якоба Шойхцера, который был членом Королевского общества в Лондоне, или работы Марии Сибиллы Мериан, которая ездила в Суринам для своих исследований. Все эти экспонаты показывают, насколько сильно швейцарские деятели были вовлечены в международные научные сети.

Удалить рекламу

Реклама

Барокко, Эпоха контрастов Выставка в Цюрихе

Швейцарский национальный музей (авторское право)

JBW: На самом деле именно швейцарский историк Генрих Вельффин (1864-1945) был одним из первых, кто переоценил и предложил новое определение искусства барокко. У большинства людей термин «барокко» вызывает в воображении образы великолепных церквей и шедевров изобразительного искусства, а также экстравагантных монархов, живущих в роскошных дворцах. Однако эта эпоха была одной из значительных крайностей, когда величие и излишества существовали наряду с продолжающимися религиозными войнами, колонизацией и нищетой. Таким образом, «барокко» может иметь положительную или отрицательную коннотацию в зависимости от того, как используется это слово.

Как же нам охарактеризовать наследие барокко в Швейцарии и других странах мира? Более того, почему важно заново познакомиться с этой эпохой?

JI: Концепция барокко действительно неоднократно менялась и остается динамичной по сей день. Этой выставкой мы хотим показать, что барокко гораздо больше, чем предполагает его великолепие: представляя избранные предметы в их историческом контексте, в это время глубоких религиозных, политических и социальных потрясений, мы хотим осветить эпоху во всей ее амбивалентности. В зависимости от страны, деноминации и времени искусство и культура барокко сильно различались. Эта разница, сложность, а также противоречивость должны иметь свое место. Через широкую культурно-историческую перспективу нашей выставки мы также хотим осветить неизвестные стороны и, прежде всего, разнообразие и многогранное богатство барокко.

JBW: Еще раз большое спасибо за ваше время и внимание.

Барокко, Эпоха контрастов работает в Швейцарском национальном музее в Цюрихе, Швейцария, до 15 января 2023 года.

Вам понравилась эта статья?

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Переводы

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык! На данный момент мы перевели его на: Испанский

Об авторе

Джеймс Блейк Винер

Джеймс — писатель и бывший профессор истории. Он имеет степень магистра всемирной истории с особым интересом к межкультурному обмену и всемирной истории. Он является соучредителем Энциклопедии всемирной истории и ранее был ее директором по связям с общественностью.

Бесплатно для всего мира, при поддержке вас

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.

Стать участником Пожертвовать

Рекомендуемые книги

    К сожалению, нам не удалось найти ни одной книги по этой теме.

     

    Лицензия и авторское право

    Представлено Джеймсом Блейком Винером, опубликовано 10 октября 2022 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена. Обратите внимание, что контент, связанный с этой страницей, может иметь другие условия лицензирования.

    Период барокко | Музыка 101

    Это чтение предоставляет удобный обзор периода барокко. Он имеет тенденцию сосредотачиваться на характеристиках позднего или «зрелого» барокко, но все же является ценным обзором.

    Период барокко в европейской музыке длился примерно с 1600 по 1750 год. Ему предшествовал Ренессанс, а за ним последовал классический период. Именно во время барокко была установлена ​​тональная система мажор / минор, которая до сих пор доминирует в западной музыке. Этот период наиболее известен сложным контрапунктом зрелого барокко, типичным примером которого являются работы Иоганна Себастьяна Баха и Джорджа Фридриха Генделя.

    Историческая справка

    Это был европейский период, который часто называют «эпохой разума». Блестящие умы, такие как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Рене Декарт и Фрэнсис Бэкон, закладывали основы современной науки и математики. Впечатленные открытиями, достигнутыми в этих областях, другие влиятельные мыслители, такие как Томас Гоббс и Джон Локк, стремились применить аналогичные строгие правила наблюдения и рассуждения к философии и политологии. Многие историки считают, что это был критический период, заставивший Европу отказаться от статичных или ретроспективных взглядов Средневековья и Возрождения и перейти к импульсу движения вперед, который неумолимо привел к нашему современному миру.

    В основе большей части музыки барокко лежат дисциплина и порядок, возможно, отражающие идеалы века разума. В частности, отличительными чертами этой эпохи являются упорядоченное развитие гармонии и дисциплина сложного контрапункта. Тем не менее, композиторы эпохи барокко также проявляли очень большой интерес к выражению эмоций или «привязанностей» через музыку. Фантазии и токкаты демонстрируют свободу выражения, которая имеет очень мало общего с разумом, и нет сомнений в радости, пафосе или страсти, выраженных в большинстве самых популярных произведений той эпохи. Даже более уравновешенные религиозные произведения часто стремятся выразить аффективный элемент мистицизма или массивного величия.

