Александр I Павлович. Интересные факты биографии
В историческом парке «Россия-Моя история» подробно рассказано почему его называли Победителем и Благословенным.
Он обещал, что везде и всюду будет водворять строгую законность, деятельно бороться с проявлениями всякого вида произвола. Он намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России, мечтал о конституции, хотел освободить крестьян. Но все попытки обновления российского государства завершились установлением в стране режима, по сути, близкого к полицейскому.
Александр Павлович. Художник Степан Семенович Щукин
Александр I Павлович, старший сын императора Павла I Петровича и его второй жены императрицы Марии Фёдоровны родился 12 декабря 1777 года в Петербурге. Считается, что от своей бабушки будущий император унаследовал гибкость ума, умение обольщать собеседника, страсть к актерской игре, граничащую с двуличием. В этом Александр едва ли не превзошёл Екатерину II. «Будь человек с каменным сердцем, и тот не устоит против обращения государя, это сущий прельститель», – писал сподвижник Александра Михаил Михайлович Сперанский.
Кстати, по замыслам бабушки, Екатерины II, которая и дала ему это имя в честь Александра Невского, второй её внук – Константин должен был освободить территорию бывшей Византии от турок, а Александр стать во главе новой Греческой, то есть, Византийской империи.
«Дней Александровых прекрасное начало…»
Вступив на престол после убийства своего отца в результате заговора, он начинал своё правление как настоящий реформатор. Александр I намеревался осуществить радикальную реформу политического строя России. Он мечтал о конституции, гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права, хотел освободить крестьян. И наличие такого желание было вполне закономерным. Ведь императрица Екатериной II, отняв любимого Александра у родителей, делала всё, чтобы воспитать из него идеального государя и образованного человека.
В воспитатели к Александру по рекомендации Дени Дидро был приглашён швейцарец Фредерик Сезар Лагарп, республиканец по убеждениям. Именно Лагарп прививал Александру «свой дух, свои идеи и планы». Влияние его на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра». А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему её по параграфам. Екатерина II заставила его прочитать французскую «Декларацию прав человека и гражданина», и сама растолковала ему её смысл. Вместе с тем, в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. И эта двойственность не могла не отразиться на личности самого Александра Павловича. Наверное, не зря Наполеон называл русского императора хитрым византийцем.
Вскоре после вступления на трон, Александр I, по совету своих ближайших друзей, создает, так называемый, Негласный или тайный комитет. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Члены комитета, а это граф Павел Александрович Строганов, граф Виктор Павлович Кочубей князь Адам Адамович Чарторыйский и Николай Николаевич Новосильцев считали, что надо предварительно изучить настоящее положение империи, а потом преобразовать отдельные части администрации. А затем отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». На заседаниях этого комитета, обсуждался вопрос о введении в России конституции, правах гражданина и других возможных мероприятиях в духе идей «Великой» французской революции. Активное участие в работах Негласного комитета принимал вернувшийся в Россию воспитатель Александра I Фредерик Сезар Лагарп. К этому времени Лагарп уже успел побывать президентом Гельветической республики, возникнувшей в Швейцарии в результате французской революции, и имел «республиканский» опыт.
По решению Негласного комитета вместо собиравшегося по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственного совета создан новый орган, получивший название «Непременного совета».
Непременный (то есть, постоянный по составу) совет — высший совещательный орган при императоре. Совет состоял из 12 высших сановников, среди которых были Дмитрий Прокофьевич Трощинский, граф Пётр Васильевич Завадовский, граф Александр Романович Воронцов, князья Платон Александрович и Валериан Александрович Зубовы. Затем в Совет вошли и по должности все министры. Председателем Совета был военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, граф Николай Иванович Салтыков. Деятельность непременного совета описана в историческом парке «Россия-Моя история».
Через два года Негласный комитет перестал существовать. Непременный совет был упразднён в 1810 году. И в том же 1810 году начал работу Государственный совет. Государственный совет состоял из Общего собрания и четырёх департаментов. (Государственный совет просуществовал до 1917 года. Возрождён в 2000 году).
Первые годы царствования Александра I Александр Сергеевич Пушкин точно охарактеризовал, как «Дней Александровых прекрасное начало». Это был короткий период «просвещенного абсолютизма».
Первым шагом к решению крестьянского вопроса стал запрет на “припечатание в Ведомостях” объявлений о продаже людей без земли. Запрещена раздача населённых имений в частную собственность. Впервые была нарушена землевладельческая монополия дворянства. Лицам всех свободных сословий разрешено приобретать в собственность незаселенные земли. Указ разрешил владеть землей всем свободным людям, а не только дворянам, как раньше. Купечество, мещане и свободные поселяне отныне могли покупать незаселенные земли. Прекращена раздача казенных населенных имений дворянам в частную собственность.
Затем Александр I издал указ «О свободных землепашцах». Но из «освобождения» ничего не вышло. Стало ясно, что одного желания Александра I было мало и он должен был считаться с реальной политической обстановкой в стране. Но идеи, заложенные в указе, не пропали и впоследствии легли в основание реформы 1861 года.
Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.
Были определены права и обязанности Сената, как “хранителя законов”, высшей судебной инстанции и органа надзора за администрацией.
Новое для России явление – благотворительное общество, – появилось в Петербурге.
Арка Главного штаба. Художник Карл Петрович Беггров
Положение об устройстве учебных заведений положило начало реформе в области образования. В систему образования внесены новые принципы: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ.
Начались армейские преобразования. Были введены погоны разных цветов для разных воинских частей. Первоначально погоны носились на одном или обоих плечах (в зависимости от рода войск), позднее только на обоих плечах.
Но все его самые лучшие намерения почти всегда, роковым образом, оборачивались и против него, а порой и против исторических национальных интересов русского народа.
Разочарование, в том числе, и в ближайшем окружении, заставило Александра искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский.
Михаил Михайлович Сперанский
Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. По поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Осуществление проекта началось, когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось. Причин тому было много, в том числе, и внешнеполитические.
