Type Design Workshop

← назад к отчётам

Пандемия стала катализатором полной цифровизации многих процессов и целых сфер по всему миру. В онлайн в 2020-м перешли школы, университеты и… мы: этим летом «Шрифтовая Мастерская» впервые прошла онлайн, позволив присоединиться к занятиям студентам и преподавателям со всех уголков планет—Амстердам, Берлин, Сан-Франциско, Тель-Авив, Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Тверь и Солнечногорск.

Тема курса был «трафаретный шрифт». В качестве референса ребята в случайном порядке получили транспортные таблички (дорожные указатели, знаки «соблюдайте дистанцию» и т. д.) и не связанное с ними место применения для своего будущего шрифтового проекта. Задача стояла в том, чтобы каким-то образом совместить образ шрифта с таблички и адаптировать его для места применения, разобраться, что стоит оставить как есть, а что переработать. При этом в каждом случае проект эволюционировал по-своему—многие референсы изменились до неузнаваемости.

Приглашённые лекторы:
Дизайнер и каллиграф Алексей Чекаль
Шрифтовой дизайнер и иллюстратор Елена Новосёлова

Науэль Бенку

Алексей Бродовский

Надя Доровская

Антонина Жулькова

Роман Кирьянов

Инна Кочкина

Артур Лебсак

Кирилл Маслов

Виктория Михайлова

Илья Михайловский

Николай Радченко

Саша Токарев

Мария Фролова

Науэль Бенку

Шрифт: Фреза

Facebook

Место применения: Шрифт для элитного жилищного комплекса.

Начертание шрифта: Прямое жирное (трафарет).

Краткое описание: Заголовочный акцидентный, с маленькой разницей между строчными и прописными. Фреза—трафаретный шрифт для элитного жилья. Манерный в своей декоративности и уверенный в своих натуралистичных, природных формах. Добрый друг с эстетским сложным характером и желанием эпатировать и удивлять публику. Прекрасно подходит для красивых слов, заголовков, бронзовых заборов и особенной навигации.

Алексей Бродовский

Шрифт: Railgun

readymag Facebook

Место применения: Президентская кампания.

Начертание шрифта: Bold.

Краткое описание: Я постарался соединить все, что мне нравится в узких шрифтах: заголовочные гротески дизайнера Matt Willey, журнал Twen, шрифт Druk. Вышел шрифт для заголовков с широкими возможностями интонирования текста, за счет равной высоты прописных и строчных. Строгий в верхнем регистре, игривый в нижнем, но что получится, если смешать два стиля—зависит только от дизайнера.

Надя Доровская

Шрифт: Vivienne

Место применения: Шрифт для модного журнала.

Начертания шрифта: Variable (Medium Expanded, Medium Condensed).

Краткое описание: Vivienne—акцидентный шрифт для журналов о современной моде. Вдохновлён историческими почерками, но по характеру бунтарь. Смешивает в себе разные эпохи и стили. Хочет быть широким и узким, антиквой и гротеском, поэтому имеет возможность развития во всех этих направлениях. Вариативность позволяет длинные заголовки давать более крупным кеглем, сужая некоторые знаки.

Антонина Жулькова

Шрифт: Virality

instagram behance

Место применения: Шрифт для технических текстов.

Начертания шрифта: Вариативный шрифт с начертаниями Text и Display.

Краткое описание: Это шрифт из будущего для использования в виртуальной реальности, и он может быть разным—как строгим, техничным и незаметным в мелких текстах, так и акцидентным в заголовках. Его геометричность и разный рисунок начертаний отлично передают идею переменчивого будущего.

Роман Кирьянов

Шрифт: Otradnoye Grotesk

Место применения: Шрифт для интертитров.

Начертание шрифта: Узкий заголовочный.

Краткое описание: Шрифт «Отрадное Гротеск» предназначен для интертитров. Вдохновлен движением ширококонечного пера. Благодаря компактному начертанию отлично подойдет для заголовков в печатных изданиях и на экране.

Инна Кочкина

Шрифт: Солод

instagram

Место применения: Шрифт для этикетки крафтового напитка—кваса.

Начертания шрифта: Sans Serif, Black Extended, Extra Wide.

Краткое описание: Акцидентный шрифт. Разработан на основе указательной таблички с ул. Нагатинской «В ПАРК». Определив место применения шрифта, было принято решение смягчить грубые начертания первоначального образца. Ссылаясь на округлые формы ржаного хлеба из которого изготавливается напиток. Главной задачей при разработке шрифта являлось внедрение конструкций и элементов полуустава в формы гуманистического гротеска.

Артур Лебсак

Шрифт: CodePdf412

instagram

Заданное место применения: Стилизованная 8-битная игра.

Итоговое место применения: Шрифт для промо кампании бренда одежды (социальные сети, мерч, печатные материалы).

Начертание шрифта: Italic.

Краткое описание: Акцидентный шрифт для набора коротких предложений. Содержит большое количество альтернативных символов.

Опубликован на tomorrow.type.today.

Кирилл Маслов

Шрифт: Boulder

instagram Facebook

Место применения: Шрифт для автомобильной марки.