    Это новое исследование эмоций в музыке могло быть основано на другом важном историческом влиянии на музыку этого периода. Раньше большинство композиторов работало в церкви, что обычно и часто сильно ограничивало их свободу экспериментировать. В период барокко, хотя церкви по-прежнему были важными работодателями для многих композиторов, дворянство стало гораздо более активным покровителем музыки, а их дворы стали важными площадками для выступлений. Таким образом, в эту эпоху наблюдался расцвет светских (нецерковных) музыкальных форм, сочинений для определенных инструментов (ранее редкость) и экспериментов — с гармонией, ритмом и формой, а также с эффектом — которые сильно и навсегда изменили музыкальный ландшафт.

    Музыкальный фон, развитие и влияние

    Трамплин эпохи Возрождения

    Барокко — самый ранний период европейской музыки, музыка которого до сих пор широко известна. Вероятно, это связано с тем, что музыка до этого периода имеет экзотическое, незнакомое большинству современных западных слушателей звучание. Музыка средневековья была скорее модальной, чем тональной; другими словами, он не был основан на аккордах и гармониях в мажорной и минорной тональностях. Большинство людей решительно предпочитают музыкальные традиции, на которых они выросли; для них это «имеет смысл» в отличие от незнакомых традиций. По сути, барокко положило начало нашей знакомой традиции.

    Одно из самых очевидных отличий — различие, которое можно услышать, даже если не осознаешь или не можешь объяснить, — в средневековой музыке — это отсутствие терции, интервала, из которого строятся современные (трезвучные) аккорды. Вместо этого средневековая музыка основывалась на интервалах чистой квинты и чистой четверти. Это придает старинной музыке открытую, пустую текстуру и гармонии, незнакомые современному уху.

    Именно в эпоху Возрождения терции стали использоваться чаще, особенно в стилях параллельных третей и параллельных шестых фобурдонов. (Секстакты тесно связаны с терциями так же, как четверти тесно связаны с квинтами.)

    Прослушайте фразу, сопровождаемую параллельными квинтами (гармония в средневековом стиле) и параллельными терциями (гармония в стиле барокко и модерн).

    Звук барокко

    Основным звучанием Ренессанса были не параллельные гармонии фобурдона, а сложная полифония равных, независимых (т. е. не движущихся параллельно) голосов. Звук, наиболее тесно связанный с барокко, сохранил независимые контрапунктические голоса, но с некоторыми важными отличиями.

    Самым важным изменением, как упоминалось выше, было развитие в эту эпоху тональной гармонии. Композиторы зрелого барокко использовали не только мажорные и минорные аккорды, но и использовали их в тех видах аккордовых последовательностей и каденций, которые продолжали использоваться на протяжении последующих столетий до наших дней. Это не означает, что в системе гармонии, разработанной в эпоху барокко, не было более поздних изменений; В частности, в эпоху романтизма и раннего Нового времени было много экспериментов с гармонией. Эксперименты романтического периода расширили гармонические возможности, заложенные в тональной системе; его звучание также сильно повлияло на последующее развитие, в том числе в популярной музыке. Многие современные композиторы вообще отказались от тональной системы, стремясь заменить ее другими возможностями. Их усилия были гораздо менее влиятельными в других жанрах, вероятно, потому, что их нетональные предложения просто слишком далеки от привычного для большинства слушателей диапазона.

    Другим развитием периода барокко, которое до сих пор сильно с нами, было появление басовой партии. Голоса или строки музыки эпохи Возрождения и некоторых контрапунктов в стиле барокко обычно были одинаково важны. Но в большей части музыки барокко различные части быстро теряли свое равенство. Вместо этого верхняя линия (то, что мы слышим как мелодия) и самая нижняя линия (бас) стали наиболее важными частями, а средние линии просто заполнили гармонию. Фактически, от клавесинистов часто ожидалось, что они будут импровизировать под аккомпанемент, учитывая только басовую партию с некоторыми дополнительными обозначениями. Эта структура с преобладанием мелодии и баса, с басом, очерчивающим или явно подразумевающим гармонию, по-прежнему преобладает в большинстве западных музыкальных жанров и стилей.

    Как упоминалось выше, у композиторов эпохи барокко было большое разнообразие музыкальных форм. Некоторые из них, такие как контрапунктические фуги и изобретения, тесно связаны с этим периодом. Другие, в том числе фантазии, вариации, сюиты, сонаты, симфонии и концерты, оказались более влиятельными, и многие крупные композиторы использовали, развивали и экспериментировали с этими формами на протяжении более поздних эпох.

    Классические отклонения и преемственность

    Композиторы классического периода находились под сильным влиянием идеалов Просвещения, которые решительно предпочитали «естественное» формальному, а эгалитаризм — элитарности. Придя к выводу, что сложный контрапункт барокко был слишком формальным и элитарным, они сознательно решили разработать новый стиль с более простыми, медленными гармониями и доминирующими мелодиями, за которым публике было бы легче следовать и понимать.

Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *