Александр Слобженинов: «Делать кириллицу — это волонтёрская работа»

Дарья Яржамбек: Здравствуйте, Саша! У нас сегодня эксперимент — интервью на троих. Так получилось, что Алексей Мурашко случайно узнал, что мы собрались разговаривать, а у него накопились вопросы к вам. Я решила позвать его с собой, если вы не против…

Александр Слобженинов: Конечно. Здравствуйте, Алексей!

Алексей Мурашко: Добрый день!

ДЯ: Саша, вы родом из Сибири, а сейчас живёте в Чехии. Расскажите, пожалуйста, как вы проделали столь неблизкий путь.

АС: Я из Томска. Закончив там школу и колледж, я решил заняться графическим дизайном. И как-то так получилось, что Чехия оказалась страной, куда можно было поехать, чтобы получить образование. Я отучился в Западночешском университете в Пльзени, а сейчас живу в Праге.

ДЯ: Как так вышло, что вы решили стать графическим дизайнером?

АС: Я из обычной сибирской семьи и до старших классов даже не слышал слова «дизайн», хотя буквами мне было интересно заниматься с детства: я, например, пытался перерисовать леттеринг с дисков видеоигр. Однажды под конец школы я таки узнал, что дизайн существует — и это не детские рисовашки, а люди так деньги зарабатывают. Я понял, что, наверное, это то, чем мне было бы интересно заниматься, и стал искать, где этому можно учиться. Одним из преимуществ Чехии, которое сыграло для меня важную роль, стало то, что здесь бесплатное высшее образование.

ДЯ: Расскажите про Пльзень.

АС: Это такой индустриальный городок, четвёртый по величине город Чехии, но в целом довольно небольшой. И там есть достаточно хороший университет с факультетом искусств и дизайна имени Ладислава Сутнара, известного чешского дизайнера. Я там учился на графическом дизайне, хотя там полно других специальностей — от живописи до новых медиа.

ДЯ: А шрифт?

АС: Шрифта у нас не было. У нас был курс типографики, где меня научили верстать текст, за что я благодарен нашему преподавателю Павелу Швейде. Ещё был дизайн логотипов, брендинг, всякая вёрстка и плакаты, очень много плакатов каждый семестр.

Студенческие работы Александра

ДЯ: Как вы занялись шрифтовым дизайном?

АС: Когда я начал заниматься типографикой, мне стали нужны шрифты. И быстро выяснилось, что бесплатных шрифтов не так много, а регулярно покупать новые студенту дорого. И я решил попробовать, смогу ли я нарисовать хотя бы алфавит. Первый шрифт я рисовал полгода, что, как мне кажется, не так уж много для первого шрифта. Я учился делать его сам, просто открывая какие-то классические шрифты типа Helvetica и Univers, изучая, как там всё сделано, и пытаясь повторить. Шрифт — он называется Fivo Sans и бесплатно выложен у меня на бехансе — получился достаточно наивным, но я думаю, что для меня это был очень полезный опыт. Собственно, Fivo Sans он называется, потому что я пять раз начинал делать его заново — так слово «five» записалось в название. Потом я ещё решил сделать что-то более экспериментальное — так получился Fivo Sans Modern, версия с более ядерными вырезами.

Шрифт Fivo Sans

Шрифт Fivo Sans Modern

ДЯ: Потом раз-раз — и вы стали дизайнером студии &Walsh и шрифтовым дизайнером в Pangram Pangram. Как это произошло?

АС: В Pangram Pangram я попал в 2018 году просто по приглашению Матьё Дежардена — он просто увидел мои шрифты, которые я раздавал бесплатно на тот момент, разглядел, наверное, в них какой-то коммерческий потенциал и пригласил меня в студию как коллаборатора. С тех пор я выпускаю шрифты с ним. Хотя теперь в студии появились и другие коллабораторы, но я продолжаю работать непосредственно с Матьё. А с &Walsh история была такая: оканчивая университет, я составил список студий, где мне было бы интересно поработать, и первые два пункта там были Pentagram и Sagmeister & Walsh. Я отправил им имейлы, и, к моему удивлению оба ответили положительно. Я попал в Sagmeister & Walsh и сразу, будучи ещё интерном, стал заниматься ребрендингом студии: Стефан ушёл заниматься некоммерческими проектами, а мы начали рисовать амперсанды для новой студии Джессики. Потом я перешёл на позицию дизайнера и стал заниматься дизайном в широком смысле этого слова: шрифты, типографика, моушен, даже какие-то мокапы для фотосессий. Через год я понял, что у меня накопилось много идей для каких-то своих проектов, преимущественно шрифтовых, и решил покинуть студию.

Один из вариантов логотипа студии &Walsh

Логотип премии ADC Annual Awards

Шрифт для фермерской компании Plenty

Логотип кампании TED Countdown

ДЯ: То есть сейчас вы сотрудничаете только с Pangram Pangram и занимаетесь своими проектами?

АС: Да.

Шрифт Pangram Pangram Right Gothic

ДЯ: Так становится понятнее, как вы смогли выжить, делая 36 дней подряд по шрифту в день. Хотя всё равно не очень понятно…

АМ: Александр, на сколько килограмм вы похудели за эти 36 дней?

АС: На 36. (Смеётся.) Самой тяжёлой частью проекта #36daysoftype было заставить себя работать в режиме фултайм. У меня как шрифтовика свободное расписание, что располагает к некоторому разгильдяйству. А тут приходилось каждый день просыпаться и садиться придумывать новую мысль.

АМ: Что вами двигало? Это было проверкой своих навыков, желанием нарастить аудиторию в инстаграме или каким-то личным вызовом?

АС: В этом проекте всё удобно сошлось. Я хотел посмотреть, могу ли я рисовать по шрифту в день, придумывать более-менее оригинальную идею. Потому что нарисовать обычный гротеск можно за достаточно короткий срок, но каждый день будет одно и то же, а делать что-то новое каждый день — это уже проверка не столько технических навыков, сколько дизайнерского мышления. Сюда же вошла необходимость выкладывать что-то каждый день, смотреть, что людям нравится, а что не нравится, пытаться угадать, правильно ли я думаю, что людям понравится.

Из проекта #36daysoftype

ДЯ: И как? Получалось угадывать?

АС: В некоторых случаях я угадывал, в некоторых мне было обидно, что идея не зашла, а в некоторых, наоборот, удивлялся, что идея, которую я еле вымучил, всем понравилась. Из того, что я угадал, например, был геометрический шрифт с такими плавными, типа рукотворными элементами. Мне казалось, что всем нравится геометрия, и это оказалось действительно так.

Из проекта #36daysoftype

ДЯ: Какие у вас дальнейшие планы на эти наработки? Будете ли вы как-то опираться на те выводы, которые сделали о реакции публики?

АС: Думаю, да. Ещё одна причина, почему я ввязался в проект, — это желание сделать кучу наработок, которые потом можно будет закончить, превратив в полноценные шрифты. Конечно, это задача не на один день. Хотя —  и это тоже было одной из целей — хочется выявить закономерности и сделать инструментарий, который поможет автоматизировать процесс продакшена. Это то, чем я сейчас занимаюсь, — перевод процессов на кодинг вместо того, чтобы всё делать вручную.

АМ: Вы как-то говорили, что самому себе более молодому дали бы совет концентрироваться только на важных вещах и отмести неважные. А тут вы постоянно за короткий промежуток времени генерировали законченную шрифтовую идею с кассой — похоже на настоящее распыление энергии. И игра с угадыванием симпатий публики тоже очень неожиданна в этом ключе.

АС: Каждый день мне приходилось разрабатывать новую идею, и я не мог начинать её с того, понравится она или нет — это чересчур сложно. Я делал то, что мне было интересно сделать, а дальше уже выкладывал и смотрел — зайдёт, не зайдёт. То есть этот момент угадывания — не был основой процесса, он был уже постфактум. И про трату энергии впустую не согласен — этот проект принёс большой результат. Я сделал много заготовок, которые уже понятно как работают, — можно сразу увидеть, что имеет смысл доделывать. Если бы я этого не сделал, скорее всего, я бы потратил тот же месяц на одну идею, и она могла вообще не сработать.

АМ: Тогда вопрос про эффект от усилий на более длинной дистанции: какие из ваших шрифтов разочаровали вас с точки зрения востребованности? Это вопрос не про деньги, а про объём ожиданий перед релизом.

АС: У меня шрифтов не так много, всего четыре или пять семейств. Половина продаётся, скажем так, не очень хорошо. Но другая половина их окупает.

АМ: Повернём этот вопрос в позитивную сторону — какой шрифт стал для вас сюрпризом с точки зрения коммерческого успеха?

АС: Могу сказать, что гротески продаются лучше всего — и в целом это достаточно ожидаемо. Возможно, если сделать какой-то другой сериф, то он будет продаваться лучше. Такое наблюдается и у других студий: все делают гротески — и в основном неогротески, — потому что они лучше продаются.

Шрифт Object Sans

Шрифт Agrandir

ДЯ: Вас как-то расстраивает, что кроме гротесков людям ничего не нужно?

АС: Мне неинтересно сидеть и рисовать одни гротески, поэтому, если какая-то идея мне очень нравится, то я её всё равно закончу, даже зная, что она не будет, скорее всего, коммерчески успешной. И поскольку гротески продолжают кормить, у меня есть возможность делать что-то не слишком коммерческое.

ДЯ: У вас солидный бэкграунд графического дизайнера, поэтому вы можете посмотреть на шрифт не только как автор, но и как потребитель. Как-то этим пользуетесь?

АС: Только в самом поверхностном контексте — типа настроить метрики шрифта так, чтобы строчки не бодались. А если с точки зрения его будущего использования — типа «это шрифт для брендинга», — то я не могу угадать такие моменты. Поэтому я просто делаю то, что мне кажется интересным с шрифтовой точки зрения, и то, чего ещё нет на рынке.

АМ: Но в своём интервью для It’s Nice That вы говорили, что все шрифты для всех задач, в сущности, уже нарисованы, и поэтому у шрифтовых дизайнеров остаётся пространство для искусства. Я намеревался узнать побольше об этой концепции…

АС: На самом деле мои взгляды меняются со временем. Наверное, сейчас бы я такого не сказал по той простой причине, что искусство от дизайна отличается — оно не имеет функции. Если распечатать кернинговую таблицу на плакате, то это, наверное, можно назвать искусством, полученным из шрифта, а сама форма букв как искусство — теперь я такого не скажу.

АМ: Вам не кажется, что посты в инстаграме — и ваши, и некоторых других молодых шрифтовиков — в известной степени не имеют цели и практического применения: это некий восторг от контура, от пластики, от сочетания букв. И это всё в своей бесцельности очень близко к искусству…

АС: Да, но пост — это уже не шрифт, а плакат со шрифтом. И у этих плакатов есть функция — они приносят подписчиков, например. Они работают так же, как и любой брендинг, — привлекают внимание.

АМ: Не жалко усилий, которые вы тратите для того, чтобы появилась такая картинка?

АС: Это окупается, если в итоге даёт работу и приносит доход. Шрифтовым студиям это обеспечивает известность — люди видят шрифт и могут пойти его купить. В этом плане инстаграм сейчас почти монополист. Но я в последнее время мало пощу в инстаграм. Никакого инстаграма ради инстаграма — только какие-то релизы или что-то интересное.

ДЯ: Алексей, а что для вас служит критерием полезности?

АМ: В первую очередь возможность воспользоваться, а не просто насладиться визуальным результатом. Потому что нередко шрифтовики выкладывают очень неожиданные графические или пластические эксперименты, которыми ты воспользоваться не можешь, потому что там нарисованы только две или три буквы, и стянуть идею тоже нельзя — как-то некрасиво. Ты, как ребёнок перед витриной кондитерской, смотришь, облизываешься и злишься. Есть целый ряд графических и шрифтовых дизайнеров, которые живут в инстаграме, где они создали для себя удобное и безопасное пространство с выверенной дистанцией от критиков и случайных прохожих. Они это пространство культивируют, поддерживают и время от времени напоминают о себе всякими акциями, но во всём этом немного смысла, если не считать количество подписчиков. Хотя в инстаграме есть и малоизвестные герои, которых надо ещё поискать. Мне кажется, именно Саша делает подборки всяких крутых редких шрифтовиков…

АС: Да, у меня есть страничка Contemporary Type, куда я пощу то, что мне кажется интересным с профессиональной точки зрения. Я стараюсь не постить туда что-то, что в других аккаунтах набирает много лайков, но, по моему мнению, не слишком оригинально. Многие посты там — это шрифты, которые можно купить, перейдя по ссылке. Но, конечно, не все — иногда там действительно лишь какие-то прикольные идеи.

АМ: Я обратил внимание на список шрифтов и шрифтовых героев, которые вызывают у вас особое уважение и интерес. Многие из них отличаются известной терпеливостью и неспешностью, которые дают потрясающие результаты, — например, Крис Соверсби с его шрифтом Signifier. При этом создаётся такое ощущение, что вы сами всеми возможными средствами отбиваетесь от любых вещей в шрифтовом дизайне, которые бы могли быть настолько же пластически интересными и при этом универсальными с практической точки зрения. Почему?

Книга «Тайная жизнь». Шрифты Signifier, Garalda, Brioni Sans. Дизайн Алексея Мурашко

АС: Я не столько от них отбиваюсь, сколько их не нахожу. В принципе я стараюсь не рисовать шрифты, которые построены на интересной графической идее, но их неудобно использовать. Мои коммерческие шрифты более-менее обычные…

АМ: Но мне так вовсе не кажется! Многие ваши шрифты — это вещи в себе, которые обеспечивают удивительный опыт повторного переживания, когда нужно искать проект под них, а не наоборот.

АС: Это какие, например?

АМ: Найти проект для антиквы Relaate было невероятным вызовом. И вы меня настолько напрягли этой пластической идеей, что для того, чтобы закомпоновать шрифт с какими-то другими элементами, пришлось придумать графическое решение, которое и сделало проект книги. В итоге она получила приз на национальной премии книжного дизайна в Латвии. И это во многом ваша заслуга: люди, видя завитки лепестков подсолнуха рядом со своеобычными формами Relaate, находят это сочетание настолько гармоничным, что у них не возникает вопросов к остроте и избыточной претенциозности этого шрифта.

Книга и выставка Silver Girls. Шрифты Relaate, LT Sabon Next Pro, abc Allegra. Дизайн Алексея Мурашко

АС: Насчёт Relaate согласен: он странный и, скорее всего, неудобный. Но остальные мои шрифты обычные или, по крайней мере, не настолько дикие. Может быть, Grafier тоже странноватый, но там есть стилистические альтернативы, которые расцепляют соединённые засечки, и он становится тоже достаточно обычным.

Гид по кириллической типографике для графических дизайнеров. Шрифты Grafier и Neue Haas Unica. Дизайн Яны Векшиной

АМ: Вы когда-нибудь думали о судьбе своих шрифтов? Шрифты такой силы и выразительности, как Relaate или Grafier, выстреливают только один раз. С учётом такой засветки Relaate у меня вряд ли получится снова использовать его в ближайшее время. А вы продолжаете работать над новыми начертаниями, кассой или кернингом, хотя для меня это уже отстрелянный патрон. Вам не обидно?

АС: Это достаточно известная история, что шрифты дисплейные живут ярко и быстро, а шрифты скучные живут долго и счастливо, пусть и не так заметно. Та же, простите, Helvetica всё живёт, живёт и никак не умрёт. Но когда у Relaate появилось больше начертаний, люди стали приобретать его чаще. Cейчас он выложен уже в таком состоянии, когда у него есть всё, что должно быть у коммерческого шрифта, — он полностью функционален. Я им не занимался с даты последнего релиза — для меня это тоже уже закрытая книга, но с закладкой. Пусть пока полежит на Future Fonts на случай, если я захочу что-то ещё добавить.

АМ: Александр уже упоминал, что там есть опентайп-фичи, которые делают этот шрифт несколько более нормальным. Но, вероятно, из-за желания демонстрировать как раз самые яркие качества Grafier, все посты в инстаграме, которые сопровождали выход шрифта, и даже дефолтный сет на сайте не давали никакого намёка, что существует более нормальная, расцепленная версия. Я выбрал Grafier как раз из-за его нарочитой наглости и использовал в том размере, в котором вопрос читаемости не стоял. И поэтому мне немного стыдно, что я не додумался заглянуть в палитру Glyphs и обнаружить там ещё один знаковый состав с другими формами. Но в отличие от Relaate, который в моём мозгу попал в зону эстетического напряжения, Grafier таким не стал — возможно, как раз из-за того, что он такой нормализованный. Но он может ещё пригодиться, когда потребуется свежая кириллица.

Фестиваль Riga Photomonth. Шрифты Grafier и Aeroport. Дизайн Алексея Мурашко

Вообще для меня type.today стал такой же точкой, как Fontstand, но в части кириллицы. Как только нужны шрифты с кириллицей, а времени на поиск мало, я, скорее всего, пойду на type.today и присмотрю там что-то, что, вероятно, уже мелькало передо мной, но по каким-то причинам не запомнилось. Это реальный инструмент, который позволяет экономить массу времени, но с важной поправкой — когда нужна кириллица.

ДЯ: Ура, если так. Саша, а вы, кажется, не очень часто делаете кириллицу?

АС: Да, не очень.

ДЯ: Почему?