Начертания шрифта: Variable (Black, Black extended, Light, Light Extended, Stencil Black, Stencil Black Extended, Stencil Light, Stencil Light Extended).

Краткое описание: Boulder—брутальный шрифт, вдохновлённый внешним видом крупных угловатых внедорожников. Прекрасно подходит для создания логотипов, крупных заголовков и всякого рода акциденции. В отличие от большинства трафаретных шрифтов, Boulder поддерживает кириллицу—это позволяет использовать его в мультиязычном брендинге.

Виктория Михайлова

Шрифт: Garin

Facebook instagram

Место применения: Велоспорт (акциденция).

Начертания шрифта: Heavy, Extended, Slanted, Stencil.

Краткое описание: Широкий насыщенный шрифт, вдохновлённый идеей соединения трафаретного начертания и акциденции, характерной для велосипедного спорта. Основывается на курсивном начертании. Большой угол наклона придаёт шрифту движение и динамичность. Может использоваться в заголовках и акциденции.

Илья Михайловский

Шрифт: Yeast

instagram

Место применения: Шрифт для булочной/пекарни.

Начертания шрифта: Предполагался вариатив между широким-узким и «нормальным»-раздутым.

Николай Радченко

Шрифт: Tuda

instagram Facebook

Место применения: Шрифт для дорожных знаков.

Начертание шрифта: Medium Condensed.

Краткое описание: Tuda—акцидентный шрифт для городской навигации с привкусом готики. В основе начертания осталось движение ширококонечного пера. Простой, но с интересными странностями.

Саша Токарев

Шрифт: Ещё один трафаретный шрифт

Facebook

Место применения: Шрифт для социальных табличек.

Начертания шрифта: Чуть зауженный, закрытый гротеск.

Краткое описание: «Ещё один трафаретный шрифт» для высказываний в среде города. В наличии помимо начертания Regular, два начертания с разными разрывами. Horizontal, более статичные и нейтральные разрывы. Diagonal, динамичные разрывы, ломает форму и хорошо подходит, чтобы сказать «Нет».

Мария Фролова

Шрифт: AdAstraS

behance instagram

Место применения: Космический шаттл.

Начертание шрифта: Medium, Light.

Краткое описание: AdAstras-футуристический шрифт, вдохновлённый AdAstras- футуристический шрифт, вдохновлённый космическими путешествиями. Он сочетает в себе острые углы и геомтерические линии. Широкие буквы и ощущение блочности делает его идеальным для логотипов и пользовательского интерфейса.

Здание говорит: архитектура и шрифт

Architecture plus font – сравнительно молодой, но популярный канал в Telegram, построенный по принципу фото-подборки: снимок здания, дополненного надписью, его название, месторасположения, год. И все. Никаких рассуждений о месте надписи на здании, о том почему именно этот кадр попал в подборку, чем конкретно удачен шрифт, на что смотреть и чем восхищаться.

В этой лаконичности канала, который ведет один из основателей бюро megabudka Кирилл Губернаторов, особая прелесть, хорошо понятная коллегам-архитекторам, которые знают, как работает такой навык, как насмотренность: ты пропускаешь через себя много-много качественных примеров, начинаешь в какой-то момент сам отличать удачные решения от неудачных, а потом и генерировать свои. Отбор контента и взял на себя канал architecture plus font.

Тема оказалась благодатной и тонкой одновременно. Архитектура — это прежде всего конструкция, но и буква — конструкция, только условно-пространственная. И в их сочетании бездны вариаций: мощная гладь стены и хрупкость надписи, массивный шрифт, «припечатывающий» здание и довлеющий над ним, шрифт-игра, тонкий шрифт, отбрасывающий тени, переливающийся ночью и скучный днем неон на неброской стене.

И в каждой комбинации проступают своим символы и смыслы.

Буква, слово, надпись на фасаде – это всегда дополнительная информация, причем роль играет не только то что, написано, но и как оно написано. Важно соотношение толщины и высоты надписи, соотношение основного штриха и соединительного, разнообразие внутрибуквенного пространства. В шрифте иная, чем в архитектуре система координат, которая преображает здание: тонкий штрих уходит в глубину, толстый лежит на поверхности, шрифт с большими интервалами придает всему зданию какую-то вальяжную неспешность… И в зависимости от задачи леттерингом можно полностью изменить фасад.

Часто у линий на бумаге и архитектурных линий в камне/стекле/металле — одна и та же графика, поэтому с каждым большим стилем в искусстве и архитектуре ассоциируются определенные шрифты. Римские шрифты — абсолютно архитектоничны: необходимость писать на камне родила буквы с характерными засечками. Они функциональны: когда выбиваешь вертикальный штрих в мраморе, есть  риск, что камень даст трещину, поэтому мастер «запирает» штрих чуть скругленными горизонтальными засечками. Фасаду готического храма соответствуют прихотливые ломанные буквы готического шрифта, правда мы редко видим их выбитыми в камне, сложной пластике ар нуво соответствуют его причудливо выкруженные надписи, особенно их много на афишах, которые в это время получают распросранение. Создавая сеть чайных Ivy, Чарльз Макинтош разрабатывает для их фасадов свой шрифт, который позже станет узнаваемым символом времени. С ростом грамотности и появлением рекламы – надписи заполоняют города и XX век порождает богатство архитектурных шрифтов. Здания начинают «говорить», а шрифт дарит фасадам новую образность и новые возможности. Ранняя советская власть отдавала предпочтение конструктивизму и авангардным шрифтам. Простые рубленые формы, например шрифт Родченко, были близки и понятны рабочему классу, было в них что-то основательное и размеренное, близкое им по духу. 