В сфере внешней политики Александр была для него приоритетной с момента прихода к власти. Это он начал создавать в Европе систему коллективной безопасности, связав все ведущие державы между собой рядом договоров. Однако, уже в 1803 году мир с Францией оказался для России невыгодным, в мае 1804 российская сторона отозвала своего посла из Франции и стала готовиться к новой войне. Но Александр переоценил свои возможности, что и привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805 года.
Подписанный в июне 1806 мирный трактат с Францией Александр отказался ратифицировать, и лишь поражение под Фридляндом в мае 1807 года вынудило российского императора пойти на соглашение. После свидания Александра с Наполеоном в Тильзите в июне 1807 между Россией и Францией был заключен союз и соглашение о разделе зон влияния. Наполеон стал считать Россию своим единственным возможным союзником в Европе. В 1808 году стороны обсуждали планы совместного похода на Индию и раздела Оттоманской империи.
Свидание в Тильзите. Художник Алексей Данилович Кившенко.
Наполеон признал право России на захваченную в ходе русско-шведской войны Финляндию, а Россия — право Франции на Испанию. Однако, отношения между союзниками стали постепенно накаляться. Причиной тому другой европейский регион – Балканы. На Балканах у каждой из двух стран были собственные интересы, континентальная блокада наносила вред российской экономике. Кроме того, в 1810 году Александр отказал Наполеону, просившему руки его сестры великой княгини Анны Павловны.
Война была неминуема.
Благословенный победитель
12 июня 1812 года французские войска пересекли российскую границу. Началась война, которую в Европе называли второй польской, а для России она стала Отечественной. Этой войне уделенно особое внимание висторическом парке «Россия-Моя история».
Армия Наполеона, которую он сам называл «Великой армией», насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов, в неё входили национальные корпуса европейских стран, покорённых Наполеоном, а также польский корпус.
Вторгшемуся неприятелю противостояли 220 — 240 тысяч русских солдат при 942 орудиях, то есть, в три раза меньше, чем было у противника. Причём, все они были рассредоточены по трём армиям, растянувшимся на сотни километров. Одной из величайших заслуг в организации противостояния наполеоновской военной компании, стратегического и тактического маневрирования стала деятельность военного министра Михаила Богдановича Барклай де Толли. Следуя советам окружающих, царь назначил главнокомандующим русской армии Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова. На подступах к Москве у села Бородино Кутузов дал французам генеральное сражение.
Военный совет в Филях. Художник Алексей Данилович Кившенко.
Потеряв при Бородине 58 000 человек, Наполеон всё-таки не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Войдя в Москву, в конце концов, Наполеон был вынужден отступить. 14 декабря «Великая армия» перешла Неман, бесславно закончив войну против России. В начале 1813 года русская армия выступила в заграничный поход, чтобы, по словам Кутузова, «довершить поражение неприятеля на собственных полях его».
Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра, прозванного в народе Благословенный. Он стал одним из могущественнейших правителей Европы, ощущавшим себя освободителем её народов. В 1815 году, после окончательного разгрома Наполеона, Александр I составил в Париже план, так называемого, Священного Союза. К этому союзу кроме турецкого султана и папы римского постепенно примкнули правители всех государств Европы. Все члены Священного Союза обязались никогда не воевать друг с другом, а подданными управлять «как отцы семейств». Но союзники Александра I воспользовались новым союзом в политических целях. Обязанность правителей всегда и везде помогать друг другу была истолкована как возможность вмешиваться во внутренние дела других государств.
Вступление русских войск в Париж. Художник Алексей Данилович Кившенко
Весь трагизм этой замечательной идеи заключался в том, что одна лишь Россия искренне сделала Священный Союз целью своей политики, тогда как для всех других стран он был лишь средством для достижения их частных целей. Кроме того, усиление российского влияния в Европе вызывало противодействие союзников.
Увлечение Александром I Священным Союзом привело к тому, что он стал больше интересоваться делами Европы, чем внутренними делами России.
«Северный сфинкс»
Именно так именовали российского императора в Европе. И, наверное, одна из причин появления такого наименования, некоторая непредсказуемость поведения Александра Павловича.
Одним из парадоксов внутренней политики Александра I послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима. Её символом стали военные поселения, в которых сам Александр I, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости. Но этот способ, казавшийся ему благим, видел лишь он. Те же, кто по замыслу императора должен был ощущать все прелести нового устройства жизни, воспринимали всё с точностью наоборот. Затея военных поселений вызывала ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 году вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода А. Н. Голицыным, под руководством которого воцарилась жестокая цензура.
Пристрастие Александра I к европейской культуре нашло свое выражение и в его отношении к армии. Вместо принципов русского самобытного военного искусства, гениально изложенные Александром Васильевичем Суворовым в его «Науке побеждать», в основу воспитания армии была положена прусская муштра. Увлечение муштрой имело очень тяжелые последствия: солдаты бежали, офицеры стали уходить в отставку. Восхищение Александром первых лет правления, сменяется враждой к нему. Среди офицеров, многие из которых воевали с наполеоновской армией, возникают тайные политические общества, ставящие целью изменение политического строя в России.
Поэтому не удивительно, что после внезапной смерти Александра в 1825 году в Таганроге в столице Российской империи вспыхнул бунт, получивший в дальнейшем название декабрьского восстания.
Александр был женат на дочери наследного принца Карла Людвига Баденского Луизе Марии Августе Баденской, принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна. Обе их дочери, Мария и Елизавета, умерли в раннем детстве.
Императрица Елизавета Алексеевна
В течение 15 лет Александр имел практически вторую семью с Марией Нарышкиной (в девичестве Четвертинской). Она родила ему двух дочерей и сына и настаивала, чтобы Александр расторг свой брак с Елизаветой Алексеевной и женился на ней.
Похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Петербурге.
Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».