АС: Попытаюсь сформулировать максимально политкорректный ответ…

АМ: Гаянэ Багдасарян как-то прямо написала, что Brownfox делает кириллицу по остаточному принципу — они её делают, потому что проще её сделать, чем не делать. И какой-то особенной коммерческой цели она не видит, если сравнивать с объёмами продаж на западном рынке, где эта компонента шрифта не очень востребована. Поэтому нас не удивит любой ответ, даже неполиткорректный…

АС: Да, для меня рисовать кириллицу — это волонтёрская, неоплачиваемая работа. И у меня всегда возникает вопрос — лучше мне нарисовать латиницу, которую люди будут покупать и использовать, или же я потрачу то же время на кириллицу, которую, грубо говоря, никто использовать не будет, по крайней мере если смотреть на продажи. Естественно, шрифты тащат. И латиницу тащат не меньше, чем кириллицу. Но в отличие от кириллицы за латиницу платят Европа, Северная Америка и в какой-то степени все страны. У меня есть продажи даже в Японии и Корее, где латиница нужна только для логотипов или переводов. А кириллица — это несколько стран, в которых не очень принято покупать шрифты. Соответственно я как создатель продукта просто не вижу спроса. Но при этом у меня кириллица есть в большинстве шрифтов. Так получается просто потому, что кто-то меня просит добивать её для своего проекта, и я делаю, после чего её уже можно выставить на продажу.

Кириллица шрифта Le Murmure

АМ: А для вас стандарт — это расширенная латиница?

АС: Да, для меня европейские языки — стандартный набор. Я никогда не рисовал букву ð из исландского, потому что думал, что никто из Исландии никогда не будет мои шрифты использовать. Но как только я выпустил какой-то очередной шрифт без этого знака, мне написали с Фарерских островов с просьбой его добавить. И я добавил. Добавить один знак всё-таки не так напряжно, как нарисовать целую кириллицу и прокернить её с пунктуацией, буквами, цифрами и так далее.

ДЯ: Вы делаете кириллицу по одному запросу или копите запросы, пока не понимаете, что это коммерчески обосновано?

АС: Иногда я делаю, потому что кто-то готов купить хорошую лицензию и заплатить. Иногда, как в случае с Relaate, мне просто интересно. Кириллица там появилась потому, что меня попросили, но у меня самого была мысль, что было бы интересно посмотреть, что получится.

АМ: У вас нет помощников?

АС: Мне надо завести таких людей, но пока что их нет, потому что мне сложно понять, где заканчивается дизайн и начинается продакшен. На самом деле, меня больше интересует продакшен-код — он всё делает быстрее и не просит кушать. И я сейчас стараюсь заскриптить всё, что можно заскриптить. Хотя стоит поблагодарить Илью Бажанова, который сделал кириллицу для Right Grotesk…

АМ: Вы же с ним в одном городе живёте?

АС: Да, мы с ним давно знакомы. Познакомились, приехав сюда на языковые курсы. Он тоже учился на дизайнера в другом университете, тоже делает классный дизайн и классные шрифты, тоже продаётся на tomorrow. Он делает качественный продукт — я ему отдал кириллицу, и мне не надо было за ним следить. Всё сделано качественно и аккуратно. Отличный совместный проект.

Right Grotesk. Автор кириллицы Илья Бажанов

АМ: Вы не думали о какой-то перспективе своего шрифтового лейбла?

АС: Одно дело — рисовать шрифты, а другое — открывать магазин, заниматься сайтом, продажами, общением с клиентами, которым надо объяснить, как включить опентайп-фичи. Многие, кто открывает свои студии, перестают рисовать шрифты и занимаются в основном креативным дирекшеном. Мне пока проще всё это отдать кому-то, кто будет продавать.

ДЯ: Что вы думаете о лицензионной политике Pangram Pangram?

АС: Я ничего о ней не знаю. Моя роль — только передавать им шрифты, и всё.

ДЯ: Там абсолютное добро в том, что касается триальных версий…

АС: Несколько лет назад мы общались с Матьё на эту тему. Как я это понял, там идея такая, что мы фокусируемся на тех, кто готов покупать шрифты, и делаем для них всё максимально удобно — скачайте триал, попробуйте, решите и купите. Кто захочет стащить шрифт — стащит его и так. Не хочется тратить время на то, чтобы бороться с ними и ставить палки в колёса за счёт тех людей, кто готов покупать. Мне это показалось достаточно разумной политикой.

ДЯ: Вы следите за дизайнерами в Чехии или вы человек мира в этом смысле?

АС: Я человек мира — чешских дизайнеров и шрифтовиков я знаю не так уж много. Чехия не такая страна, как Германия, куда едут и известные, и неизвестные хорошие дизайнеры. Наверное, из-за того, что я учился в Пльзени, я меньше варился в тусовке чешских дизайнеров, поскольку она существует больше вокруг UMPRUM, пражской школы, в которой сейчас учится Илья Бажанов, — он их знает намного лучше. А из тех, за кем я слежу в инстаграме, половина, кажется, живёт в Берлине, а оставшиеся — где-нибудь в Нью-Йорке или в Швейцарии.

ДЯ: А в России?

АС: В России я знаю не так много людей, хотя стараюсь следить за постами Тимура Зимы, читать type. today и всё остальное. Но почему-то дизайнеры из России реже попадают на мой радар, чем те же немцы или люди, живущие в Германии (ведь половина из них — не немцы). И французы ещё! Французы повсюду.

ДЯ: По вашим ощущениям, осталось сегодня какое-то деление на национальные школы в шрифте?

АС: Я не так давно удалённо проводил воркшоп для начинающих дизайнеров во Франции. И я привык думать, глядя на российский дизайн и на немецкий, что все стараются делать буквы из геометрии. И я долго упирал на то, что так неправильно и надо делать оптические компенсации. А никто из студентов не сделал ни одного геометрического шрифта — все сделали какой-то витиеватый ар-нуво, что выглядело очень по-французски. То есть определённые границы национальных школ до сих пор есть, хотя они, конечно, стираются.

ДЯ: Можете как-то зафиксировать настоящий момент — что, на ваш взгляд, происходит в типографике и шрифте сейчас, в 2021 году?