С начала XX века шрифт и леттеринг становятся важной частью местной идентичности и городской навигации. Например знаменитый шрифт лондонского метро Underground стал символом всей британской «подземки»: в 1913 г. по заказу транспортной корпорации The Underground Group его разработал известный каллиграф Эдвард Джонстон и возможно это один из самых знаменитых шрифтов в мире.

В наше время надписи все чаще не просто указывают, что расположено в том или ином здании, они придают ему новый характер в духе времени – более «медийный»: яркий фасад и надпись часто похожи на картинку в инстаграм или страницу в глянце и явно претендуют на повышенную фотогеничность.

О том, какие смыслы, символы и нерассказанные истории видит в отобранных кадрах автор канала, мы поговорили с Кириллом Губернаторовым.

Автобусный гараж VBZ в Цюрихе, построено в 1970-171 году. Позже здание было увеличено, к нему был пристроен брутальный объем справа, перекликающийся с рубленными формами исторической надписи, которую сохранили.

Скоропечатня Левенсона, Шехтель. 1900. На коньке пример шрифта модерна, который вместе со всем зданием недавно прекрасно восстановили.

Помимо того, что шрифт и здание здесь одно целое, мне нравится эта история тем, как люди начала века верили в мироустройство и его незыблемость: строили роскошное здание и громко подписывали его своим именем. Сейчас это сложно представить.


Бруталистское здание ТАСС в Москве, 1970-е. В. Егерев. Тот самый случай, когда надпись словно превращает фасад в обложку журнала: мерный ритм окон и аккуратная надпись внизу, чуть сбоку. Целостная картинка. Хорошо, что москвичи снова полюбили это здание.

Кинотеатр «Эльбрус» в Москве 1960-е/2020. В Москве сейчас активно перестраивают кинотеатры по довольно скучному и однообразному проекту, уходит дух места, история. Шрифт в данном случае последнее, что отсылает к прошлому здания. 

Здание библиотеки ИНИОН до реставрации, 1974. Яков Белопольский. Здание, как известно, сгорело и его восстановили. Востановили хорошо, но почему-то не сохранили историческую надпись. На старом фасаде (на фото) она была черной, графичной, вписанной в квадрат, перекликающийся с порталом, который ведет в библиотеку. А сейчас она латунная, бесформенная, вся магия шрифта разрушена и это ужасная ошибка. 

Музей «Зоя» в Петришево, 2020. А. Адамович, Д.Матковская. Я считаю, это один из лучших современных примеров использования шрифта. Мне нравится все: и лаконичное название, и белая звезда, и то как выбрано место для надписи, и ее масштаб. Она по-настоящему обогащает композицию и при этом в ней нет ничего лишнего.  

Павильон «Махорка», ВСЗВ, 1923. К.Мельников. Мне кажется это один из величайших плацдармов конструктивистского шрифта и в нем замечательное соединение какой-то эстетики броских детских книг и при этом серьезной, пусть и временной архитектукры.

Музей Саломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1939. Ф.Л.Райт. Райт, конечно гений, в том как он использует такие крупные объемы и такой разреженный шрифт и как надпись сделана совсем по краю здания. Тут ничего лишнего.

Совершенно отдельная тема — шрифты на магазинах известных брендов. У них чаще всего броские фасады и легко узнаваемая надпись, – вместе они превращают здание в подобие нарядной упаковки, словно фирменный пакет с логотипом бренда. И мне нравятся такие истории, они работают.

Дом студента в Милане. Здесь на фасаде в 1930-х-1940-х и 1970-х годах разворачивается целая драма. Дом студента сперва получил имя в честь Арнальдо Муссолини, брата Бенито Муссолини. После войны имя Муссолини затирается и надпись куцо повисает на половине фасада. Поэтому спустя пару десятилетий надпись восстанавливают с прежним шрифтом, но сократив и разместив по центру. 

Здание Bauhaus в Дессау. Уже эталонный пример, как грамотно можно дополнить композицию шрифтом. Хотя читать неудобно, если буквы переносят на следующую строчку вместо разворота шрифта.  Вообще-то, в полиграфии считается это большой ошибкой, но тем не менее архитекторы, тем более Баухаус, которые все открывали заново, пренебрегают такими вещами. И обратите внимание на тени от шрифта — за счет того, что он сильно выдвинут от фасада, надпись удваивается: немцы гении в таких вещах.

18.08.2022

Brutal Font FREE Download & Similar Fonts

  • Fonts
  • Font Generator
  • Help

Download @font-face Kit

Free for Personal Use

Download Font

5

1

голосов

  • Бесплатно для личного пользования
  • Необычное
  • Разное