История
В основе создания Библиотеки-фонда лежит идея самой эмиграции о централизованном собирании, накоплении, сбережении архивных материалов, литературного, исторического наследия Зарубежья. Русские изгнанники немало сделали для осуществления этого замысла. Были организованы знаменитый Русский Заграничный Исторический Архив в Праге, Русский педагогический музей и архив в Париже, Русская военная библиотека в Белграде, «Русские архивы» в Варне, Харбине, Порт-Артуре и в других городах. Присылаемые на хранение документы часто сопровождались завещанием: «Передать в Россию после свержения большевизма». Разными путями значительная доля ценнейших материалов вернулась на Родину, но, к сожалению, немалый объем оказался либо утрачен, либо остался в «ласковом плену» за границей, либо до сих пор невостребованно находится в частных руках.
19
Первый шаг в деле организации в Москве специального центра изучения и сохранения наследия эмиграции был сделан в сентябре 1990 г.: Библиотека иностранной литературы представила большую выставку книг старейшего издательства зарубежной России «YMCA-Press». При выставке работал читальный зал. Здесь впервые открыто можно было читать запрещенные прежде книги Н. Бердяева, о. Сергия Булгакова, С. Франка, С. Мельгунова, А. Деникина, А. Солженицына и других выдающихся богословов, философов, историков, писателей, политических и военных деятелей, лишенных советской властью возможности жить и работать на Родине.
Директор издательства проф. Н. А. Струве поддержал предложение одного из инициаторов московской выставки В. А. Москвина учредить в России «имковский» филиал – издательство «Русский путь», начать работу по созданию читальных залов «YMCA-Press» в городах СССР и странах Восточной Европы.
В марте 1991 г. в Музее А.С. Пушкина в Петербурге прошла вторая выставка «YMCA-Press». В августе того же переломного для России года удалось зарегистрировать совместное предприятие «Русский путь». На его базе и развернулась просветительская деятельность. В частности, активно осуществлялся проект организации «имковских» читальных залов в Киеве, Твери, Орле, Ставрополе, Воронеже, Рязани, Смоленске, Тюмени, Иркутске, Перми, Владимире, Тамбове, Липецке, передвижных выставок-читален в уездных российских городах: Торжке, Вышнем Волочке, Кашине, Шацке, Касимове, Георгиевске, Бежецке, Кадоме, Бологом, Ржеве, Торопце и др. Устраивались и выставки современных российских издательств в Париже. С 1991 по 1995 гг. удалось провести более 40 подобных мероприятий.
В декабре 1995 года в помещении бывшей городской библиотеки № 17 по адресу Нижняя Радищевская, дом 2 открылась библиотека-фонд «Русское Зарубежье». Ее учредителями стали парижское русское издательство «YMCA-Press», Русский Общественный Фонд Александра Солженицына и Правительство Москвы.
В июне 1996 года А.И. и Н. Д. Солженицыны передали библиотеке-фонду «Русское Зарубежье» 750 рукописей воспоминаний, составляющих Всероссийскую мемуарную библиотеку, положив таким образом начало архивному собранию Дома. А. И. Солженицын после высылки из СССР дважды обращался к русским эмигрантам с призывом записывать и присылать ему свои воспоминания:
«Мы обещали, – сказал он на открытии Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», – что берём на себя вечное хранение этих материалов – я или мои потомки – и что потом всё это будет базироваться в России. Но вот нам с женой довелось ещё при нашей жизни сделать это».
20
В 2000 г. Правительством Москвы принимается решение о реконструкции. К лету 2004 г. Библиотека-фонд обретает новый архитектурный облик. Возведено светлое просторное здание, соответствующее всем современным требованиям и функциональному назначению.
1 сентября 2005 г. прошло освящение нового здания Библиотеки-фонда «Русское зарубежье», а 2 сентября состоялось его торжественное открытие.
Распоряжением Правительcтва Москвы №192-РП от 11.02.2009 г. ГУК г. Москвы «Общедоступная Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье» переименовано в «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына».
5 ноября 2015 года на V Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, в своем послании соотечественникам Президент РФ В. В. Путин сообщил о строительстве Музея русского зарубежья: «В ближайшее время в Москве начнется строительство первого в России Музея русского зарубежья. Он станет частью Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына и по своей коллекции и техническому оснащению должен войти в число лучших музеев России».
Строительство здания Музея русского зарубежья.
Завершение строительства нового здания Музея русского зарубежья и начало работы над созданием постоянной экспозиции.
28 мая 2019 года открылся Музей русского зарубежья
Таблица стилей | Критика: Исследования по истории России и Евразии
Пожалуйста, внимательно прочитайте эти рекомендации по стилю. Оформление вашей рукописи в стиле Kritika будет высоко оценено и значительно упростит процесс редактирования.
Делайте двойной интервал во всех документах, включая цитаты. В опубликованном виде статьи и обзоры будут иметь сноски. В рецензиях указывайте ссылки на страницы рецензируемых книг в виде цитат в тексте и оставляйте сноски для ссылок на другие работы.
Общий стиль
Критика следует за Чикагским руководством по стилю , 17-е изд., Одиннадцатым университетским словарем Вебстера для орфографии и строгой транслитерацией Библиотеки Конгресса для русского языка. Однако, пожалуйста, не включайте маленькие соединительные дуги над русскими буквами, отображаемыми парами в английском языке (ia, iu, sh и т. д.), предпочтительными в некоторых схемах транслитерации LOC; они будут удалены во время редактирования.
Особые очки стиля
Открывалка
- Название. Название статьи должно быть кратким и отражать содержание.
- Ваше имя и должность. Ваше имя должно следовать за заголовком; почтовые и электронные адреса должны быть в конце текста.
Текст
- Имена . Используйте полные имена (необязательно, в случае русских, двойные инициалы) при первом упоминании как в тексте, так и в примечаниях всех подробно рассмотренных фигур или тех, кого можно было бы иначе спутать с другими людьми с такими же инициалами, а также для авторов/редакторов книг. находится на рассмотрении (т. е. указан в библиографической информации в начале обзора). После первого упоминания можно использовать фамилию.