АС: Мне кажется, всё сводится к двум тезисам о том, чего раньше не было, что отражает текущий момент времени и определяет развитие в будущем. Первое — буква стала подвижной, анимированной. Она может адаптироваться и как-то реагировать на зрителя. И второе — благодаря более высокому разрешению печати и экранов контур букв, который сейчас видит зритель, намного ближе к тому, что рисовал шрифтовик. В старых шрифтах всё сводилось к тому, что они будут отхинтены и зритель получит пиксели, которые лишь примерно будут отображать то, что нарисовал дизайнер. А теперь дизайнеры могут рисовать более конкретный и интересный контур — зритель его увидит. Возможности этих двух идей мы ещё до конца не использовали. Сегодня анимированная типографика — это в основном инстаграм, а она способна нести большой функциональный смысл. Но поскольку это требует участия не только шрифтовиков и дизайнеров, но и разработчиков и заказчиков, то потихоньку это всё будет набирать обороты и чаще использоваться. По крайней мере, я на это надеюсь.

ДЯ: Что вы думаете про технологию вариативного шрифта?

АС: Я всеми руками за. Знаю, что многие идут против этого — или рисуют, как Филипп Ноймайер, кучу начертаний без интерполяции, когда каждое из них нарисовано отдельно, или делают Druk как пример антивариативного шрифта. Но для меня идея вариативных шрифтов более интересная, потому что она даёт новые возможности — сделать ту же анимацию или получить какие-то промежуточные начертания, которые никто не догадался бы рисовать вручную, или превращать гротеск в антикву в каком-то интерактивном формате. Я думаю, это просто свежо.

ДЯ: Почему тогда это всё так туго приходит к пользователю? Будто эта технология, которой уже много лет, особо никому не нужна.

АС: Как и любая технология, она никому не нужна, пока кто-то не сделает с ней что-то интересное и все не захотят сделать так же.

ДЯ: У вас есть амбиция когда-нибудь сделать что-то, что не будет отвечать на запрос, а изменит текущий момент в шрифте?

АС: У меня есть очень амбициозный проект инструмента, который за меня рисовал бы начертания. Если его получится сделать хорошо, то это будет определённым прорывом.

ДЯ: А с точки зрения графики?

АС: Это было бы замечательно, но это сложно. Нет рецепта, как это сделать. В шрифтах для многого есть рецепты — паттерны, которые просто повторяешь, и получается хороший продукт. А придумать новую форму — это уже что-то за рамками такого процесса.

ДЯ: Многие говорят, что, когда делаешь шрифт, не можешь угадать, что взлетит, — просто делаешь и делаешь. Вы верите в то, что результат непредсказуем как лотерея? Или всё-таки его можно спрогнозировать?

АС: Мне кажется, тут есть и то и другое. В каких-то случаях просто воспроизводится понятный паттерн. Но иногда вмешивается случайность или появляется идея, которая уводит от этого проторённого пути. У меня есть такой критерий — я им активно пользовался в #36daysoftype, — что, если я делаю шрифт и у меня не возникает проблем, то, скорее всего, получается что-то банальное и неинтересное. А когда возникает проблема — например, какая-то анатомическая деталь буквы никуда не может вписаться, — усилия, потраченные на то, чтобы её вписать, как раз и должны дать интересный концепт.

АМ: У вас есть какая-нибудь профессиональная мечта?

АС: Нет, высокой мечты нет, есть только цели на ближайшее будущее.

АМ: Может быть, поделитесь, если не секрет?

АС: Мне действительно интересно научиться делать шрифты, о которых вы говорили, — с интересной пластикой и которые при этом можно использовать больше, чем один раз. Это ощущение было у меня с самого начала моей шрифтовой деятельности. Просто вначале я учился делать шрифты, потом я учился делать странные шрифты и так далее, — а теперь хочется научиться делать их концептуально интересными и одновременно удобными. И самое сложное тут, наверное, то, что если тот же Signifier использовал какую-то яркую графическую идею, то теперь её нельзя повторить даже с другой анатомией шрифта — получится уже подделка. Идея, которая могла бы быть концептом для большого количества шрифтов, оказывается концептом одного шрифта. И надо искать какие-то другие идеи.

Александр Слобженинов

tomorrow.type.today/ru/designer/slobzheninov
instagram.com/slobzheninov
behance.net/slobzheninov

Лучшие шрифты для презентации с примерами: какой использовать?

Надоели скучные презентации? В этой статье я вам расскажу про трендовые шрифты, а именно про несколько своих идей работы со шрифтами, которые могут помочь сделать визуал презентации более интересным. Я поделюсь своими любимыми шрифтами, это пять шрифтов на английском и также 10 шрифтов на русском (кириллица). Из них половина это обычные и базовые, а остальная часть это рукописные, акцентные, бусковые и др.  У вас будет возможность добавить эти шрифты к себе, потому что в конце статьи я оставлю ссылку на диск с папкой. В неё я загружу все эти шрифты и у вас будет возможность выбрать любой вам понравишься, и скачать себе.

Помимо этого, в этой статье вы узнаете о том, как правильно сочетать шрифты, а также я покажу примеры визуала этих шрифтов в презентации.

Перейдём к шрифтам. Изначально я хочу поделиться именно вот этим списком своих шрифтов, своих любимых шрифтов, которыми я сама люблю пользоваться: на русском, на английском, кириллица, рукописный и так далее. Начнем с кириллицы.

5 базовых и классических шрифтов – кириллица (русские) и латиница (английские)

Montserrat и Century Gothic

Первый пункт это Montserrat и Century Gothic . Это те шрифты, которые считаются уже классикой и базой, да и я использую их часто.

Монсеррат — это самый мне кажется универсальный шрифт для презентаций, потому что он подходит под разные стили: минималистичные, спокойные, классические виды презентаций. Но проблема в том, что Montserrat настолько часто используется везде, что, мне кажется, что он многим начал надоедать и приелся. Он супер универсальный и базовый, но лучше искать уже что-то новенькое. Century Gothic шрифт я использую также часто, он как раз таки очень похож на монсеррат, но он более строгий, так как у него нет таких округлений и он очень топорный, лаконично прямой. Поэтому Century Gothic и Montserrat это первый пункт, самые базовые и универсальные.

Gotham

Этот шрифт также очень лаконичный и простой. Считается геометрическим гротеском без засечек и одним из самых успешных шрифтов начала двадцать первого века. Сочетая в себе «буквы краски, гипса, неона, стекла и стали, которые так заметны в городском пейзаже», как говорят типографы, Готэм обладает знакомым качеством, хотя и создан по-новому. Формы букв просты и прямолинейны — инженерная идея «основного письма».