Пример (первое упоминание в тексте): Иван Иванов, И. И. Иванов
Пример (второе упоминание): ИвановПри необходимости для идентификации, как это часто бывает с аристократами московского или имперского периодов, просьба указывать и отчества на первом упомянуть. В примечаниях используйте двойные инициалы для русских и форму имени, используемую в публикации, для нерусских.
- Транслитерация . Русские имена обычно следует писать в транслитерированной форме (например, «Горький», а не «Горький»). Исключение составляют императоры и императрицы, эмигранты (Борис Бахметев) и русские, чьи имена иностранного происхождения (Александр Герцен) или имеют общепринятую форму (Борис Ельцин). Если в русскоязычную публикацию включены нерусские авторы, просьба указывать как транслитерированную, так и латинскую форму следующим образом: Иохан Хелльбек [Jochen Hellbeck].
- Иностранные слова . Иностранные слова должны быть переведены, когда это возможно. Те, которые должны оставаться на иностранном языке, должны быть выделены курсивом и транслитерированы в соответствии с системой перевода Библиотеки Конгресса.
- Номера . Числа от одного до десяти должны быть прописаны; те 11 и более должны быть цифрами. Исключения: Если число стоит первым словом в предложении, оно должно быть выписано вне зависимости от размера (Восемьсот человек ушли в армию). Если одно число указано цифрами, все остальные числа того же типа в том же предложении должны быть цифрами, независимо от размера (военная техника, отправленная в три лагеря, включала 15 танков, 2 самолета и 100 артиллерийских орудий — обратите внимание, что три , не входящий в серию, выписывается). Это относится и к датам (девятый век, 19й век).
- Даты . Kritika использует день месяц год (1 октября 2003 г.).
Рисунки и таблицы
За исключением редких случаев, у нас нет возможности запускать цветную графику в печатной версии Kritika, хотя мы можем использовать цветные изображения в онлайн-версии и электронной версии. Таблицы могут быть включены в файл, если они настроены с использованием функции таблиц Word. Рисунки должны быть представлены отдельными файлами в готовом виде; при сканировании используйте разрешение 300 dpi и сохраняйте в формате TIFF. Не включайте изображения в текстовый файл, но предоставьте список подписей и кредитных строк. В самом тексте отметьте, где вы хотите, чтобы цифры отображались (<>), и мы будем максимально точно соответствовать вашему размещению. Ответственность за получение разрешения на повторную публикацию любых изображений лежит на авторе. Обратите внимание, что изображения, загруженные из Интернета, если они не получены с сайта профессиональной фотографии, редко принимаются для печати, и их использование может нарушать законы об авторском праве. Файлы изображений часто бывают большими; обращайтесь к главному редактору ([email protected]) для получения информации о том, как лучше их передавать, и в целом по любым вопросам, связанным с передачей и использованием изображений.
Сноски
Пожалуйста, указывайте в примечаниях издателей, в том числе российских!
- Первое упоминание книг, статей и т. д. Всегда указывайте полное имя, название, место, издательство, дату и номер цитируемой страницы. Более поздние ссылки должны быть сокращены. Пожалуйста, не используйте не оп. цит. или там же.
Пример (первое упоминание): Карл Маркс, Коммунистический манифест , пер. Леон Салли (Нью-Йорк: Workers’ Press, 1987), 89.
Пример (вторая ссылка): Маркс, Коммунистический манифест , 45. - Архивные материалы . В ссылках на архивы полное название архива выпишите на языке страны, в которой он находится, при первом упоминании и в дальнейшем цитируйте его общепринятой аббревиатурой. При ссылке на российские архивы укажите фонд, опись, дело и список как ф., оп., д. и л. (лл.). Пожалуйста, идентифицируйте фонды и документы при первом использовании, если это возможно.
Пример (первое упоминание): Российский государственный социально-политический архив (РГАСПИ) ф. 1 (Личные бумаги В. И. Ленина), op. 1, д. 336, л. 4 (письмо Л. Д. Троцкому, 1 октября 1913 г.).
Пример (вторая ссылка): РГАСПИ ф. 1, оп. 1, д. 336, л. 4.
Пример (первая ссылка на другой источник из того же архива): «В Секретатиат ЦК ВКП(б). Докладная записка о работе комиссии при Президиуме ЦИК Союза ССР по организации и проведению праздника 10-летия Октябрьской революции, не ранее 7 марта 1927 (РГАСПИ ф. 495, оп. 99, д. 22, л. 7).Обратите внимание: хотя редакторы «Критики» признают, что одна форма архивного цитирования не подходит для всех типов источников, приведенный выше пример дает читателям гораздо большую оценку цитируемой вами документации, чем просто указание ее как «РГАСПИ ф. 495, оп. 99, д. 22, л. 7».
- Диссертации . Для ссылок на диссертации используйте следующий стиль:
Пример (первая ссылка): Пауль В. Верт, «Темы для современной империи: православная миссия и имперское управление в Волго-Камском регионе, 1825–1819 гг.17» (докторская диссертация, Мичиганский университет, 1997 г.), 22–23.
Пример (вторая ссылка): Werth, «Subjects for a Modern Empire», 45. - Номера страниц . Для книг и более поздних ссылок на все типы цитат указывайте номера страниц после запятой без «p». или «стр.» В первых полных ссылках на журнальные статьи используйте запятую для разделения номера тома и выпуска и двоеточие для выделения номеров страниц (см. примеры в разделе «Серии номеров страниц» ниже).
Пример (первое упоминание): Карл Маркс, 9 лет.0003 Коммунистический манифест , пер. Леон Салли (Нью-Йорк: Workers’ Press, 1987), 34.
Пример (вторая ссылка): Маркс, Коммунистический манифест , 101–23. - Серия номеров страниц . Серия номеров страниц свыше 100 должна читаться следующим образом: 333–56, а не 333–356. Исключение распространяется на числа до десяти.
Но 104–5, а не 104–05.
- Имена . Пожалуйста, указывайте двойные инициалы (с пробелом между ними) российских авторов при первом цитировании.
Пример (первая ссылка): И. В. Сталин, Диалектический и исторический материализм (Нью-Йорк: Интернэшнл Паблишерс, 1940), 87.
Пример (вторая ссылка): Сталин, Диалектический и исторический материализм , 334–45. - Издатели . Как отмечалось выше, по возможности сообщайте издателям всех печатных работ о первом цитировании произведения.
Пример (первое упоминание): Джон А. Смит, Закономерности российской истории (Нью-Йорк: Signet Press, 1999), 87.
Пример (вторая ссылка): Smith, Patterns of Russian History , 65–78. - Цитата из журнала . По возможности указывайте номер (выпуск) и год журнальной статьи в дополнение к объему.
Пример (первая ссылка): Фредерик Купер, «Конфликт и связь: переосмысление колониальной африканской истории», American Historical Review 99, 5 (1994): 1527.
Пример (вторая ссылка): Купер, «Конфликт и связь», 1545.Если номер выпуска недоступен, укажите месяц или сезон.
- Журнальные статьи без номера тома . Для периодических изданий, которые регулярно не предоставляют номера томов, таких как российские журналы, вы можете поставить «нет». предшествует запятая.
Пример (первое упоминание): Беляев В. А. «Служить родине приходися костями…» Дневник Н. В. Устрялова 1935–1937 гг. 5–6 (1998): 3–100.
Пример (вторая ссылка): Беляев, «Служить родине приходися костями», 87. - Отредактированные тома .
- Если сборник эссе цитируется без ссылки на конкретный элемент в нем, то правильный порядок цитирования должен быть следующим: Редактор(ы), Редактор(ы), Название и т.д.
- b. Если цитируется издание первичного текста, то порядок следующий: Автор, Заглавие, Изд. Редактор(ы) и др.
Пример: Ленин В.И., Ленин к еврейскому вопросу , изд. Хайман Люмер (Нью-Йорк: International Publishers, 1974).
- Если цитируется статья из сборника, то порядок должен быть следующим: Автор статьи, «Название статьи», в «Название сборника», изд. Редакторы и т. д.
Пример: Сэмюэл П. Уэллс, «Анализ понятия исторического повторения», в Значение истории , изд. Джон А. Смит и Джордж П. Ховард (Нью-Йорк: Academic Press, 2000), 23–45.
- Если сборник эссе цитируется без ссылки на конкретный элемент в нем, то правильный порядок цитирования должен быть следующим: Редактор(ы), Редактор(ы), Название и т.д.
- Там же. Можно использовать (и никогда не выделять курсивом), но только в том случае, если предыдущее примечание содержит один источник. Используйте фамилию автора и краткое название вместо «op. цит.” Повторяйте фамилию автора или редактора, а не используйте «idem». Если имя уже было дано в примечании, оно не должно повторяться в этом примечании, кроме как во избежание путаницы. Но при более поздней первой ссылке на другую публикацию этого автора/редактора имя следует использовать снова.
- Цитаты из газет. Пожалуйста, укажите автора, если он есть, названия статей, даты и, по возможности, номера страниц.
- URL. Для ссылок в Интернете укажите адрес веб-сайта, включая начальный http:// или https://. Даты доступа не требуются, но укажите автора и название источника, если это возможно, чтобы облегчить идентификацию. Если ссылка, скорее всего, будет временной, укажите URL-адрес домашней страницы вместо конкретной ссылки, которая может исчезнуть.
- Дополнительные материалы. Не включайте в сноски таблицы, изображения и даже извлеченные цитаты. Они должны состоять из одного абзаца, при этом любые цитаты заключаются в двойные кавычки, а отдельные заголовки разделяются точкой с запятой.
- Размещение. Мы настоятельно рекомендуем иметь не более одной сноски в предложении после точки. Нет необходимости цитировать каждое название в отдельном примечании. При необходимости группы титулов можно связать идентификаторами: «О казаках см. <титул 1>; и <название 2>. О монархии см. <заголовок 3>», и так далее. В редких случаях для ясности необходимо другое расположение; в этом случае мы сделаем исключение.
Информация об издателе
Kritika издается:
Slavica Publishers
Университет Индианы
1430 North Willis Drive
Bloomington, IN 47404-2146 USA
Бесплатный номер 1-877-SLAVICA (752-8422)
Тел. 1-812-856-4186
Факс 1-812-856-4187
[email protected]; www.slavica.com
Контекстуализация путинского «Об историческом единстве русских и украинцев»
Недавнее эссе президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев», которое было опубликовано на сайте Кремля на русском, английском и украинском языках, развивает часто высказываемое им утверждение о том, что украинцы и русские — «один народ». В том, что Энн Эпплбаум назвала «по сути призывом к оружию», Путин утверждает, что Украина может быть суверенной только в партнерстве с Россией, что Донбасс ей не нужен, и свел на нет свои притязания на Крым своей декларацией независимости от Советского Союза, а была ослаблена попытками Запада подорвать единство славян.
Реакции на статью из 5000 слов варьировались от глубокой обеспокоенности до почти полного отказа: некоторые сравнивали ее заявления с оправданием войны, а другие указывали на отсутствие новизны и предполагали, что основной аудиторией является президент Владимир Зеленский, когда он встречался с лидерами в Запад. (Зеленский, со своей стороны, насмешливо ответил, что у Путина должно быть много дополнительного времени.) Обсуждения, вдохновленные эссе, затрагивали такие вопросы, как: Почему Россия так одержима Украиной? Где факты расходятся с мифами? Какова мотивация Путина для написания этого документа?
В августе 2017 года мы опубликовали интервью с Сергеем Плохием (Плохий) о его книге « Затерянное королевство: В поисках империи и становлении русской нации », в которой затрагиваются многие темы, возникшие в дискуссиях после заявлений Путина. Мы публикуем интервью ниже для тех, кто хочет узнать больше о русском национализме и пересечении истории и мифа, прошлого и настоящего.