Circe

Это еще более мягкий и геометрический шрифт с множеством плюсов. Своим названием шрифт обязан своим геометрическим формам и несколько опасному характеру. Отлично подходит для длинных текстов: целевых страниц, лонгридов, детских и академических книг, а также для презентаций. Более жирный и светлый стили предназначены для заголовков и фирменного стиля, особенно если используются стилистические чередования.

Gilroy

Gilroy — это современный шрифт без засечек с геометрическим оттенком, бескомпромиссный и точный во всех аспектах дизайна. Из-за его разнообразия, вы можете использовать этот шрифт как для ярких заголовков, так и для длинных текстовых разделов. Идеально подходящий для графического дизайна и любого использования в графике, он может отлично вписаться в интернете, вывесках, корпоративном, а также в редакционном дизайне.

Raleway

Благодаря своему минималистичному стилю, Raleway является обязательным шрифтом в наборе инструментов любого дизайнера. Его элегантный дизайн и плавные изгибы делают его отличным шрифтом для заголовков и небольших абзацев, которые можно улучшить, сочетая его с другими шрифтами для впечатляющего визуального воздействия. Он очень разборчив, что делает его отличным выбором, как для печати, так и для графического дизайна, а также для любого проекта, ориентированного на широкую аудиторию.

5 акцентных рукописных шрифтов – кириллица (русские)

Вот их, я использую в одном проценте случаев, если нужно на обложку добавить какой-то акцент, либо какую-то интересную деталь. Поэтому я называю эти шрифты акцентными.

Gogol

Гоголь интересный шрифт и я его нашла в подборке русских шрифтов, там был хороший шрифт – Пушкин. Но вот Гоголь, мне нравится тем, насколько он рукописно аккуратный.

Prata, Yeseva One, Journalism и Okruglism

Я бы хотела выделить их, потому что не везде я вижу такие шрифты. Они, опять же, могут служить очень хорошим акцентом. Но стоит учитывать, что иногда такие шрифты могут быть не совсем читабельными.

Voronov

Воронов это рукописный шрифт, но он не такой каллиграфичный, а это именно шрифт от руки, например, детской руки. Он очень простой и корявый, поэтому обращает на себя внимание.

5 акцентных шрифтов – латиница (английские)

Дальше шрифты на английском, которые я специально нашла для этого видео, так как я сама редко использую какие-то латинские шрифты.

Goku regular

Goku Font — это многоязычный шрифт , изначально разработанный как трафаретный шрифт для презентации. Смелые линии, плавные изгибы и улучшенная читаемость делают его идеальным для выделения в любой презентации.

Autumn Chant, Transatlantic cruise, Hyperbola и League Script

Суть в том, что эти шрифты рукописные, акцентные, базовые и простые. Их очень легко между собой сочетать. В презентациях практически всегда бывает заголовок и основной текст. И если мы хотим добиться красивого и интересно вида, то мы можем сочетать разные шрифты, но как правильно сочетать шрифты?

Сочетание шрифтов в презентации

Это достаточно трудная тема, потому что тут необходимо, либо визуально чувствовать и понимать стилистику, а также настроение каждого отдельного шрифта, либо руководствоваться и пользоваться дизайнерскими правилами. Поэтому, необходимо понимать, какие шрифты вообще существуют, какие у них бывают стили и под какую тематику они подходят. И еще надо сказать, что можно сочетать между собой не только два шрифта, но и более. Только следует помнить о том, что чем больше шрифтов мы используем, тем сложнее добиться гармонии в дизайне.

Есть разные правила, но я не хочу говорить про все, в этой статье ограничимся самыми базовыми и понятными. Если хотите узнать больше, то читайте мою статью, о том как правильно сочетать шрифты.  

  1. Базовое правило, это сочетать шрифты без засечек со шрифтами с засечками.

Что такое засечки? Если представить отдельную букву, кстати, она называется гриф, она может быть прямой.

А засечка это вот такие дополнительные штрихи на краях, на концах, которые делают дополнительный акцент. Если присмотреться, этим правилом руководствуются многие. С этим правилом можно смело экспериментировать.

  1. Второе правило, которое важно учитывать, это не сочетать шрифты и из одной категории.

Например, у нас есть категория рукописные или акцидентные шрифты, и лучше не сочетать их вместе, потому что они могут между собой спорить. Допустим, если мы берем какой-то рукописный и готический шрифт, то понятное дело, что они между собой не сочетаются.

Лучше брать один какой-то акцентный и один простой.

Есть два основных принципа по которым можно сочетать шрифты:

  • Согласие.
  • Контраст.

Согласие достигается за счет поиска одинаковых признаков в обоих шрифтах. Например, это может быть одинаковая высота букв, либо одинаковая пропорция букв. К примеру,  буква «о». Она может по-разному выглядеть в разных шрифтах и круто если буква «о» будет сочетаться в простом базовом шрифте с рукописным. Тогда это будет такое соответствие между шрифтами, при котором они будут гармонически смотреться.

А контраст достигается за счет разных признаков. Например, жирное начертание с тонким, высокие буквы с низкими, большие буквы с маленьким.

Руководствуясь именно принципам контраста, можно намного легче найти вот это идеальное сочетание шрифтов. Так же у меня есть классная подборка сочетания шрифтов.  Там я составила разнообразное хорошее сочетание шрифтов между собой для разных случаев.

Идеи для визуала шрифтов в презентации

Ещё парочка моих идей, как можно использовать шрифты в качестве визуального элемента дизайна.

  1. Во-первых мне нравится использовать шрифт как часть фона. Например, если мы делаем презентацию в минималистичном стиле, то можем взять одно слово, какой-то тег, который подходит под всю тему и разместить его на заднем плане, перевернуть, увеличить во всю ширину и повысить прозрачность.

Таким образом, шрифт очень нативно и естественно интегрируется в фон презентации. Поэтому можно использовать как вот такой вот базовый элемент для всех слайдов сразу.