В ближайшие недели мы также опубликуем отрывки из готовящейся книги Плохия 9.0003 The Frontline в открытом доступе на нашем веб-сайте HURI Books.
Затерянное королевство: В поисках империи и становлении русской нации — это последний том отмеченного наградами историка Сергея Плохия.
Охватывая период с конца 15 века до настоящего времени, эта книга посвящена именно русскому национализму, исследуя, как лидеры от Ивана Грозного до Владимира Путина использовали идентичность для достижения своих имперских и великодержавных целей. Попутно Плохий раскрывает центральную роль, которую Украина играет в российской идентичности, и как «другой», чтобы отличать Россию, и как часть панславянской концептуализации, используемой для легитимации территориальной экспансии и политического контроля.
HURI: Наткнулись ли вы в своем исследовании на что-нибудь, что вас удивило?
Плохи: На самом желанном, самом престижном, самом видном месте российской столицы, прямо напротив Кремля, недавно был установлен памятник Святому Владимиру. Для меня это было настолько поразительно, что я сделал это открытием своей книги.
Святой Владимир, князь, правивший в Киеве, более заметен в российской столице по размеру и расположению статуи, чем предполагаемый основатель Москвы Юрий Долгорукий. Некоторые ученые мужи говорят, что святой Владимир является тезкой Владимира Путина, так что это действительно прославление Путина, но кроме всего этого, должно быть очень особое понимание киевской истории, чтобы можно было поместить в самый центр Москва статуя правителя, правившего в городе, который сейчас является столицей соседней страны.
Это означает, что вещи, которые я обсуждал в книге, представляют не только академический интерес для историков; история идеи того, что историк Алексей Миллер назвал «большой русской нацией», важна для понимания поведения россиян сегодня как дома, так и за рубежом.
HURI: Вы хоть представляете отношение россиян к памятнику?
Плохий: Москвичи протестовали против установки памятника на Воровьевых горах, надзирающих за городом, но я не думаю, что кто-то сказал, что он чествует не того человека или что-то в этом роде.
Святой Владимир был ключевым элементом Синопсиса, первого учебника русской истории, который был написан в Киеве. Эта книга сформировала понимание россиянами того, кто они есть, даже сегодня.
HURI: В книге, охватывающей 500 лет истории, должны быть какие-то интересные общие темы. Каковы некоторые из этих констант?
Плохий: Одной общей чертой является то, что Украина занимает центральное место в определении того, что такое Россия, а что нет. Историческая мифология Киевской Руси оспаривается русскими и украинцами. Но независимо от того, насколько сильны или слабы аргументы украинской стороны в дебатах, россиянам сегодня трудно представить, что Киев не является частью России или пространством, где доминирует Россия, а Киевская Русь не является неотъемлемой частью российской истории.
Украина и украинцы важны для российской идентичности и на более поздних этапах. Например, первый изданный учебник «Российской истории» был написан и издан в Киеве в 1670-х гг. Эта киевская книга стала основным текстом русской истории более чем на 150 лет.
В ХХ веке и сегодня мы видим непреходящее значение Украины в том, как формулируется концепция Русского мира, идея Святой Руси, церковная история и церковный нарратив и так далее.
Это одна из причин, почему постсоветская Россия ведет не только экономическую или идеологическую войну с Киевом, но и настоящую физическую войну в Украине. С одной стороны, это нелогично, учитывая, что Путин говорит, что украинцы и русские — это один и тот же народ, но, учитывая важность украинской истории для России, это большая проблема, за которую они готовы бороться.
HURI: Можете ли вы рассказать о нескольких важных действиях или моментах, когда Украина видела себя отдельной группой от проектируемой общероссийской нации и, может быть, когда она видела себя ее частью?
Плохий: Модель России, состоящая из Великой России и Малороссии, была продуктом мышления киевского духовенства XVII века, нуждавшегося в покровительстве православного царя. Киевское видение Малороссии было очень тесно связано с идеей самобытности «двух Русей» и равноправия Малороссии с Великой Россией. Это видение равенства не материализовалось.
Развитие отдельной украинской идентичности, литературы и языка пришлось на XIX в.го века с попытками остановить это развитие. HURI недавно опубликовал важный сборник статей «Битва за украинский», который (среди прочего) показывает, насколько важен язык для национального формирования и идентичности. Российская империя также относилась к языку как к вопросу безопасности. Поэтому в 1863 г. именно министр внутренних дел издал указ об ограничении употребления украинского языка, а не министр просвещения, не президент Академии наук, а министр внутренних дел. Это было вопросом безопасности.
Тогда начинаются баталии, которые сосредоточены на истории и языке, но долгое время целью украинских активистов была автономия, а не независимость как таковая. Идея украинской независимости всерьез была вынесена на политическую повестку в 20 веке и с тех пор отказывается уходить. В ХХ веке у нас было пять попыток провозгласить независимое украинское государство. Пятая удалась в 1991 году, и тогда вопрос был: «Хорошо, у вас есть государство, но какая нация есть или будет у Украины? Это этническое? Это политическое? Что отделяет Россию от Украины?» Именно эти вопросы оказались в центре общественного обсуждения. Наверное, нет другой страны, где президент издал бы такую книгу, как Украина – не Россия (Президент Кучма). Вы не можете себе представить, чтобы президент Макрон написал «Франция не Германия» или что-то в этом роде.
HURI: Энн Эпплбаум сказала во время лекции Консорциума исследований и образования о Голодоморе: «Если Сталин опасался, что украинский национализм может свергнуть советский режим, то Путин опасается, что пример Украины может свергнуть его собственный режим, современную автократическую клептократию. ” Путин подчеркивает «одинаковость» наций, что, казалось бы, увеличивает силу примера Украины для подрыва его режима. Считаете ли вы, что стремление называть украинцев такими же, как и россияне, обусловлено не только внешнеполитическими, но и внутриполитическими соображениями?
Плохий: Думаю, да. Исторически эти две группы имеют много общего, тем более что восточная и центральная Украина долгое время, начиная с середины XVII века, входили в состав Российской империи. Поэтому общая история безусловно есть, и структура общества, и уровень образования, и уровень урбанизации, и прочие вещи схожи.
Из-за этих связей, если бы Украина могла делать определенные вещи, было бы гораздо труднее говорить, что этого нельзя делать в России, что у России особая судьба, что демократия никогда не сработает в России и т.д. и т.п. . Это было бы не только геополитической неудачей для России, но и подорвало бы легитимизирующий миф, необходимый России для существования авторитарного режима.
HURI: Есть ли важные отличия в поведении Путина и предыдущих лидеров?
Плохий: Ближайшей параллелью был бы Сталин, но каждый видел и представлял Украину по-своему. Несмотря на голод, Сталин никогда не ставил под сомнение само по себе право украинской нации на существование. Когда Путин продвигает идею о том, что русские и украинцы — это один и тот же народ, он не имеет в виду, что русские — это украинцы. Основной аргумент заключается в том, что украинцы на самом деле русские.
Политика, проводимая на оккупированных территориях востока Украины или в Крыму, оставляет очень мало места для украинского языка и украинской культуры. Это большая разница в мышлении по сравнению с тем, что было у нас большую часть 20-го века, когда были всевозможные зверства, но, по крайней мере, на теоретическом уровне право украинской нации на существование никогда не ставилось под сомнение. Теперь есть. Недавняя попытка провозгласить на Донбассе «Малороссию» и под этим знаменем захватить остальную Украину, продвигаемая г-ном Сурковым, провалилась, но она показывает, что российские элиты предпочитают думать об Украине в дореволюционных терминах, делать вид, что революции, которая помогла создать независимое украинское государство, и советского периода с его национально-строительными инициативами никогда не было.
HURI: Как насчет менталитета граждан России по отношению к украинцам?
Плохий: Когда начался конфликт, Путин озвучивал мнение большинства россиян, что реальной разницы между русскими и украинцами нет, но война это меняет. Мы видим гораздо больший всплеск враждебности к Украине со стороны русского населения по сравнению с всплеском антироссийских настроений в Украине, что также многое говорит о двух обществах и о том, как работает государственная пропаганда.
HURI: Говоря о русском нациестроительстве и национализме, как насчет неславянских народов, особенно живущих к востоку от Урала? Изменилось ли со временем их включенность и чувство принадлежности к Российскому государству (или империи)?
Плохий: Я оставляю эту тему в значительной степени вне рамок этой книги, которая посвящена главным образом отношениям между украинцами, русскими и белорусами, а также тому, как со временем развивалось чувство российской идентичности. Но неславяне — чрезвычайно важная часть российской имперской истории в целом.
Россия сегодня, по сравнению с имперской Россией или Советским Союзом, потеряла много своих нерусских территорий, включая Украину и Белоруссию, но все еще в Российской Федерации проживает немало неславян. С одной стороны, власть это понимает и старается не раскачивать лодку, но в целом в России на подъеме исключительно русский этнический национализм. Русские, которые пришли в Крым, люди, которые пришли на Донбасс, как Игорь Гиркин (Стрелков), они пришли в Украину с общероссийской идеологией. Он не просто антизападный, он ставит во главу угла этнически, лингвистически, культурно понятый русский народ, что безусловно угрожает отношениям с нерусскими внутри РФ.
То, что мы видим, — это этнизация русской идентичности в сегодняшней России. У него много уродливых проявлений, но в целом это обычный процесс отделения многих имперских наций от своих подданных и владений. Русские переопределяют, что такое русские, делая акцент на этнической принадлежности. Мы были свидетелями таких процессов и в Германии, и во Франции, и в обеих странах было, мягко говоря, много неприятного.
HURI: Почему этнический национализм так важен для страны, которая имеет такую долгую историю объединения многих других этнических групп и языков?
Плохий: Долгое время русский этнический национализм, особенно в Советском Союзе, находился в основном под ударом. Русский язык как lingua franca, конечно, поддерживался и пропагандировался, господство русских кадров вообще поддерживалось, но упор на этничность, на русскую в частности, не приветствовался, потому что это могло мобилизовать нерусский национализм как реакцию, и что представляло угрозу многонациональному характеру государства.
Сегодня Россия гораздо менее многонациональна, чем в советское время, и режим гораздо более готов использовать этнический русский национализм для самолегитимации или мобилизации на войну, как война на Украине. Все это способствует росту этнического национализма. Правительство больше полагается на его поддержку, и оно представляет меньшую угрозу для государства, учитывая, что государство менее многонационально.
HURI: С верой в то, что границы России должны совпадать с этническим русским населением, не создает ли это опасность, что у Чечни и других автономных республик на Кавказе есть причина уйти?
Плохий: Да. Одна группа русских националистов, ориентированных на этническую принадлежность и культуру, говорит, что Россия должна фактически отделиться от Кавказа. Если довести этнонационалистическое мышление до логического конца, то вот что получится, и так утверждают некоторые в России. Они не влиятельная группа, но они утверждают это.
HURI: А что, скажем, на востоке России?
Плохий: Да, с точки зрения географии легче представить уход Чечни и Дагестана, чем Татарстан. Вот почему крайний русский национализм является экспортным продуктом для российского правительства, а не лекарством, которое сам доктор использует дома. Он используется либо для аннексии, либо для дестабилизации других стран, но внутри самой страны делается упор на полиэтничность российской политической нации. Путин должен поддерживать мир между православной и мусульманской частями населения.
HURI: Россия также подкрадывается к границе с Грузией (от имени так называемой Республики Южная Осетия) и наращивает свои вооруженные силы вдоль границ с Эстонией и Латвией. Дает ли ваш исторический обзор какое-либо представление о плане или цели Путина?