  1. Также мне нравится использовать рукописные акцентные шрифты как элемент, который может соединить картинку и текст.

Для этого необходимо взять слайд, на котором фотография будет занимать большую площадь слайда и поверх него написать рукописный заголовок, название или какую-то акцентную фразу. Таким образом, сразу возникает динамика или интересные элементы, которые могут цеплять взгляд.

В целом, шрифты можно использовать по-разному, нет прям четких правил. Каждый раз, в процессе создания презентации или в процессе дизайна, у меня могут возникать разные идеи.

Только не забывайте одно, шрифты могут быть бесплатными как для коммерческого использования, так и для личного. Но иногда за них придется заплатить. Будьте аккуратны. У меня также есть отдельная статья, где я привела топ 10 сервисов с бесплатными коммерческими шрифтами.

Поэтому, если у вас есть какие-то новшества, можете их оставлять в комментариях, будет интересно почитать, посмотреть и также применять в своем дизайне.

Рассмотренные шрифты можно скачать по ссылке.

Поделиться записью:

СВЯЖИТЕСЬ СО МНОЙ!

ПОМОГУ С ЛЮБЫМ ВИДОМ ДИЗАЙНА

Это то, что мне нужно!

10 шрифтов с засечками для ваших дизайнерских проектов

В типографическом дизайне существуют различные типы шрифтов с засечками, такие как винтажный, плоский и т. д., давайте рассмотрим 10 лучших шрифтов для использования в проектах

Дизайн

Обновлено 17 сентября 2022 г.

Существуют различные типы засечек, такие как винтажная засечка, плоская засечка, переходная засечка, одинарная засечка или современная засечка. Засечки — это крошечные штрихи в конце каждой буквы, которые делают шрифт более читабельным, особенно когда он оптимизирован для правильного размера шрифта и средства отображения. Используя лучшие стили шрифтов с засечками, ваши проекты могут стилистически передать наследие, историю, форму и классический вкус. Так что продолжайте читать и ознакомьтесь с 10 шрифтами с засечками, которые можно использовать в своих дизайнерских проектах.

Добейтесь профессиональных результатов в своих дизайнерских проектах с помощью этого вневременного шрифта. От классических шрифтов с засечками до более экспериментальных форм — в Creative Market есть шрифты с засечками, которые лучше всего соответствуют вашей эстетике. Следуйте ниже, чтобы узнать больше о лучших шрифтах с засечками, которые помогут вашему проекту выделиться.

Итак, когда лучше всего использовать шрифт с засечками?

Нет никаких ограничений на использование шрифтов с засечками в ваших проектах. Хотя он использует современные шрифты с засечками в основном для официальных проектов, вы все равно можете попробовать этот шрифт для повседневного дизайна. Вы можете использовать шрифты с засечками в различных проектах, от разработки логотипа до веб-дизайна, плакатов и других печатных проектов. Шрифты с засечками — это вечная классика для личных или коммерческих проектов, которую вы можете использовать для создания потрясающих дизайнов.

Какие шрифты с засечками самые лучшие?

Лучшие шрифты с засечками могут добавить индивидуальности вашему дизайну шрифта. Он должен привлекать внимание и придавать уникальности и стиля вашему проекту. И по этой причине на рынке представлен широкий выбор шрифтов с засечками, от плоских с засечками до шрифтов с упругой кистью, каждый со своим уникальным внешним видом, который может выделить ваш проект.

Вы можете найти шрифты с лучшими засечками на Creative Fabrica. Вы можете скачать эти шрифты для своей дизайнерской работы.

При выборе шрифта с засечками вы должны учитывать общую функциональность и эстетику вашего проекта. Шрифты с засечками доступны в различных стилях и размерах, поэтому вы должны сопоставить выбранный шрифт с потребностями вашего проекта. В то же время некоторые типы засечек адаптируются для печатных и веб-материалов, а другие типы засечек могут использоваться для разработки логотипов и брендинга. Единственное, что нужно помнить, это то, что шрифты с засечками менее разборчивы в небольших размерах. Кроме того, вам необходимо убедиться, что текст имеет правильное количество интерлиньяжей или межстрочных интервалов, чтобы улучшить читаемость.

В Creative Market вы найдете сотни популярных шрифтов с засечками, идеально подходящих для любого проекта. Ниже приведен список из 10 шрифтов с засечками, которые можно использовать в своих дизайнерских проектах.

Разработанный с помощью Эбена Соркина, Merriweather представляет собой шрифт с засечками, предназначенный для чтения с экрана. Он имеет большую высоту x, слегка укороченные формы букв и короткие засечки, доступен в четырех размерах и с курсивом. Существует также версия Merriweather Sans без засечек, которая хорошо работает с этим семейством засечек.

Нарушайте правила с Awesome Content — причудливым жирным шрифтом! Этот невероятный смелый шрифт идеально подойдет для обложки вашего следующего альбома, плаката или визитной карточки.

Одним из шрифтов с засечками является Playfair Display, переходный шрифт с засечками, вдохновленный дизайном Джона Баскервилля и Scotch Roman. Файлы шрифтов, загруженные из Google, включают в себя полный набор прописных букв, общих и дополнительных лигатур.

Предлагается в 6 вариантах начертания вместе с курсивом и в виде вариативного шрифта. Будучи шрифтом для отображения, Playfair подходит для использования в больших размерах в дисплеях и заголовках.

Самый очаровательный шрифт, который вы когда-либо видели! Добавьте немного творчества в свои проекты вместе с Shy Kitty. Этот шрифт является ее кодировкой PUA, поэтому все глифы и росчерки легко доступны.

Дизайн Александры Корольковой, Ольги Умпелевой, а также Владимира Ефимова. PT Serif — переходный шрифт с засечками. Он включает в себя кодовые страницы из Западной, Центральной и кириллической Европы, а также символы каждого титульного языка в Российской Федерации, что делает его уникальным и очень важным инструментом для современных цифровых коммуникаций. Семейство шрифтов, разработанное для использования с PT Sans, представлено в трех основных вариантах: обычном, узком и для субтитров.