Цель состоит в том, чтобы сохранить постсоветское пространство в сфере влияния России. В случае с Грузией и Украиной цель также состоит в том, чтобы предотвратить дрейф на Запад; в странах Балтии, чтобы подвергнуть сомнению основополагающий принцип НАТО, согласно которому такие страны, как США или Германия, готовы рискнуть войной из-за такой маленькой страны, как Эстония. У крупных стран НАТО пока нет ответа на эту дилемму, и Путин пытается создать ситуацию, когда ответ будет «нет». Так что это политика великой державы, это политика сферы влияния.
Путин и окружающие его люди не идеологизированные доктринеры. Они используют идеологию в той мере, в какой она может поддерживать великодержавные амбиции и их видение роли России в мире. Они ухватились за подножку растущего русского национализма, видя в нем важный инструмент укрепления режима как дома, так и за рубежом.
Украина стала полигоном, где впервые была испытана сила русского национализма как внешней политики. В странах Балтии есть большое русскоязычное меньшинство, где можно разыграть карту «Новой России», если обстоятельства благоприятны.
HURI: Был ли момент после распада Советского Союза, когда Россия вернулась к имперской модели российской идентичности? Или она никогда не станет современным национальным государством?
Плохий: Сдвиг начался во второй половине 1990-х, но по-настоящему закрепиться он начал с приходом к власти Путина в 2000 году.
1990-е годы для России в целом были очень сложным периодом. Ожидания были чрезвычайно высоки, но случился крупный экономический спад, потеря статуса сверхдержавы. Это дискредитировало либеральный проект в целом, в плане внешней политики, в организации политической системы, в самой идее демократии. Единственное, что Россия с разным успехом переняла у Запада, так это рыночная экономика. Рынок как таковой и частная собственность, несмотря на высокий уровень государственного влияния, есть, а демократия не выжила. Попытка эпохи Ельцина перейти от «русского» к более инклюзивному «россиянину», поскольку политическое определение русскости также оказалось под ударом. Подъем этнического русского национализма подрывает либеральную модель политической русской нации.
Разочарование общества в 1990-е гг. привело к поиску альтернатив, которые нашли свое отражение в идее укрепления власти государства и привели к возникновению авторитарных тенденций. В то же время последовала попытка России вернуть себе статус великой державы, несмотря на крайний разрыв между ее геополитическими амбициями и экономическим потенциалом. Сегодня Россия не входит даже в десятку крупнейших экономик мира, поэтому ее ВВП меньше, чем у Италии и Канады, и находится на одном уровне с Южной Кореей. Подумайте об Италии или Канаде, проводящих такую агрессивную внешнюю политику. Вы сразу видите несоответствие.
Эта агрессивная политика — страшное дело для Украины и других стран, но и для российского общества, для российской экономики, для будущего России как государства — это совсем нехорошо.
HURI: Что вы думаете о термине «управляемая демократия»? Как вы думаете, это точный термин?
Плохий: Это точно термин, который можно использовать, чтобы разрушить демократию и остаться безнаказанным.
Я скажу, что я не верю, что демократия является единственным естественным способом существования общества, и что если вы устраните любое давление со стороны империи или авторитарного режима, общества перейдут в этот демократический режим автоматически, мирно и легко. Демократия очень хрупкая. Вам нужно много времени, много терпения и правильные условия для развития институтов и традиций. Даже страны с развитой демократией, такие как США, могут иметь очень серьезные проблемы.
Постимперские страны — и это относится к новым нациям на постсоветском пространстве — сталкиваются в этом отношении с особыми трудностями. Большинство стран, бывших подданными империй, вероятно, переживают период авторитарного правления, и это потому, что им приходится самоорганизовываться, им приходится создавать институты. Подумайте о Польше или Румынии в межвоенный период. Вы видите такую же ситуацию в Беларуси и Казахстане. Россия тоже попала в эту категорию. Она управляла империей и имела давние традиции институтов, но ни один из этих институтов не был демократическим.
Украина в этом смысле аутсайдер. Он сохранил свои демократические институты. За это приходится платить свою цену, но общество твердо намерено оставаться демократической страной. Было две попытки — одна при президенте Кучме, вылившаяся в один Майдан, и одна при президенте Януковиче, вылившаяся в другой Майдан, — попытки усилить президентскую ветвь и влиться в постсоветское авторитарное пространство. Обе попытки были отвергнуты украинским обществом.
Свою роль сыграли и внешние факторы. Но не следует их переоценивать. На определенном уровне США пытались способствовать укреплению демократического общества, а Россия пыталась усилить авторитарные тенденции в режиме Януковича, но, в конце концов, это не зависело от внешних игроков. Украинское общество приняло решение, и за последние 25 лет обе попытки авторитаризма провалились.
HURI: Ваше европейское издательство назвало книгу «Затерянное королевство: история русского национализма от Ивана Великого до Владимира нация». Есть ли причина различия или какие-либо нюансы, которые названия сообщают соответствующей аудитории?
Их выпускают разные издательства, которые по-разному относятся к своей читательской аудитории. Название — это та часть книги, где издатель имеет такое же влияние, как и автор, а может быть, даже больше, а также задействованы специалисты по маркетингу. Заголовки отражают различные способы понимания издателями самого важного и могут быть донесены до читателей самым непосредственным образом.
HURI: И я думаю, что то же самое с другой обложкой? Каково значение изображений?
То же самое и с изображениями. С американской версией было несколько вариантов, и издатель прислушался к моим предпочтениям. Европейский просто что-то произвел, и я это принял.
Изображение в американской версии — Оршанская битва 1514 года, часть истории, рассказанной в книге. Это битва за наследие Киевской Руси между русскими/московскими войсками, с одной стороны, и войсками Великого княжества Литовского (которых будет большинство сегодняшних украинцев и белорусов) – с другой.Одна Русь воюет с другой Русью. С украинско-белорусско-литовской стороны битву ведет князь Константин Острожский. На картине вы видите конфликт двух восточнославянских миров, битву, выигранную войсками Великого княжества Литовского и остановившую продвижение русских на запад.
Так что это напрямую связано с историей, рассказанной в книге, но мне также понравилось это изображение, потому что оно очень подробное, и множество вещей происходит одновременно.