Lora — сбалансированный современный шрифт с засечками с каллиграфическими корнями. Так, в дизайне Сайреаля Лора передает в своих эссе настроение современной истории и искусства.

EB Garamond — классический шрифт с засечками в стиле Garamond, разработанный для возрождения знаменитых гуманистических шрифтов Клода Гарамона середины 16 века. Основанный на 1592 образцах рисунков Бернера, он предоставляет бесплатную версию шрифтов Garamond, доступных по лицензии Open Font License.

Разработанный Георгом Даффнером, этот шрифт охватывает латинские, греческие и кириллические шрифты, расширенные в различных стилях (обычный, курсив, полужирный, полужирный курсив) и размерах дизайна.

Calming Serif имеет несколько альтернатив и лигатур, поэтому вы можете комбинировать их для создания идеального типографского дизайна. Он идеально подходит для ваших будущих проектов, таких как роскошный логотип и брендинг, стильный редакционный дизайн, женский журнал, косметический бренд, модная реклама, брендинг художественной галереи, музей, историческая архитектура, брендинг бутиков, дизайн канцелярских товаров, дизайн блога, современный рекламный дизайн, приглашение на открытку, художественная цитата, домашний декор, название книги / обложки, специальные мероприятия и многое другое.

Этот шрифт имеет кодировку PUA, что означает, что вы можете легко получить доступ ко всем фантастическим глифам и лигатурам!

Большой, элегантный и романтичный шрифт Bellefair был создан Ником Шинном из канадской литейной компании Shinntype и черпает вдохновение из шрифтов XIX века и стиля ар-нуво. Первоначально разработанный как латинский шрифт, Лирон Лави Туркенич позже разработал версию шрифта на иврите, которая оказалась отлично подходящей с точки зрения веса и стиля.

Если вы ищете современный шрифт, такой как Didot или Bodoni, или хорошую альтернативу его шрифту Didone, Bellefair для вас.

Source Serif Pro — это шрифт с открытым исходным кодом, созданный Фрэнком Грисхаммером для Adobe Systems. Шрифт с засечками в стиле перехода дополняет семейство Source Sans Pro, еще одного популярного бесплатного шрифта без засечек.

Source Serif Pro имеет упрощенные формы букв, которые хорошо читаются на экране или на бумаге. Кроме того, он бывает разных стилей, от очень светлого до черного.

Debian — Подробная информация о пакете texlive-lang-cyrillic в sid

имена пакетов, описания, имена исходных пакетов, содержимое пакета, все параметры

[  бустер  ] [ Яблочко ] [  книжный червь  ] [  sid  ]

[ Источник: texlive-lang  ]

TeX Live: Кириллица

Поддержка кириллицы (болгарской, русской, сербской, украинской), даже если латинские алфавиты также могут быть использованы.

Этот пакет включает в себя следующие пакеты CTAN:

babel-belarusian — поддержка Babel для белорусского языка

babel-bulgarian — Бабель оказал поддержку болгарскому языку.

babel-russian — модуль русского языка для Babel

babel-serbian — поддержка Babel/Polyglossia для сербского языка

babel-serbianc — Модуль Babel для поддержки сербской кириллицы

babel-ukrainian — поддержка Babel для украинского языка

церковнославянский — набор документов на церковнославянском языке с использованием Юникод

cmcyr — Компьютерные современные шрифты с кириллическими расширениями

cyrillic — поддержка кириллических шрифтов в LaTeX.

cyrillic-bin — кириллический bibtex и makeindex

cyrplain — Поддержка использования кодировки T2

disser — Класс и шаблоны для верстки диссертаций на русском языке

eskd — Современная русская верстка

eskdx — Современная русская верстка

gost — стили BibTeX для форматирования в соответствии с ГОСТ

hyphen-belarusian — белорусские образцы переноса.

hyphen-bulgarian — Болгарские модели переносов.

hyphen-churchslavonic — церковнославянские схемы переноса.

hyphen-mongolian — монгольские образцы переносов в кириллице.

hyphen-russian — русские образцы переносов.

hyphen-serbian — Сербские образцы переносов.

hyphen-ukrainian — образцы украинских переносов.

lcyw — Сделать классические кириллические шрифты CM доступными в LaTeX

lh — кириллические шрифты, поддерживающие стандартные кодировки LaTeX.

lhcyr — нестандартная кириллическая схема ввода

lshort-bulgarian — болгарский перевод «Краткого введения в LaTeX2e»

lshort-mongol — краткое введение в LaTeX на монгольском языке.

lshort-russian — русское введение в LaTeX

lshort-ukr — украинская версия введения в LaTeX

mongolian-babel — файл определения языка для монгольского языка в Babel

montex — монгольский латекс

mpman-ru — русский перевод руководства по MetaPost.

numnameru — Преобразует число в русское имя, написанное по буквам

pst-eucl-translation-bg — Болгарский перевод pst-eucl документация

ruhyphen — русский перенос

russ — LaTeX на русском, без бабеля

serbian-apostrophe — Команды для сербских слов с апострофами

serbian-date-lat — Обновлен набор даты для сербского языка.

serbian-def-cyr — сербская кириллическая локализация

serbian-lig — управляющие лигатуры на сербском языке

t2 — Поддержка использования кодировки T2

texlive-ru — Руководство по TeX Live (рус.)

texlive-sr — руководство по TeX Live (сербский)

ukrhyph — Образцы переноса для украинского языка

xecyrmongolian — базовая поддержка набора кириллического монгольского языка. документы с использованием (Xe|Lua)LaTeX

Теги: Сделано из: Шрифт, TeX, LaTeX и DVI, Роль: Данные Приложения, Набор приложений: набор::ТОДО, использовать:: набор текста, Поддерживает формат: TeX и LaTeX, Работает с: Текст

Другие пакеты, относящиеся к texlive-lang-cyrillic

  • зависит от
  • рекомендует
  • предлагает
  • усиливает
  • отд: техасский (>= 6,13)
    общая инфраструктура для создания и установки TeX
  • отд: texlive-база (>= 2022.
Автор записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *